Автор: Устинова Розалия Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие социальной компетентности студентов-будущих тьюторов
Раздел: высшее образование
Устинова Розалия Владимировна
Сибирский федеральный университет,
Институт педагогики, психологии и социологии
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-
БУДУЩИХ ТЬЮТОРОВ
Аннотация: В статье рассматривается развитие социальной компетентности
студентов-будущих
тьюторов,
структура
социальной
компетентности
и
внеучебной деятельности, особенности тьюторского сопровождения. Приведено
определение понятия «социальная компетентность».
Ключевые
слова: социальная
компетентность,
тьюторское
сопровождение,
индивидуальная образовательная траектория.
Изменение
социально-экономических
условий
жизни
современного
общества,
обновление
системы
образования
требуют
подготовки
высококвалифицированных
кадров,
готовых
теоретически
и
практически
решать
профессиональные
задачи,
умеющих
создавать,
применять
и
корректировать
систему
профессиональной
деятельности.
Основным
результатом деятельности высших учебных заведений должна стать не система
знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в
различных сферах [1].
Процесс развития образования требует от педагогов высокий уровень
профессионализма и социальной развитости личности. Он должен обладать
рядом
компетентностей,
которые
обеспечат
успех
во
всех
сферах
жизни.
Особенность педагогической профессии в том, что она предполагает собой
работу
в
системе
«человек-человек».
Педагог
управляет
процессом
интеллектуального,
эмоционального
и
физического
развития
обучающихся,
формирования их духовного мира.
Одним
из
ключевых
компетентностей
будущего
тьютора
является
социальная
компетентность,
характеризующая
уровень
взаимодействия
человека с обществом, социумом и другими людьми [2]. Таким образом, можем
сказать,
что
социальная
компетентность
является
фактором
будущей
профессиональной успешности педагога.
Приступая
к
рассмотрению
сущности
и
особенности
формирования
социальной компетентности будущих педагогов, в первую очередь необходимо
выяснить, что включает в себя данное понятие.
Социальная
компетентность
-
устойчивая,
основанная
на
специфике
мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта,
способность
понимать
самого
себя,
других
людей,
прогнозировать
межличностные события [3].
Структуру
социальной
компетентности
мы
нашли
в
исследовании
Пушкаревой Т.Г. и Трифоновой Ю.А. [2]. В работе они выделили 3 компонента:
1. компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на себя
ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цель и планировать
результат, анализировать и корректировать;
2. компонент, связанный с ориентацией на другого (желание делиться
чувствами и интересоваться чувствами другого);
3.
компонент,
связанный
с
социальной
мобильностью
и
активностью
человека.
Одной из задач современного высшего образования является воспитание
активной, социально зрелой личности. В традиционной российской системе
высшего
образования
процесс
обучения
в
вузе
предусматривает
две
взаимосвязанные составляющие: учебно-воспитательный процесс и внеучебная
деятельность. По мнению исследователей, именно внеучебная деятельность
более
эффективна
в
процессе
освоения
социальных
компетенций,
так
как
процесс освоения компетенций происходит одновременно с их применением
[4].
Структура внеучебной работы российских вузов состоит в основном из 4
направлений:
научная деятельность;
спорт;
творчество;
общественная деятельность.
Для
лучшей
ре зульт ативно сти
развития
р а с с м ат р и в а е м о й
компетентности, тьюторское сопровождение должно построиться так, чтобы
были охвачены все или большинство структурных компонентов. Анализ видов
направлений
внеучебной
работы
вузов
дал
нам
понять,
что
наиболее
подходящим
видом
деятельности
для
развития
компонентов
социальной
компетентности является именно общественная деятельность.
Особенности
общественной
деятельности
в
том,
что
она
развивает
коммуникативные
умения,
умение
влиять
на людей,
понимать
их желания,
управлять ими, умение адаптироваться к той жизни, которая его окружает. В
результате
многолетних
наблюдений
исследователей
было
выявлено,
что
студенты,
занимающие ся
обще ственной
деятельно стью,
см огли
совершенствовать коммуникативные навыки, преодолеть комплексы и умения
разрешать конфликтные ситуации и в целом найти свое место в обществе [4].
Из
этого
можем
прийти
к
тому,
что
общественная
деятельность
более
эффективно развивает у студентов социальную компетентность.
Таким образом, в программу тьюторского сопровождения необходимо
включать
социально-ориентированные
мероприятия,
участие
в
которых
позволяет повышать уровень социальной компетентности студентов – будущих
педагогов.
Кроме
того,
дополнительно
к
данным
мероприятиям
тьютор
составляет ресурсную карту, в которой должны быть ресурсы, способствующие
пониманию
сущности
современного
социума,
развитию
представления
возможных педагогических ситуаций.