Автор: Быкова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОО Старомайнская СШ №2
Населённый пункт: р.п. Старая Майна, Ульяновская область
Наименование материала: авторская работа
Тема: "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Содержание.
Введение. стр.2
1.
Глава I. «Анатомия» учебного проекта.
1.1.
Основные требования к проекту. стр. 4
1.2.
Типология проектов стр. 6
1.2.1. По характеру доминирующей в проекте деятельности школьников.стр.6
1.2.2. По комплексности. стр. 10
1.2.3. По характеру контактов между участниками. стр. 10
1.2.4. По характеру координации проекта. стр. 10
1.2.5. Классификация проектов по продолжительности. стр. 11
1.2.6. По характеру контактов между участниками. стр. 12
1.2.7. По количеству участников. стр. 12
1.2.8. По месту работы проектантов. стр. 13
1.3.
Презентация проектов. стр. 13
1.4.
Этапы работы над проектом. стр. 15
1.5.
Критерии оценки проектов. стр. 16
1.6.
Портфолио проекта. стр. 18
2.
Особенности осуществления проекта в начальной школе.
2.1.
Готовность младших школьников к проектной деятельности. стр. 22
2.2.
Метод проектов в урочное и внеурочное время. стр. 24
2.3.
Особенности взаимодействия учителя и ученика на различных этапах
работы над проектом стр. 28
2.4.
Творческие проектные мастерские. стр. 32
3.
Глава II. Использование метода проектов на практике. стр. 32
4.
Заключение. стр. 39
5.
Список литературы. стр. 40
6.
Приложение.
1
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного
образования
не
оставили
без
изменений
ни
одну
сторону
школьного
дела.
Пробивающие
себе
дорогу
новые
принципы
личностно
ориентированного
образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали
в
первую
очередь
новых
методов
обучения.
Обновляющейся
школе
потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
-
развивали
бы
в
первую
очередь
общеучебные
умения
и
навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-
формировали
бы
не
просто
умения,
а
компетенции,
т.е.
умения,
непосредственно
сопряженные
с
опытом
их
применения
в
практической
деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию
того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-
ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения
и обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В
основу
метода
проектов
положена
идея
о
направленности
учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который получается при
решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности.
Внутренний
результат
–
опыт
деятельности
–
становится
бесценным
достоянием
учащегося,
соединяя
в
себе
знания
и
умения,
компетенции
и
ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а
проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса
школьников к учебной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на
2
самостоятельную
деятельность
учащихся
(индивидуальную,
парную,
групповую),
которую
они
выполняют
в
течение
определенного
времени.
Проектная
деятельность
относится
к
области
детской
самодеятельности,
основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит,
личностно – ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектной
деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе они
приобретают
социальную
практику
за
пределами
школы,
адаптируются
к
современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию
таких
качеств
личности,
как
самостоятельность,
целеустремленность,
ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного
участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы,
формирует
информационный
инструментарий,
учит
работать
в
команде.
Главным отличием метода проектов является то, что в результате учащиеся не
только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный
результат индивидуального и совместного труда.
3
Глава 1. “Анатомия” учебного проекта.
1.1. Основные требования к проекту.
В
современной
педагогике
метод
проектов
используется
не
вместо
систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы
образования.
Работа
по
методу
проектов
–
это
относительно
высокий
уровень
сложности
педагогической
деятельности.
Если
большинство
общеизвестных
методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного
процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала,
который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно
особые:
1.
Необходимо
наличие
социально
значимой
задачи
(проблемы)
–
исследовательской, информационной, практической.
2.
Выполнение
проекта
начинается
с
планирования
действий
по
разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого
проекта,
в
частности
–
с
определения
вида
продукта
и
формы
презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в
которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и
ответственных.
3.
Каждый
проект
обязательно
требует
исследовательской
работы
учащихся.
Таким
образом,
отличительная
черта
проектной
деятельности
– поиск информации, которая затем будет обработана,
осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.
Результатом
работы
над
проектом,
иначе
говоря,
выходом
проекта,
является продукт.
5.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)
представителям
общественности,
и
представлен
достаточно
убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Е.С.
Полат
выделяет
основные
требования
к
использованию
метода
проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
(задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее
решения.
2.
Практическая,
теоретическая,
познавательная
значимо сть
предполагаемых результатов.
4
3.
Самостоятельная
(индивидуальная,
парная,
групповая)
деятельность
учащихся.
4.
Структурирование
содержательной
части
проекта
с
указанием
поэтапных результатов и распределением ролей.
5. Использование исследовательских методов обучения.
Обозначенные требования по своей сути, на наш взгляд, являются еще и
главными
характеристиками,
которые
отличают
метод
проектов
от
других
технологий и методов обучения.
Прокомментируем названные требования:
1.
Возможна организация проектной деятельности детей с целью изучения
многих
вопросов
школьной
программы
по
различным
учебным
предметам. Но не секрет, что одни вопросы предоставляют большой
простор
для
творческого
поиска,
исследования,
другие
–
меньший.
Поэтому столь важно найти именно такие вопросы, проблемы, которые
были
бы
наиболее
интересны
в
исследовательском
плане
для
школьников.
2.
Результат
проектной
деятельности
ориентирован
на
социальные
интересы участников проекта, поэтому значим прежде всего для них
самих,
то
есть
существует
субъективная
значимость
результатов
исследования.
Но
каждому
человеку
важно
знать
и
понимать,
что
результаты его деятельности, учебной в частности, нужны и важны еще
для кого-то. Поэтому желательно эти результаты обнародовать в классе,
школе,
перед
родителями
учащихся.
Интересные
материалы,
заслуживающие
внимания,
можно
направить
в
соответствующие
организации,
газету.
Положительная
оценка
результатов
проектной
деятельности школьников является мощным стимулом к дальнейшим
свершениям на ниве познания.
3.
Если нет самостоятельности в работе учащихся, такую деятельность
нельзя назвать проектной.
Степень самостоятельности учащегося при работе над проектом и степень
помощи ему со стороны учителя зависят от множества факторов. Это возраст
проектанта, его индивидуальные особенности (обучаемость и как часть ее –
способности в области исследовательской деятельности, обученность; состояние
здоровья;
акцентуации
характера
и
другие
особенности),
предыдущий
опыт
проектной деятельности или его отсутствие, сложность проблемы исследования,
уровень развития коммуникативных умений при работе в команде и другие
факторы.
Осуществляя
индивидуальный
подход,
дифференцируя
степень
помощи, мы не должны забывать о том, что развивающий эффект проектной
5
деятельности зависит от степени ее самостоятельности. Между тем, говоря о
здоровьесбережении детей, мы не должны допускать их учебной перегрузки.
4.
Четкое структурирование проекта – это залог получения больших его
результатов.
5.
В основе проектной деятельности всегда лежит исследование учащихся.
Исследование является составной частью проекта.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего
продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации –
Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и
др.
Важное
правило: каждый этап работы над проектом должен иметь
свой конкретный продукт!
1.2. Типология проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое
количество видов и разновидностей.
