Автор: Мордвина Наталья Петровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МНБОУ "Лицей №76"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме "Натюрморт"
Раздел: среднее образование
Урок по теме «Мир наших вещей».
Цель урока: формировать способность чувствовать, понимать, что изобразил
художник.
Обеспечение.
Звуковой ряд: тихая, спокойная, немного сказочная музыка.
Зрительный ряд: натюрморт, И. Хруцкого «Цветы и плоды».
Рисунок 5. И.Хруцкий «Цветы и плоды»
Ход урока
Этапы урока
Изучение нового материала
На уроке знакомство с натюрмортом.
Изображение прекрасного мира вещей
увлекало многих художников: голландских,
фламандских
- Скажите, о чем рассказывали вещи,
предметы, изображенные в натюрмортах
голландских и фламандских художников?
(О своей жизни, о жизни хозяина, о
характере хозяина, времени в котором
«жили» эти вещи).
Учитель предлагает познакомиться с
русскими натюрмортами.
В XIX веке в России слово «натюрморт»
было новым, непривычным. Когда
живописец И. Хруцкий (1810-1885, поляк,
родился в Белоруссии, учился в Санкт-
Петербурге) закончил учебу в Академии
художеств ему вручили большую
серебряную медаль, а в дипломе, было,
написано награждается за успехи в
изображении плодов и овощей.
Иван Трифонович Хруцкий (1810-1885) –
русский живописец, натюрморты
которого отличает иллюзорное
изображение предметного мира. Он
родился 8 февраля 1810 года в небольшом
городе Витебской губернии ( теперь это
Белоруссия) в семье священника. Большая
семья церковного служителя жила
скромно, но все же родителям удалось
послать своего первенца на учебу в лицей.
В этом лицее был музей и зал, великолепно
приспособленный для занятий рисованием
и живописью.
Должно быть, природное дарование
мальчика обнаружилось рано, иначе
трудно объяснить поступление
провинциального юноши в Петербургскую
Академию художеств в 1827 году и его
успехи в дальнейшем. Жажда знаний и
необычайная энергия Хруцкого были столь
велики, что он брал уроки у известного
английского портретиста.
Подлинные успехи были достигнуты
художником в создании натюрмортов.
Самые ранние из них относятся к началу
1830-х годов («Натюрморт с птичкой»,
«Натюрморт со стаканом», «Натюрморт
с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с
которым мы с вами познакомимся сегодня,
был удостоен Большой серебряной медали
«за написание с натуры плодов и
фруктов». Эта картина называется
«Цветы и плоды» .
Перед тем как начать работать с
картиной Хруцкого «Цветы и плоды», нам
следует вспомнить о том, что такое
натюрморт.
- Как называются картины, на которых
все это изображено?
Подобные картины носят название
натюрморт. Это слово пришло к нам из
французского языка и переводится как
«мертвая природа»
- Что такое натюрморт? (Жанр
изобразительного искусства мертвая
натура (перевод с французского) , тихая
жизнь вещей (перевод с немецкого,
голландского ),
Со-творение мира.
Цветы: пионы, нарциссы,
гиацинты, ирисы, васильки.
- Что же изобразил художник в этом
натюрморте? (Учащиеся перечисляют).
Подробно рассматривают все предметы, не
упуская ни одной мелочи, описывают
предметы, их свойства, внешний вид,
особенности и т.д. Обращают внимание на
каждую деталь натюрморта.
- Почему дальше в названии стоит слово
плоды? Почему не фрукты или овощи?
Потому что плоды – это общее название.
Это и фрукты, и овощи. На картине много
фруктов, но ведь есть и овощи.
- Какие же цветы его составляют?
Какие из них вам знакомы? Опишите их.
Больше всего в этом букете пионов:
бледно-розовые, светло-желтые, белые,
ярко-красные, переходящие в бордовый. У
двух красных пионов, наклонивших свои
головки к стакану, можно заметить
несколько бело-желтых прожилок.
- С чем можно сравнить эти цветы?
Эти цветы напоминают огромную шапку:
цветы «мохнатые», а их лепестки словно
курчавые.
- Посмотрите, с другой стороны букета
художник изобразил розу.
- Что вы можете сказать про этот
цветок? Какого цвета ее лепестки?
Одноцветны ли они?
Роза ярко-красная, правда, на краях
лепестков можно увидеть как бы нежно-
розовую бахрому. Эта бахрома отделяет
один лепесток розы от другого.
-
Вам хорошо известен такой цветок,
как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь
сказки и легенды про него?
- А каким изображает этот
себялюбивый цветок художник
И.Хруцкий?
На картине «Цветы и плоды» изображены
два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. По
тому, как художник выписывает каждый
лепесток(они едва не светятся), видно, что
цветок этот хрупкий и ранимый.)
