Напоминание

Методические рекомендации для обучающихся детских школ искусств и преподавателей при подготовке к самостоятельным занятиям на ударных инструментах.


Автор: Гурьев Николай Андреевич
Должность: преподаватель по классу ударных инструментов
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ№8" им.Ю.Г.Суткового г. Челябинска
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации для обучающихся детских школ искусств и преподавателей при подготовке к самостоятельным занятиям на ударных инструментах.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации для обучающихся детских школ искусств и

преподавателей при подготовке к самостоятельным занятиям на ударных

инструментах.

В настоящее время наблюдается заметное усиление интереса к

обучению на

ударных инструментах. Достоинства данной инструментальной группы разнообразны, а

исполнительство на ударных инструментах является популярным и востребованным как в

среде массовой культуры, так и в академической музыке. Данный вид деятельности

активно развивается и занимает особое место в концертной практике.

Методическая

база, необходимая для наиболее полного осмысления вопроса обучения

игре на ударных инструментах в детской школе искусств разработана ещё недостаточно.

Поэтому

задача

по

улучшению

качества

подготовки

профессионального

музыканта

исполнителя по классу «Ударные инструменты» на сегодняшний день является особенно

актуальной.

В

педагогической

деятельности

преподавателю

следует

опираться

на

дидактические принципы, которые должны направлять работу преподавателя и учебный

процесс в целом. Помимо этого, в учебно-образовательном процессе музыканту следует

стремиться

к

индивидуальному

подходу

в

обучении. Преподаватель

выбирает

уникальную систему работы с обучающимся, наилучший для него темп, формы и методы

решения образовательных задач, способов проверки, оценки совместной работы на основе

знания личностных и возрастных особенностей обучаемого.

Воспитывать

личность

обучаемого

рекомендуется

на

лучших

произведениях

музыкального искусства. Высокий уровень художественного репертуара, его доступность

для изучения и индивидуальный подход к каждому помогут взрастить профессионального

музыканта и самостоятельную личность. Кроме того, преподаватель должен учитывать

индивидуальные способности обучающегося, его достоинства, недостатки и музыкальные

предпочтения.

Обязательным разделом педагогической работы является подготовка преподавателя

к занятию: видео или аудиозапись с концертным исполнением задействованного учебно-

педагогического

репертуара,

подбор

редактирование)

сольного

репертуара,

произведений для чтения с листа, игры в ансамбле. Кроме того, преподавателю следует

проанализировать

прошедшее

занятие,

продумать

содержание

предстоящего

урока,

которое будет включать работу над инструктивным материалом, повторение и проверку

пройденного (домашнее задание), совместную работу с обучающимся над репертуаром и

задание к следующему уроку.

С первых дней обучения в классе ударных инструментов урок по специальности

нужно строить комплексно. Здесь одной из главнейших задач преподавателя является

воспитание

самостоятельности,

выявление

и

формирование

индивидуального

таланта

обучающегося.

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы подготовки и

проведения самостоятельных занятий

и приёмы, позволяющие добиться необходимых

результатов.

Условно это можно разделить на несколько пунктов.

1.

Разминка

2.

“Высокие” удары

3.

Зеркало

4.

Метроном

5.

Теннисные шарики

Разминка

Прежде чем начать заниматься, необходима разминка. Потому что без разминки, с

неподготовленными руками, можно потянуть, переиграть.

Видов разминки много, они описаны в различных школах, обучающих игре на

ударных инструментах. Остановимся на наиболее известных приёмах.

Упражнение 1

Взять в левую руку палки, предварительно сложив их головки с рукоятками. Руку

вытянуть в сторону до уровня плеча. Медленно вращая, поворачивать вытянутую руку

влево в плечевом, локтевом суставе и в запястье так, чтобы ладонь пришлась кверху, затем

в обратную сторону до того же положения (ладонь кверху). Повторить упражнение 6 – 8

раз подряд сначала левой, потом правой рукой.