Существуют различные подходы к классификации проектов. Наиболее
популярна следующая классификация учебных проектов:
1.2.1. По характеру доминирующей в проекте деятельности школьников:
1) исследовательский проект (исследовательская деятельность);
2) творческий проект (творческая деятельность);
3) игровой, приключенческий (ролевая, игровая деятельность);
4) практико-ориентированный (прикладная деятельность);
5) информационный проект;
6) ролевой проект.
Прежде чем мы дадим краткую характеристику каждому названному типу
проектов,
следует
напомнить,
что
проектная
деятельность
по
своей
сути
изначально является исследовательской. Поэтому при работе над всеми типами
проектов
используются
исследовательские
методы
обучения.
Это
основное
требование к использованию метода проектов. С этой точки зрения деление
проектов на указанные типы носит достаточно условный характер.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Такой проект имеет четко обозначенную структуру деятельности
6
проектантов.
Эта
структура
приближена
или
повторяет
логику
научного
исследования.
Он
включает
обоснование
актуальности
избранной
темы,
обозначение
задач
исследования,
обязательное
выдвижение
гипотезы
с
последующей
ее
проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы
современной
науки:
лабораторный
эксперимент,
м од е л и р о ва н и е ,
социологический опрос и другие.
Для исследовательской деятельности характерны следующие этапы:
-
о п р е д е л е н и е
о бъ е к т а
и с с л е д о в а н и я
–
« б о л ь ш о й
и д е и »
(основополагающего вопроса);
- постановка проблемы и определение предмета (темы) исследования;
- определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы;
- изучение теории по теме исследования, подбор методик и практическое
овладение ими, сбор собственного материала (проведение исследования);
- анализ теоретических положений и практических данных, полученных в
ходе исследования. Собственные выводы и заключения;
- оформление результатов исследования;
-
представление,
защита
полученных
результатов
по
исследуемому
материалу.
Формы
презентации
продуктов
и
сами
продукты
проектной
деятельности могут быть различными.
Творческий
проект
предполагает
максимально
свободный
и
нетрадиционный подход к оформлению результатов. Такой проект, как правило,
может не иметь детально проработанной структуры деятельности участников.
Она
только
намечается
и
далее
развивается,
подчиняясь
жанру
конечного
результата,
принятой
логики
деятельности,
интересам
проектантов.
Однако
участникам проекта обязательно следует договориться о результатах, то есть о
том, что будет продуктом проекта, и форме его презентации. Это могут быть
газеты,
альманахи,
театрализации,
спортивные
игры,
произведения
изобразительного
или
декоративно-прикладного
искусства,
видеофильмы,
сочинения и другие продукты проектной деятельности.
Игровой,
приключенческий
проект предполагает
игру,
принятие
участниками
проекта
определенных
ролей,
обусловленных
характером
и
содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные
или реально существующие герои. При этом может быть имитация деловых
отношений, социальных, природных явлений. Структура таких проектов, как
правило, только намечается и остается иногда открытой до окончания проекта.
Продуктами и формой их презентаций являются часто праздники, различные
виды игр, театрализация, спортивная игра и другие.
7
Например,
если
формой
презентации
результатов
проекта
является
праздник, продуктами проекта могут быть разработанный участниками сценарий
праздника, инсценировки детей, декорации.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика. Данный проект отличает
четко
обозначенные
результат
и
структуру
деятельности
участников.
Этот
результат ориентирован на социальные интересы проектантов и обязательно – на
практику, то есть практическое применение его.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса,
школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного
пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики
России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его
способность решить поставленную проблему.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой
аудитории.
При работе над проектом наряду с другими используются и такие методы
получения информации, как опрос, интервьюирование, анкетирование, мозговая
атака.
Результатом
таких
проектов
являются
статья,
реферат,
видеофильм,
доклад, мультимедийные материалы и другие продукты. Формой презентации
могут быть публикация, в том числе в сети интернет, демонстрация, например,
мультимедийных материалов, научная конференция и другие.
Такие
проекты
часто
являются
частью,
модулем
исследовательских
и
других типов проектов.
Ролевой
проект.
Разработка
и
реализация
такого
проекта
наиболее
сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается
открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли
разрешен конфликт и заключен договор?
8
Обобщим все вышеизложенное в виде таблицы.
Тип
проекта
Цель проекта
Проектный
продукт
Тип
деятельности
учащегося
Формируемая
компетентность
Практико-
ориентированный
Решение
практических
задач заказчика
проекта
Учебные
пособия, макеты
и модели,
инструкции,
памятки,
рекомендации
Практическая
деятельность в
определенной
учебно-
предметной
области
Деятельностная
Исследовательский
проект
Доказательство
или
опровержение
какой-либо
гипотезы
Результат
исследования,
оформленный
установленным
способом
Деятельность,
связанная с
эксперементиро
ванием,
логическими
мыслительными
операциями
Мыслительная
Информационный проект
Сбор
информации о
каком-либо
объекте или
явлении
Статистические
данные,
результаты
опросов
общественного
мнения,
обобщение
высказываний
различных
авторов по
какому-либо
вопросу
Деятельность,
связанная со
сбором,
проверкой,
ранжированием
информации из
различных
источников;
общение с
людьми, как
источниками
информации
Информационная
Творческий проект
Привлечение
интереса
публики к
проблеме
проекта
Литературные
произведения,
произведения
изобразительного
или декоративно-
прикладного
искусства,
видеофильмы
Творческая
деятельность,
связанная с
получением
обратной связи
от публики
Коммуникативная
9
Игровой или
ролевой проект
Предоставлени
е публике
опыта участия в
решении
проблемы
проекта
Мероприятие
(игра,
состязание,
викторина,
экскурсия и тому
подобное)
Деятельность,
связанная с
групповой
коммуникацией
Коммуникативная
1.2.2. По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной
области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или
одной
области
знания,
хотя
и
могут
использовать
информацию
из
других
областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное
время
и
под
руководством
нескольких
специалистов
в
различных
областях
знания.
1.2.3.
Проекты
могут
различаться
и по
характеру
контактов
между
участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как
правило,
являются
телекоммуникационными,
поскольку
требуют
для
координации
деятельности
участников
взаимодействия
в
сети
Интернет
и,
следовательно,
ориентированы
на
использование
средств
современных
компьютерных технологий.
1.2.4. По характеру координации проекта:
1. Проекты с открытой координацией.
Координатор,
руководитель
проекта
не
скрывает
свои
функции
руководителя.
2. Проекты со скрытой координацией.
В телекоммуникационных проектах может использоваться прием скрытой
координации, когда координатор (руководитель) проекта не обнаруживает себя
ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает
как рядовой участник, но имеет функции координатора.
Следует отметить, что в телекоммуникационных проектах в большинстве
случаев
осуществляется
их
открытая
координация.
Проекты
со
скрытой
координацией практикуются нечасто.
10
«Учебный телекоммуникационный проект
— это совместная учебно-
познавательная
творческая
или
игровая
деятельность
учащихся-партнеров,
имеющая
общую
проблему,
цель,
согласованные
методы
и
способы
деятельности,
и
направленная
на
достижение
общего
результата,
и
организованная на основе компьютерных телекоммуникаций».
Телекоммуникационные
проекты
имеют,
как
правило,
межпредметный
характер. Это и международные проекты, и проекты, реализованные внутри
одной страны.
