"АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"
Автор: Зырянова Валерия Валентиновна Должность: учитель начальных классов, учитель изо Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: "АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ" Раздел: высшее образование
Зырянова В.В.
Россия, г. Иркутск, Иркутский государственный университет
На
сегодняшний
день
проблема
осмысления
действительности
наиболее
актуальна для современной молодежи. Ежедневные преобразования в сферах
политики,
экономики,
социальной
сфере
влекут
за
собой
колоссальные
изменения
значимости
множества
ценностей,
что
в
итоге
приводит
к
внутреннему конфликту и потребности переосмысления себя как личности с
активной жизненной позицией.
Современная образовательная политика претерпевает изменения буквально в
геометрической прогрессии: появление новейших стандартов, в основе которых
лежит деятельностный подход; огромный выбор основных и дополнительных
программ; возрастающая популярность неформального образования; изменения
структуры уровней общего и профессионального образования; форм обучения и
т.п. Ещё недавно единственно важная парадигма «знания, умения, навыки»
потеряла
свою
актуальность
и
уступила
место
культурно-исторической
системно-деятельностной,
в
контексте
которой
происходит
формирование
различных
компетенций,
универс а льных
учебных
действий
и
совершенствование личности в целом [1].
Любой колледж, институт, академия или университет желают получить в
качестве
учащегося
не
вчерашнего
школьника,
а
студента
с
развитым
ценностно-смысловым
компонентом
профессиональной
деятельности
и
подготовить в ходе обучения специалиста, способного моментально и адекватно
реагировать на изменения, происходящие во всех сферах жизни, гармонично в
них существующего.
Однако
у
абитуриентов
система
ценностей
и
личностных
смыслов
сформирована
очень
слабо:
нет
четкого
представления
о
профессии
и
предъявляемых
требованиях
к
результатам
обучения,
высшее
образование
приобретает
утилитарный
характер
и
не
воспринимается
как
ценность,
воспитательная функция вуза стремительно теряет свою значимость, что в итоге
приводит к общему кризису смысловой сферы личности [2].
Многие вузы по прежнему не замечают этой проблемы, полагая, что каждый
абитуриент
точно
знает
с
какими
целями
поступил
в
конкретное
учебное
заведение,
хотя
студенты
очень
нуждаются
в
помощи
поиска
личностного
смысла в образовании и будущей профессиональной деятельности. Молодое
поколение находится в постоянном стрессовом состоянии с которым они не
могут справиться из-за отсутствия навыков саморегуляции, слабо развитых
коммуникативных
умений
и
непонимания
мотивов
своей
деятельности.
Необходимые
для
успешного
профессионального
становления
личности
смыслообразования остаются не актуализированными, а это значит, что одна из
важнейших
задач
высшего
образования
–
личностное
и
профессиональное
самоопределение – остается не решенной.
Но
т ак
ли
велика
необходимо сть
актуализации
л и ч н о с т н ы х
смыслообразований?
Смыслообразование
есть
постепенный
процесс,
в
ходе
которого,
при
взаимодействии различных уровней сознания, формируются единицы смысла –
от
ощущений,
представлений,
базовых
потребностей
и
непроизвольных
установок
до
концептов,
категорий,
ценностно-смысловых
конструктов,
убеждений, высших потребностей, произвольных установок и программ [3].
Компонентами
личностных
смыслообразования
являются
навыки
саморегуляции,
коммуникативные
умения
и
мотивация
деятельности.
Сформированность на высоком уровне всех этих составляющих значительно
улучшает процесс обучения студента в целом и решает одну из важнейших
задач
высшего
образования
–
личностное
и
п роф е сси он а л ь н о е
самоопределение.
Тогда
возникает
вопрос:
что
поможет
актуализировать
личностные
смыслообразования в процессе обучения?
Смыслообразования очень тесно переплетены с самостоятельной работой
студентов, а значит мы можем предположить, что специальная организация
последней поспособствует их успешной актуализации [3].
Дело
в
том,
что
если
обучающийся
не
заинтересован
в
выполнении
самостоятельной работы, невозможно говорить, что образование имеет для него
личностный смысл.
Продуктивная работа студента возможна только при наличии необходимого
устойчивого,
«для
–
себя
–
значимого»
мотива.
Идеально,
если
для
обучающегося этим мотивом является качественная подготовка к дальнейшей
эффективной профессиональной деятельности.
Некоторые приемы организации самостоятельной работы, направленные на
формирование
мотивации
способствуют
так
же
совершенствованию
коммуникативных навыков. Это, в первую очередь,
использование активных
методов обучения, игровые тренинги, ролевые и деловые игры в ходе которых
включаются
еще
и
некоторые
компоненты
саморегуляции:
планирование,
моделирование.
Развитию
коммуникативных
навыков
помогают
парные
и
групповые формы работы, общее задание для всех, совместная проработка
литературы
по
проблеме,
выполнение
лабораторных
и
практических
работ,
взаимопроверка [4].
Участие в олимпиадах, конкурсах способствует актуализации саморегуляции,
так
как
требует
четкой
организации
времени,
высокого
уровня
умения
планировать и моделировать свою деятельность.
При
получении
задания
студент
должен
получить
целевое
полагание,
смысловой компонент (для чего нужна эта работа), необходимые знания и
умения
для
выполнения,
предполагаемый
результат,
указание
на
последовательность операций, общий способ действия, методы, виды отчета,
возможность корректировки.
Из
выше сказанного
явно
про слеживается
взаимо связь
между
самостоятельной
работой
и
смыслообразованием.
Так
актуализация
личностных смыслообразований невозможна без специально организованной
самостоятельной работы, а качественное выполнение заданий СРС невозможно
без «для – себя – значимых» мотивов, коммуникативных умений и навыков
саморегуляции, то есть без личностных смыслообразований.
Литература:
1.
Болотов,
В.А.
Компетентностная
модель:
от
идеи
к
образовательной
программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика № 10. -
2004. -С. 8-14.
2.
Ломакина,
Т.Ю.
Концепция
непрерывного
профессионального
образования [Текст] / Т.Ю. Ломакина. М.: Изд. «Педагогика», 2005. - 46 с.
3.
Белякова
Е.Г.
Смыслообразование
в
педагогическом
взаимодействии:
Автореф. дис. …д-ра пед. наук. – Тюмень, 2009.
4.
Щербакова Е. В. Технологические аспекты организации самостоятельной
работы
студентов
современного
педагогического
вуза
[Текст]
/
Е.
В.
Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 434-436.