Автор: Мирошниченко Надежда Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№165
Населённый пункт: г.Новосибирск, Советский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа с текстом на уроке литературы в 10 классе "Развитие критического мышления:
Раздел: полное образование
1
Работа с текстом на уроке литературы в 10 классе
Развитие критического мышления: как «раскрыть» читателя?
Текст. Структура текста. Работа с текстом
Понятие текста
Текст – это структура, значит, возможно научное исследование текста.
Текст – это знаковая система, внутри которой существуют определённые
отношения (стиль, язык, композиция)
Структура текста – это смысловое единство:
Выраженность. Текст зафиксирован в определённых знаках. Для художественной
литературы это в первую очередь выраженность текста знаками языка, системой
образов.
Отграниченность.
Текст
обладает
единым
текстовым
значением
и
в
этом
отношении может рассматриваться как нерасчленимый сигнал. «Быть романом»,
«быть документом», «быть молитвой» - означает реализовывать определённую
культурную функцию и передавать некоторое целостное значение.
Структурность.
Текст
не
представляет
собой
простую
последовательность
знаков
в
промежутке
между
двумя
внешними
границами.
Тексту
присуща
внутренняя организация в структурное целое.
Деконструкция. Каждый художественный текст имеет свой путь к осмыслению.
Автор Текст Читатель
Объективный Субъективный Собственное
мир мир прочтение
Автор ======= Читатель
Читатель никогда не сможет полно понять авторскую позицию.
Задача читателя –
Искать в тексте признаки авторской мысли. Читатель (исследователь) вступает на
повторный путь познания, т.е. вслед за автором. Каждый читатель имеет своё
понимание художественного текста, т.е. уже свой текст.
Де ------------------- кон ------------------------------ струкция
Разрушение соединение система
И в читательском, и в исследовательском подходе к художественному
произведению издавна соревнуются две точки зрения: одни читатели считают, что
главное – это понять произведение, другие – испытать эстетическое наслаждение.
Особенность художественного текста
Художественный
текст
можно
рассматривать
как
текст
многократно
закодированный.
Именно
это
свойство
имеют
в
виду,
когда
говорят
о
2
многозначности художественного слова, о невозможности пересказать поэзию
прозой, художественное произведение – нехудожественным языком.
Рассмотрим наиболее трафаретное представление о «конце» текста. Если герой
умирает, мы воспринимаем произведение как оканчивающееся трагически. Если
же он женится, совершает великое открытие или улучшает производственные
показатели своего предприятия. – как имеющее счастливый конец.
В чём же здесь дело?
В художественном произведении ход событий останавливается в тот момент,
когда
обрывается
повествование.
Дальше
уже
ничего
не
происходит,
и
подразумевается, что герой, который к этому моменту жив, уже вообще не умрёт;
кто добился любви, уже её не потеряет; победивший не будет в дальнейшем
побеждён, ибо всякое дальнейшее действие исключается.
Именно
так
раскрывается
двойная
природа
художественной
модели:
отображая отдельное событие, она одновременно отображает и всю картину мира.
Поэтому для нас так значим хороший или плохой конец: он свидетельствует не
только о завершении того или иного сюжета, но и о конструкции мира в целом.
Приступая
к
чтению
книги,
просмотру
фильма
или
пьесы
в
театре,
читатель
)зритель)
может
быть
не
до
конца
осведомлён
или
полностью
не
осведомлён в том, в какой системе закодирован предлагаемы ему текст.
Художественное
произведение,
взятое
само
по
себе,
без
определённой
системы культурных кодов, подобно «надписи надгробной на непонятном языке».
Вывод
Любой след или отпечаток, любой документ или памятник, любой архив
могут быть письменно зафиксированы, т.е. закодированы, и зовут к
интерпретации.
Работа с текстом
Анализ художественного текста – это «раскодирование» текста, работа ума и
«душевная работа».