Назовем варианты телекоммуникационных проектов в отечественной и
зарубежной школе:
- интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;
- межшкольные литературные журналы, газеты и т.п.;
-
проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и
статистическую обработку;
- экологические проекты;
- совместное написание литературных произведений различных жанров;
- сравнительное изучение курсов истории, географии и других учебных
дисциплин, преподающихся в школах разных стран;
- изучение и анализ спортивных результатов и проведение совместных
спортивных мероприятий.
1.2.5. Классификация проектов по продолжительности.
По продолжительности:
1)
Краткосрочные(4-7 уроков).
Реализуются в течение одного или нескольких уроков для решения небольшой
проблемы
или
части
более
крупной
проблемы.
Уроки
используются
для
координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная
работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации
осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
В этой группе можно выделить мини-проекты, которые занимают только
один урок или его часть. Например, на уроке школьники создают рекламу в
течение 20 минут.
2)
Средней продолжительности (от недели до месяца).
К этой группе относятся недельные проекты, выполненные в ходе проектной
недели в школе (30 – 40 часов), а также более продолжительные проекты и
проходит при участии руководителя.
3)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев и лет).
Долгосрочные
проекты могут
выполняться
как
в
группах,
так
и
индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до
презентации выполняются во внеурочное время.
11
В ряде школ г. Ульяновска и Ульяновской области годичные или менее
длительные
по
времени
проекты
традиционно
реализуются
в
рамках
ученических научных обществ.
При описании проекта обязательно указывается точное время работы над
ним (сроки реализации).
1.2.6. По характеру контактов между участниками:
1. Международные.
Участники проекта живут или находятся в разных странах.
2. Внутренние.
Участники живут или находятся в одной стране: проект класса, школы,
городской, областной, региональный, национальный.
При
описании
проекта
термин
«внутренний
проект»
обычно
не
используется, указываются участники.
1.2.7. По количеству участников:
- индивидуальный (персональный);
- парный;
- групповой;
- коллективный;
- массовый.
Если говорить о групповом проекте, рекомендуется не создавать очень
большие группы детей (более 6-7 человек), так как в этом, как правило, нет
необходимости.
Преимущества
и
недостатки
групповых
и
индивидуальных
проектов
обобщены в таблице:
Тип проектов
Преимущества
Недостатки
Групповые
-
ф о р м и р у ю т с я
н а в ы к и
сотрудничества,
умения
проявлять
гибкость, видеть точку зрения другого,
идти на компромисс ради общей цели;
- проект может быть выполнен более
глубоко и разносторонне;
-
групповая
работ а
п о з в о л я е т
распределить обязанности, и каждый
участник группы может проявить свои
сильные
стороны
в
той
работе,
которая ему лучше всего удается;
-
р а б о т а
в
г р у п п е
с о з д а е т
психологически
комфортную
и
б е з о п а с н у ю
с и т у а ц и ю
д л я
неуверенных и тревожных детей, при
успешном
взаимодействии
может
поднять статус отдельных учащихся в
- дает возможность отдельным
у ч а щ и м с я
н е
п р о я в л я т ь
активность,
а
«выезжать»
за
счет
более
инициативных
и
ответственных
участников
группы;
-
нет
возможности
получить
всесторонний опыт работы на
всех
этапах
проекта
д л я
каждого участника группы;
- у отдельных участников не в
полной
мере
формируется
ответственность
за
ход
и
результат работы группы;
-
труднее
организовать
и
координировать работу;
-
труднее
оценить
в к л а д
12
группе сверстников;
- совместная работа дает возможность
о б о г а щ а т ь с я
о п ы т о м
д р у г и х
у ч а с т н и ко в ,
в и д е т ь
н а и б о л е е
эффективные
стратегии
поведения
и
учебной деятельности;
-
т а ко й
п р о е к т
с п о с о б с т в у е т
групповому сплочению;
каждого члена группы;
Индивидуальны
е
-
автор
проекта
получает
наиболее
полный
и
разносторонний
опыт
проектной
деятельности
на
всех
этапах работы;
-
развивается
личная
инициатива,
ответственность,
настойчиво сть,
активность;
- тема проекта может быть выбрана в
максима льном
соответ ствии
с
интересами автора;
- ход работы и ее результат зависят
только от автора проекта;
-
итоговая
оценка
наиболее
полно
отражает качество работы автора.
-
не
вырабатывается
опыт
группового сотрудничества;
- нет возможности обогащаться
опытом
других,
видеть
более
э ф ф е к т и в н ы е
с т р а т е г и и
работы;
-
работа
более
трудоемкая
и
ответственная
на
всех
этапах
работы.
1.2.8. По месту работы проектантов:
- урочный проект;
- внеурочный;
- урочно-внеурочный.
1.3. Презентация проектов.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта
является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а
то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор
“типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому
здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом
индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических,
художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе
информационных технологий.
13
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,
цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Этот перечень можно продолжить.
Презентация проекта – это предъявление его результатов.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект,
обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои
мысли,
идеи,
анализировать
свою
деятельность,
предъявляя
результаты
рефлексии,
анализа
групповой
и
индивидуальной
самостоятельной
работы,
вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как
именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный
материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени,
показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных
знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих
результатов,
названное
нами продуктом
работы
над
проектом,
требует
использования
определенных
знаний
и
умений
по
технологии
его
изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или
развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать
о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку
цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
14
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы,
адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых
отыскивать решение.
При
существующем
многообразии
продуктов
проектной
деятельности,
форм их презентации, методов и форм работы над проектом учитель не должен
забывать о приоритете задач развития, воспитания и образования учащихся,
которые решаются в ходе и результате этой деятельности.
1.4. Этапы работы над проектом.
Работая
над
проектом,
учащиеся
проходят
определенные
этапы
совместной деятельности с руководителем проекта (учителем). В отечественной
педагогической
литературе
авторы
выделяют
от
четырех
до
восьми
этапов.
Количество, названия этапов разнятся.
Так, например, Н.Ю. Пахомова предлагает выделять четыре этапа:
1.
Погружение в проект;
2.
Организация деятельности;
3.
Осуществление деятельности;
4.
Презентация результатов.
С.Г. Щербакова описывает пять этапов работы над проектом, Л.И. Лебедева, Е.В.
Иванова – восемь этапов.
Рассмотрим
подробнее
описание
этапов,
приведенное
в
работах
В.В.
Гузеева, где названия этапов несут однозначную смысловую нагрузку.
Этапы работы над проектом:
1-
Подготовительный;
2-
Планирование;
3-
Исследование;
4-
Результаты и выводы;
5-
Представление, отчет (презентация);
6-
Оценка результатов и процесса.
На
подготовительном
этапе
учащимися
определяется
тема
и
цель
проекта, учитель знакомит со смыслом проектной деятельности, мотивирует на
нее школьников, помогает в постановке целей.
На
этапе
планирования проектантами вырабатывается план действий,
формулируются задачи, определяются источники, способы получения и анализа
информации
(методы
проведения
исследования
и
анализа
его
результатов),
форма
презентации
продукта,
уточняются
процедура
и
критерии
оценки
результатов
проекта,
распределяются
обязанности
(задания)
между
проектантами (при работе над проектом в паре или группе).
