Автор: Гродецкий Руслан Вацлавович
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Казанское суворовское военное училище
Населённый пункт: г. Казань, республика Татарстан
Наименование материала: Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
Тема: "Использование современных образовательных технологий на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
1
Формирование универсальных учебных действий в проектной
деятельности на уроках технологии.
преподаватель КСВУ Гродецкий Р.В.
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
совокупности
"универсальных
учебных
действий",
обеспечивающих "умение учиться".
Педагогической практикой доказано, что результативность обучения
связана
с
целеполаганием
и
мотивацией
учения.
Мотивация
напрямую
зависит от понимания значимости знаний, освоения личностного смысла
учения. Иными словами им гораздо интереснее получать новую информацию,
если они решили для себя: «Я изучаю эту тему для того, что бы…»
Учиться
самим
для
себя,
им
просто
не
интересно,
составление
долгосрочных перспектив, на будущее интересует их меньше, чем игра со
сверстниками и гаджетами. Планы на будущее строят немногие (около 20%),
у остальных планы максимум до ближайших выходных и увовольнения.
Необходимо заинтересовать учащихся, поставить перед ними такую
проблему,
чтобы
в
ходе
ее
решения
им
понадобилось
бы
изучить
дополнительные материалы, связать их со знаниями полученными на других
дисциплинах,
но
при
этом
уровень
задачи
ее
сложность
должна
соответствовать уровню развития учащегося.
В решении этих задач на первое место выходит проектная деятельность
обучающихся.
Именно
в
этой
деятельности
происходит
формирование
познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.
В
процессе
работы
над
творческим
проектом
у
обучающихся
формируются, развиваются и закрепляются четыре основных блока УУД.
Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования
и структурирования нужной информации.
Личностные – позволяют сделать учение более осмысленным, связывая
его с реальными жизненными целями и ситуациями.
2
Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной
и учебной деятельности путём постановки целей. Контроля. Коррекции своих
действий, а также оценки успешности усвоения изученного материала.
Коммуникативные
–
обеспечивают
возможности
сотрудничества:
умение согласованно выполнять совместные действия, распределять роли,
взаимоконтролировать
действия,
уметь
договариваться,
вести
дискуссию,
чётко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать,
как с обучающимися, так и с учителем.
Задача, роль учителя и обучающегося в формировании и развитии УУД
на всех этапах проектной деятельности.
Замысел:
учитель
–
организатор
работы,
обучающийся
–
участник
поиска.
Формируемые УУД:
личностные – формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
регулятивные
–
овладевают
всеми
типами
учебных
действий,
направленных
на
организацию
своей
работы,
включая
способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,
контролировать и оценивать свои действия;
познавательные – учатся искать информацию, овладевают действием
моделирования;
коммуникативные
–
приобретают
умения
организовывать
и
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
оценивать и точно выражать свои мысли.
Деятельностный: учитель – консультант, обучающийся – творец.
Формируемые УУД:
личностные – формирование мотивации учебной деятельности, личной
ответственности,
развитие
познавательных
интересов,
чувства
взаимопомощи;
3
регулятивные
–
формирование
всех
типов
учебной
деятельности,
направленных
на
организацию
своей
работы,
умения
планировать
деятельность
и
действовать
по
плану;
умение
взаимодействовать
со
сверстниками в учебной деятельности;
познавательные
–
сравнивать
данные,
находить
сходство,
отличие,
искать
пути
решения
возникающих
проблем,
оценивать
полученную
информацию;
коммуникативные – учиться договариваться, находить обще решения,
уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, понимать
позицию других.
Представление проекта: учитель – координатор, обучающийся – актёр.
Формируемые УУД:
личностные – самоопределение, действия нравственно – этического
характера;
регулятивные – обучающиеся учатся определению последовательности
высказываний с учётом конечного результата;
познавательные
–
учатся
структурировать
устные
сообщения;
коммуникативные – учатся адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач.
В итоге хочется повторить слова К.Д. Ушинского «Нужно, чтобы дети,
по
возможности
учились
самостоятельно,
а
учитель
руководил
этим
процессом и давал для него материал»
Литература:
Рабочая программа по технологии. О.Н.Логвинова. М ВАКО, 2015г.
Формирование
УУД
в
основной
школе:
от
действий
к
мысли,
А.Г.Асмолова. М. Просвещение, 2013г