Автор: Немцов Александр Евгеньевич
Должность: офицер-воспитатель. социальный педагог
Учебное заведение: ШБОУ "Школа № 7"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Учебная программа Военно-патриотическое воспитание
Тема: "Рукопашный бой в соответствии с ФГОС" Кадетский класс ГБОУ
Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 7»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим советом Директор ГБОУ Школа № 7
Протокол №1 _________ /А.М. Ровенский/
от «___»_________ 2018 г. « ___ » ___________ 2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Направление программы – Физкультурно-спортивная
Название программы – «Армейский рукопашный бой»
Уровень программы – ознакомительный
Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год
Возраст обучающихся – 13-14 лет
Разработчик программы – Немцов Александр Евгеньевич
г. Москва
2018 год
1.
Пояснительная записка
Нормативные документы:
1.
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»
(с
изм.,
Внесенными
Федеральными законами от 04.06.2014 № 145 – ФЗ, от 06.04.2015 № 68 – ФЗ,
от 02.05.2015 № 122 – ФЗ);
2.
«Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
в
Российской
Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 04. 09. 2014 № 1726 – р);
3.
Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 (ред. от 09.11.2010 г.)
«О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;
4.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
29.08.2013
№
1008
«О
порядке
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по дополнительным образовательным программам»;
5.
Санитарно–эпидемиологическими
правилами
и
нормативами
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно
–
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»;
(утв.
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
6. Положению о дополнительном образовании в ГБОУ «Школа № 7» «Кадетский
класс».
1.1.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Образовательная программа «Рукопашный бой» является дополнительной
образовательной
программой физкультурно
–
спортивной
направленности;
по функциональному предназначению – специальной; по форме организации -
индивидуально-ориентированной и групповой;
Современный
образ
жизни
детей
школьного
возраста
в
противоречие
с физическими потребностями организма, а дефицит двигательной активности
ведет
к
росту
заболеваемости
и
снижению
учебно-трудовой
деятельности.
Сложные программы школьного обучения интенсифицируют учебный процесс
и
резко
ограничивают
двигательную
активность.
Поэтому
возникает
необходимость увеличения двигательной активности за счет спортивных секций
дополнительного образования, одна из которых – рукопашный бой. Программа
обучения строится согласно требованиям сегодняшнего дня. Кадетская молодежь
готовится к службе в государственных силовых структурах и в элитных частях
Ро ссийских
Вооруженных
Сил.
Поэтому
рукопашный
бой
и м е е т
преимущественно военно-прикладной характер.
Рукопашный бой наиболее соответствует задачам военно-патриотического
воспитания, так как развивает не только морально-волевые качества будущего
воина,
но
и
дисциплинирует
будущего
воина,
учит
преодолевать
физические
и
болевые
нагрузки.
Техническая
сторона
обучения
также
имеет
свои
специфические особенности. Например, овладевая приемами борьбы с оружием,
кадеты учатся уничтожать повергнутого противника его же оружием. Ударная
техника ногами направлена на умение добивать лежачего противника.
1.2. Новизна программы
Новизна
данной
образовательной
программы
опирается
на
понимание
приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта
кадета, его морально – волевых и нравственных качеств, перед работой,
направленной
на
освоение
предметного
содержания.
Она
также
состоит
в
разработке
и
обосновании
нетрадиционной
методики,
основанной
на
дифференцировании
тренировочных
нагрузок,
с
учетом
физической
подготовленности
кадет
в
разделах
специальной
физической
и
технико
–
тактической подготовленности.
Новизна данной программы заключается в применении большой игровой
практики. Используя полученный опыт ведущих тренеров, а также литературные
данные по построению тренировочного процесса в различных видах единоборств
в
течении
ряда
лет,
проводилась
нетрадиционная
методика
тренировок,
где
основной
упор
делается
на
обучение
основам
техники
посредством
игр,
которые
подбирались
таким
образом,
что
обучающийся
играя,
одновременно
развивал
необходимые
физические
качества
и
осваивал
базовую
технику
единоборств.
1.3. Актуальность
Формирование
здоровой
личности
и
развитие
индивидуальности
–
основные цели государственной политики в области образования, в том числе
и дополнительного.
Будущий воин, владеющий приѐмами боевого самбо, рукопашного боя как
спортивного, так и прикладного раздела, всегда будет иметь превосходство перед,
неподготовленным или слабо подготовленным противником.
Поэтому очень важно внедрять в преподавание физической культуры более
эффективные
физкультурно
–
оздоровительные
дисциплины,
например
–
рукопашный бой. С этой целью в данной программе используются классические
педагогические
технологии,
основанные
на
личностно
–
ориентированном
подходе.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как
при её реализации каждый кадет формирует свои личностные качества, такие как:
воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие.
Эффективным для гармоничного развития кадет является такое введение
практического и теоретического материала, который был бы вызван требованиями
творческой
практики.
Кадеты
должны
сами
уметь
формулировать
задачи,
находить пути их решения.
При
систематических
занятиях
создаются
благоприятные
условия
для
развития
обучающегося,
развивается
мотивация
к
познанию
и
творчеству.
Обеспечивается
эмоциональное
благополучие
кадета.
Идет
приобщение
к
общечеловеческим
ценностям.
Кадет
получает
не
только
физическое,
но и духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит
создание
условий
для
социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения,
творческой
самореализации
личности
обучающегося,
её интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика
асоциального поведения кадет.
Социальная значимость занятий проявляется и в воздействии на качество
трудовой
деятельности,
общественное
отношения,
сферу
потребления,
организацию досуга, содержание образования и т.д.
Имея высокое прикладное значение, занятия рукопашным боем позволяет
легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой
производительности труда. Навыки и высокий уровень физической подготовки
помогает и в боевой обстановке (служба в горячих точках, спецподразделениях
и т.д.)
Разнообразные
комплексы
упражнений
положительно
влияют
на
функциональное
состояние
сердечно
-
сосудистой
и
дыхательной
систем,
развивает координацию, быстроту и силу движений.
Оздоровительный
эффект
физических
упражнений
можно
почувствовать
лишь в том случае, когда они рационально сбалансированы по направленности,
мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями кадет.
Самооборона
–
это
система
воспитания,
способствующая
развитию
морально – волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности. Наука
обороны, которая учит не только самозащите, но и формирует твердый характер,
стойкость и выносливость, необходимые в профессиональной и общественной
деятельности,
способствует
выработке
самодисциплины,
формированию
нравственного основания и качеств, необходимых для достижения жизненных
ценностей.
