Автор: Смирнова Юлия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка детский сад №129 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Театрализация сказки "Айболит и Бармалей"
Раздел: дошкольное образование
Проект театрализация «Айболит и Бармалей»
Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном
воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической
привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной
направленности, а также коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические
задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и
художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети
становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает
им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра
прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется
уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой,
их внутренний комфорт, раскованность, легкое , неавторитарное общение взрослого и
ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и
привлекает.
Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и
детей к театру; мало сформированы умения детей в «актерском мастерстве»;
недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
Цель: развивать художественно- исполнительские навыки, активизировать словарный
запас, совершенствовать грамматический строй речи. Интеграция образовательных
областей: социализация, коммуникация ,музыка.
Задачи: способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в
передаче образа, закреплять умение исполнять средства выразительности (позы, жесты,
мимика, интонации, движения),развивать отчетливое произношение, согласованность
диалога персонажей, продолжать закреплять умение выразительно и ритмично двигаться
в соответствии с разнообразным характером музыки, воспитывать умение действовать в
театральном коллективе.
Предварительная работа: знакомство детей с писателями (И.А.Крылова, Г. Остер,
Д.Родари, Э. Успенский, Бианки, Осееева, К.И. Чуковский, А.С.Пушкин,
Г.Х.Андерсен),портретами и их произведениями: басни «Стрекоза и муравей», «Лисица и
виноград», «Ворона и лисица», «Две собаки», «Слон и Моська» и другие. «Вредные
советы», «Чем пахнут ремесла», «Сказки по телефону», «Лесные домишки», «Волшебное
слово», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Платье для короля», «Дюймовочка»,
«Телефон», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Айболит», «Бармалей», «Сказки о
рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом
петушке».
Рассматривание иллюстраций «Летний сад», проведение конкурса чтецов,
посвященный творчеству А.И.Крылову (для родителей), мастер-класс для студентов
педагогического колледжа (показательное выступление), выступление детей:
использование массовок, атрибутов: портрет А.И.Крылова, озеро с лебедями)
Показ детьми сказки «Заюшкина избушка» в обработке для детей средней группы.
Изготовление атрибутов к сказке (дети совместно с воспитателями),открыток по мотивам
басни «Лисица и виноград» (оригами + аппликация),лебедь (оригами, оригами из
модулей), рисование «обезьяна», пригласительный билет, афиша, изготовление атрибутов
к сказке «Айболит», маски-цветы, маски-обезьянки, крылышки, усики для мотылька,
дерево, стойка-вывеска «Больница», костюмы для Бармалея и его слуг, накидки-волны
(для родителей),подбор музыкального репертуара, постановка танцев, распределение
ролей, изготовление головы-акулы, просмотра кинофильма «Айболит-66», мультфильма
«Айболит» (выпуск 1985 г).
Материал: Маски-цветы, маски-обезьянки, халат, шапочка, медицинская сумка,
бутылочка для лекарств, фонендоскоп, штурвал, дерево, стойка-вывеска «Больница
открыта для птиц и зверей, идите лечиться туда поскорей», голубые накидки-волны,
тельняшки, треуголки, банданы, пистолеты, голова акулы, видео-ряд (лес, океан, Африка),
магнитофон, музыкальные записи, усики, крылья, флешка, колонки.
Спектакль «Айболит и Бармалей»
Декорации : стойка с надписью « Открыта больница открыта для птиц и зверей, идите
лечиться туда поскорей»
Дети входят в зал под музыку А.Рыбникова «Песня Красной Шапочки» (минусовка)
Карудо: Здравствуйте, меня зовут Карудо, я хочу вам рассказать удивительную историю
про доктора по фамилии Айболит.
Айболит: Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
Приходи ко мне лечиться и Корова и Волчица,
И жучок, и Червячок и Медведица.
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит.
Карудо: И прилетел к нему печальный мотылек.
Мотылек: Я на свечке себе крылышко обжег
Помоги мне,
помоги мне, Айболит,
Мое раненое крылышко болит
Айболит:
Айболит: Не печалься ,мотылек! Ты, ложись-ка на бочок,
Я пришью тебе другое – шелковое, голубое.
Новое, хорошее крылышко!
Карудо: Засмеялся Мотылек и помчался на лужок
И летал под березами с бабочками и стрекозами.
А весёлый Айболит из окна ему кричит.
Айболит: Ладно, ладно, веселись, только свечки берегись!
Танец мотылька и цветочков.
Карудо: Однажды к доктору Айболиту кто-то постучался.
Выходит Обезьянка Чи-Чи, стучит: Тук-тук
Айболит: Кто там?
Обезьянка: Это я
Карудо: Доктор открыл дверь и в комнату вошла обезьянка,
Очень худая и грязная. Её звали Чи-Чи.
Обезьянка: О,доктор, я живу в Африке, и у нас случилась беда.
По Африке ходит Бармалей.
Он по Африке идет, на всю Африку поет:
«Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей !
А мы заболели, у нас ангина, скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит
Звучит музыка, выходят обезьяны
Танец больных обезьян
В конце танца обезьяны останавливаются в шеренгу сбоку
Звучит музыка и выходят слуги Бармалея.
Танец слуг Бармалея
В конце слуги останавливаются посередине
Выходит Бармалей с акулой и поет песню (мелодия «Тачанки»)
Эх, ты лети, моя акула, путь- дорога далека,
Ты лети, моя акула, все четыре плавника (2 раза)
Эх, ты вези, моя акула осторожней седока,
А не то тебе я вырву все четыре плавника ( 2 раза)
Бармалей: Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей!
Я страшными глазами сверкаю, я страшными зубами стучу,
Я страшный костер зажигаю, я страшное слово кричу.
Карабас-Карабас, пообедаю сейчас.
Прыгайте в огонь, мартышки, прыгайте!
Мартышки пугаются и убегают
Бармалей и слуги уходят под музыку
Айболит: Ладно, ладно, побегу, обезьянкам помогу!
Обезьянка: Еду-еду в Африку, в милые края! Африка, Африка, родина моя!
Звучит музыка моря. Выставляется штурвал, Айболит и Обезьянка плывут в Африку.
Родители изображают море и волны.
Айболит: А море бушует, шумит на просторе,
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
О, если я утону, если пойду я ко дну.
Что станется с ними, больными, с моими зверями лесными?
Обезьяна: А вот и Африка, милые края, Африка, Африка, родина моя!
Айболит: Да здравствует, милая Африка!
Убирается штурвал и море.
Айболит: Мне рада и счастлива вся детвора!
Выбегают обезьянки и кричат хором:
Обезьянки: Приехал, приехал, ура, ура!
Айболит под музыку даёт обезьянкам микстуру.
Выходит Бармалей под музыку.
Бармалей (жалобно): А у меня в животе темно, тесно и уныло.
Рыдаю и плачу. Добрый доктор Айболит, пожалей.
О, я буду добрей, полюблю я детей.
Не губите меня, пощадите меня. О, я буду добрей!
Айболит: Пожалеем Бармалея?
Обезьянки: Да!
Айболит под музыку дает Бармалею лекарство.
Карудо: Айболит дал Бармалею лекарство, и он выздоровел и стал добрым.
Все звери: Да здравствует, доктор Айболит!
Общий танец «Песня Красной Шапочки» А. Рабникова