15
На
первых
двух
описанных
нами
этапах
предполагается
достаточно
большая активность учителя как руководителя проекта: он помогает учащимся,
подсказывает, объясняет, предлагает идеи, высказывает предположения.
На
этапе
исследования
учащиеся
осуществляют
исследование,
решая
промежуточные
задачи.
Учитель
на
этом
этапе
должен
быть
максимально
пассивным.
Он
наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью
проектантов. В случае необходимости консультирует, подсказывает, помогает.
На этапе «Результаты и выводы» проектанты анализируют полученные
в ходе работы результаты, формулируют выводы. Учитель наблюдает за ходом
работы, советует.
На
эт апе
презент ации
результ атов учащиеся
отчитываются,
предъявляют результаты проекта для обсуждения перед аудиторией. Учитель
слушает, задает целесообразные вопросы, выступая в роли рядового участника.
На этапе оценки результатов и процесса участники работы над проектом
осуществление работы и полученных результатов.
Формы и способы осуществления рефлексии могут быть различными (об
этом подробнее скажем в следующем разделе).
Рефлексивные, оценочные умения и навыки, как известно, сами по себе у
учащихся не появляются, нужна кропотливая работа педагога с детьми по их
формированию.
1.5. Критерии оценки проектов.
Как отмечалось выше, существуют разные способы оценки проектных
работ:
1.
В общую оценку включается самооценка автора (или авторов) проектной
работы.
2.
Обсуждение оценки в парах (парный проект), коллективное обсуждение в
группе, классе (групповой, коллективный проект). Включение этой оценки в
общую.
3.
Оценка учителя (руководителя проекта).
4.
В случае проведения конкурсов проектных работ оценку выносит жюри,
экспертная группа.
Победа в конкурсе может отмечаться призовыми местами и определением
лучших в номинациях.
Единого
алгоритма
(способа)
оценки
не
существует,
он
определяется
целевой установкой учителя. Таким образом, способ выставления отметок может
быть различным.
16
Каковы критерии оценки учебного проекта? Приведем перечень, на наш
взгляд,
основных
критериев,
которые
можно
рассматривать
как
критерии
–
ориентиры. Они могут быть конкретизированы в зависимости от специфики,
содержания конкретного проекта.
Критерии оценки проекта
Критерии оценки результата:
1.
Актуальность, значимость темы проекта.
2.
Глубина исследования проблемы, полнота раскрытия темы проекта.
3.
Оригинальность предложенных решений.
4.
Качество выполнения продукта.
Критерии оценки процесса работы над проектом:
5.
Степень самостоятельности работы над проектом.
6.
Включенность
в
работу
каждого
участника
(при
работе
в
группе,
паре).
Критерии оценки презентации:
7.
Степень раскрытия содержания проекта в презентации.
8.
Ответы на вопросы.
9.
Артистизм, выразительность учащихся во время выступлений.
10. Использование средств наглядности, технических средств (в случае
необходимости и для достижения цели).
Если
вы
ранжируете
баллы
по
критериям,
необходимо
это
сделать
правильно, чтобы большим количеством баллов оценивался результат проекта, а
не его презентация.
Сегодня становится популярной практика работы учащихся с оценочными
листами когда дети выносят самооценки или коллективные оценки в группе
путем обсуждения работы над проектом, его результатов, отметки выставляются
в оценочный лист. Итоговая отметка учителем ставится с учетом оценок детей.
Следует напомнить, что учащиеся обязательно должны знать о критериях
оценки работы над проектом, ее результатов на первых этапах своей работы.
Желательно в разработку критериев включать самих проектантов.
Количество критериев не должно быть большим, оно зависит, прежде
всего, от возраста детей и, на наш взгляд, не должно превышать 10.
Оценка работы по
подготовке проекта
Оценка результата проекта
Оценка презентации
проекта
Обоснованность выбора
Практическая направленность
Соответствие
17
темы
проекта (наличие результата)
представленного материала
проблеме проекта
Полнота раскрытия
темы,
самостоятельность,
завершенность
деятельности по проекту
Качество оформления отчета:
- эстетичность оформления;
- структурированность
информации;
- соответствие стандартным
требованиям
Качество подачи материала
(полнота раскрытия темы,
самостоятельность,
аргументированность)
Структурированность
информации
Анализ проделанной работы,
наличие независимой рецензии
Степень осмысленности
владения информационными
технологиями (соответствие
выбранных технологий
поставленным задачам по
проекту, дизайну, форме
подачи материала)
Новизна в раскрытии
темы
Уровень владения проблемой,
темой (ответы на вопросы)
Степень актуальности
Степень доступности
восприятия материала
аудиторией
Ссылки на источники
информации
(цитируемость
используемой
литературы), интернет-
ресурсы
Ссылки на источники
информации, интернет-
ресурсы и ресурсы школьной
сети
Разнообразие форм
деятельности –
экскурсия, встреча,
выставка (фото-,
видеоотчеты,
письменный анализ
полученной
информации)
Соблюдение регламента
1.6. Портфолио проекта.
Проектная папка – портфолио проекта – один из обязательных выходов
проекта, предъявляемых при защите (презентации) проекта. Проектная папка
позволяет увидеть и оценить ход работы над проектом, четко организовать
работу каждого участника группы, судить о достижениях. Папка является сводом
документов, справочником для проектантов в работе над проектом.
В состав проектной папки входят:
1. Паспорт проекта.
2. План выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных
проектов).
3. Промежуточные отчеты группы.
18
4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые
ксерокопии и распечатки из интернета.
5. Результаты исследований и анализа.
6. Записи всех идей, гипотез, решений.
7.
Отчеты
о
совещаниях
группы,
проведенных
дискуссиях,
«мозговых
штурмах» и т.д.
8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться
проектантам, и способы их преодоления.
9. Эскизы, чертежи, наброски продукта.
10. Материалы к презентации.
11. Другие рабочие материалы группы.
В зависимости от специфики проекта эта схема может быть изменена и
дополнена.
Методический паспорт проекта
Проекты,
реализуемые
в
образовательном
учреждении,
должны
иметь
определенные
характеристики,
которые
и
составляют
методический
паспорт
учебного проекта.
Методический паспорт – схема методического описания проекта.
Паспорт является вступлением к проектной папке.
Учителю,
практикующему
в
обучении
школьников
метод
проектов,
методический паспорт необходим для своей успешной работы, для предъявления
проектов на конкурсы, для ознакомления с ними коллег.
Российские
авторы
(Н.Ю.
Пахомова,
И.С.
Сергеев,
С.Г.
Щербакова
и
другие) предлагают немногим отличающиеся друг от друга схемы описания
проекта, отличия заключаются в основном в количестве, порядке и степени
подробности
описания
в
них
основных
пунктов
(характеристик).
Приведем
разработанный нами на основе схем указанных авторов вариант методического
паспорта проекта, удобный, на наш взгляд, в использовании.
Паспорт проектной работы состоит из следующих пункотов:
1.
Название проекта.
2.
Руководитель (разработчик) проекта.
3.
Название образовательного учреждения.
4.
Год разработки.
5.