Данная образовательная программа разработана для кадет с отсутствием
опыта
в
единоборствах
новичков.
Ознакомление
с
базовыми
навыками
осуществляется посредством спортивных и развивающих игр. Процесс освоения
технико
–
тактических
действий,
воспитание
физических
качеств
находятся
в прямой зависимости от настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому
включение в тренировку подвижных игр, способствует созданию у занимающихся
положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес
к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла.
Да н н а я
п р ед п р о фе с с и о н а л ь н а я
о б р а зо ват е л ь н а я
п р о г р а м м а
дополнительного
образования
кадет
строится
на
таких
основных
принципах
обучения как:
индивидуальность
доступность
преемственность
результативность
При работе с кадетами используются различные формы и методы обучения:
групповые учебно – тренировочные и теоретические занятия
работа по индивидуальным планам
тестирование и медицинский контроль
участие в различных соревнованиях и показательных выступлениях
1.5. Цель программы
Содействие
разностороннему
развитию
личности,
самореализации,
укрепление
здоровья
и
формирование
позитивные
жизненные
ценности
обучающихся
посредством
систематических
занятий,
организация
досуговой
деятельности и привитие навыка здорового образа жизни посредством занятий
рукопашным боем.
1.6. Задачи программы
Основными задачами дополнительного образования являются:
- формирование гражданской идентичности и любви к Родине;
- обеспечение права кадета на дополнительное образование;
- проведение ранней предпрофильной подготовки и профессиональной
ориентации на последующее профессиональное обучение и службе в силовых
структурах;
-
передача
от
поколения
к
поколению
традиционных
для
российского
кадетского движения норм, традиций и образцов поведения;
- обеспечение необходимых условий для интеллектуального, культурного
и духовно - нравственного развития кадет;
- развитие мотивации кадет к познанию и творчеству;
- формирование общей и физической культуры кадет;
- укрепление здоровья;
- адаптация кадет к жизни в обществе;
- внедрение современных педагогических технологий.
1. Образовательные:
кадет должен освоить базовую ударную и бросковую технику, базовую
защиту, приемы обезоруживания противника, вооруженного автоматом, ножом,
палкой. Владеть приемами задержания, конвоирования и обыска. Уметь оценивать
физические
данные
противника
и
находить
наиболее
уязвимые
стороны,
используя эти знания в схватке;
способствовать
приобретению
знаний
по
истории
возникновения
и развития единоборств, основам спортивной диеты и питания;
способствовать
формированию
системы
элементарных
знаний
о здоровом образе жизни;
сформировать представление об оздоровлении организма и улучшении
самочувствия.
2. Развивающие:
содействовать интеллектуальному развитию;
способствовать развитию общих физических качеств, необходимые
для освоения техники самообороны;
способствовать
развитию
двигательных
способностей
(силы,
гибкости, быстроты, выносливости и координационных способностей);
развивать навыки по рукопашному бою;
содействовать
укреплению
здоровья
и
нормальному
физическому
развитию.
3. Воспитательные:
сформировать
интерес
к
здоровому
образу
жизни
и
сознательное
отношение к занятиям по рукопашному бою;
воспитать трудолюбие, стремление к победам, смелость,
решительность и уверенность в себе;
воспитание
морально-волевых
качеств:
мужества,
стойкости,
воли
к победе, умения преодолевать большие физические нагрузки, умение терпеть
болевые ощущения. Воспитание находчивости, настойчивости, хладнокровия;
формировать коммуникативные качества личности.
Работа дополнительного образования строится на принципах:
-
осознанного
выбора
каждым
кадетом
вида
и
объема
внеурочной
деятельности;
- приоритетного культурного, гуманитарного и физического развития кадет
как
основы
государственного
суверенитета
и
цивилизационной
самобытности
государства;
- творческого развития личности.
Образовательный процесс организуется в соответствии с дополнительными
общеобразовательными программами в объединениях, сформированных в группы
обучающихся
одного
возраста
или
разновозрастные
группы,
являющиеся
основным составом объединения, а также индивидуально.
1.7. Отличительные особенности программы
Осваивая искусство рукопашного боя молодые спортсмены воспитывают
в себе такие качества как чувство патриотизма, собранность, внимательность,
умение работать в коллективе, а также укрепляют свое здоровье.
Данная образовательная программа разработана для кадет с отсутствием
опыта
в
единоборствах
-
новичков.
Ознакомление
с
базовыми
навыками
осуществляется посредством спортивных и развивающих игр. Процесс освоения
технико
-
тактических
действий,
воспитание
физических
качеств
находятся
в прямой зависимости от настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому
включение в тренировку подвижных игр, способствует созданию у занимающихся
положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес
к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла.
Включение
в
вводную
часть
общеразвивающих
и
специальных
подготовительных
упражнений,
с
элементами
подвижных
игр,
повышает
интенсивность
и
динамику
тренировочного
процесса.
ЧСС
у
занимающихся
достигает
в
среднем
22-23
удара
за
10
секунд,
что
является
наиболее
рациональным
вариантом
разминки
для
подготовки
организма
спортсмена
к
предстоящим
нагрузкам
и
предупреждения
травм.
Предполагается
использование
игр,
которые
могут
применяться
лишь
при
наличии
мягкого
покрытия.
Все
эти
средства
в
игровой
форме
вызывают
большой
эмоциональный
интерес. Они позволяют реализовать в игровой форме стремление молодежи
к
соперничеству
и
ловкости,
смелости,
способствуют
преодолению
чувства
неуверенности.
Стандартное занятие состоит из следующих частей:
разминка
изучение и отработка упражнений технического арсенала;
изучение и отработка тактики ведения боя с применением средств
изученного технического арсенала;
специальная
физическая
подготовка
(СФП)
включает
в
себя
выполнение
комбинаций из элементов базовых техник с целью развития скоростно
- силовых способностей;
общая физическая подготовка (ОФП) включает в себя выполнение
упражнений в трех режимах: аэробном, статическом, динамическом.
1.8. Возраст кадет 13-15 лет (7-9 класс)
Условия набора
Группы комплектуются по возрастам 13-15 лет (мальчики), из физически
и психически здоровых обучающихся, не имеющих противопоказаний к занятиям
физической культурой и спортом, обязательно при наличии допуска врача.
1.9. Сроки реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Самооборона» физкультурно -
спортивной направленности рассчитана на 2 года обучения.
1.10. Этапы образовательного процесса
1 этап – начальной подготовки.
