Автор: Мыскова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №51 "Ивушка"
Населённый пункт: д.Гребнево ЩМР МО
Наименование материала: Развитие любознательности у детей дошкольного возраста
Тема: Развитие любознательности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст часто называют периодом почемучек, так как дети стремятся к активному познанию окружающего мира.
Одной из важных составляющих такой активности является любопытство. Любопытством называется наличие стойкого
интереса к познанию окружающего и конкретных объектов в частности, направленно на получение необходимых знаний.
Одними из критериев развитости любознательности является:
Появление интереса
Возникновение, ряда причинно-следственных вопросов
Появление гипотезы
Словесное объяснение
Но необходимо отметить, что развитие познавательной активности и любознательности требует особой организации и
воспитания со стороны взрослого. Давайте выясним, какие методы могут нам в этом помочь:
Метод создания проблемной ситуации
Игровой
Словесный
Наглядный
Практический
Использование художественной литературы
Медиа-технологии
Процесс формирования любознательности как с одной стороны психического с другой стороны процесса ознакомления с
окружающем должен начинаться с года, когда ребенок осваивает навыки прямо хождения. С этого момента основным
методом развития любопытства становится рассказ и показ с дальнейшим примером. Также можно использовать
мультипликационные сериалы одним из таких примеров является серия уроков «Тетушки Совы » , где в доступной форме
объясняются явления природы с наглядным их изображением. С развитие мелкой моторики ребенка можно начинать
формирование зачатков предметной деятельности. Основным методом является показ и рассказ взрослого, можно дать ложки
ребенку, так он быстрее осознает функцию этого предмета. Необходимо постоянно мотивировать интерес ребенка, побуждая
этим к формированию следующей составляющей любознательности - поисковой деятельности. Поисковая деятельность
помогает в развитии способностей ребенка анализировать и соединять полученные знания с новыми. Следующим этапом
формирования любопытства является игровая деятельность и экспериментирование.
Виды игр способствующие развитию любознательности:
Сюжетно-ролевые
Игры с задачей
Игры с постановкой определенной гипотезы
Игры с использованием логических эстафет
Игры экскурсии
Игры с задачей, предполагают постановку определенной цели перед ребенком (например: найди стол, стул и столовые
приборы для каждого из героев сказки), сюжетно-ролевая игра, заключается в постановке цели и распределению ролей с
помощью такой игры можно легко развивать любознательность ребенка к разным видам профессий. Игры экскурсии и
логические эстафеты помогут в проявлении любопытства к животному и растительному миру.
Ценность и эффективность использования игровых методов заключаются в самостоятельном выполнении задачи и
проявлению стойкого интереса к поиску знаний, развитию мыслительных процессов у ребенка.
Еще одним способом развития любви к знаниям является эксперимент. Достоинства этого метода заключаются в:
Развитие интереса к знаниям
Дети получают возможность проверить полученные знания самостоятельно
Развивается коммуникационная способность
Виды экспериментов, которые можно провести с ребенком:
Эксперименты с применением песка
-о свойствах мокрого и сухого песка (умение удерживать форму, разность в весе )
-песчаные часы (проверка сыпучести песка)
Опыты с водой
- Утонет или не утонет?
-Имеет ли вода запах?
-Круговорот воды в природе
- Имеет ли вода цвет?
Любознательность, как и любой другого психический процесс необходимо развивать ,ведь чем выше уровень
познавательного интереса тем лучше ваш ребенок будет обучатся в детском саду и школе.
Список литературы:
Крутецкий, В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия