Автор: Зайдуллина Эльвира Равиловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Нурлатская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Нурлат
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости детей на уроках хора.
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Нурлатская детская школа искусств»
Статья
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей на уроках хора»
Выполнила: Зайдуллина Э.Р.
преподаватель
первой квалификационной категории.
г. Нурлат
2019 г.
В
настоящее,
очень
непростое
для
общества,
время,
проблема
развития эмоциональной сферы детей стоит очень остро.
Современными психологами выявлено немало случаев нарушения
развития
эмоций
у
детей,
и
эти
нарушения,
соответственно,
мешают
нормальному физическому, интеллектуальному развитию ребёнка.
В
своей
статье
я
хочу
остановиться
на
конкретной
проблеме
эмоциональной
отзывчивости
детей
в
хоре,
так
как,
работая
с
детьми,
опираясь
на
свой
профессиональный
опыт,
нередко
сталкиваюсь
с
этой
проблемой вплотную, когда нет эмоциональной отдачи от поющих, когда
ученики не могут или не хотят «тратить» эмоционально себя. Как же в таком
случае
помочь
им
снять
эмоциональную
«зажатость»,
преодолеть
психологические комплексы, раскрепостить их?
Таким образом, целью данной статьи является – осветить некоторые
из приёмов и методов работы, применяемых мною лично на уроках хорового
пения,
способствующих
развитию
эмоциональной
отзывчивости
и
творческой свободы детей.
Отсюда вытекает ряд задач:
- учить ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции;
-обогащать эмоциональную сферу ребёнка;
- воспитывать навык общения в группе детей;
- создать эмоционально благоприятную атмосферу в коллективе;
- развивать творческую фантазию и воображение.
Очень
важно,
развивая
у
учащихся
музыкальные
навыки,
воспитывать
в
них
умение
передавать
свои
эмоции,
иначе
невозможно
выразительное исполнение. Исполняемое произведение должно волновать,
радовать ребёнка, вызывать отдельные переживания, рождать раздумья.
Известный хоровой дирижёр, С.А.Казачков, отмечал: «хор должен
правдиво выражать то, о чём поётся в произведении, пережить воображаемое
и заразить этим слушателя». Наверняка, все согласятся с не менее известным
дирижёром
советского
времени,
В.Г.Соколовым,
что
«никогда
весёлая,
жизнерадостная песня не прозвучит соответственно, если у певцов будут
скучные лица».
На
хоровых
занятиях
я
постоянно
пытаюсь
донести
до
своих
учеников,
что
слушатель
воспринимает
не
те
эмоции,
которые
хор
«изображает»
при
помощи
средств
художественной
выразительности
(динамики,
тембра,
штрихов
и
прочих),
а
те
эмоциональные
состояния,
которые реально переживаются исполнителями. Чтобы добиться успеха у
зрителей,
мы
должны
открыться,
тогда
зритель
увидит
наши
чувства
и
заразится нашими эмоциями. Но не каждый, к сожалению, может это сделать,
так как все дети разные, и уровни эмоционального развития каждого сильно
отличаются.
Выделяют три уровня выражения эмоций:
1. Низкий уровень – проявляется в несоответствии мимики, жестов, окраске
голоса соответствующему настроению произведения.
2. Средний уровень – выражается в неустойчивом эмоциональном состоянии,
отсутствии некоторых выразительных приёмов исполнения (мимики, жестов,
окраске голоса).
3. Высокий уровень – полное соответствие исполнения и внешнего облика
настроению произведения.
Пути
воспитания
эмоциональной
отзывчивости
различны.
Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к
непосредственному выражению своих эмоций. Иногда достаточно вспомнить
какой-то пережитый опыт из собственной жизни, художественные эмоции и
жизненные чувства при всём их различии оказываются тесно связаны между
собой.
Идеально
будет
не
просто
вспомнить,
но
и
физически
ощутить
эмоцию в теле.
Исполнительские навыки развиваются у детей быстрее, если они
опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они
знакомы со средствами выразительности, создающими эти образы. В связи с
этим на начальном этапе обучения можно использовать наглядные средства:
художественные иллюстрации, картинки с изображением различных эмоций.
Можно попросить ребёнка угадать эмоцию, которая нарисована на картинке
или же нарисовать определённую эмоцию (это может быть и абстракция, и
забавная удивлённая или счастливая рожица).
В работе со своим хоровым коллективом я использую мимические
упражнения, определённые творческие задания, а также инсценировку песен,
сказок,
различные
игры.
Могу
с
уверенностью
сказать,
что
все
вышеперечисленные
формы
работы
раскрепощают
детей,
развивают
их
творческую свободу, словом, дают эффективный результат.
Огромное
значение
в
эмоциональной
отзывчивости
детей
имеет
эмоциональность и «зажигательность» дирижёра, который без лишних слов
может приобщить детей к исполнению песни: достаточно взглянуть на него
со стороны, когда он сам исполняет её вместе с учащимися. На его лице
зримо
должна
отражаться
радость,
печаль,
юмор
или
удовольствие.
Его
серьёзное,
трепетное,
глубоко
личностное
отношение
к
произведению
передаётся детям, пусть не сразу и не всем. Дирижёр и хор создают единый
художественный образ во взаимодействии друг с другом.
Как показывает практика, при систематических занятиях в хоре все
дети начинают эмоционально переживать исполняемую музыку, достигают
высокого
уровня
музыкальной
выразительности,
а
значит
достигают
гармоничности
эмоционального
развития.
Коллективное
сопереживание
усиливает эмоции, так как эмоции заразительны: улыбка одного человека
всегда
служит
сильным
психологическим
стимулом
для
того,
кому
она
предназначена.
Поэтому
каждое
занятие
должно
проходить
на
эмоциональном подъёме.
Обобщая всё вышеизложенное, следует подчеркнуть, что проблема
изучения
эмоциональной
выразительности
хора
заключается
в
бессознательной природе эмоциональной сферы психики человека. От нас,
преподавателей, требуется научить детей воспринимать музыку сознательно
для
того,
чтобы
они
её
глубже
переживали,
чувствовали,
эмоционально
находили отклик в своих детских душах.
Список используемой литературы:
Соколов В.Г. Работа с хором. – 2-е изд. – М., 1983.
Казачков С.А. Дирижёр хора – артист и педагог. – Казань: КГК, 1998.
Кузнецов Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве – М., 1994.