Опыт использования (степень распространения).
6.
Консультант проекта.
7.
Заказчик проекта.
8.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
9.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
19
10. Возраст учащихся (класс).
11. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся).
12. Время работы над проектом.
13. Режим работы учащихся (урочный, урочно-внеурочный, внеурочный).
14. Темы учебно-тематического плана предмета (ов).
15.
Тип
проекта
(с
учетом
доминирующей
в
проекте
деятельности
школьников).
16. Продукты проекта.
17. Цель проекта (педагогическая цель).
18. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).
19.
Вопросы
проекта
(3-4
проблемных
вопроса
по
теме
проекта,
на
которые необходимо ответить проектантам в ходе его выполнения).
20. Вид (форма) презентации результатов.
21.
Материально-техническое,
учебно-методическое,
информационное
оснащение.
22. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
23.
Этапы
работы
над
проектом
(для
каждого
этапа
указать
продолжительность,
место
работы
учащихся,
задачи
и
содержание
работы, выход этапа).
24.
Актуальность
проекта,
значимость
на
уровне
школы,
социума,
личностная
ориентация,
воспитательный
аспект
(о
воспитательном
аспекте указывается в том случае, если это отсутствует в пунктах №17,
18).
При более подробном описании проекта можно обозначить следующие его
характеристики: «Стартовый уровень обученности и сформированных знаний,
умений,
навыков
и
специфических
умений»,
«Приращение
в
ЗУН-ах
и
специфических умениях».
В зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного
проекта в паспорт могут быть внесены изменения и дополнения.
В
случае
предъявления
проектов
на
конкурсы
различных
уровней
организаторами конкурсов может предлагаться определенная схема описания
проекта, которую, бесспорно, руководитель проекта должен учесть.
Чтобы научить детей писать отчет о работе, можно предложить им в
качестве черновика воспользоваться шаблоном.
Введение
Тема моего проекта ...
Я выбрал эту тему, потому что …
Цель моей работы - …
20
Проектным продуктом будет - …
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как …
План
моей
работы
(указать
время
выполнения
и
перечислить
все
промежуточные этапы):
- Выбор темы и уточнения названия…
- Сбор информации (где и как искал информацию).
- Изготовление продукта (что и как делал)…
- Написание письменной части проекта (как это делал) …
Основная часть
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я …
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) …
План моей работы был нарушен, потому что …
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как …
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что …
Заключение
Закончив
свой
проект,
я
могу
сказать,
что
не
все
из
того,
что
было
задумано, получилось, например …
Это произошло, потому что …
Если бы я начал работу заново, я бы …
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы …
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над
которой работал) …
21
2.Особенности осуществления проекта в начальной школе.
2.1.Готовность младших школьников к проектной деятельности.
Учитывая
безусловные
достоинства
проектного
метода
и
возрастные
возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально
и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В
связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации
метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов,
А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.),
эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к
которым
в
полной
мере
относится
и
проектный,
во
многом
обусловлена
позицией
учителя,
его
направленностью
на
создание
лично стно-
ориентированного
педагогического
пространства,
демократическим
стилем
общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-
педагогической
литературе
неоднократно
подчеркивается,
что
существенным
условием
для
выбора
учителем
наиболее
эффективных
методов,
оптимизирующих
преподавание,
является
знание
реальных
возможностей
учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов. Кроме того, в целом ряде
работ
отмечается
необходимость
системности
в
использовании
активных
методов,
постепенного
увеличения
степени
детской
самостоятельности
в
учебно-познавательной
деятельности
и
уменьшении
различных
видов
учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного
метода
в
начальной
школе.
Однако
для
продуктивной
проектно-учебной
деятельности
младшим
школьникам
необходима
еще
и
особая
готовность,
“зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных
умений,
лежащих
в
основе
эффективных
социально-интеллектуальных
взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать
запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в
зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать
свое мнение, аргументировано, его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое
верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети
совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя
22
формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю
сторону,
построение
высказываний,
так
и
внутреннюю
сторону,
содержание
высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной
деятельности
выступает
развитие
мышления
учащихся,
определенная
«интеллектуальная
зрелость».
П р е ж д е
в с е г о ,
и м е е т с я
в
в и д у
сформированность
обобщенности
умственных
действий
как
интегративной
характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
-
умение
вычленять
существенный
признак,
соотношение
данных,
составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих
обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются
широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К
“интеллектуальной
зрелости”
также
относится
наличие
у
младших
школьников
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
вариативность
и
самостоятельность.
Целенаправленное
формирование
как
обобщенности
умственных
действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс
в
русле
работы
над
становлением
у
учащихся
центрального
психического
новообразования
младшего
школьного
возраста
-
теоретического
мышления
через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы
обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг
с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к
эффективной
проектной
деятельности
рассмотрим
опыт
развернутой,
содержательной,
дифференцированной
самооценочной
и
оценочной
деятельности,
которая
способствует
формированию
у
детей
следующих
необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс
решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей
готовности
учащихся
начальной
школы
к
проектной
деятельности
является
23
необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в
процессе обучения.
2.2. Метод проектов в урочное и внеурочное время.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в
начальных
классах
эффективна
следующая
последовательность
его
модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к
долговременным,
межпредметным,
от
личных
проектов
к
групповым
и
общеклассным.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить
следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
-
мотивационный
(учитель:
заявляет
общий
замысел,
создает
положительный
мотивационный
настрой;
ученики:
обсуждают,
предлагают
собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
формулируются
задачи,
вырабатывается
план
действий,
устанавливаются
критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной
деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием
ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с
литературой
и
другими
источниками,
непосредственно
выполняют
проект;
учитель:
наблюдает,
координирует,
поддерживает,
сам
я вл я е т с я
информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в
коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса
работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает
участником коллективной оценочной деятельности).
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя
на
разных
этапах
разная.
В
учебном
проекте
ученики
должны
работать
самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а
от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни
были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного
проекта,
степень
активности
–
самостоятельности
можно
представить
в
следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
24
УЧИТЕЛЬ ученик
Как
видно
из
схемы,
роль
учителя,
несомненно,
велика
на
первом
и
последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе –
этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза
свести
работу
над
проектом
к
формулированию
и
выполнению
задания
по
самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика,
поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали
или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к
неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым
житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной,
чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся
интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы.
Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и
так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча,
разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть
не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле.
Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель
и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной
работы
для
поиска
способов
решения
проблемы
проекта.
Таким
образом,
погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-
педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой,
то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой
группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же
этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно
может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий
этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким«малюсеньким
наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности
зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то
умений,
наступает
благоприятный
момент
для
подачи
нового
материала.
Учитель
на
контроле:
нормально
ли
идет
ход
деятельности,
каков
уровень
самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки
зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим
25
для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со
стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является
найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде
всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими
были
вытекающие
из
нее
цель
и
задачи
проекта,
кратко
охарактеризовать
возникавшие
и
отвергнутые,
побочные
способы
ее
решения
и
показать
преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации
нужно
научить
учащихся
сжато
излагать
свои
мысли,
логически
связно
в ы с т р а и ват ь
с о о б щ е н и е ,
гото в и т ь
н а гл я д н о с т ь ,
в ы р а б а т ы в а т ь
структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель
обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный
эффекты были максимальными.