На
этапе
начальной
подготовки
осуществляется
физкультурно
–
оздоровительная
и
воспитательная
работа,
направленная
на
разностороннюю
физическую
подготовку
и
овладение
основами
техники
и
выполнении
контрольных нормативов.
2 этап - учебно – тренировочный.
Формируется
из
здоровых
кадет
прошедших
необходимую
подготовку
не
менее
одного
года
и
выполнивших
нормативы
по
общей
физической
и специальной физической подготовке.
3 этап – оздоровительный.
Подразумевает
работу
со
всеми
желающими,
имеющие
познавательный
интерес и мотивацию к изучению самообороны, которые по объективным или
субъективным причинам не желают участвовать в соревновательной деятельности
и показательных выступлениях.
1.11. Формы и режим занятий – групповые.
Занятия в группах проводятся два раза в неделю по 1 часу.
Обучение, по данной образовательной программе осуществляется с группой
кадет
в
форме
традиционного
занятия,
комбинированного,
зачетного
занятия,
показательных выступлений и соревнования.
Режим занятий (продолжительность академического часа 45 минут);
1 год обучения-1 раз в неделю по 1 академическому часу (76 ч. в год).
Наполняемость группы 15 человек.
2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (76 ч. в год).
Наполняемость группы 15 человек.
1.12. Ожидаемые результаты
Кадет должен знать:
основные
теоретические
и
отличительные
понятия
спортивных
единоборств;
историю возникновения самообороны;
историю развития рукопашного боя;
основные принципы здорового образа жизни;
основные принципы здорового образа жизни;
основные элементы рукопашного боя;
освобождение от захватов противника;
принципы оздоровления организма;
основы спортивного поведения во время соревнований и показательных
выступлений.
Уметь:
выполнять основные элементы ударной техники ногами и руками;
выполнять основные элементы бросковой техники;
выполнять
приемы
обезоруживания
от
ножа,
пистолета,
палки
и автомата;
выполнять основные упражнения по рукопашному бою;
выполнять общефизические и специальные упражнения;
контролировать состояние своего здоровья.
Кадет приобретет навыки:
специальных упражнений на снарядах;
технико – тактическими действиями в схватках;
опытом ведения схватки и показательных выступлений.
1.13. Способы определения результативности
Промежуточная аттестация (декабрь) в форме зачетного занятия;
Итоговая аттестация (май) в форме педагогического тестирования, зачетного
занятия, экзамена.
1.14.
Формы подведения итогов
Показательные выступления для родителей и преподавателей, выступление
на школьных мероприятиях и праздниках. Участие в спортивных соревнованиях
по рукопашному бою.
2.
Учебно-тематический план программы «Самооборона»
№
п /п
Содержание
1год
2 год
Количество часов
Количество часов
теория
практика
всего
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Правила техники
безопасности
2
-
2
2
-
2
2.
История
развития
рукопашного
боя и спортивных единоборств
3
-
3
3
-
3
3.
Стойки передвижения, захваты,
ударная техника руками и ногами,
освобождение от захватов.
Подготовительные упражнения.
2
14
16
2
14
16
4.
Краткий рассказ о морально -
волевых качествах
2
-
2
2
-
2
5.
Само – страховка и страховка
соперника
1
9
10
1
9
10
6.
Удержание в партере
1
5
6
1
5
6
7.
Броски назад
1
4
5
1
4
5
8.
Броски вперед
1
4
5
1
4
5
9.
Учебные схватки с заданием
1
11
12
1
11
12
10
.
Спортивно – развивающие игры
1
5
6
1
5
6
11.
Показательные выступления
-
3
3
-
3
3
12
.
Участие в соревнованиях, конкурс.
и
других
мероприятиях
разных
уровней
-
5
5
-
5
5
13
.
Итоговое занятие
-
1
1
-
1
1
Всего:
15
61
75
15
61
76
3.
Содержание программы
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Теория: Содержание и структура программы обучения, расписание, цели
и задачи программы. Знакомство с техникой безопасности, правила поведения
в спортивном зале.
2. История развития рукопашного боя.
Теория:
История
развития
и
возникновения
самообороны,
спортивных
видов единоборств. Мировая история развития спортивных видов единоборств.
3. Базовые стойки и передвижения. Подготовительные упражнения.
Теория: Рассказ об основных стойках, захватах и бросков. Правильности
постановки ног, техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика: Основные стойки:
Стойка параллельных ног или стойка «всадника». Стопы ног параллельно
на расстоянии «двойная ширина плеч», корпус прямо, ноги согнуты в коленях
до
уровня
«бедра
параллельно
полу».
Распределение
веса
на
ногах
50х50%.
Стойка служит для выполнения базовой защиты руками, нанесения любых ударов
кулаком,
нанесения
бокового
удара
ногой,
установки
правильного
дыхания,
как при нанесении удара, так и умение правильно принимать контактный удар в
корпус.
Стойка «одна нога глубоко впереди» или стойка «медведя». Передняя
нога согнута в колене, задняя – прямая. Ширина по фронту между стопами ног –
длина
собственного
предплечья,
корпус
прямо.
Распределение
веса
50х50%
на
каждую
ногу.
Стойка
служит
для
выполнения
базовой
ударной
техники
кулаком, локтем, ногой прямо и полукругом.
Короткая стойка. Впереди выставленная нога на носке и слегка согнута
в
колене.
Эта
стойка
иначе
называется стойкой
«кошки».
Задняя
стопа
развернута относительно передней на 900. Распределение веса: на задней ноге
90% веса, на передней 10% веса тела. Базовая защитная стойка используется при
выполнении базовой защиты, уходов от противника и ухода с линии атаки. Можно
наносить короткие удары кулаком, встречный удар ногой прямо и удар коленом.
Передвижение в стойках:
Передвижение шагом.
Требования: шаг выполнять с носка, мягко, корпус
ровно, исключить покачивание корпуса вверх-вниз.
Передвижение
подскоком.
Фехтовальный
шаг,
одинарный,
двойной,
тройной и непрерывно в большую линию. Исключить покачивание корпуса вверх-
вниз, корпус прямо, движения мягкие и быстрые.
Передвижение в парах по линии и в свободном передвижении с заданиями:
соблюдать дистанцию удара кулаком, соблюдать дистанцию удара ногой, зайти
за спину противнику.
Передвижение
«маятником»:
вперед-назад.
Одиночно
и
в
парах
с заданиями.
Например,
передвижения
на
реакцию
действия
наступающего
противника;
другое
задание:
наступить
на
ногу
отступающего
противника.
Передвижения
в
стойках
с
малым
грузом:
легкая
штанга,
гантели.