Упражнение 2

Обхватить палки, сложив их головки с рукоятками, обеими вытянутыми вперед

руками так, чтобы ладони обеих рук были обращены вверх. Сгибать руки в локтевых

суставах, приблизить палки к подбородку. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение 3

Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Сгибая рука в локтевых

суставах, приблизить руки к груди, отведя локти в стороны и вверх, сделать полный

поворот рук, вытянув их вперед. Ладони должны быть обращены кверху.

Упражнение 4

Специальное упражнение для безымянного пальца и мизинца левой руки. Все

пальцы левой руки выпрямлены и прижаты друг к другу. Согнуть безымянный палец и

мизинец так, чтобы концы их прикоснулись к ладони, остальные пальцы должны быть

совершенно неподвижны. Повторить упражнение 8 – 10 раз.

Эти

упражнения

нужно

повторять

каждый

раз

перед

основными

занятиями.

Только после хорошей разминки можно приступать к занятиям или выступлениям.

“Высокие” удары

Самостоятельные

занятия,

как

и

любые

занятия

на

ударных

инструментах

следует начинать с “высоких” ударов.

Удар начинается с плеча. Плечо поднимается вверх, пока вся рука, вместе с

палочкой находится внизу. Палочка смотрит вниз, как будто к ней привязан груз. Затем

поднимается

предплечье,

локоть,

кисть

и

палочка.

Опускается

все

в

той

же

последовательности:

плечо,

предплечье,

локоть,

кисть

и

в

конце

пальцы

добавляют

движение палочки для удара. Все это нужно делать расслабленными руками, только в

конце кисть и пальцы добавляют силы в удар. Руки необходимо чередовать: левая, правая.

Играть нужно по мягкой поверхности (можно по подушке), чтобы на начальном уровне

избежать неприятного отскока в руку.

После удара палочка не должна находиться на поверхности, а должна быть на

расстоянии 2 – 3см. от поверхности.

Удары необходимо производить в медленном темпе, не торопясь, прорабатывая

все мышцы. Движения должны быть волнообразными, напоминающими цифру 8, но

следует следить, что бы эта восьмерка была в одной плоскости.

Зеркало

Очень хороший помощник для правильной постановки удара – зеркало. Глядя в

него можно самому исправлять ошибки. В зеркало видно, какая рака не доходит до

верхней точки, какая “гуляет” в плоскости или ударяет под углом. Кроме этого, видно,

если человек сидит криво или сгорбленно. Если это не исправить на начальном этапе,

потом мышцы привыкнут и будут работать в таком режиме, что со временем приведет к

зажиму и ограничению в развитии техники.

Метроном

Думаю, не нужно говорить, что любой исполнитель на ударных инструментах

должен четко играть ритм и держать темп. Для развития этих навыков нужно использовать

метроном.

Даже

при

простом

переходе

от

восьмых

нот

к

триолям

и

от

триолей

к

шестнадцатым, важно точно попадать в сильную долю. У начинающих это не всегда

получается, поэтому нужно уделять особое внимание работе с метрономом.

Если при игре, например, шестнадцатыми обучающийся попадает в долю, а

внутри

удары

играются

не

ровно,

можно

поставить

метроном

на

шестнадцатые

и

стараться попадать в каждый удар метронома. То же самое касается и триолей и всех

остальных мелких длительностей. Но это на начальном этапе. Нужно приучать себя играть

различные длительности при пульсации метронома четвертями.

Использовать метроном нужно до тех пор, пока не “включится” свой внутренний

метроном. Пользоваться метрономом на концертах не совсем удобно и не всегда логично,

хотя

многие

этим

занимаются.

На

мой

взгляд,

на

выступлениях

гораздо

важнее

эмоциональный подъем, а не ровность исполнения, хотя это тоже очень важно.

Теннисные шарики.

Для развития подвижности и цепкости пальцев очень хорошо использовать

шарики от пинг-понга. Взяв в одну руку 2 шарика, двигая пальцами, нужно вращать один

шарик вокруг другого, не выпуская из ладони. Сначала руку надо держать ладонью вверх,

затем, когда придет уверенность в пальцах, ладонь можно повернуть боком, затем – вниз.