Под
методом
проектов
в
образовательной
области
«Технология»
мы
понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся.
Главнейший
основополагающий
принцип
метода
проектов,
по
определению
Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., - исходить из интересов
самого
ребенка,
детских
интересов
сегодняшнего
дня,
непосредственно
связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их
близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы
его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути
подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со
всеми
ее
атрибутами
(режимом,
воспитательными
и
образовательными
средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в
решении жизненных проблем.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать
жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать,
что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике.
Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к
воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Организация
проектной
деятельности
в
технологическом
образовании
школьников
способствует
развитию
творческого
потенциала
учащихся;
проведению
самостоятельных
исследований;
принятию
решений;
развитию
умений
работать
в
команде
и
отвечать
за
результаты
коллективного
труда;
проведению
экономической
и
экологической
оценок
процесса
и
результатов
труда;
формирует
привычку
к
анализу
потребительских,
и
технологических
ситуаций.
26
Поскольку
способности
учащихся
различны,
важно
проводить
дифференцированное
обучение.
Предположим
весь
класс
выполняет
один
проект.
Способные
дети
могут
провести
больше
исследований,
рассмотреть
более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и
более
полно
спланировать
свою
работу.
Менее
способные
учащиеся
острее
нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Итак,
благодаря
использованию
метода
проектов
в
образовательной
области “Технология” повышается вероятность творческого развития учащихся;
естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает
теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся,
которая
приводит
их
к
большей
самостоятельности;
укрепляется
чувство
социальной
ответственности,
а,
кроме
всего
прочего,
дети
на
занятиях
испытывают истинную радость.
В
процессе
проектной
деятельности
формируются
следующие
общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном
поле;
-
умение
запросить
недостающую
информацию
у
эксперта
(учителя,
консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.;
27
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
2.3. Особенности взаимодействия учителя и ученика на различных
этапах работы над проектом
Проектная деятельность в равной степени вовлекает в свою орбиту и
ученика, и учителя.
Проект
для
ученика
–
средство
самореализации.
Потребность
в
самопознании
и
самореализации
–важнейшая
в
подростковом
возрасте
потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой
другой деятельности. Поэтому работа над проектом от замысла до итога ценна
для подростка лишь постольку, поскольку
дает
ему возможность
проявить
себя во всем своеобразии и неповторимости. Процесс работы над проектом
будет продвигаться тем успешнее, чем более личностно значимыми будут его
цель и результат.
Для
учителя
учебный
проект – это
интегративное
дидактическое
средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над
проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы.
Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет,
когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе
учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником.
Материалом для обсуждения может стать житейский случай,
взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой
беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно
сформулированная цель.
Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия проектов.
Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если
это не так, то вся работа над проектом, а иногда это длительная работа,
превратится в тяжкую повинность – в этом случае мощный потенциал проекта
28
как деятельностной технологии обучения будет сведен к нулю. При этом надо
иметь в виду, что и для учителя метод проектов является довольно трудоемкой
технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем проектной
работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать
детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать
или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно
поработать.
Этот этап является наиболее сложным для учащихся. Трудность
взаимодействия учителя и ученика на данном этапе обусловлена прежде всего
тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе.
Самый
неэффективный
способ
–
прямое
принуждение,
оно
может
перечеркнуть всю предстоящую деятельность, обесценить ее как инструмент
педагогического воздействия учителя. Поэтому в самом
начале
работы над
проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь
ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте. И уж
потом обдумать, как использовать это для обучения и воспитания ребенка.
Из
проблемы
проекта
следует
его тема,
которая
часто
является
краткой формулировкой исходной проблемы.
Следующий
этап
– целеполагание.
Когда
проблеме
проекта
удалось
придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный
мотив
к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество
идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не
соизмеряют свои желания и свои возможности. В ряде случаев ребенку
полезно
столкнуться
с последствиями своей «гигантомании». Если учитель
уверен, что ученик сможет преодолеть возникшие трудности без ущерба для
работы, может быть, не стоит его одергивать. Если же такой уверенности нет,
лучше уже сейчас внести ясность в цель работы. В любом случае необходимо,
чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать
решению исходной проблемы. На этом же этапе необходимо определить, каким
будет проектный продукт, решить, что будет создано для того, чтобы цель
проекта была достигнута. Для этого необходимо представить себе как можно
больше
способов
достижения
цели
проекта
и
выбрать
из
них
самый
оптимальный.
Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и
яснее цель, надо спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной
проблемы до реализации цели проекта. Сейчас предстоит придать появившимся
идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на
отдельные
шаги,
определив
задачи
и
способы
работы.
Планирование
представляет
определенную
трудность
для многих учащихся, здесь может
29
потребоваться
значительная
помощь
учителя.
Важно
только
не
начать
планировать вместо ребенка. Это может привести к тому, что у него возникнет
ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана, поэтому он не отвечает
за работу. Надо лишь показать алгоритм планирования. Задайте своему ученику
следующие вопросы:
-
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? –ответ на этот
вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на
отдельные этапы и определить задачи.
-
Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на
каждом этапе.
- Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
- Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже
умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.
-
Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему
предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.
Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план
своего проекта.
На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы
убедиться, что все идет правильно:
Вопрос
Ответ
Почему выбрана эта тема проекта
Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить
данную проблему
Цель проекта
Что
ты
создашь,
чтобы
цель
была
достигнута
Образ проектного продукта
(ожидаемый результат)
Если ты сделаешь такой продукт,
достигнешь ли ты цели проекта и будет
ли в этом случае решена его проблема
Существует ли необходимая связь
между проблемой, целью и проектным
продуктом
Какие шаги ты должен проделать от
проблемы проекта до реализации
цели проекта
Перечисление основных этапов работы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать
эти шаги (информация, оборудование
и прочее для проведения исследований,
материалы для изготовления продукта,
чего не хватает, где это найти, что ты
уже умеешь делать и чему придется
научиться
Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все
необходимое
Индивидуальный график проектной
работы
30
Задайте эти вопросы своему подопечному, и вы научите его планировать
собственную деятельность (причем не только проектную). Хороший план –уже
половина работы!
Часто
именно
на
этом
этапе
цель
работы
приобретает
более
реалистический характер, что иногда приводит к снижению мотива. В этот
момент необходимо поддержать ученика, помочь ему не опустить руки.
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана –
можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком,
имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые
изменения в первоначальный замысел. Здесь придется следить, чтобы ученик не
потерял мотив к
работе.
Обязательно
возникнут
какие-то
трудности,
возможно,
объективного характера. Однако это не причина для простоя в
работе. В этом случае придется вносить изменения в первоначальный план –это
может вызвать разочарование и как следствие снижение мотива.
Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является
создание
проектного
продукта.
Тут
ребята
часто
проявляют
большую
активность, действуют самостоятельно, творчески. Иногда процесс создания
продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он
постоянно
что-то
совершенствует,
придумывает
все
более
оригинальные
решения. Необходимо лишь обращать его внимание на время, оставшееся до
защиты.
