Напоминание

"АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"


Автор: Зырянова Валерия Валентиновна
Должность: учитель начальных классов, учитель изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: высшее образование





Назад





АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЙ

СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Зырянова В.В.
Россия, г. Иркутск, Иркутский государственный университет На сегодняшний день проблема осмысления действительности наиболее актуальна для современной молодежи. Ежедневные преобразования в сферах политики, экономики, социальной сфере влекут за собой колоссальные изменения значимости множества ценностей, что в итоге приводит к внутреннему конфликту и потребности переосмысления себя как личности с активной жизненной позицией. Современная образовательная политика претерпевает изменения буквально в геометрической прогрессии: появление новейших стандартов, в основе которых лежит деятельностный подход; огромный выбор основных и дополнительных программ; возрастающая популярность неформального образования; изменения структуры уровней общего и профессионального образования; форм обучения и т.п. Ещё недавно единственно важная парадигма «знания, умения, навыки» потеряла свою актуальность и уступила место культурно-исторической системно-деятельностной, в контексте которой происходит формирование различных компетенций, универс а льных учебных действий и совершенствование личности в целом [1]. Любой колледж, институт, академия или университет желают получить в качестве учащегося не вчерашнего школьника, а студента с развитым ценностно-смысловым компонентом профессиональной деятельности и подготовить в ходе обучения специалиста, способного моментально и адекватно реагировать на изменения, происходящие во всех сферах жизни, гармонично в них существующего. Однако у абитуриентов система ценностей и личностных смыслов сформирована очень слабо: нет четкого представления о профессии и предъявляемых требованиях к результатам обучения, высшее образование приобретает утилитарный характер и не воспринимается как ценность,
воспитательная функция вуза стремительно теряет свою значимость, что в итоге приводит к общему кризису смысловой сферы личности [2]. Многие вузы по прежнему не замечают этой проблемы, полагая, что каждый абитуриент точно знает с какими целями поступил в конкретное учебное заведение, хотя студенты очень нуждаются в помощи поиска личностного смысла в образовании и будущей профессиональной деятельности. Молодое поколение находится в постоянном стрессовом состоянии с которым они не могут справиться из-за отсутствия навыков саморегуляции, слабо развитых коммуникативных умений и непонимания мотивов своей деятельности. Необходимые для успешного профессионального становления личности смыслообразования остаются не актуализированными, а это значит, что одна из важнейших задач высшего образования – личностное и профессиональное самоопределение – остается не решенной. Но т ак ли велика необходимо сть актуализации л и ч н о с т н ы х смыслообразований? Смыслообразование есть постепенный процесс, в ходе которого, при взаимодействии различных уровней сознания, формируются единицы смысла – от ощущений, представлений, базовых потребностей и непроизвольных установок до концептов, категорий, ценностно-смысловых конструктов, убеждений, высших потребностей, произвольных установок и программ [3]. Компонентами личностных смыслообразования являются навыки саморегуляции, коммуникативные умения и мотивация деятельности. Сформированность на высоком уровне всех этих составляющих значительно улучшает процесс обучения студента в целом и решает одну из важнейших задач высшего образования – личностное и п роф е сси он а л ь н о е самоопределение. Тогда возникает вопрос: что поможет актуализировать личностные смыслообразования в процессе обучения?
Смыслообразования очень тесно переплетены с самостоятельной работой студентов, а значит мы можем предположить, что специальная организация последней поспособствует их успешной актуализации [3]. Дело в том, что если обучающийся не заинтересован в выполнении самостоятельной работы, невозможно говорить, что образование имеет для него личностный смысл. Продуктивная работа студента возможна только при наличии необходимого устойчивого, «для – себя – значимого» мотива. Идеально, если для обучающегося этим мотивом является качественная подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Некоторые приемы организации самостоятельной работы, направленные на формирование мотивации способствуют так же совершенствованию коммуникативных навыков. Это, в первую очередь, использование активных методов обучения, игровые тренинги, ролевые и деловые игры в ходе которых включаются еще и некоторые компоненты саморегуляции: планирование, моделирование. Развитию коммуникативных навыков помогают парные и групповые формы работы, общее задание для всех, совместная проработка литературы по проблеме, выполнение лабораторных и практических работ, взаимопроверка [4]. Участие в олимпиадах, конкурсах способствует актуализации саморегуляции, так как требует четкой организации времени, высокого уровня умения планировать и моделировать свою деятельность. При получении задания студент должен получить целевое полагание, смысловой компонент (для чего нужна эта работа), необходимые знания и умения для выполнения, предполагаемый результат, указание на последовательность операций, общий способ действия, методы, виды отчета, возможность корректировки. Из выше сказанного явно про слеживается взаимо связь между самостоятельной работой и смыслообразованием. Так актуализация личностных смыслообразований невозможна без специально организованной
самостоятельной работы, а качественное выполнение заданий СРС невозможно без «для – себя – значимых» мотивов, коммуникативных умений и навыков саморегуляции, то есть без личностных смыслообразований. Литература: 1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика № 10. - 2004. -С. 8-14. 2. Ломакина, Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования [Текст] / Т.Ю. Ломакина. М.: Изд. «Педагогика», 2005. - 46 с. 3. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. …д-ра пед. наук. – Тюмень, 2009. 4. Щербакова Е. В. Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза [Текст] / Е. В. Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 434-436.


В раздел образования