- Посмотрите, прямо над нарциссами
художник изобразил совершенно другие
цветы. Это гиацинты, которые уже
сами по себе составляют отдельный
букет.
- Как выглядят эти цветы? С чем
можно их сравнить?
Каждый отдельный цветок на веточке
гиацинта состоит из четырех лепестков и
похож на маленькую звездочку – даже цвет
у некоторых из них нежно-сиреневый,
переходящий в синий, заканчивающийся
белым.
- Ну что ж, мы с вами рассмотрели и
каждый цветок на картине, и вазу, но ведь
работа И. Хруцкого называется «Цветы и
плоды».
Плоды
- А какие же плоды здесь изображены?
-Давайте начнем с тех, которые вам
больше всего хочется попробовать.
Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с
бордовым и темно-красным оттенком
персики, заботливо положенные кем-то в
плетеное лукошко. Причем видно, что
положены они на какие-то листочки.
Персики привлекают к себе внимание, Они
выглядят очень сочными. Это видно по
разломленному персику, который лежит
отдельно от других – на столе.
- А посмотрите, как выписывает
художник каждую смородинку! Какие
цвета при этом использует И. Хруцкий?
Смородина блестящая, где-то красная,
нежно-розовая, а где-то бежевая.
- С другой стороны букета лежит желтая
тыква с зеленым хвостиком, приподнятым
Мини исследование
Работа в группах
(запись ответов на лист)
к верху. Она громадных размеров и словно
поделена на продолговатые дольки.
- Что изобразил рядом с тыквой
художник?
Рядом с громадной тыквой лежат сочные
груши. Видно, что они сладкие и сочные.
Ведь не просто так по одной из них ползет
муха.
- Каким внимательным и
наблюдательным был художник! Он
нарисовал даже мушку, которая совершает
свое путешествие по сочной груше. Ребята,
А ведь для мухи это настоящее
путешествие. Посмотрите, какая маленькая
мушка, и какими большими должны
казаться ей фрукты! А уж про тыкву и
говорить нечего! Для насекомого тыква –
просто другая планета.
- Давайте подумаем, куда дальше
отправится муха?
- Какие еще фрукты изображены?
Прямо за тыквой стоит прозрачный
стеклянный графин. Он примерно на
четверть наполнен водой. Около вазы с
букетом цветов – прозрачный стакан с
водой. В нем долька лимона
- Давайте подумаем, ребята, а говорит
ли что-нибудь в этом натюрморте о
присутствии человека?
О присутствии человека говорят и долька
лимона в стакане, и ломтик лимона,
лежащий недалеко от груши, и оторванная
от грозди кисточка винограда, и
разломленный пополам персик
.
Задание для мини исследования.
Что необычного в этом натюрморте?
(Цветы и плоды из разного времени
года)
Почему художник в натюрморте их
изображает вместе?
(Тихая жизнь вещей)
Проживание.
Учащимся предлагается узнать, а может
быть почувствовать, как живут те
предметы: цветы, плоды в натюрморте.
Звучит тихая музыка, на экране натюрморт
«Цветы и плоды» Ивана Хруцкого.
Надо узнать, как же эти вещи, предметы
живут в этом натюрморте? И появляются
сказки, в которых эти предметы: цветы и
плоды участвуют в показе моделей
одежды; цветы и плоды собрались
послушать вечернюю сказку, которую
рассказывает старая тыква и т.д.
Появляются новые названия этого
натюрморта: «Подиум», «Вечерняя сказка»
и др.
Закрытие мира.
Предлагается ребятам ответить на вопрос:
- Понравился ли Вам этот натюрморт?
(Ответы: художник рассказал нам о тихой
жизни цветов и плодов, об их красоте,
особенностях, а главном показал свое
отношение к ним, показав это цветом,
формой, композицией)
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Рефлексия.
Какие чувства она у вас вызывает?
Хочется протянуть руку, попробовать
парочку спелых и сочных персиков или
желтую грушу. Взять в руки красивый и
пышный букет, понюхать эти цветы. Всем
понятно, почему в названии картины
звучит слово цветы: букет цветов занимает
центральную часть картины
.
Важны этапом урока, является этап
рефлексии. Учащиеся должны
проанализировать возникшие чувства,
озвучить их, так как при этом у них
формируется рефлексивное мышление.
Самостоятельная познавательная
активность характеризуется ориентацией
на установление источников, причинно-
следственных связей, механизмов
окружающих явлений, событий и себя
самого. Основным условие достижения и
закрепления данного уровня является
профессиональная компетентность
педагога, обеспечивающая
самостоятельную активность учащихся,
использование дискуссий и столкновений
различных точек зрения, а также
включение познавательной активности в
число основных личностных ценностей.