Автор: Лукшинова Надежда Витальевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования и молодеждной политики Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: полное образование
Развитие социального потенциала детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Лукшинова Н.В.
Учитель химии и биологии
Социальный
потенциал
-
это
характеристика
возможностей
реализации
человеком
богатства
своих
внутренних
личностных
сил,
раскрытия своих способностей, возможностей использования обществом
способностей
и
талантов.
С
этой
точки
зрения,
личный
социальный
потенциал
представляет
собой
характеристику
способностей,
еще
не
нашедших выражение в деятельности, но в принципе могущих быть в ней
задействованными, поскольку условия для этого обществом уже созданы.
Перспективный же социальный потенциал - это те способности, которые,
возможно,
никогда
не
найдут своего
выражения
в
деятельности, если
обществом не будут созданы соответствующие условия для этого.
Без
развития
социального
потенциала
невозможна
социализация
личности – важнейшего процесса, на который собственно и направлен весь
образовательно-воспитательный потенциал. Человек не рождается членом
общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к жить в
обществе. Социальный потенциал человека последовательно развивается в
течение всей его жизни.
Международные
документы
провозглашают
право
каждого
на
социальное
обеспечение
и
на
осуществление
прав
в
экономической,
социальной
и
культурной
областях,
необходимых
для
поддержания
достоинства
и
свободного
развития
личности (1948)
1
.
В
Конвенции
о
правах ребенка (1989)
2
определено право неполноценного в умственном
или физическом отношении ребенка на особую заботу, на обеспечение
доступа
к
образованию,
профессиональной
подготовке
к
трудовой
деятельности, медицинскому обслуживанию, восстановлению здоровья и
т.п.
Ребенок
с
ограниченными
возможностями
здоровья
испытывает
трудности в общении, потому что он не может их познать теми способами,
которыми пользуется нормально развивающийся индивид.
Главная
проблема
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов
со
сверстниками
и
взрослыми
и
с
природой,
недоступности
ряда
культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ученик - не
пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который
имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей
в познании, общении, творчестве.
Ребенок,
поставленный
лицом
к
лицу
только
с
родителями
и
врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется
от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии
речи быть не может.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с
ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным
в
силу
объективных
сложностей
социального
функционирования
и
вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь
как
биологическую,
психическую,
социальную
природу,
так
и
комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их
преодолению
способствуют
процессы
реабилитации
и
социального
воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной
педагогики.
Главный
акцент
в
воспитании
и
социализации
учащегося
с
ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на
процессе усвоения,
упорядочения и воспроизведения им определенной
системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его
социализации.
Социально-педагогическая сущность развития потенциала детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
состоит
в
целенаправленной
педагогической поддержке
учеников, раскрытии их реабилитационного
потенциала в различных формах деятельности, включение его в разные
виды коллективной деятельности, развитее творческих способностей и т.д.
В
Республиканском
центре
дистанционного
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
г.
Чебоксары
Чувашской
Республики педагогами наряду с дистанционными уроками проводятся
очные
занятия,
которые
развивают
индивидуальные
способности
и
повышают
уровень
самооценки
учащихся.
К
каждому
занятию
ребята
получают задания и готовят их вместе с педагогом. Ученики на таких
уроках
не
только
приобретают
новые
знания,
но
и
получают
навыки
общения, умения защищать свои проекты, уверенно держаться на публике,
работать в команде.
Ребята
постоянно
участвуют
в
олимпиадах
как
городского,
республиканского,
так
и
всероссийского
уровней,
что
позволяет
им
чувствовать себя на равных с другими детьми.
Для успешной социализации педагоги совместно с детьми посещают
театры, кинотеатры, кафе, экскурсии. Такие разносторонние мероприятия
чрезвычайно полезны и детям, и родителям. А педагогам помогают лучше
понять
ребенка
и
сблизиться
с
ним.
Это
наполняет
их
жизнь
положительными
эмоциями
и
переживаниями.
Ребята
приобретают
и
усваивают
определенные ценности и
общепринятые нормы
поведения,
необходимые для жизни в обществе.
Таким
образом,
развитие
социального
потенциала
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
представляет
собой
сложное
явление,
в
ходе
которого
он
усваивает
объективно
заданные
нормы
человеческого общежития и постоянно утверждает себя как социальный
объект. Это требует создание определенных условий организации жизни
ребенка,
насыщенной
положительными
эмоциями,
разнообразной
деятельностью.