Автор: Бегеза Светлана Алексанровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Заринская СОШ имени М.А.Аверина"
Населённый пункт: п.Плотниково,Промышленновский район,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок обучение грамоте.Согласный звук й, как ротосмыкатель, буквы Й, й.
Раздел: начальное образование
Литературное чтение (обучение грамоте) 1 класс УМК « Перспективная школа»
Тема: Согласный звук [й
,
] как ротосмыкатель, буквы Й, й.
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей мягкого звонкого согласного звука й , к познакомить с
буквами Й й, развивать внимание , мышление , речь учащихся, воспитывать чувство любви к малой родине-Кубани.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: м\м, документкамера, ноутбук, листы с напечатанными словами ,презентация « Пчелиный рой», звуковой
трек « Звуки пчелиного роя»,учебник Н.Г.Агаркова , Ю.А.Агаркова «Азбука».
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Ход урока
1. Мотивация и
стимулирование к
учебной
деятельности.
1. -С каким настроением вы пришли на урок?
- Каким вы хотите видеть урок?
- Что для этого следует делать вам?
- Желаю вам успешной работы
2. Актуализация
знаний и
постановка
учебной проблемы
2 Работа в парах с карточками букв
− Вспомните, с какими буквами мы познакомились на прошлых уроках .
- На какие группы можно их разделить?(гласные и согласные)
- Объясните, по какому признаку произошло деление.
- На какие группы можно
разделить гласные буквы? (обозначающие мягкость и твердость
согласных)
- Что объединяет группу согласных букв? (звонкие согл., обозначают твердые и мягкие звуки)
Прочитайте слова (слайд1)
Рана, мама, май, ура, лимон.
-Покажите слово , в котором есть буква которую мы еще не изучали.
-Все ли могут прочитать это слово?
Как решить обнаруженную проблему?
3 Посмотрите на экран (слайд2)
- Назовите предметы, которые на нём изображены. (на экране расположены ряд картинок с
изображением майки, чайника, гайки и чайки)
- Назовите новый для вас звук, который вы услышали во всех словах.
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Ответы детей: В каждом слове слышится звук [й], значит, тема сегодняшнего урока “Звук [й] и
буква й, которая его обозначает”.
- Какие цели мы можем поставить перед собой, зная тему урока?
3. Совместное
открытие знаний
1 Работа с учебником . стр 35
Рассмотрите картинки и схемы к ним.
- Что изображено на картинках?
- Что вам известно о значении слов улей и рой?
Работа с лексическим значением слов улей , рой посредством презентации.
(слайд3)
Жизнь пчел очень многогранна, со своими особенностями и тайнами
Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а
огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться…
при помощи…танцев.
(слайд4)
Живут домашние пчёлы в маленьких домиках-ульях
(слайд5)
К концу лета семья пчел сильно увеличивается.
Семья пчёл носит название-рой.
У нас в Сибири часть населения занимается пчеловодством
Этому способствует богатая растительность полей и лесов нашего края. Пчеловоды регулярно
устраивают ярмарки мёда и каждый житель и гость нашей малой родины может сполна
полакомиться этим удивительно полезным продуктом.
(слайд6)
- Что такое улей?
- Что означает слово – рой?
2. - Произнесите слово улей, выделяя в нем последний звук.Опирайтесь на схемы слов.
- Назовите выделенный звук. Звук [й].
-Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его
произношении?
(При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая
щель. Середина язычка касается нёба.)
- Произнесите звук ещё раз.
- Определите, как проходит воздух через горло при произнесении;
- Как образуется этот звук: твёрдо или мягко.
- Сделайте необходимые выводы. (й- согл., звонкий, мягк.)
2. - Как называется стая летающих пчёл?( рой)
- Прочитайте схему слова в учебнике.
- Расскажите о последнем звуке, опираясь на опыт предыдущей работы (й- согл., звонкий,
мягк.)
- Попробуйте называть слова, в которых звук [й]был бы глухим и твёрдым.(дети называют
слова со звуком [й]).
-Чем отличается эта согласная буква от изученных ранее?(обозначает звонкий и всегда
мягкий звук)
3 Знакомство с буквами Й й
Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому, что запятая
На её плечах сидит.
Букву Й зовут “Й кратким”
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.
-Прочтите схему буквы Й .
- Как в схеме отражено отличие данной буквы от других букв ,обозначающих согласные звуки?
Физминутка
-Рассмотрите иллюстрации в учебнике расположенные под буквами Й й
- Что изображено справа? (лейка)
- Сделайте звуко- буквенный анализ слова.
- Кто изображён слева? Что делает девочка?
- Составьте предложение по схеме с именем собственным. (Трудолюбивая Арина моет посуду.)
- Как называется раковина в которой моют посуду?(мойка)
- Сделайте звуко- буквенный анализ слова.
4 Применение
нового материала
Стр 36
1Чтение слов с новым звуком под слоговой моделью.
-Какая модель подходит для характеристики слогов (ай, ой, ый и т.д.)?
Работа в парах .
Прочтите слоги друг другу, учитесь следить по учебнику за чтением партнёра.
Индивидуальная работа со слабочитающими учениками
2 Физминутка
3 Упражнение в чтении слогов и слов
-Какую роль выполняют слоги в каждой строке? ( подготовительную к прочтению слова по
слогам)
Чтение по цепочке
- Какая строка лишняя?(6 строка, нет буквы й)
- Как понимаете значение слова уныло?
4.Работа с предложениями.
Прочитайте предложения под картинкой на стр.36(коллективное и индивидуальное чтение)
- К какой картинке подходит первое предложение?
- Почему в этом предложении два слова пишутся с большой буквы?
- Отчего у Лары ранка?
Что служит источником информации? ( иллюстрация)
5. Рефлексия.
- Вернемся к поставленным вами целям и посмотрим, все ли цели были реализованы.
- С каким звуком и какой буквой мы познакомились на уроке?
- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свои достижения.
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока;
теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их
вместе . Сохраните эти знания , они послужат вам опорой при изучении нового материала.