Базовая ударная техника руками:
Удар кулаком прямо, снизу апперкот, снизу прямо, сбоку круговой, сверху
молотообразный, кулаком наотмашь.
Базовые
удары
кулаком,
в
полный
контакт
в
боксерский
мешок,
в боксерскую лапу, или в переносную макивару.
Имитация базовых ударов кулаком, не доводя кулак до цели;
Удар ребром ладони сбоку с замахом, сверху.
Удар локтем круговой, снизу, сверху.
Базовая ударная техника ногами:
Удар ногой прямо, прямо с подскоком.
Боковой удар ногой на месте, навстречу, с подходом, с подскоком.
Круговой удар ногой подъемом стопы на месте и с подскоком.
Удар подъемом стопы снизу на месте и навстречу.
Удар пяткой ноги с поворотом.
Удар коленом прямо, снизу и круговой.
Отработка
изученных
ударов
ногами,
на
боксерском
мешке,
на
боксерских
лапах,
или
на
переносных
макиварах
в
полный
контакт
.
Имитация изученных ударов ногами, не доводя ударную часть ноги до цели;
Базовая защита:
Верхний давящий блок наружной стороной основания запястья.
Нижний давящий блок основанием ладони, внутренней стороной основания
ладони.
Нижний закручивающий блок ладонью.
Боковой давящий блок внутренним основанием ладони.
Боковой закручивающий блок ладонью вовнутрь.
Боковой закручивающий блок ладонью наружу.
Нырки, уклоны, уход от удара разрывом дистанции.
Атакующие связки:
Обманный удар кулаком сверху – прямой удар ногой в живот.
Обманный
удар
кулаком
в
голову
из
боковой
стойки
-
боковой
удар
с подскоком в живот противника.
Обманный
удар
наотмашь
сбоку
в
голову
противника
–
прямой
удар
кулаком в голову.
Обманный прямой удар кулаком в голову противнику - круговой удар ногой
сбоку в голову.
Обманный
удар
наотмашь
правой
рукой
в
правый
сбоку
в
голову
противника – круговой удар правой ногой в левый висок противника.
Обманный удар прямым ударом кулака в голову противника - апперкот
снизу в живот противника.
БРОСКОВАЯ ТЕХНИКА:
Кувырки вперед, назад, назад с выходом в стойку, длинный кувырок вперед,
вперед через препятствие, вперед через партнера, со страховкой на руки.
Падения: вперед на руки, назад со страховкой, назад в кувырок, через
препятствие назад со страховкой на руки и в кувырок, через препятствие вбок,
через
партнера,
стоящего
на
коленях
и
на
локтях,
через
партнера,
стоящего
в положении согнувшись.
Кувырки и падения с оружием. Кувырок вперед, назад, через препятствие.
Падения
назад,
набок
не
выпуская
оружия,
падения
вперед
с
выпусканием
оружия, кувырки вперед, назад и принятие изготовки для стрельбы с колена,
кувырки вперед, назад и принятие боевой стойки рукопашного боя.
Технические приемы с оружием выполняются только с макетами автомата
Калашникова.
1. Бросок противника через бедро.
2. Сбивание противника проходом в ноги.
3. Кувырки в парах, в связке, удерживая партнера за ноги.
4. Бросок противника через голову с падением на спину и упором ногой
в живот.
5. Сбивание противника с заступанием ногой за спину.
Приемы самообороны без оружия:
1. Противник атакует прямым ударом ноги. Блокировка атакующей ноги
скрестно
руками
с
захватом,
правой
ногой
с
шагом
сбивание
противника
и имитация добивания кулаком в голову.
2. Противник атакует боковым ударом ноги. Скручивающая защита с
уходом с линии атаки, захват противника сзади и перевод броском в партер.
Имитация добивания кулаком в голову.
3.
ротивник
атакует
круговым
ударом
ноги.
Защита
с
захватом
стопы,
выкрут стопы и проведение болевого приема на коленный сгиб.
4. Противник атакует круговым ударом ноги. Защита с захватом стопы,
бросок с выбиванием опорной ноги, имитация добивания ударом кулака в корпус.
5. Противник атакует прямым ударом ноги. Нижний скручивающий блок
с
уходом
с
линии
атаки,
захват
противника
сзади,
сваливание
и
имитация
добивания ногой в корпус.
6.
Противник
атакует
прямым
ударом
ноги.
Нижний
давящий
блок
с захватом ноги, выкрут стопы, сбивание и проведение болевого приема на ногу.
7.
Противник
атакует
прямым
ударом
кулака.
Верхний
давящий
блок
наружной стороной запястья, проход в ноги, сваливание и удержание противника
в положении лежа на спине;
далее 3 варианта действий:
а)
имитация
добивания
противника
серийной
комбинацией
из
ударов
кулаком;
б) выкрут противника на живот, отскок на дистанцию удара, и имитация
добивания ногой в корпус;
в) переворот противника на живот и выполнение болевого приема на ногу.
Приемы самообороны с оружием:
Требования к выполнению имитации удара автоматом:
а) запрещается проводить оружием имитацию удара в голову;
б) разрешается проводить имитацию удара ударом автомата в пол рядом
с лежащим противником на расстоянии не ближе 30 см;
в) разрешается проводить имитацию удара прикладом или стволом автомата
в корпус противника на расстоянии не ближе 20 см.
1. Противник наносит удар штыком прямо, находится в правосторонней
стойке. Скручивающий блок правой рукой с захватом ствола автомата. Сбив левой
рукой
левой
руки
противника
с
выкрутом
и
захватом
кисти
атакующего.
Круговыми движениями руки противника и ствола автомата замкнуть атакующего
на болевой прием.
Далее:
а) можно проводить конвоирование, если противник жестко удерживает
оружие в своих руках;
б)
с
шагом
вперед
правой
ногой
выполнять
бросок
противника
и обезоружить;
в) обезоружить и провести имитацию добивания противника.
2. Противник наносит удар тыльной стороной приклада в правосторонней
стойке. Выполнить отводящий блок левой рукой в локоть с уходом с линии атаки
влево. Перехватить автомат правой рукой за приклад снизу, левой – за ствол
автомата сверху. С шагом правой ногой вперед выполнить бросок через бедро с
одновременным выкрутом и обезоруживанием атакующего.
3. Противник наносит удар магазином автомата прямо. Захватить автомат
обеими руками и нанести удар ногой прямо в пах или в живот, скручиваясь влево
– вперед выкрутить и вырвать оружие, зацепить правую ногу противника мушкой
автомата за подколенное сухожилие, свалить противника, добить.