Основные приёмы работы с художественным текстом:
комментированное чтение;
аналитическое чтение;
интерпретация;
истолкование. ГЕРМЕНЕВТИКА (нахождение тайного смысла текста).
Художественный
текст
–
это «герменевтический
треугольник»
-
взаимоотношение
между
автором
текста,
самим
текстом
и
читателем.
Герменевтика (греч.
Hermeneutike – искусство толкования) – в широком смысле
искусство истолкования и понимания. Само слово «герменевтика» восходит
к древнегреческим
мифам, согласно которым посланник Богов
Гермес был
обязан толковать и разъяснять людям божественные мысли.
Некоторые принципы герменевтики в работе с текстом
Тексты необходимо изучать не в изоляции, а в общем контексте, целостной
структуре произведения.
3
Огромную роль в интерпретации текста играет реконструкция исторической и
культурной среды, в которую был включён автор.
Поскольку каждый литературный жанр имеет свои особенности и приёмы, важно
определить, к какому жанру принадлежит текст.
Толкователь (читатель) обязан установить, какой смысл написанное имеет прежде
всего для самого автора и его среды, а затем уже выявить отношение памятника к
современному сознании.
Каждый учитель – словесник, входя в класс, хочет, чтобы урок был удачным
и интересным, результативным; стремится воспитать в ученике вдумчивого и
пытливого читателя, мыслителя. Конечно, не всегда получается то, что задумано,
не всех целей удаётся достичь на отдельном уроке, но всегда обязательной
остаётся главная цель:
формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст,
создавать своё высказывание (будь то художественный, научный или
публицистический текст).
Учебный предмет «Литература» формирует:
умение самостоятельно искать, анализировать полученную информацию из
текста, развивать дар речи;
умение говорить, организовывать себя, преобразовывать себя;
умение сохранить в себе то, что в тебе закрепилось и. в конечном итоге,
«присвоить», т.е. сделать своими нравственные ценности и идеалы человечества.
Следует отметить, что литература не является только наукой; это ещё и
особый
вид
искусства.
Но
можно
подходить
к
анализу
художественных
произведений и с точки зрения математических формул, логики.
Так,
например,
в
основе
литературного
произведения
(поэтического)
лежат
принципы
Гармонии и
Красоты, а следовательно, и Золотая пропорция. В
математике
существует
символ
Ф
или ряд
Фибоначчи.
Особенность
последовательности чисел состоит в том, что каждый её член, начиная с третьего,
равен сумме двух предыдущих: 2, 3 = 5; 3,5 = 8; 5, 8 = 13; 8, 13 = 21; 13, 21 = 34;
и
т.д., а отношение
смежных чисел приближается к отношению золотого
деления (золотого сечения).
Так, 34 : 32 = 1.619, а 55 : 34 = 1,618. Это
отношение обозначает символ Ф.
Пример1. Рассмотрим стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Оно делится
на две части: вступление («Скажи-ка, дядя, ведь недаром…») и на главную часть,
которая распадается на две части (ожидание боя и сам бой). Граница между этими
частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на
точку деления его золотым сечением.
Главная часть стихотворения состоит из 13
семистиший, т.е. из 91 строки. Разделив её золотым сечением (91 : 1,618 = 56,
238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит
короткая фраза: «Ну ж был денёк!» (основная мысль стихотворения).
Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную
роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и
воспитательным потенциалом, ориентированный на развитие интеллектуальных
4
качеств обучающихся, на формирование мировоззрения, эстетического сознания,
вкусов
и
потребностей.
Анализ
художественного
произведения,
активная
читательская позиция помогают детям «войти внутрь жизни», «пережить кусок
жизни героя» (Б.М.Теплов).
А это – уже труд самовоспитания личности как
гражданина,
поскольку
идёт
осмысление,
сопереживание
чужой
жизни
и
соотнесение её со своей, рождающее споры, сомнения, рассуждения, толкающие
на поиск ответов, поиск истины.
