Автор: Дудина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: г. Муравленко ЯНАО
Наименование материала: Конспект совместной деятельности по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе
Тема: "Волшебные магниты"
Раздел: дошкольное образование
Ко н с п е к т
с о в м е с т н о й
д е я т е л ь н о с т и
п о
о р г а н и з а ц и и
исследовательской деятельности детей в старшей группе «Волшебные
магниты»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить детей
с
магнитом
и
его
свойствами.
Учить
делать
умозаключения и выводы. Побуждать к исследовательской деятельности,
экспериментированию.
Развивающие задачи:
Развивать
у детей познавательную
активность,
любознательность,
наблюдательность.
Развивать
у детей
мелкую
моторику.
Активизировать
словарь детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с
тяжелыми и острыми предметами
2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Методы, приемы, технологии:
С л о в е с н ы й ,
н а г л я д н ы й ,
п р о б л е м н а я
с и т у а ц и я ,
экспериментальная деятельность, объяснение, указание воспитателя.
Организация детей:
Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы:
Фронтально, в парах.
Словарная работа:
Эксперимент, притяжение, металлический, магнетический, исследование,
взаимодействие.
Индивидуальная
работа:
помогать
затрудняющимся
детям
во
время
опытов – экспериментов.
Предшествующая работа: эксперименты и опыты с водой и льдом.
Оборудование:
Для
проведения
опытов
каждому ребенку: магнит
на
каждого ребенка, стакан с водой, поднос, емкость с песком; в коробке
металлические предметы: гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки;
цветной картон, большая скрепка.
Ход занятия:
(Воспитатель приглашает детей к мини-лаборатории).
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в мини – лаборатории. А что
такое
лаборатория (это
место,
где
проводят
опыты).
Мы
уже
с
вами
п р о в о д и л и
о п ы т ы
с
в о д о й
и
в о з д у х о м ,
а
с е г о д н я
б уд е м
заниматься исследованием различных предметов, в частности магнитов.
Возьмите с подноса по одному магниту, он будет вашим помощником на
протяжении всего эксперимента. Магниты бывают разной формы и размера.
Что вы можете сказать о магните (Тяжелый, холодный, твердый, плоский,
железный, металлический.)
Воспитатель:
Сегодня
мы
будем
работать
с
тяжелыми
и
острыми
предметами, поэтому надо быть внимательными и осторожными. Приглашаю
вас
к
первому
лабораторному
столу.
В
тарелке
лежат
скрепки.
Какие
они? (железные, холодные, гладкие, твердые, блестящие и т. д.).
Опыт № 1.
Воспитатель:
Давайте
опустим
скрепку
в
стакан
с
водой.
Что
произошло? (Она утонула. Скрепка опустилась на дно стакана).А как вы
думаете, почему (Она тяжелая. скрепка железная. Она не может плавать).
Скрепка тяжелее веса воды.
Воспитатель: А как можно достать скрепку, не замочив рук (Вылить воду
из стакана. Можно достать с помощью ложки).
Воспитатель: А я предлагаю вам достать иголку с помощью магнита. Для
этого его надо поднести близко к поверхности воды. (Дети проводят опыт).
Воспитатель:
Кто
достал
скрепку,
положите
его
обратно
в
тарелочку.
Каким волшебным свойством обладает магнит? (Он притягивает к себе
железные предметы.) Магнит притягивает к себе металлические предметы,
а
можно
сказать
взаимодействует.
Какой
же
можно
сделать
вывод
из
проведенного
опыта?
(Вывод: Магнит взаимодействует
с
металлическими
предметами через воду).
Воспитатель: А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с
металлическими
предметами,
если
они
находятся
в
песке? (Да.
Нет.
А
давайте попробуем.)
Воспитатель: Пройдите в следующую лабораторию. В этой лаборатории
вы будете работать в парах. (Дети садятся за столы напротив друг друга. На
каждую
пару
предлагается
один
поддон
с
песком,
в
котором
находятся
металлические предметы: гвозди, шурупы, гайки, болты, скрепки, кнопки).
Опыт № 2. Я предлагаю вам при помощи волшебных магнитов собрать
металлические
предметы,
затерявшиеся
в
песке
и
сложить
их
в
рядом
стоящие подносы. (Дети садятся напротив друг друга и экспериментируют
в парах).
Воспитатель:
Кто
справился
с
заданием,
вытрите
руки
влажными
с а лфетками
и
вст аньте
вокруг
ваших
рабоч их
ме ст.
К а к и е
предметы волшебный
магнит помог
найти
и
достать
из
песка (Гайки,
шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки).
Воспитатель:
Почему
они
притянулись
к магниту (Они
железные,
металлические).
Воспитатель:
Все
предметы,
которые
притягиваются
к магниту,
называются магнетические. Какой можно сделать вывод из проведенного
опыта?
Вывод: Магнит взаимодействует
с
металлическими
предметами
через
песок. Эти предметы магнетические.
Опыт № 3.(Воспитатель берет лист цветного картона, большую скрепку и
прикрепляет магнит с обратной стороны, показывает фокус. Воспитатель
водит магнит по картону с внутренней стороны, а с внешней стороны видно,
как скрепка движется).
Воспитатель:
П о ч е м у
с к р е п к а
двигается? (ответы детей). Вывод: М а г
н и т в з а и м о д е й с т в у е т
с
металлической скрепкой через картон.
Вспомним (обсуждение):
-Что мы делали за первым лабораторным столом? (Из стакана с водой
достали скрепку, при помощи магнита).
-Какой
вывод
сделали?
(Магнит взаимодействует
с
металлическими
предметами через воду).
-Какой опыт мы проводили во второй лаборатории? (Находили в парах
металлические предметы в песке).
-Какой
вывод
сделали?
(Магнит взаимодействует
с
металлическими
предметами через песок).
-Какие
предметы
называют магнетическими?
(Магнетические
предметы те, которые взаимодействуют, т. е. притягиваются к магниту).
На этом наше путешествие по мини – лаборатории подошло к концу.