Напоминание

"Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"


Автор: Курьянова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Начальная школа - детский сад № 52"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная

школа – детский сад № 52»

Познавательно-исследовательская деятельность

как средство развития

познавательного интереса

у детей старшего дошкольного возраста

КУРЬЯНОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Воспитатель

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги!

У нас с вами замечательная профессия! Мы воспитываем детей, играя с

ними. Даже исследования и эксперименты проходят в игровой форме.

Тем

не

менее,

мы

люди

закона.

Поэтому

придерживаемся

требований

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования. Одно из них:

- формирование познавательных интересов и познавательных

действий

ребенка в различных видах деятельности.

Данное требование мы реализуем в познавательно - исследовательской

деятельности,

в

исследовании

объектов

окружающего

мира

и

экспериментировании с ними.

Еще в 90-х годах психолог Н.Н. Поддьяков в своей книге «Формирование

деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами

разной

сложности»

писал,

что

в

процессе

экспериментирования

дошкольник приобретает возможность управлять тем или иным явлением:

вызывать

или

прекращать

его,

изменять

это

явление

в

том

или

ином

направлении.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности у дошкольника

формируются

основные

компетенции:

социализация,

коммуникация,

информационная,

здоровьесберегающая,

деятельностная.

Через

опыты,

наблюдения

дети

взаимодействуют

друг

с

другом.

Проговаривают

результаты опытов, наблюдений.

Получают знания. Заботятся о своем

здоровье через беседы о пользе фруктов и овощей. Подбирают материал

для опытов.

Формировать предпосылки исследовательской деятельности мы начинаем

уже с младшей группы:

-вводим детей в проблемные игровые ситуации, активизируем желание

ребенка искать пути решения данной проблемы

- в старшем дошкольном возрасте, задачи более весомые: мы развиваем

умение определять возможные методы решения проблемы, как с помощью

взрослого,

так

и

затем

самостоятельно;

формируем

умения

применять

данные методы, использовать различные варианты и развиваем желание

пользоваться терминологией.

Чтобы выполнить перечисленные задачи, мы должны создать условия для

исследовательской

деятельности

детей

и

использовать

приемы

для

ее

организации.

Приемы

подражание

голосом,

художественное

слово,

дидактические

игры,

трудовые

поручения.

К

условиям

относятся

пространственная

организация,

непродолжительность,

соблюдение

структуры, диагностирование.

Диагностика исследовательской активности детей старшего

дошкольного возраста в процессе экспериментирования

по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой

1.

Выявить интерес детей к экспериментированию, определить

наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

«Что мне интересно?»(О.В.Афанасьева) Ребенку предъявляются предметы

и материалы, допускающие возможность их использования как по

функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода,

мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка,

карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен,

кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с

детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их

использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку

предлагается действовать с предметами по -своему усмотрению. После

завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал?

Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что

ты сегодня узнал?

3 балла –ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает

э м о ц и о н а л ь н о е

уд о в л е т в о р е н и е ,

ж е л а н и е

п р о д о л ж и т ь

экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла –у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата

с помощью воспитателя;

1

балл –ребенок

не проявляет

инициативы, боится

проявить

самостоятельность и инициативу.

2.

Выявить

особенности

экспериментирования

в

условиях

взаимодействия

«Что

нам

интересно?»(О.В.Афанасьева)

Группе

детей

предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится

беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом

узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям

предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый

из детей по своему желанию

может

прервать

деятельность. После

прекращения

деятельности

всеми

детьми

каждому

из

них

индивидуально

задаются

вопросы:

с

кем

ты

играл?

Что

вы

сегодня

сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты?

Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или

сегодня?

Что

ты

нового

узнал?

продолжить

экспериментирование,

проявляет творчество.

3 балла –ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает

эмоциональное удовлетворение

2 балла –у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата

с помощью воспитателя;

1

балл –ребенок

не проявляет

инициативы, боится

проявить

самостоятельность и инициативу.

3.