Пример2. Работа
с
текстом
романа
Ф.М.Достоевского
«Преступление
и
наказание» (10 кл.)
1. Определение основного конфликта романа.
Всем известна фраза «Красота спасёт мир», но на самом деле Ф.М.Достоевский
сказал: «Красотой спасётся мир». Основной конфликт романа строится на этом
утверждении писателя. Уже в первой главе автор определяет идейное содержание
романа: противопоставление Красоты и Безобразия.
Рисуя
фон действий до преступления Раскольникова, автор показывает мир
безобразия: «жара», «духота», «толкотня», « вонь», «отвращение», «лохмотья»,
«злобное презренье», «пьяные», «безобразнейшим углом заломленная шляпа»,
«безобразною дерзостью мечты», «тёмный грязный угол», «липким столом» и т.д.
Что значит «безобразная мечта»? Кто мечтает и о чём? (Раскольников мечтает о
власти, разработал свою теорию).
Что значит Красота? (Стремление к добру, возрождение, вера, совесть, святость
человеческой личности, любовь к человеку).
2. Смысл названия романа.
Преступление : каким бывает преступление? (Уголовное и моральное) Кто
совершает преступление и какое совершает преступление?
Наказание: каким бывает наказание? (По законам государства и по законам
совести).
5
3. Характеристика героев романа по схеме «преступление – наказание»
(Составление таблицы по принципам ГЕРМЕНЕВТИКИ)
Герой
Преступление
уголовное/моральное
Наказание
Собственная
оценка
(мнение) героя
Мармеладов С.
М.:п ь я н с т в о ,
л е н ь ,
с л а б о в о л и е ,
у х о д
о т
р е ш е н и я
с е м е й н ы х
проблем,
перекладывание
ответственности на других..
Угрызения
совести.
Смерть под колёсами
(случайность
или
самоубийство?)
Катерина
Ивановна
М,:
требования,
упрёки,
непрактичность,
высокомерие,
безжалостность
к
детям,
жалость к себе
Смерть
на
улице
от
болезни, голода.
Соня
М . : Пошла
на
«панель»
ради детей К.Ив.
П о н и м а е т
с в о ю
«униженность», сама
«отстраняет» себя от
людей,
считая
их
« л у ч ш е
и
ч и щ е »
себя.
Дуня
М.: идёт на сделку против
совести
Недовольство,
негодование
брата,
униженность,
душевные страдания.
Старуха-
проценщица
М .
: «заездила
родную
сестру», наживает капитал
на студентах, ссужая деньги
под залог.
З в е р с к и
уб и т а
и
ограблена.
Лужин П.П
У.: содержатель притонов,
обманом завлекает девушек
в
п у б л и ч н ы й
д о м ,
о г о в а р и в а е т
С о н ю
в
воровстве
Р а з о б л а ч е н и е
и
изгнание
( п о т е р я
д о х о д о в ) .
П о к а
избежал наказания.
Свидригайлов
А.
У.: убийство жены.
М .
: обвинение
Дуни,
шулерство, распутничество
Р а з оч а р о в а н и е
в
жизни. Самоубийство
Раскольников
Р.
У.: убийство человека.
М.высокомерие,
в о з л о ж е н и е
в и н ы
н а
другого.
М у к и
с о в е с т и ,
душевная
боле знь
(ипохондрия),
«исключение»
и з
мира
людей.
Арест.
С у д .
П р и г о в о р .
Каторга.
Разочарование.
Разумихин Д.
нет
нет
3. Проблемный вопрос романа
Почему
чтение
Библии
не
привело
Раскольникова
к
осознанию
своего
преступления? Что же привело Раскольникова к возрождению?
Автор: Мирошниченко Надежда Васильевна,
учитель русского языка и литературы
6
МБОУ СОШ №165,
г.Новосибирск