Напоминание

"Использование технологии деятельностного метода ТДМ на уроках русского языка."


Автор: Стыцюк Ольга Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 49
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии деятельностного метода ТДМ на уроках русского языка."
Раздел: начальное образование





Назад




Использование технологии деятельностного метода (ТДМ)

на уроках русского языка.

О технологии деятельностного метода я впервые услышала от своих коллег,

которые были на курсах в Московском институте открытого образования. Меня

этот метод очень заинтересовал. Автором его была Л.Г. Петерсон. В то время я

обучала детей по системе Л.В.Занкова . Мне очень нравился этот УМК. Вот

только учебник Аргинской по математике я заменила на Л.В.Петерсон.

Я сразу решила предпринять первые шаги в освоении этого метода на уроках

математики. Позитивные изменения в личностном развитии детей, в их умении

общаться, в развитии деятельностных способностей появились спустя очень

небольшой отрезок времени. И при этом ярко высветилось противоречие в

отношении

учащихся

к

урокам

математики

и

русского

языка.

На

уроках

математики дети были активны, они ждали с нетерпением следующего занятия.

А вот к

урокам русского языка интерес стал пропадать. Проанализировав

ситуацию, я сделала вывод, что причина этого в разных методах преподавания.

Выявленная причина и послужила своеобразным толчком к использованию ТДМ

и на уроках русского языка.

Но для того, чтобы перенести этот метод на другой предмет, нужно было

пересмотреть задания в учебнике русского языка. Ведь на то время учебников

по

русскому

языку,

в

которых

реализована

данная

технология,

не

было.

Я

обратилась к опытным коллегам – преподавателям русского языка из старшей

школы.

Согласно ТДМ в конце этапа построения проекта выхода из затруднения

следует знаково зафиксировать полученные выводы, т.е выработать какой- то

эталон. Вот тут-то преподаватели русского языка средней и старшей школы,

посетив

и

проанализировав

ряд открытых

уроков,

выразили

сомнения

о

возможности логического выстраиван и я каждой изучаемой темы. «В русском

языке больше алогичного, чем логичного»,

– говорили мне. Как же было не

отреагировать на сомнения коллег, ведь они правы – в живом языке не все

логично.

Выход все же

был найден. На одном из уроков русского языка в игровой

форме я попыталась развести в представлениях детей логичность и алогичность

в языке. Появились два героя – Их сиятельство

Правило (логика ) и Его

Величество Словарь (алогия). К тому времени дети уже были знакомы с двумя

правилами орфографии: правописанием букв безударных гласных в корне и букв

парных

согласных

в

корне

(Морозко,

слезки,

парад,

нож,

столбы,

пенал),

которые необходимо распределить по двум известным детям правилам, доказав

выбор буквы. При работе со словом «пенал» возникло затруднение, при разборе

которого дети зафиксировали, что правилом проверки букв безударных гласных в

корне они воспользоваться не могут, а значит, при выборе буквы на помощь

должен прийти не Его Сиятельство Правило, а кто-то еще. В ходе последующей

работы мыс учениками

выяснили, что в стране Орфографии есть еще один

правитель – Его Величество Словарь. С этого момента детям стало ясно, что при

возможности

доказательства

нужно

обращаться

к

правилам,

а

если

такой

возможности нет, – мы обращаемся к словарю.

Изучив

технологию

деятельностного

метода

и

используя

ее

на

уроках

математики, я поняла, что при построении уроков «открытия» нового знания

нужно на этапах постановки проблемы и проектирования учитывать тип нового

знания.

К

типам

нового

знания

относят

факт,

понятие,

правило

и

закономерность.

Чтобы

окончательно

убедиться

в

возможности

переноса

технологии деятельностного метода на уроки русского языка следовало ответить

на вопрос: «Существуют ли подобные типы знаний в русском языке?» Ответ

очевиден – да. Например, факт – подлежащее подчёркиваем одной чертой, а

сказуемое - двумя; понятие – глагол, суффикс , приставка . А раз это есть, то по

тем же правилам , что и уроки математики, можно выстроить и уроки русского

языка!