Выявить

экспериментальным

путем

уровень

растворимости

различных веществ в воде. «Кораблекрушение»(Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные

сахаром, солью, красками, песком, пустая миска. Корабль перевозил груз,

но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки

из

воды,

некоторые

из

них

были

пустыми.

Как

ты

думаешь,

какие

вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается

самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла –ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает

эмоциональное удовлетворение, выдвигает

гипотезы, самостоятельно

использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла –у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в

выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;

1

балл –ребенок

не проявляет

инициативы, боится

проявить

самостоятельность,

не выдвигает

гипотез, действует по инструкции

воспитателя.

4.

Выявить

умение детей анализировать объект

или явление,

выделять

существенные

признаки,

сопоставлять

различные

факты,

умение рассуждать

и аргументировать собственные выводы. «Сахар»

(Л.Н.Прохорова) Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с

сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка

сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и

съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик

заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?». Вопросы: Кто взял сахар?

Куда

делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял,

следует

спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»

3 балла –ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2

балла –ребенок справляется с заданием с помощью

наводящих

вопросов воспитателя;

1 балл –ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

5.

Выявить умения предвидеть результат, отбирать оборудование для

осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в

деятельности

в

природе

(уход,

выращивание

растения),

умеет

ли

соотносить результат с целью. Педагог дает ребенку задание обеспечить

уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два

растения

из

уголка

природы,

которые

нуждаются

в

уходе.

Ребенку

необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того,

как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать

о последовательности своих действий, а затем –подобрать необходимое

оборудование и показать

(Незнайке), как правильно

ухаживать

за

растениями.

Далее

предлагается

задание

рассказать Незнайке,

что

нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что

получилось?

3 балла –у ребенка сформирована потребность в деятельности с

природными

объектами, он

качественно выполняет

уход

за

растениями.

В

уходе нацелен

на

результат, понимает

его

направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2

балла

–у

ребенка

сформированы

некоторые

умения

ухода

за

растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает

процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не

осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

1

балл –для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям,

не владеет умениями осуществления за ними.

Критерии, уровни усвоения программы

Высокий уровень (2,45 –3 балла) –познавательное отношение у ребенка

устойчиво.

Он

проявляет

инициативу

и

творчество

в

решении

проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы,

предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и

доказательствами.

Самостоятельно

планирует

предстоящую

деятельность. Осознанно

выбирает

предметы

и

материалы

для

самостоятельной деятельности

в

соответствии

с

их

качествами,

свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым

поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет

результат,

замечает

неполное

соответствие

полученного

результата

гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (1.45 –2,44 балла)–В большинстве случаев ребенок

проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда

самостоятельно,

иногда

с

небольшой

подсказкой

взрослого.

Ребенок

принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует

непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои

суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень (0 –1,44 балла)-ребенок включаются в проблемную

ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить

самостоятельность

и

инициативу

в

выборе

способа

действия,

затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует

хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть

исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

С

высоким

уровнем

развития

дети

самостоятельно

видят

проблему.

Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко

пользуясь

аргументацией

и

доказательствами.

Самостоятельно

планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы

и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их

качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге

со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут

или нет

результат,

замечают

неполное

соответствие

полученного

результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем в большинстве случаев дети

проявляют активный

познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда

с

небольшой

подсказкой

взрослого. Дети

принимают

задачу

и

разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно,

получают

частичный

результат.

Аргументируют

свои

суждения

и

пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития включаются в проблемную ситуацию,

но

активность

быстро

затухает,

боятся

проявить самостоятельность

и

инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу

и обосновать ее.

При

организации познавательно-исследовательской деятельности

мы

должны соблюдать следующие принципы:

1.

Научности;

2.

Целостности

(решаются

задачи

совместно

с

родителями,

педагогами);

3.

Системности, последовательности;

4.

Доступности;

5.

Креативности

(предусматривает

способность

в

нестандартных

ситуациях находить решения);

6.

Результативности;

7.

Активного обучения (воспитатель предполагает не передачу детям

готовых

знаний,

а

организацию

такой

детской

деятельности,

в

которой они сами делают «открытия»)

Теперь

поговорим

о

методах

организации

п о з н а в ат е л ь н о -

исследовательской деятельности:

• эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного

характера;

• наблюдения;

• опыты и эксперименты;

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой

деятельности;

• постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

моделирование.