Шарики будут стремиться выпасть, а пальцы должны не только вращать, но и удерживать

их.

Когда появится навык с шариками от пинг-понга, можно переходить к большим

по размеру. Можно попробовать вращать шарики от большого тенниса, кто - то пробует с

бильярдными. Как говорится, масса вариантов, главное не переусердствовать

.Методические рекомендации для преподавателей по начальным формам

обучения игре на ударных инструментах.

Зачастую

начинающие

барабанщики

имеют

весьма

разрозненные

знания

и

навыки

игры

на

ударных

инструментах.

Основная

задача

педагога

на

этом

этапе

систематизировать знания и научить играть осознанно, ровно, не загоняя и не отставая,

что очень важно для барабанщика.

Опираясь на свой личный опыт игры на ударных инструментах (более 30 лет) и

используя

мировую

практику

известных

барабанщиков,

я

пришел

к

выводу,

что

вся

техника игры на ударных инструментах держится на трёх “китах”:

1.

Одиночная дробь (поочередные удары разными руками)

R L R L

(обозначения на английском языке для удобства чтения. R– правая рука,L - левая рука)

2.

Двойная дробь или дробь двойками (удары каждой рукой по 2 раза)

R R L L

3.

Парадидл - Paradydle

R L R R L R L L

Название,

не

имеющее

перевода,

это

просто

звукосочетания.

Это

производное

от

одиночной и двойной дроби. Фигура состоит из четырех нот. Две первые – одиночная

дробь, две вторые – двойная . Следующая фигура играется с левой руки. Таким образом,

получается группировка из восьми нот. Но обо всем по порядку.

Одиночная дробь

Прежде чем приступить к занятиям, нужно обратить внимание на постановку рук.

В

этих

методических

прекомендациях

рассматриваются

другие

вопросы,

поэтому

постановке

рук

не

уделяется

внимание,

хотя

всё

взаимосвязано,

и

единственное

пожелание, чтобы руки учащегося не были зажаты, двигались свободно. Только тогда

можно добиться хороших результатов.

Итак, одиночная дробь.

Начинать играть нужно медленно. Первоначальный темп не должен превышать =

60. На первых занятиях нужно научить правильно и ровно делить четверти, восьмые и

шестнадцатые.

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L

R L R L

Если у студента получается ровно, не сбивая темпа (хорошо заниматься под

метроном), то можно приступать к следующему шагу – триоли.

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R

L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L

Как

правило,

с

этого

момента

начинаются

трудности.

Если

у

студента

не

получается сразу после восьмых ровно попасть в триоли, можно попробовать чередовать

четверти и триоли. Когда будет достигнут ровный переход от одной фигуры к другой,

можно добавить восьмые, потом шестнадцатые.

Очень важно, что бы студент чётко понимал, когда четверти делятся на 2 и 4, а

когда на 3.

По

мере

приобретения

навыка

игры

можно

добавлять

тридцатьвторые

в

медленном темпе. Очень важно, особенно на первых занятиях не гнаться за скоростью, а

научиться играть ровно. Когда начнёт получатся ровно, можно немного увеличить темп.

Затем добавить между шестнадцатыми и тридцатьвторыми – секстоли.

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R

L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L

Только после того, как будут получаться эти переходы, можно добавлять квинтоли

и септоли.

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R

L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L

R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L R L

Ещё

очень

хорошо

играть

не

только

умельчая

длительности,

но

и

обратно,

увеличивая их.

Двойная дробь или дробь двойкам

Метод

тот

же,

что

и

с

одиночной

дробью,

но

есть

свои

особенности.

Для

достижения ровности при игре восьмыми можно акцентировать вторую ноту, тогда дробь

будет ровнее.

> > > >

R R L L R R L L

При игре триолями акценты будут смещаться то на первую “двойку”, то на

вторую, то без акцента.

> > > >

R R L L R R L L R R L L

А в секстолях акценты будут на сильную долю, то есть, на первую ноту в каждой

четвёртой двойке.