В данной статье показано , как можно реализовать ТДМ на отдельных этапах

урока, например : минутке чистописания и словарной работе.

Минутку чистописания , как правило, нужно вводить как первое задание на

этапе актуализации знаний для чтобы подготовки мелкой моторики руки

к

каллиграфическому письму. Словарная работа можно проводить как на этапе

актуализации

или

этапа

первичного

закрепления,

так

и

на

этапе

знаний

и

повторения материала.

В качестве доказательства возможности применения ТДМ – конспект урока

русского языка.

Класс: 2 (1–4).

Тема урока: Окончание и способ его нахождения.

Тип урока: Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель урока:

сформировать представление о способе нахождения окончания в слове;

тренировать умение различать формы слова и родственных слов, изменять форму

имён существительных, находить окончания в формах имён существительных;

актуализировать

умение

находить

и

правильно

писать

слова

с

изученными

орфограммами, определять части речи;

развивать

устную

связную

речь,

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение), познавательные интересы, воображение.

Оборудование:

гелевая свечка с блёстками (у учителя);

изображение

нескольких

разноцветных

язычков

пламени

для

доски:

бледно-

голубой – самый маленький, с обратной стороны синего – слово «рисунок», красного –

«картина», жёлтого – «фонарщик» (и еще несколько для красоты);

по три разноцветных язычка пламени с ребусами для каждого учащегося (ответы

ребусов: рисунок, картина, фонарщик);

еще один язычок пламени с самостоятельной работой для каждого учащегося (на

обратной

стороне

написать

словосочетания: девочка

с

тетрадками,

скрылось

за

тучей);

алгоритм самостоятельной работы:

и. сущ. и. сущ.

(кто?) девочка (с чем?) с тетрадками

девочки тетрадки

девочкой тетрадка

о девочках тетрадкой

гл. и. сущ.

(что сделало?) (за чем?) за тучей

скрылось туча

тучи

о тучах

отдельные карточки с шагами алгоритма:

карточка для каждого учащегося;

образец ткани с искоркой.

Ход урока:

I. Мотивация к деятельности

– Эта неделя, а сегодняшний день в особенности, для нас не совсем обычный. Что

необычного происходило? (Начиная с понедельника, приходили открытки; на уроке

математики мы побывали в стране Геометрии…)

– На уроке русского языка вас тоже ждет сюрприз. Мы зажжём вот эту свечку, собрав

разлетевшиеся частички её пламени – язычки. Посмотрите на доску ( Слайд 1)

(ь на доске изображение огня и разлетевшихся язычков пламени.)

– Что, связанное с уроками русского языка, вы заметили? (Знак окончания.)

Догадались,

что

я

приготовила

вам

для

повторения?

(То,

что

мы

знаем

об

окончании.)

– А что такое окончание?(Слайд 2). (Окончание – это изменяемая часть слова,

которая служит для связи слов в предложении.)

– Молодцы! И это всё? (?!)

– Как думаете, почему я задала такой вопрос? (Наверное, есть что-то, чего мы не

знаем об окончании.)

– Чему же будет посвящен наш сегодняшний урок? (Мы узнаем об окончании что-то

новое.)

– Интересно? Тогда начинаем.

Слайд 3. ?

II.

Актуализация

знаний

и

фиксация

затруднения

в

индивидуальной

деятельности

(Слайд 4)

– Вот этот язычок пламени (бледно-голубой) – то новое, что вы узнаете. Все

остальные – то, что вам знакомо. Можем вернуть его уже сейчас в огонь? (Нет.)

– Почему? (Сначала надо повторить то, что знаем, то есть вернуть в огонь

другие язычки.)

– У вас на партах лежат такие же язычки пламени. Рассмотрите их. Какое задание?

(Разгадать ребус.)

– Разгадайте ребус на синем язычке пламени. («Рисунок».)

– Как разгадывали? (…)

– Что заметили? (Пропущена одна буква.)

– Какая? (Буква И.)

– Назовите орфограмму. (Буквы безударных гласных в корне слова.)

