Автор: Сипенкова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Великий Новгород Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развёрнутый конспект урока по математике в 4 классе по теме "Табличная форма анализа текста задач на движение" по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
Раздел: начальное образование
Развёрнутый конспект урока по математике в 4 классе по теме
«Табличная форма анализа текста задач на движение» по
системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»
Работу выполнила:
Сипенкова Т.В.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2»
Тема: « Табличная форма анализа текста задач на движение»
Цель: 1.Введение понятий: скорость V, время t, расстояние S
2.Отработка табличной формы записи.
Задачи: 1.Формулирование познавательной цели, использование знаков и
символов, моделирование
2. Построение логической цепи рассуждений, доказательство,
синтез
3.Планирование, постановка вопросов, принятие решений
4. Контроль, коррекция, оценка
Оборудование: 1.Таблицы с текстами задач а)на пару(цена,кол-во,стоимость)
б)индивидуально(скорость,время,
расстояние)
2.Карточки : скорость-V
время-t
расстояние-S
3. Оформление доски: а) Заготовки таблиц(2)
б) Текст задачи(новый материал)
в) Проблемы
ДОСКА
а) текст задачи проблемы а) текст задачи
б) схема б) схема
в) в)
г) решение
г) решение
д) ответ д) ответ
ХОД УРОКА: 1. Ситуация успеха (листы с текстом и таблицей выданы до
урока)
На пару: Пуговица стоит 4 руб. Сколько стоят 5 пуговиц?
У. –Ребята, у вас на партах лежат листы для работы. Какое задание я хочу вам
предложить?
Д. – Решить задачу.
У. – Правильно. Работать будете в паре. С чего начнёте?
Д. – Перевести текст задачи в таблицу ( оформитель выполняет, контролёр
проверяет правильность).
После выполнения работы в паре, дети показывают готовность .К доске
учитель вызывает того, кто быстро справился с заданием.
У. – Почему 4руб. записал в графу цена? В задаче сказано, что стоит 4 руб.,
значит, это стоимость?
Д. – 4руб. – это стоит 1 пуговица, поэтому это цена.
У. –Чем является цена, относительно частей и целого?
Д. – Цена – это часть, которую берут.
У. – А чем является стоимость?
Д. – Стоимость – это целое?
У. – Зачем текст вы переводили в таблицу?
Д. – Чтобы правильно выбрать способ решения.
У. – Решайте задачу, записывайте ответ. ( В паре дети меняются ролями:
контролёр становится оформителем ,а оформитель –контролёром.)
Учитель вызывает к доске ученика выполнившего задание.
У. – Почему неизвестную величину находим умножением?
Д. – Неизвестная величина – стоимость – целое. Чтобы найти стоимость надо
цену умножить на кол-во.
У. – Скажи ответ.
Д.- Ответ: 5 пуговиц стоят 20 рублей.
У. - Молодцы!
2. Постановка учебной задачи.
У. – Ребята, вы так здорово решили задачу. А можете также быстро решить
ещё одну?
Д. – Да!
У. – Но теперь каждый будет делать её сам.
Текст задачи на доске и заготовка таблицы. Аналогично на индивидуальных
листах.
Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80км/ч. Какое расстояние он проехал?
Учитель видит, что дети испытывают затруднения.
У. – Ребята, что-то непонятно? Появились проблемы? Какие?
Возможны два варианта ведения урока в зависимости от возможностей
класса. 1вариант – Учебная задача решается в процессе фронтальной
дискуссии.
2вариант – Учебная задача решается учащимися в группе с
последующим обсуждением.
На данном уроке используем 1 вариант.
Д. – Не можем перевести текст задачи в таблицу.
У. – Почему? Таблица не подходит?
Д. – Другие величины.
У.- О каких величинах идёт речь? (фиксируем на доске)
Д.- Скорость, расстояние, время.
У. –Какая величина, из названных , вам больше понятна?
Д. –Расстояние.
У. – Объясните, что это такое.
Д. –Путь пройденный мотоциклистом.
У. – В каких мерках можно измерить расстояние?
Д. – В метрах, километрах и т.д.
У. – Какой величине вы ещё можете дать объяснение?
Д. – Время.
У. – Объясните, что это такое.
Д. –Это кол-во часов, минут ,секунд ,пока ехал мотоциклист.
У. – Какая величина ещё есть в задаче?
Д. – Скорость.
У.- Кто может объяснить , что такое скорость?
Д. – Быстрота движения ………..
Демонстрация движения ученика. Расстояние – ширина класса, время -1сек.=
1хлопку детей, скорость – расстояние, которое ученик прошёл за 1 хлопок.
(повтор демонстрации движения).
У. –Можете заполнить таблицу?
Д. – Да…… Нет……
У. – В чём теперь трудности?
Д. – Не знаем, какую величину ,писать в какую графу.
У. – Посмотрим на таблицу. Что записываем в 1-ю графу относительно частей
и целого?
Д. – Часть, которую берём.
У. –Что записываем во 2-ю графу относительно частей и целого?
Д. – Кол-во таких частей.
У. – Что записываем в 3-ю графу относительно частей и целого?
Д. – Целое.
У. – А что нам может помочь в определение частей и целого?
Д. – Схема.
На доске чертится схема. На схеме определяются величины и указываются
части и целое. Производится отождествление граф таблицы с величинами.
ЧЕРТЁЖ
У. – Расстояние - это что относительно частей и целого?
Д. – Расстояние – это целое.
У. – Время – это что относительно частей и целого?
Д. – Время – это кол-во частей.
У. – Скорость – это что относительно частей и целого?
Д. – Скорость – это часть в единицу времени.
Дети находят место величин в таблице у себя на листах.
У. – В математике эти величины обозначаются буквами латинского алфавита
Скорость V, время t, расстояние S.
Для закрепления нового материала решается ещё одна аналогичная задача.
3. Рефлексия урока.
У. – С какой проблемой сталкнулись?
Д. – Не смогли заполнить таблицу.
У. – Мы выяснили причины проблемы?
Д. – Да.
У. – Какие причины?
Д. – Новые величины.
У. – Назовите их.
Д.- Скорость, время, расстояние.
У. – Чем они являются относительно частей и целого?
Д. – Скорость – часть которую берём, время –часть –кол –во, расстояние –
целое.
У. – Что общего у первой и второй задачи?
Д. – Соответствуют понятия мерка – часть, кол-во – часть ,целое.
У.- Молодцы! Спасибо за работу на уроке.