Далее предстоит презентация проекта. Презентация –это витрина проекта.
Все
должно
быть
подчинено
одной
цели
–наилучшим
образом
показать
результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе
этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя
при этом чувства меры, –важнейший социальный навык.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут
на выступление. За
это короткое
время необходимо
рассказать о
работе,
которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с
обработкой большого
массива
информации,
общением
с
различными
людьми, сделанными автором открытиями. Вообще хочется рассказать о
многом.
По
этой
причине
презентационные
выступления
часто
не
укладываются в регламент.
Итак, две основные проблемы презентации –это речь и регламент. Очень
важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои
мысли.
Лучше,
если
текст
презентации
будет
написан
в
виде
тезисов.
Это
позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями
и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за
реакцией аудитории.
31
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на
вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос
лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме
проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще
один шанс показать свою компетентность).
Презентацию желательно отрепетировать.
2.4. Творческие проектные мастерские
Творческие
проектные
мастерские
как
форма
организации
проектной
деятельности
позволяют
учителю
руководить
проектной
работой
каждого
учащегося индивидуально и одновременно обучать всех участников мастерской
технологии проектной деятельности. Организация работы в форме творческих
мастерских в значительной степени способствует установлению равноправных
отношений учителя и учеников как единомышленников, коллег, занятых общим
делом.
Кроме того творческие проектные мастерские дают возможность наладить
сотрудничество разновозрастных детей в рамках общей работы, в ходе которой
происходит естественный обмен знаниями и опытом между ними. Это особенно
ценно,
потому
что
дети
обучаются
друг
у
друга.
Общая
работа
позволяет
наладить
связи
вне
класса,
установить
отношения
делового
сотрудничества
младших
и
старших,
что
может
быть
значимо
для
детей
с
заниженной
самооценкой и низким статусом в собственном классе.
Очевидно, что такая организация работы вовлекает в свою орбиту не
только всех детей, но и большинство учителей школы, что в значительной
степени способствует их взаимному профессиональному обогащению.
Глава II. Использование метода проектов на практике.
Исследовательский проект как одна из форм сотрудничества учителя,
учеников и родителей.
Проекты, создаваемые самими детьми, активизируют их стремление к
исследовательской деятельности.
Проектная
деятельность
обучающихся
—
совместная
учебно-
познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность
учащихся,
имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной
деятельности
является
наличие
заранее
выработанных
представлений
о
конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции,
определение
целей
и
задач
проекта,
доступных
и
оптимальных
ресурсов
32
деятельности,
создание
плана,
программ
и
организация
деятельности
по
реализации
проекта)
и
реализации
проекта,
включая
его
осмысление
и
рефлексию результатов деятельности. Проектное обучение является непрямым и
здесь ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс. Проект
может
быть
индивидуальным,
но
обычно
каждый
проект
есть
результат
скоординированных совместных действий группы учащихся.
Учитывая индивидуальные и творческие способности детей моего класса,
а так же стремление детей и родителей к активной творческой деятельности, я
предложила
на
расширенном
родительском
собрании
совместно
с
детьми,
рассмотреть предложение об участии в проекте. Обсудив все ключевые моменты
и предполагаемые результаты, все пришли к мнению: начать работу.
Тема
проекта
была
выбрана
не
случайно,
так
как
каждый
год
мы
оказываем помощь зимующим птицам. Опорой в работе над проектом была
концепция экологического образования личности. Была выбрана тема: «Помоги
зимующим птицам».
С учетом желания всех детей и родителей участвовать в работе, проект
носил коллективную форму. Работа проходила под моим руководством и при
помощи родителей.
Для углубленного изучения темы были сформулированы две проблемы:
1.
Уменьшение численности зимующих птиц.
2.
Снижение интереса общественности к проблеме птиц зимой.
Были выдвинуты гипотезы:
1.
Увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке,
при соблюдении основных правил оказания им помощи.
2.
Возможно, распространение информации о проблеме зимующих птиц,
повысит интерес населения к данной проблеме.
С учетом гипотез были определены цели:
- формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно
нравственно-эстетическим нормам поведения;
- распространение знаний о природе и ее защите;
- совершенствование знаний школьников и дошкольников о птицах;
-
привлечение
внимания
общественности
к
проблеме
зимующих
птиц,
их
выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению
биологической защиты зеленых насаждений города от болезней;
- повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности
ребенка,
развитие
у
детей
исследовательских
способностей,
навыков
исследовательского поведения.
Также поставлены задачи:
- создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;
33
- обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;
- привлечь общественность к проблеме зимующих птиц;
- подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;
С учетом работы над проектом определена его структура. Проект состоит
из трех блоков:
Информационно – пропагандистский
Практика – исследовательский
Творчески – исследовательский
Каждый блок отражает деятельность в определенном направлении. По
данной
схеме
выполнялась
планомерная
теоретическая,
практическая
и
исследовательская
деятельность,
проводился
анализ,
диагностика,
делались
выводы по проведенным опытам, экспериментам и наблюдениям. Работа по
каждому
из
блоков
велась
в
тесном
сотрудничестве
учителя,
родителей
и
учеников.
Подготовительный этап
Информационно – пропагандистский блок.
Он включает в себя работу по таким направлениям:
- сбор и изучение материалов;
- оформление информационной по теме проекта и ее распространение
1 направление: сбор и изучение материалов по теме проекта.
Для сбора информации дети пользовались памяткой.
Информация была добыта из различных источников:
- литература;
- СМИ;
- интернет;
- беседы с друзьями, соседями, родными, знакомыми …
- библиотека;
- телепередачи;
- экскурсии
Изучив
собранный
материал
из
газет
и
журналов,
ребята
оформили
подшивку статей, которая стала опорой при проведении информационных и
классных часов по теме проекта. Интересный и богатый материал, собранный
ребятами, послужил стимулом для открытия рубрик:
«Легенды о птицах»
«Народная мудрость»
«Птицы родного края»
«Секреты Красной книги»
«Странички Интернета»
34
«Это интересно знать»
При оформлении данных рубрик использовались не только красочные
иллюстрации, но и личные фотоснимки птиц, сделанные детьми и родителями,
личные стихи детей, их творческие работы, пословицы и загадки … Огромную
помощь оказали родители при эстетическом оформлении этих рубрик, а так же
при
проведении
внеклассных
мероприятий,
с
использованием
данной
информации.
Владеть достаточно широко информацией помогло знакомство и изучение
литературы по теме проекта.
Незабываемым
моментом
в
проекте
была
проведенная акция
«Познакомься с проектом». Целью акции было заинтересовать школьников и
дошкольников
данной
проблемой.
Она
заключалась
в
выступлениях
исследователей в школе.
Незаменимым
помощником
для
таких
выступлений
оказалась
уже
подготовленная передвижная выставка.
Все
выступления
соответствовали
программным
требованиям
и
возрастным особенностям детей.
Основной этап
Практика – исследовательский блок.
В
рамках
этого
блока
были
проведены
мероприятия
по
таким
направлениям:
- Практические мероприятия по оказанию помощи птицам.
