"Формирование толерантности - одно из направлений воспитательной работы школы"
Автор: Фадеева Валентина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "Формирование толерантности - одно из направлений воспитательной работы школы" Раздел: начальное образование
Формирование толерантности - одно из направлений воспитательной
работы школы.
«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого
отношения
к
людям
иной
национальности,
культуры.
Не
секрет,
что
с е год н я
в с ё
б о л ь ш е е
р а с п р о с т р а н е н и е
с р е д и
м о л о д ё ж и
получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная
нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации
проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс
поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Толерантность
-
это
гармония
в
многообразии.
Это
не
только
моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность
- это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и
людей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и
свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка,
снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе
признания иного.
Толерантность
также
требует
предоставления
каждому
человеку
возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации.
Это качество личности, которое является составляющей гуманистической
направленности личности и определяется ее ценностным отношением к
окружающим.
Общепризнанно,
что
человечеству
не
хватает
толерантности,
а
проще
говоря,
взаимоуважительного,
благожелательно
-
терпимого
отношения друг к другу.
Можно
рассматривать
толерантность
как
социальную
норму,
в
которую входят следующие компоненты:
- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к
особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию
Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании
условий,
необходимых
для
осуществления
прав
человека.
В
сфере
воспитания
и
развития
толерантность
означает
открытость,
реальную
заинтересованность
в
культурных
различиях,
признание
многообразия,
развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать
шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать
разногласия.
Толерантность
-
это
условие
нормального
функционирования
гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой
связи
возникает
необходимость
в
формировании
у
подрастающего
поколения способности быть толерантным.
В
педагогической
практике
накоплено
немало
методов,
форм
и
приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с
организацией деятельности детей в классе, использованием произведений
художественной
литературы
и
кинофильмов,
организацией
диалоговых
форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).
Педагогические технологии должны быть основаны на системном
подходе
к
воспитанию
и
синтезе
форм
продуктивной
деятельности
учащихся. В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности
на
классных
часах,
должен
уделять
внимание
патриотическому
воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения
к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре,
собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач
воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина
общества,
который
любит
Родину,
уважает
государство
и
его
законы,
толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать
на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и
своего региона.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в
воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа
обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:
-
гуманизация
обучения,
стоящая
на
том,
что
каждая
личность
неповторима, каждый ребенок – чудо.
- интеграция различных видов искусства:
музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.
Широкое
привлечение
игровых
технологий,
интереса,
как
факторов
педагогической свободы обучения.
Воспитание
в
духе
терпимости
должно
быть
направлено
на
противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по
отношению
к
другим.
Оно
должно
способствовать
формированию
у
молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и
выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Список литературы
1.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование.
2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
2.
Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
3.
Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном
процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов
подростков.