Напоминание

"Развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Лукшинова Надежда Витальевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования и молодеждной политики Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: полное образование





Назад




Развитие социального потенциала детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Лукшинова Н.В.

Учитель химии и биологии

Социальный

потенциал

-

это

характеристика

возможностей

реализации

человеком

богатства

своих

внутренних

личностных

сил,

раскрытия своих способностей, возможностей использования обществом

способностей

и

талантов.

С

этой

точки

зрения,

личный

социальный

потенциал

представляет

собой

характеристику

способностей,

еще

не

нашедших выражение в деятельности, но в принципе могущих быть в ней

задействованными, поскольку условия для этого обществом уже созданы.

Перспективный же социальный потенциал - это те способности, которые,

возможно,

никогда

не

найдут своего

выражения

в

деятельности, если

обществом не будут созданы соответствующие условия для этого.

Без

развития

социального

потенциала

невозможна

социализация

личности – важнейшего процесса, на который собственно и направлен весь

образовательно-воспитательный потенциал. Человек не рождается членом

общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к жить в

обществе. Социальный потенциал человека последовательно развивается в

течение всей его жизни.

Международные

документы

провозглашают

право

каждого

на

социальное

обеспечение

и

на

осуществление

прав

в

экономической,

социальной

и

культурной

областях,

необходимых

для

поддержания

достоинства

и

свободного

развития

личности (1948)

1

.

В

Конвенции

о

правах ребенка (1989)

2

определено право неполноценного в умственном

или физическом отношении ребенка на особую заботу, на обеспечение

доступа

к

образованию,

профессиональной

подготовке

к

трудовой

деятельности, медицинскому обслуживанию, восстановлению здоровья и

т.п.

Ребенок

с

ограниченными

возможностями

здоровья

испытывает

трудности в общении, потому что он не может их познать теми способами,

которыми пользуется нормально развивающийся индивид.

Главная

проблема

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов

со

сверстниками

и

взрослыми

и

с

природой,

недоступности

ряда

культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ученик - не

пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который

имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей

в познании, общении, творчестве.

Ребенок,

поставленный

лицом

к

лицу

только

с

родителями

и

врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется

от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии

речи быть не может.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с

ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным

в

силу

объективных

сложностей

социального

функционирования

и

вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь

как

биологическую,

психическую,

социальную

природу,

так

и

комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их

преодолению

способствуют

процессы

реабилитации

и

социального

воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной

педагогики.

Главный

акцент

в

воспитании

и

социализации

учащегося

с

ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на

процессе усвоения,

упорядочения и воспроизведения им определенной

системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его

социализации.

Социально-педагогическая сущность развития потенциала детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

состоит

в

целенаправленной

педагогической поддержке

учеников, раскрытии их реабилитационного

потенциала в различных формах деятельности, включение его в разные

виды коллективной деятельности, развитее творческих способностей и т.д.

В

Республиканском

центре

дистанционного

образования

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

г.

Чебоксары

Чувашской

Республики педагогами наряду с дистанционными уроками проводятся

очные

занятия,

которые

развивают

индивидуальные

способности

и

повышают

уровень

самооценки

учащихся.

К

каждому

занятию

ребята

получают задания и готовят их вместе с педагогом. Ученики на таких

уроках

не

только

приобретают

новые

знания,

но

и

получают

навыки

общения, умения защищать свои проекты, уверенно держаться на публике,

работать в команде.

Ребята

постоянно

участвуют

в

олимпиадах

как

городского,

республиканского,

так

и

всероссийского

уровней,

что

позволяет

им

чувствовать себя на равных с другими детьми.

Для успешной социализации педагоги совместно с детьми посещают

театры, кинотеатры, кафе, экскурсии. Такие разносторонние мероприятия

чрезвычайно полезны и детям, и родителям. А педагогам помогают лучше

понять

ребенка

и

сблизиться

с

ним.

Это

наполняет

их

жизнь

положительными

эмоциями

и

переживаниями.

Ребята

приобретают

и

усваивают

определенные ценности и

общепринятые нормы

поведения,

необходимые для жизни в обществе.

Таким

образом,

развитие

социального

потенциала

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

представляет

собой

сложное

явление,

в

ходе

которого

он

усваивает

объективно

заданные

нормы

человеческого общежития и постоянно утверждает себя как социальный

объект. Это требует создание определенных условий организации жизни

ребенка,

насыщенной

положительными

эмоциями,

разнообразной

деятельностью.



В раздел образования