- Исследовательские наблюдения за жизнью зимующих птиц.
Работая по первому направлению, мы на уроках труда и дома смастерили
при помощи родителей 10 разнообразных кормушек по заранее подготовленным
чертежам.
К
конкурсу
изготовления
кормушек
присоединились
учащиеся
и
других классов. Огромное удовлетворение получили победители конкурса на
«Лучшую
кормушку». Развесили их возле школы,
за окном квартир, возле
собственных домов. Большое количество кормушек позволило создать птичьи
столовые. Места размещения птичьих столовых и отдельных кормушек были
зафиксированы.
Мы следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный
корм: крошки только белого хлеба, кусочки несоленого сала, сырые семечки,
различные виды зерна. Для этого составили график подкормки птиц.
За окном нашего класса тоже повесили кормушку и вели наблюдение за
птицами. Во время прогулки выявляли внешние признаки птиц, живущих в
округе, их следы и повадки. У домашней кормушки исследователи проводили
индивидуальные наблюдения.
35
При помощи наблюдения мы смогли узнать, какие птицы чаще прилетают
к кормушке, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи человека.
Чтобы проверить выдвинутую гипотезу №1, мы выполнили следующую работу:
Провели
предварительные
наблюдения
за
прилетом
птиц
к
кормушке,
занеся их в составленную таблицу. Диагностика предварительного наблюдения
показала невысокие результаты. Мы проработали информацию по данной теме,
составили: «Основные правила по оказанию помощи зимующим птицам», с
учетом составленных правил, провели ряд мероприятий по подкормке птиц.
После провели заключительное наблюдение. Сравнительный анализ результатов
исследований
показал
значительный
рост
численности
прилетающих
к
кормушке птиц.
На основании результатов данного исследования мы сделали вывод:
При
соблюдении
основных
правил
оказания
помощи
зимующим
птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке, что
доказывает выдвинутую нами гипотезу №1.
Наш творческий коллектив постоянно вел активную исследовательскую
деятельность,
наблюдая
за
питомцами
птичьих
столовых,
проводя
эксперименты:
Эксперимент №1. Мы проводили его по составленному плану и пришли к
выводу:
1)
Птицы привыкают к постоянному месту подкормки, поэтому желательно
ежегодно вывешивать кормушки на прежние места;
2)
Ежедневно пополнять кормушку кормом, чтобы птицы, пролетев долгий
путь, не улетали без корма;
Эксперимент №2. «Сало для синички», провели по составленному плану,
сделали вывод:
1)
Подтвердился
тот
факт,
что
синички
любят
лакомиться
несоленым
салом;
2)
Чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать
корм для синичек, не смешивая его с другим кормом.
Заключительный этап
Творчески – исследовательский блок
Работа по данному блоку велась также в двух направлениях:
- мероприятия, проводимые в классе и школе;
- мероприятия, проводимые вне школы;
С целью проверки гипотезы №2 мы провели диагностический опрос по
теме
«Помоги
зимующим
птицам»,
выявляя
отношение
школьников
и
36
дошкольников к данной проблеме. На основе результатов проведенного опроса,
мы пришли к выводу, что:
-
распространение
информации
о
проблеме
зимующих
птиц,
различными
способами,
способствует
повышению
и н т е р е са
общественности к данной проблеме, что подтверждает выдвинутую гипотезу
№2.
Сравнительный
анализ
диагностического
опроса
школьников
и
дошкольников в начале работы над проектом и в ее конце показал следующие
результаты.
В рамках данного блока был проведен ряд мероприятий:
Конкурс плакатов по теме проекта
Неделя творчества
Аукцион загадок и пословиц
Конкурс кроссвордов
Литературная викторина
Деловая игра «Логическая цепь» и др.
С большим интересом участвовали дети и родители в празднике «День
птиц», посвященному Международному дню птиц.
Для
оценки
проведенной
работы
над
проектом
стала конференция по
защите исследовательских проектов, проводимая на базе нашей школы.
Весь накопленный опыт, талант и творчество, активность и стремление к
совершенствованию
дети
и
родители
смогли
показать
при
подготовке
и
проведении защиты нашего проекта.
Защита
проекта
проходила
в
несколько
этапов,
чтобы
все
учащиеся
начальных классов нашей школы смогли познакомиться с результатами и ходом
проекта.
Благодаря
поддержке
и
помощи
родителей
весь
собранный
материал
удалось систематизировать, эстетически оформить, приобщить фотоматериалы,
оформив папку проекта.
Работа
над
проектами
занимает
особое
место
в
системе
образования,
позволяя
учащимся
приобретать
знания,
которые
не
достигаются
при
традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети
сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
С этой точки зрения хороший проект должен:
- иметь практическую ценность;
- предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
- быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над
ним, так и при его завершении;
- быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;
37
- предполагать возможность решения актуальных проблем;
- давать ребенку возможность учиться в соответствии с его способностями;
- содействовать проявлению способностей ученика при решении задач
более широкого спектра;
- способствовать налаживанию взаимодействия учеников.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене
мыслями
и
чувствами
между
учителем,
учеником
и
родителями
можно
достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого
потенциала ребенка.
38
Заключение.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои
возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы,
приложить
свои
знания,
принести
пользу
и
показать
публично
достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,
интересен и значим для самих открывателей.
Учебный
проект
с
точки
зрения
учителя
–
это
дидактическое
средство,
позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по
нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из
этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их
целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся
с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный
ими способ решения проблемы проекта.
В
заключение
хочется
отметить,
что
нельзя
не
согласиться
с
мнением
отечественных
и
зарубежных
педагогов
и
психологов,
согласно
которому
“проектное
обучение
не
должно
вытеснять
классно-урочную
систему
и
становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к
другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт
работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами
обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом
учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного
обучения.
Список литературы.
39
1.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,
2006.
2.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. //
Нач. школа. – 2005. - №6.
3.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.
Голуб
Г.Б.,
Перелыгина
Е.А.,
Чуракова
О.В.,
Основы
проектной
деятельности школьника. – Учебная литература, 2006.
5.
Гузеев
В.В.
Метод
проектов
как
частный
случай
интегрированной
технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
6.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного
образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов
н/Д.,2005.
7.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа.
– 2005. - №9.
8.
Зенгин
С.С.
Совместное
проектирование
учебной
деятельности
как
условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
9.
Иванова
Н.В.
Возможности
и
специфика
применения
проектного
метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
10.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы
дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
11.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007.
12.
Кулагина
Л.А.
Организация
проектной
деятельности
учащихся
на
уроках в школе. – Ульяновск, 2010.
13.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.
14.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании
школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
15.Пахомова
Н.Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении. – М., 2005.
16.Пахомова
Н.Ю.
Учебный
проект:
его
возможности.
//Учитель.
–
2000.,№ 4.
40
ФГ БОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Кафедра педагогических технологий
дошкольного и начального образования
Выпускная работа
Организация проектно-исследовательской деятельности
младших школьников.
Работу выполнил
слушатель курсов группы Н-10
учитель начальных классов
МБОО Старомайнская средняя школа №2
р.п. Старая Майна
Быкова Надежда Анатольевна.
Ульяновск
41
42