измени

форму слова

выдели

найди

изменяемую часть

фонарями

– К кому надо обратиться за помощью в выборе верной буквы? (К Его Величеству

Словарю.)

– Проговорите слово орфографически.

– Проверьте себя.

(Перевернуть синий язычок пламени. Добавить его в «огонь».)

– Запишем букву-орфограмму в тетрадь, вспомнив алгоритм написания.

– Устно измените форму этого слова.

– Как изменить форму слова? (По числам и по вопросам.)

– Разгадайте ребус на красном язычке пламени. («Картина».)

– Как разгадывали?

– Какой буквы не хватает? (Буквы А.)

– Назовите пропущенную орфограмму. (Буквы безударных гласных в корне слова.)

– К кому обратиться за помощью? (К Его Величеству Словарю.)

– Проговорите слово орфографически.

– Проверьте себя.

(Перевернуть красный язычок пламени.)

– Запишите букву-орфограмму в тетрадь, вспомнив алгоритм написания.

– Я назову формы этого слова, а вы найдите и выделите в них окончание. Что такое

окончание?

– Как будете искать? (Сравним формы слова, найдём изменяемую часть. Она и

будет окончанием.)

– Слушайте:

картины, картиной, картину.

Теперь я буду читать каждое слово в отдельности, а вы называйте окончание. (-

ы, -ой, -у.)

– Когда мы можем найти и выделить окончание? (Когда нам даны формы слова.)

– Как найти окончание в формах слова? (Сравнить формы слова, найти изменяемую

часть. Она и будет окончанием.)

– Разгадайте последний ребус на жёлтых язычках пламени. («Фонарщик».)

Кто

это

такой?

(Фонарщики

рабочие,

зажигающие

уличные

фонари

и

наблюдающие за их исправностью.)

– Назовите орфограмму.

– Проговорите орфографически.

– Проверьте.

(Перевернуть жёлтый язычок пламени.)

– Прочитайте слова, с которыми мы сейчас работали. (Рисунок, картина, фонарщик.)

– Что их объединяет? (Это имена существительные.)

– Докажите.

Индивидуальное задание с ловушкой!

«Формы последнего слова запишите под мою диктовку: фонарщику, фонарщиком,

фонарями, фонарщики».

– Какую часть мы можем найти и выделить? (Окончание.)

– Выполните самостоятельно.

– Проверьте. ( Слайд 5.)

– У кого всё верно? Нарисуйте язычок пламени.

– Как находили окончание в формах слова? (Сравнили и нашли изменяющуюся

часть слова . Это и есть окончание.)

– Вы

замечательно

справились

с

этими

словами.

Попробуйте

всё

же

найти

и

выделить окончание в слове «фонарями». Самостоятельно.

(У каждого на парте полоска со словом «фонарями».)

– Проверим. Повесьте ваши полоски на доску.

– Сравните работы.

– Что у нас получилось?

(Уточнить позицию каждого ученика, зафиксировать разные точки зрения.)

– Мнения разделились. Кто же прав? (?!)

– Какое задание вы не смогли выполнить? (Мы не смогли найти окончание слова

фонарями.)

3. Выявление места и причины затруднения

– Чем это задание не похоже на предыдущее? (В предыдущем задании было дано

несколько форм слова, а здесь – одно слово.)

– Значит, чего вы не знаете? (Не знаем, как найти окончание в отдельно взятом

слове.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– То

есть,

каким способом.

Какова

же цель урока? (Узнать способ нахождения

окончания в отдельно взятом слове.)

– Предложите название темы урока. (...)

(Слайд 6.) «Способ нахождения окончания»,

Каким

же

образом

вы

предлагаете

искать

этот

способ?

Какие

есть

идеи?

(Используем

определение

понятия

окончания;

вспомним,

как

раньше

находили

окончание слов.)

– То есть, вы предлагаете действовать по аналогии. Давайте попробуем!

5. Реализация построенного проекта

Итак, вспомните, что такое окончание.

– С чего же надо начать? (Изменить форму слова.)