4.
Противник наносит удар ножом снизу. Нож в правой руке. Нижний
отводящий блок левой рукой с одновременным выкрутом кисти руки атакующего.
Захват
правой
рукой
за
основание
руки
противника,
удар
правым
коленом
в
корпус,
шаг
правой
ногой
вперѐд
с
одновременным
броском
через
бедро.
Выворот кисти, обезоруживание, имитация добивания кулаком в голову.
Вариант обезоруживания: выкрут кисти противника и нанесение встречного
удара коленом по «пульсу» руки с одновременным изломом кисти, удерживающей
нож.
5.
Противник наносит удар ножом сверху. Нож в правой руке. Жесткий
блок – подставка левым предплечьем и одновременным захватом правой руки
атакующего снизу правой рукой в замок. Удерживая кисть с ножом в замке с
шагом правой ногой вперед, выполнить бросок через бедро с выкрутом руки
атакующего
в
плечевом
суставе.
Выкрутить
кисть,
обезоружить
и
провести
имитацию удара кулаком в голову.
6. Противник наносит удар ножом прямо, нож в правой руке.
а)
Уход
с
линии
атаки
влево,
выполнить
отводящий
блок
левой
рукой
в основание атакующей кисти и одновременный захват основания кисти руки.
Нанесение удара основанием правой ладони в наружную часть сжатого кулака.
Выбить нож. Удерживая правую руку атакующего, использовать ее как опору
и
нанести
круговой
удар
ногой
в
голову
противника.
Выкрутить
кисть
руки
и, удерживая противника на болевой прием, обезоружить.
б) Уход с линии атаки влево, с одновременным захватом за основание кисти
атакующего левой рукой, правой рукой снизу. Нанесение кругового удар
с
одновременным
выкрутом
кисти
противника
на
болевой
прием,
сбить
атакующего, выкрутить кисть в обратную сторону и встречным ударом колена
по пульсу обезоружить, добить.
7.
Противник
наносит
удар
палкой
наотмашь
слева
направо
в
правосторонней
стойке.
Захват
палки
одновременно
в
ладони
обеих
рук
с уходом с линии атаки вправо. Удерживая палку, нанести круговой удар в голову
правой ногой и, если противник не отпустил палку, перепрыгнуть через нее
правой ногой после удара и нанести левой пяткой удар с поворотом в корпус.
Удерживать
палку
в
своих
руках
до
конца
выполнения
приема,
провести
имитацию добивания палкой в корпус или в пол рядом с лежащим противником.
8.
Противник
наносит
удар
палкой
сверху.
Уход
с
линии
атаки
влево
с одновременным захватом двумя руками и сопровождением палки по ходу атаки.
Как только палка коснется пола, ударить левой ногой сверху вниз по палке или
рукам атакующего. Имитировать добивание ногой в корпус.
Приемы освобождения от захватов:
При освобождении от захватов необходимо использовать как бросковую, так
и ударную технику. Для большей эффективности выполнения приема удары
наносятся в наиболее уязвимые болевые точки противника кулаком, основанием
ладони, ребром ладони, пальцами руки, локтем, коленом, головой, стопой ноги.
При обучении освобождению от захватов кадеты должны освоить приемы
падения и страховки, уметь выполнить бросок
через бедро,
через
спину,
бросок проходом в ноги с захватом спереди, переднюю и заднюю подножку. При
освобождении от захватов используются следующие тактические приемы:
1. Перед проведением любого броска нанести один или несколько
ударов в наиболее уязвимые болевые точки противника. Особенно это важно, если
противник сильнее вас физически и больше весом.
2. Вооруженного противника обязательно обезоружить, выбить или вырвать
оружие и только после этого наносить добивающие удары.
3. При выполнении болевых приемов использовать наиболее эффективные,
часто
запрещенные
в
спортивных
схватках
по
рукопашному
бою.
Например,
в ы к ру т кисти,
пальцев,
надавливание
на
горло,
глаза,
ущемление
паха,
сдавливание ногами плавающих ребер и т.п.
Освобождение от захвата спереди за туловище с руками:
1. Удар головой вперед в лицо противника с одновременным ударом в пах
коленом;
2. Развести руки в стороны, на выдохе проскользнуть вниз, захватить обе
ноги противника под колени, бросить противника на спину жестко удерживая
стопы его ног под мышками и далее:
Вариант
1.
перевернуть
противника
на
живот,
отпустить
одну
ногу
и провести болевой прием на ахилл.
Вариант
2.
перевернуть
противника
на
живот,
отскочить
в
сторону
и нанести удар подъемом стопы в голову (имитация).
Тактический вариант.
Если противник пытается сразу встать на колени,
дождаться, когда он привстанет, и только после этого нанести удар ногой в голову
(имитация). В данном случае эффект от удара будет выше.
Освобождение от захвата сзади за туловище с руками:
1. Выполнить максимальный вдох грудью, чтобы в дальнейшем на резком
выдохе выскользнуть от захвата.
2. Нанести серию ударов по противнику: головой назад в лицо, основанием
сжатого
кулака
назад
в
пах,
каблуком
обуви
или
пяткой
в
подъем
стопы
противника.
3.
Сделать
резкий
выдох,
присесть
и
«выстрелить»
вперед
руками,
освободиться от захвата.
4. Захватить левой рукой правую кисть противника, правой рукой за плечо,
провести бросок через спину, добить (имитация).
Освобождение от захвата за шею спереди:
1. Захватить левой рукой правую руку противника у основания кисти при
этом правую ногу отвести назад для удара.
2. Нанести удар ногой в живой или пах противника (имитация).
3.
Выкрутить
правую
кисть
противника
наружу
с
одновременным
освобождением от захвата.
4. Заступить правой ногой вперед и одновременно с ударом основания
ладони в подбородок сбить противника задней подсечкой.
Освобождения от захвата за шею или за воротник (одежду) сзади:
1. Вытянуть левую руку вверх с одновременным поворотом левым боком
к противнику.
2.
Левой
рукой
круговым
движением
сверху
вниз
захватить
обе
руки
противника за предплечья. Захват должен быть плотным на локтевой сгиб.
3. Нанести правым коленом удар в пах и левым кулаком снизу в живот
противника (имитация).
4.
Заступить
правой
ногой
вперед,
сбить
противника
задней
подсечкой
и удерживая его скрученные руки на локтевом сгибе добить в голову (имитация).
Освобождение от захвата за шею сзади на локтевой сгиб.