Эвристическая

беседа,

когда

воспитатель

вместо

сообщения

детям

готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам.

Примером такой беседы может быть вопрос о природе. Воспитатель задает

вопрос

«Какая

зима

на

Камчатке»

и

когда

получает

короткий

ответ,

например,

«Морозная»,

воспитатель

начинает

задавать

наводящие

вопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых,

является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ребенку его

обосновать. К примеру, воспитатель спрашивает о расположении Камчатки

на карте по отношению к другим регионам России, при этом уточняя, в

каком регионе теплее и почему. Затем расширяет «горизонт» вопроса,

спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории государства,

подводит к изначальному вопросу, на который дети уже смогут дать не

только развернутый ответ, но и обосновать его.

Следующий объединенный метод – это опыт и эксперимент.

Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на

практике. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом,

множественное

опытом.

При

проведении

эксперимента

возникает

определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад. Опыт,

когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное,

которое еще только предстоит изучить. Эксперимент, когда человек уже

заранее представляет, что должно получиться в результате.

Бывают опыты, эксперименты индивидуальные (1-4 ребенка); групповые

(5-10

детей);

коллективные

(вся

группа).

По

причине

их

проведения:

случайные;

запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Классификация

экспериментов

и

опытов

по

продолжительности:

кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут). По

характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все

известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые

(дети

не

знают

заранее,

каков

будет

результат).

По

характеру

мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое -

то одно стояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и

явлениями); сравнительные

(позволяющие увидеть динамику процесса

или

отметить

изменения

в

состоянии

объекта);

обобщающие

(эксперименты,

в

которых

прослеживаются

общие

закономерности

процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Проблемная

педагогическая

ситуация

это

форма

совместной

деятельности

педагога

и

детей,

в

которой

дети

решают

ту

или

иную

проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им

приобрести

новый

опыт,

активизирует

детскую

самостоятельность.

Педагогическая

ситуация

имеет

диалоговый

характер.

Особенности

проблемных ситуаций кратковременность развертывания и течения, может

длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей. Могут

быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в

целом.

Моделирование

предполагает

замещение

одних

объектов

другими

(реальных

условными),

например:

Игра

«Шифровка

различных

объектов» (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и

фруктов

и

т.п.)

Для

выполнения

задания

сначала

следует

выделить

признаки и свойства, которые будут зашифрованы, и вместе с детьми

придумать несложные символические обозначения. Вниманию детей могут

предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно

варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

Что

касается

метода

наблюдения, то в педагогическом процессе мы

применяем несколько их видов:

Кратковременное наблюдение — используется для формирования у детей

представлений

о

разнообразии

объектов

живой

и

неживой

природы,

выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий,

позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в

определенный момент.

Длительное наблюдение — проводится с целью выявления особенностей

роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в

живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных.

Чтобы

отследить

происходящие

изменения,

организуется

серия

наблюдений,

по

итогам

каждого

этапа

фиксируются

результаты:

выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии.

Это

позволяет

выявить

произошедшие

перемены,

на

о снове

последовательности рисунков составить рассказ.

Сравнительное

наблюдение

В

поле

зрения

детей

оказывается

2–3

объекта,

которые

необходимо

сравнить.

Как

и

при

организации

распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение.

Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь.

Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения:

например,

особенностей

развития

аналогичных

растений

в

разных

условиях, темпов развития разных растений.

Дедуктивное

наблюдение

обладая

достаточными

знаниями

об

окружающем

мире,

умением

выявлять

элементарные

причинно-

следственные связи, старшие дошкольники под руководством взрослого

могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий,

выявить

источник

или

причину

наблюдаемых

явлений.

Например,

определить по следам, какая птица или

животное их оставило, как они

передвигались, в какую сторону.

В младшей группе дети готовы рассматривать яркий, движущийся объект,

ими

руководит

интерес

к

жизнедеятельности

животных.