> > > >

R R L L R R L L R R L L R R L L R R L L R R L L

Если дробь двойками получается не ровная, то и шестнадцатые нужно играть с

акцентом на вторую долю.

Таким образом задача состоит в том, что бы дробь двойками звучала однородной,

ровной, без ускорений и замедлений внутри.

Парадидл

Перейдём к производному от одиночной и двойной дроби – парадидлу.

Как уже говорилось, эта фигура состоит из четырёх нот.

R L R R L R L L

Когда

студент

освоит

первые

навыки

игры

парадидла,

можно

переходить

к

акцентированным парадидлам. То есть, сначала играется парадидл с акцентом на первую

долю:

> >

R L R R L R L L

Затем, на вторую:

> >

R L R R L R L L

На третью:

> >

R L R R L R L L

И на четвёртую:

> >

R L R R L R L L

Поиграв эти упражнения по одиночке, можно объединить в последовательность:

акценты на 1,2,3,4 и снова1,2,3,4. Следует учесть, что после парадидла с акцентом на

четвёртую идёт парадидл с акцентом на первую, то есть два акцента играются подряд:

> > > >

R L R R L R L L R L R R L R L L

Можно использовать другую последовательность: 1,2,3,4,3,2, и снова 1,2,3,4,3,2, и

так далее.

Кроме того, существует ещё двойной парадидл. , где удваивается первая половина,

R L R L R R L R L R L L

И парадидл – дидл, где удваивается вторая половина:

R L R R L L L R L L R R

И тройной парадидл, с утроенной первой частью, и парадидл – дидл – дидл, с

утроенной второй частью. И эти фигуры тоже можно объединять в последовательности,

например: двойной парадидл и с правой и с левой руки, плюс одиночный парадидл. Потом

руки поменять.

R L R L R R L R L R L L R L R R

L R L R L L R L R L R R L R L L

Освоив эти основные приемы игры, можно переходить к другим ритмическим

фигурам, таким как пяти-, семи-, девяти- (и так далее )ударным дробям, форшлагам и так

далее, где будут встречаться и одиночные, и двойные дроби, и парадидлы.

На

занятиях

у

обучающихся

иногда

возникают

проблемы,

связанные

с

невозможностью добиться законченного исполнения сольной программы. Ошибка может

заключаться в соразмерности подходов к изучению репертуара (ознакомление, эскизное

разучивание,

концертное

исполнение),

в

отсутствии

подготовки

к

концертному

выступлению, в неспособности обучаемого дать адекватную оценку своей игре после

проигрывания.

Неоценимую

помощь

может

оказать

в

этом

случае

применение

технических средств обучения — запись и последующее воспроизведение собственного

исполнения,

сравнение

своей

трактовки

сочинения

с

трактовками

концертирующих

исполнителей.

При

включении

в

учебно-образовательный

процесс

в

классе

по

специальности мелкогрупповых занятий решение проблемы возможно в интерактивной

форме в рамках отношений учитель – ученики.

При

включении

в

занятие

по

специальности

мелкогрупповых

форм

работы возможно

так

же

решение

проблем

ансамблевого

плана: выработка

умения

слушать

участников

ансамбля

(штрихи,

динамика,

агогика,

передача

музыкального

материала друг другу), развитие «ансамблевого» мышления за счёт понимания роли своей

партии в фактуре сочинения.

Чаще всего ансамблевое музицирование в классе ударных – это дуэт ксилофона и

фортепиано, но возможны и другие инструментальные составы:

- дуэт ксилофонов в сопровождении фортепиано;

- дуэт ксилофонов без фортепиано;

-дуэт

разных

ударных

инструментов, например:

ксилофон

колокольчики

в

сопровождении фортепиано, ксилофон – барабан в сопровождении фортепиано.

Взаимодействие

темы

(мелодии)

исполняемой

ксилофоном

и

гармонического

аккомпанемента у фортепиано всегда необходимо. Соединив ритмическое сопровождение

«шумового»

ансамбля

с

мелодической

линией

ксилофона

и

гармоническим

аккомпанементом фортепиано получается профессиональный ансамбль.



В раздел образования