Необходимо
отметить,
что
захват
за
шею
на
локтевой
сгиб
очень
эффективен и почти всегда приводит к удушению. Поэтому, если вас захватили
за шею сзади на локтевой сгиб, чтобы избежать удушения, т.е. сдавливания
сонных артерий, необходимо упреждающе выполнить «бороду», т.е. максимально
прижать
подбородок
вниз.
Этот
прием
даст
возможность
впоследствии
освободиться от захвата следующим образом:
1. Нанести серию ударов: в пах основанием кулака, пяткой (каблуком)
в подъем стопы противника.
2. Захватить голову противника сзади двумя руками и, если лицо противника
находится на уровне затылка, с силой прижать его.
3. Провести бросок через спину присев на одно колено, добить ударом
кулака в голову (имитация).
Приемы тактической подготовки:
1.
Бои
по
упрощенным
правилам
с
ограниченными
техническими
действиями.
2. Способы имитации добивания противника руками в партере.
3.
Обманные действия для выведения лежачего противника на болевой
прием.
4. Обманные действия для выведения лежачего противника на имитацию
удара ногой в корпус.
5. Борьба в партере с заданием выполнить болевой прием или удержание 10
сек.
6. Проведение учебных схваток с заданиями:
а) использовать в схватке коронные удары;
б) использовать в схватке коронные броски;
в) сбить противника в партер.
7. Борьба в партере с выводом противника на болевой прием.
Краткий рассказ о морально волевых качествах.
Теория: История возникновения и становления самообороны. Самооборона
– наука об обороне, а не нападении. Использование спортивно - боевого самбо для
подготовки сотрудников следственного комитета.
Само – страховка и страховка соперника.
Теория: Рассказ о возможности выполнения правильного падения.
Практика: Основные способы страховки соперника при броске.
Удержание в партере.
Теория:
Перевороты
в
партере,
основные
удержания,
направленные
на обездвиживание, лежащего на спине противника.
Практика: Удержание
с
боку,
удержание
поперек,
удержание
сверху,
удержание со стороны ног.
1.
Броски назад.
Теория: Значение стойки и захвата для выполнения бросков назад.
Практика: Задняя подножка, проходы в ноги.
2.
Броски вперед.
Теория: Значение стойки и захвата для выполнения бросков вперед
Практика: Бросок через бедро, передняя подножка.
3.
Спортивно – развивающие игры.
Теория: Значение победы и поражения в спортивных играх.
Практика: Эстафеты, подвижные игры с мячом и специализированные игры
для юных борцов.
4.
Показательные выступления.
Практика:
Проведение
открытого
занятия
для
родителей,
показательные
выступления.
Подготовка
к
показательным
выступлениям
для
участия
в
школьных,
районных
и
других
конкурсах.
Участие
в
соревнованиях
по рукопашному бою.
5.
Итоговое занятие
Практика:
Подведение
итогов
учебного
года,
анкетирование
участников,
планы на следующий учебный год.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая
подготовка
проводится
в
форме
бесед,
лекций
и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико –
тактической, морально – волевой подготовкой, как элемент практических знаний.
Теоретические
знания
должны
иметь
определенную
целевую
направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные
знания на практике в условиях тренировок.
Перечень основных тем для теоретических занятий:
1.
Физическая
культура
важное
средство
физического
развития
и укрепления здоровья.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть
общей культуры. Значение еѐ для укрепления здоровья, физического развития
граждан
РФ
в
их
подготовке
к
труду
и
защите
Родины.
Формы
физической
культуры. Физическая культура в системе образования, во внеклассной работе
и внешкольной работе. Роль физической культуры в воспитании трудолюбия,
организованности, воли и жизненно важные умения и навыки.
2.
Состояние и развитие самообороны и рукопашного боя в России.
В теоретическую подготовку входит материал в первую очередь по общим
понятиям
значения
рукопашного
боя.
История
возникновения
самообороны
и
рукопашного
боя,
традиция
русской
и
российской
армии
в
рукопашных
схватках. Совершенствование приемов рукопашного боя на современном этапе
развития.
Стиль,
который
изучают
кадеты
на
занятиях,
представляет
набор
приемов
ударной
и
бросковой
техники
с
оружием
и
без
оружия,
которые
практикуются в органах следственного комитета при задержании.
Военно-патриотическое воспитание:
Сущность понятия патриотизма. Основная цель патриотизма и задачи его
воспитания
у
кадет.
Причины
деградации
молодого
поколения
россиян:
алкоголизм,
наркомания,
криминализация
сознания,
рост
молодежной
преступности,
нежелание
учиться.
Отсутствие
ответственности
за
себя,
окружающую
действительность,
за
страну.
Тотальное
ухудшение
здоровья,
уменьшение
продолжительности
жизни,
снижение
конкурентоспособности
россиян. Физическая культура и спорт - одно из основных средств, в воспитании
молодежи, привитии им навыков устойчивых отношений и ценностных установок,
подготовке их к службе в армии и защите своей Родины. Повышение этнического
самосознания Российских школьников, гордость за свою Родину на примерах
многовековых традиций общественного бытия.
3.
Воспитание нравственных и волевых качеств.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности.
Спортивно – этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе
тренировки.
Формирование
нравственных
понятий,
оценок,
суждений.
Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная
психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое
отношение к занятиям. Регуляция эмоционального возбуждения.
4.
Физиологические особенности и физическая подготовка.
Физические качества. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы
воспитания быстроты движения. Воспитание быстроты простой и сложной
двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование
эффекта
варьирования
отягощениями.
Гибкость
и
еѐ
развитие.
Понятие
о
ловкости,
как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления
ловкости. Методика воспитания ловкости. Методика воспитания выносливости в
процессе многолетней тренировки.
4.
Методическое обеспечение программы
№
п/п
Содержание
программы (раздел)
Форма
организации
Методы и
приемы
Дидактич.
материал,
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
1
2
3
4
5
6
1.
Вводное занятие. Правила
техники безопасности
Беседа,
рассказ,
Информац
-рецептивна
я
Спортзал,
лавки
Дискуссия
2.
История развития
рукопашного боя.
Беседа,
рассказ.
Информац.
-рецептивна
я
Спортзал,
лавки
Лекция
3.
Стойки, передвижения,
захваты, ударная техника
руками и ногами освобож.
от захватов. Подготовит.
упражнения.
Групповые и
индивидуальные
Рассказ,
показ,
упражнения
в парах
Спортзал,
спортивная или
полевая одежда,
борц. ковер,
переносные
макивары, лапы
Самостоят.
работа
4.
Рассказ о морально-волев.
качествах
Групповые и
индивидуальные
Рассказ
Дискуссия
5.