Наблюдение

предоставляет

возможность

пообщаться

с

животными,

проявить

свои

эмоции, чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. К концу

учебного

года

дети

уже

могут

по

итогам

рассматривания

или

распознающего

наблюдения

ответить

на

вопросы

педагога,

назвать

характерные

признаки

и

действия

объекта

наблюдения,

сравнить

два

объекта.

В средней группе дети могут сконцентрировать внимание на любом

объекте, распределить его между двумя объектами, на элементарном

уровне с опорой на вопросы педагога сравнить их. В этом возрасте могут

быть организованы длительные наблюдения, формирующие представления

о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в

разные сезоны, о взаимосвязях в природе. Активно осуществляется опора

на личный опыт детей.

Дети шестого года способны самостоятельно проводить наблюдения,

подводят итоги. Появляется способность рассматривать объект не

отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда

обитания, приспособление к окружающей среде. Задачей педагога

становится помощь детям в случае затруднений вопросами, идеями,

обеспечение полноты и точности восприятия изучаемых объектов и

явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выводам,

организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных

видах деятельности.

В подготовительной группе наблюдение используется как адаптированный

научный метод познания. У детей этого возраста систематизируются и

обобщаются знания, помогающие видеть в объектах и явлениях природы

существенные признаки, выявить общие закономерности. Самостоятельно

ставят цели, составляют план, его реализуют, подводят итоги наблюдения.

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с

предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это

манипуляция с определенным предметом на основе заданного

воспитателем сюжета. Разрешает проблемную игровую ситуацию,

приобретает необходимый опыт деятельности. Необходимо учитывать

принципы организации игр - экспериментов - это учет возраста и опыта

детей; доступности содержания игр; сочетание наглядного материала и

действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации

любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения

игр; постепенного усложнения игр.

Как известно, любой материал легко

усваивается детьми через игру. Поэтому исследование окружающего мира

с детьми проводим через игры-эксперименты:

• игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок»,

«Своды и тоннели», «Живой песок»;

• игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не

тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

• игры-эксперименты с магнитами «Рисуем с помощью магнитов»,

«Стальной барьер», «Парящий самолёт».

И наконец, фиксация результатов может осуществляться разными

способами:

• схематическое рисование объекта;

• использование условных знаков;

• фотографирование;

• запись рассказа ребенка воспитателем;

• запись наблюдений детьми воспитателем;

аппликации,

работой в календарях наблюдений,

познавательные альбомы, книги созданные руками детей,

коллекции и т.д.

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством

эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него

просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать

успеха. Поэтому необходимо соблюдать правила организации

исследовательской деятельности.

1. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование

директивных приемов.

2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь

видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую

успех оценку.

4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении

эксперимента до конца.

5. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков

потери интереса у детей.

6. Подводить итоги исследовательского эксперимента. Педагог может

задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную

проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой,

сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как

определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к

мысли о том, что результаты экспериментирования являются

достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Но ни о какой познавательно-исследовательской деятельности не может

быть и речи без предметно – развивающей среды, которая

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность

всех воспитанников;

- доступна, насыщена;

- в уголке должны быть в наличии перечисленные на экране секции;

- безопасна.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от

педагогов. Очень важно проводить работу с родителями.

Для этого можно использовать такие формы:

1. Совместное оформление уголка экспериментально-исследовательской

деятельности.

2. Подбор литературы по темам.

3. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, консультаций.

4. Планирование тем консультаций, родительских собраний .

5. Оформление папок - передвижек.

6.Оформление наглядной информации в родительском уголке.

7. Выставка работ детей.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с

игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет

исследовательская деятельность. Проведение экспериментов,

занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование

развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания,

приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что

усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает

сам.

И мнение о том, что тема «Познавательно-исследовательская деятельность

детей дошкольного возраста» обыденная и изученная – лопается, как

мыльные пузыри.

Список использованной литературы:

1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с

многосвязным объектом ? «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

№ 5.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей

старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. ? № 1.

3.И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.

4.Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность

старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. //

«Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

5.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»:

Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти»,

2004г.



В раздел образования