– И…? (Посмотреть, какая часть изменяется. Она и будет окончанием.)

– Проверим.

(Слайд

7,

дети

в

тетрадях

записывают

формы

слова

«фонарями»:

по

множественному

числу:

фонари,

фонарей,

фонарям,

о

фонарях,

и

выделяют

изменяемую часть.)

– Так какое же окончание в слове «фонарями»?

(Снять с доски неверные варианты детей.)

– Назовите способ нахождения окончания. (Измени форму слова, найди изменяемую

часть, выдели окончание.)

(Слайд 8).(Алгоритм нахождения окончания .)

– Проговорите способ нахождения окончания в парах.

6. Первичное закрепление во внешней речи

– Мы узнали способ. Что будем делать дальше? (Теперь надо потренироваться в

выделении окончания.)

Физминутка

Немного передохнём, наберёмся сил перед таким важным делом. Кто знает, что

такое искра? (Мельчайшие частички горящего или раскалённого вещества.)

Из искры можно получить огонь. Представим себя маленькими искорками.

(Дети выходят из-за парт, садятся на корточки. Их руки – язычки пламени. Они

поднимают их вверх. Пламя колышется, разгорается всё сильнее. Дети с поднятыми

руками встают. Затем огонь потихоньку угасает. Дети садятся на места.)

– Прочитайте сочетания слов на доске. (Слайд 9.)

Ткани с искоркой, искриться счастьем.

– Что заметили? (Есть родственные слова: искорка, искриться.)

– Докажите, что это родственные слова.

– Ткань с искоркой – это какая? (?!)

– Посмотрите на ткань в моих руках. Это должно вам помочь. (В светлую мелкую

крапинку.)

– А что значит «искриться счастьем»? Замените слово «искриться» близким по

значению. (Светиться от счастья, …)

– Выделите окончание в именах существительных.

(По одному у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.)

– Хотите проверить, как вы поняли способ выделения окончания?

– Что в этом поможет? (Самостоятельная работа.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

– Выполните такое же задание самостоятельно.

(Раздать задания самостоятельной работы на маленьких язычках пламени. После

выполнения раздать карточки с алгоритмом нахождения окончания .)

– Проверьте себя. У кого всё верно, нарисуйте маленькую искорку.

– У кого были затруднения? С чем они связаны? Что осталось непонятным?

(Возможно еще одно проговаривание алгоритма и разбор слов, в которых были

допущены ошибки.)

8. Включение в систему знаний и повторение

– Вернём последний язычок. Что у нас получилось? (Огонь.)

– Назовите синоним. То есть, какое слово? (Близкое по значению. «Пламя».)

– Придумайте предложение с любым из этих слов. (...)

(Открыть на доске слова (Слайд 10)

ярко, горят, свеча, огонь

– Попробуйте составить предложение из слов, которые я приготовила на доске. (Не

получается.)

– Почему? (Нарушена связь слов.)

– Как быть? Что служит для связи слов в предложении?

– Запишем.

(Выделение окончаний в именах существительных. Разбор предложения.)

9. Рефлексия деятельности на уроке

– Что вы узнали сегодня на уроке?

– Как выделить окончание в слове? (Проговаривается способ.)

– Что повторяли?

– Возьмите любой язычок пламени, который лежит у вас на парте, и прикрепите его

к доске. Чем вы хотите поделиться с нами? Что было для вас интересным?

– Оцените свою работу.

– Что поможет вам лучше разобраться в новой теме?

(Далее зажигается свеча и подводится общий итог дня)

Домашнее задание: составить рассказ-загадку об окончании; записать несколько

существительных и выделить в них окончания.

К

сожалению,

программ

и

учебников

русского

языка,

реализующих

деятельностный

метод,

сегодня

не

создано.

Но

очень

хотелось

бы,

чтобы

ученые- лингвисты, практики, методисты обратили внимание на этот метод и

создали

учебники

русского

языка, реализующие

дидактическую

систему

деятельностного

метода

Л.Г. Петерсон

так

же,

как

она

это

сделала

для

математики.



В раздел образования