Само-страховка и страхов.
соперника
Рассказ,
показ
Спортзал,
спортивная или
полевая одежда,
борц. ковер,
переносные
макивары, лапы,
набивные мячи
Самостоят.
работа
6.
Удержание в партере
7.
Броски назад
8.
Броски вперед
9.
Спортивно развивающие
игры
Групповые
Рассказ,
показ
Спортзал,
спортивная
одежда, полевая
форма
Внутригруп
повые
соревнов.
10.
Показательные
выступления
Групповые и
индивидуальные
Показ
Спортзал,
актовый зал,
спорт. одежда,
полевая форма
Показат.
Выступл.
11.
Итоговое занятие
Информационно-
рецептивная
Беседа,
рассказ
Спортзал,
лавки
Дискуссия
1
2
3
4
5
6
12.
Участие всоревнованиях,
конкурсах и других
мероприятиях разных
уровней
Групповые и
индивидуальные
Показ
Спортзал,
актовый зал,
спорт. одежда,
полевая форма
Участие в
конкурсах,
выступл. на
праздниках
4.1. Место проведения занятий – спортивный зал, класс № 11
4.2.
Форма одежды кадет – спортивная (полевая), кроссовки.
4.3.
Материально – техническое обеспечение программы
Для
реализации
дополнительной
образовательной
программы
«Самооборона» необходимы:
- спортивный зал
- оборудование: зеркала, аптечка универсальная.
-
спортивный
инвентарь:
боксерские
маски,
боксерские
перчатки,
боксерские
лапы
(5пар),
макивары
(5шт.),
жгут
резиновый
-
10шт.,
мягкое
покрытие на пол («ласточкин хвост»).
Технические нормативы и нормативы по физической подготовке
7 класс:
I
этап
1. Выполнить приемы рукопашного боя (блокирование, бросок, имитация
добивания) от удара ногой прямо и бокового.
2. Выполнить приемы рукопашного боя от удара ножом снизу, сверху, прямо
с обезоруживанием противника и удержанием на болевой прием.
3.
Продемонстрировать
кувырок
через
препятствие,
кувырок
и
падение
вперед, назад, с автоматом.
4.
Выполнить
проход
в
ноги,
сваливание
и
переворот
противника
на болевой прием на ногу.
II этап:
1.
Выполнить
базовые
и
боевые
стойки:
стойка
«одна
нога
глубоко
впереди», стойка параллельных ног, короткая стойка «одна нога впереди слегка
согнута».
2. Продемонстрировать удар ногой вперед, удар кулаком прямо в
боксерский мешок, и имитация удара на расстоянии не более 15 см до цели.
3.
Выполнить
верхний
давящий
блок,
боковой
давящий
блок,
нижний
отводящий блок.
4.
Выполнить
кувырок
вперед,
назад,
падение
вперед,
назад,
на
бок
со страховки.
5.
Выполнить
передвижения
шагом
в
базовых
стойках
без
оружия
и с автоматом.
Умения и навыки (итоговые, по окончанию)
1. Выполнить передвижения в базовых стойках с подскоком с оружием
и без оружия, с оружием.
2. Продемонстрировать защиту в парах от удара ногой прямо и боковой;
удара кулаком прямо.
3. Выполнить комплекс приемов рукопашного боя без оружия с оружием.
4. Продемонстрировать защиту от удара ножом сверху, снизу, прямо.
5. Выполнить бросок через бедро при нападении противника ударом кулака
прямо.
6. Выполнить бросок стоящего противника проходом в ноги.
Нормативы физической подготовки.
Бег 60 метров (сек): отл-8,8; хор-9,5; удовл-10,0.
Подтягивание в висе (раз): отл-7; хор-5; удовл-3.
Сгибание рук в упоре лежа: отл-30; хор-25; удовл-20.
8 класс
Умения и навыки (итоговые, по окончанию)
1. Выполнить приемы рукопашного боя (блокирование, бросок, имитация
добивания) от удара ногой прямо и бокового
2. Выполнить приемы рукопашного боя от удара ножом снизу, сверху, прямо
с обезоруживанием противника и удержанием на болевой прием.
3.
Продемонстрировать
кувырок
через
препятствие,
кувырок
и
падение
вперед, назад, с автоматом.
4.
Выполнить
проход
в
ноги,
сваливание
и
переворот
противника
на болевой прием на ногу.
Нормативы физической подготовленности
1.Бег 60 метров (сек): отл-9,0; хор-9,5; удовл-9,8.
2.Бег 2000 метров (мин): отл-10,0; хор-10,40; удовл-11,40.
3.Подтягивание в висе (раз): отл-9; хор-6; удовл-4.
4.Сгибание рук в упоре лежа (раз за/мин): отл-25; хор-20; удовл-10
9-е классы
Умения навыки
1.Выполнить проход в ноги, сваливание, переворот противника и вывод его
на добивание
2.Выполнить
прием
при
нападении
противника
ударом
ногой
вперед,
боковым ударом, ударом кулака прямо. Блокировка, сбивание, болевой прием.
Нормативы физической подготовки
1.Бег 60 метров (сек): отл-8,4; хор-9,2; удовл-10,0.
2.Марш-бросок 3км (мин): отл-16,00; хор-17,00; удовл-19,00.
3.Подтягивание в висе (раз): отл-10; хор-8; удовл-6.
4.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз за/мин) отл-30; хор-25;
удовл-15
5.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Содержание учебного материала
Дата
Количество
часов
1
2
3
4
1.
Вводный инструктаж ТБ на занятиях по самообороне.
Базовые стойки, передвижения. Кувырки, падения со
страховкой. Передняя и задняя подсечка. История
развития самообороны.
1
2.
Базовые стойки, передвижения. Кувырки, падения со
страховкой. Передняя и задняя подножка. Бросок через
бедро. Проход в ноги. История развития самообороны.
1
3.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Удержани
сбоку, переворачивание с захватом рук сбоку. Передняя и
задняя подножка. Бросок через бедро. Проход в ноги.
1
1
2
3
4
4.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость.
Удержание сбоку, переворачивание с захватом рук сбоку.
Передняя и задняя подножка. Бросок через бедро. Проход
в ноги.
1
5.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Бросок
рывком
за
пятку.
Задняя
подножка
с
захватом
ноги
снаружи.
1
6.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Бросок
рывком
за
пятку.
Задняя
подножка
с
захватом
ноги
снаружи. Переворачивание с захватом шеи и туловища
снизу, с захватом шеи и ближней ноги, захватом из-под
плеча дальней рукой. Бросок через бедро. Проход в ноги.
1
7.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Бросок
рывком
за
пятку.
Задняя
подножка
с
захватом
ноги
снаружи. Переворачивание с захватом шеи и туловища
снизу, с захватом шеи и ближней ноги, захватом из-под
плеча дальней рукой. Бросок через бедро. Проход в ноги.
1
8.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Бросок
рывком
за
пятку.
Задняя
подножка
с
захватом
ноги
снаружи. Переворачивание с захватом шеи и туловища
снизу, с захватом шеи и ближней ноги.
1
9.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через
партнера.
ОРУ.
Упражнения
на
гибкость.
Удары
н ог а ми :
п ря мой ,
боковой ,
к руговой .
З а щ и т а
с последующим броском и переводом на болевой прием.
Учебные схватки с заданием.
1
10.
Ст раховка
и
с амо ст раховка,
падения
на
б о к
и на спину через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость.
Удары
ногами:
прямой,
боковой,
круговой.
Защита
с последующим броском и переводом на болевой прием.
Учебные схватки с заданием.
1
11.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через
партнера.
ОРУ.
Упражнения
на
гибкость.
Удары
н ог а ми :
п ря мой ,
боковой ,
к руговой .
З а щ и т а
с последующим броском и переводом на болевой прием.
1
12.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через
партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Удары
н о г а м и :
п р я м о й ,
б о ко в о й ,
к ру го в о й ,
з а щ и т а
с
последующим
броском
и
переводом
на
болевой.
Учебные схватки с заданием.
1
13.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через
партнера.
ОРУ.
Упражнения
на
гибкость.
Работа
с
ножом:
обезоруживание
противника
от
ножа
сверху,
снизу, прямо. Бросок рывком за пятку. Задняя подножка
с захватом ноги снаружи. Борьба в партере.
1
14.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Работа с
ножом: обезоруживание противника от ножа сверху, снизу,
прямо.
1
1
2
3
4
15.
Ст раховка
и
с амо ст раховка,
падения
на
б о к
и
на
спину
через
партнера.
ОРУ.
Упражнения
на гибкость. Работа с ножом: обезоруживание противника
от ножа сверху, снизу, прямо. Бросок рывком за пятку.
Задняя
подножка
с
захватом
ноги
снаружи.
Борьба
в партере.
1
16.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через
партнера.
ОРУ.
Упражнения
на
гибкость.
Работа
с
ножом:
обезоруживание
противника
от
ножа
сверху,
снизу, прямо. Бросок рывком за пятку. Задняя подножка с
захватом ноги снаружи. Борьба в партере.
1
17.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Удары кулаком: прямой, боковой,
снизу,
наотмашь
(подводящие
упражнения).
Нанесение
ударов руками в боксерские лапы.
1
18.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Удары кулаком: прямой, боковой,
снизу,
наотмашь
(подводящие
упражнения).
Защита
с последующей контратакой. Нанесение ударов руками
в боксерские лапы.
1
19.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Удары кулаком: прямой, боковой,
снизу,
наотмашь
(подводящие
упражнения).
Защита
с последующей контратакой. Нанесение ударов руками
в боксерские лапы.
1
20.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Удары кулаком: прямой, боковой,
снизу,
наотмашь
(подводящие
упражнения).
Нанесение
ударов руками в боксерские лапы.
1
21.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через
партнера.
ОРУ.
Удары
ногами:
прямой,
боковой
с
подскоком.
Учебные
схватки
с
заданиями:
тактика
ведения
схватки
с
противником,
который
пользуется
только ударной техникой.
1
22.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
черезпартнера.
ОРУ.
Удары
ногами:
прямой,
боковой
с
подскоком.
Учебные
схватки
с
заданиями:
тактика
ведения
схватки
с
противником,
который
пользуется
только ударной техникой.
1
23.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через
партнера.
ОРУ.
Удары
ногами:
прямой,
боковой
с
подскоком.
Учебные
схватки
с
заданиями:
тактика
ведения
схватки
с
противником,
который
пользуется
только ударной техникой.
1
24.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Удары ногами: прямой, боковой с
подскоком. Нанесение ударов руками в боксерские лапы.
1
25.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Обезоруживание от палки: нанесение удара сверху, сбоку.
Бросок
противника
проходом
в
ноги
с
последующим
переводом
ноги
на
болевой
прием.
Борьба
в
партере.
Учебные схватки с заданием.
1
1
2
3
4
26.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Обезоруживание от палки: нанесение удара сверху, сбоку.
Бросок
противника
проходом
в
ноги
с
последующим
переводом
ноги
на
болевой
прием.
Борьба
в
партере.
Учебные схватки с заданием.
1
27.
Удары
ногами
–
защита
с
последующей
контратакой.
Удары
руками
–
защита
с
последующей
контратакой.
Учебные
схватки
с
ограниченными
техническими
действиями.
1
28.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удар ногами и руками. Нанесение изученных ударов
в боксерские лапы и макивары.
1
29.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Обезоруживание от палки: нанесение удара сверху, сбоку.
Бросок
противника
проходом
в
ноги
с
последующим
переводом
ноги
на
болевой
прием.
Борьба
в
партере.
Учебные схватки с заданием.
1
30
Удары
ногами
–
защита
с
последующей
контратакой.
Удары
руками
–
защита
с
последующей
контратакой.
Учебные
схватки
с
ограниченными
техническими
действиями.
1
31.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ.
Удары
ногами
и
руками.
Нанесение
изученных
ударов в боксерские лапы и макивары.
1
32.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Обезоруживание от палки: нанесение удара сверху, сбоку.
Бросок
противника
проходом
в
ноги
с
последующим
переводом
ноги
на
болевой
прием.
Борьба
в
партере.
Учебные схватки с заданием.
1
33.
Удары
ногами
–
защита
с
последующей
контратакой.
Удары
руками
–
защита
с
последующей
контратакой.
Учебные
схватки
с
ограниченными
техническими
действиями.
1
34.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ.
Удары
ногами
и
руками.
Нанесение
изученных
ударов в боксерские лапы и макивары.
1
35.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Сбивание
противника
с
заступанием
ногой
за
спину.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
36.
Удары
ногами
–
защита
с
последующей
контратакой.
Удары
руками
–
защита
с
последующей
контратакой.
Учебные
схватки
с
ограниченными
техническими
действиями.
1
37.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ.
Удары
ногами
и
руками.
Нанесение
изученных
ударов в боксерские лапы имакивары.
1
38.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
вноги
при
нападении
противника
руками.
Сбивание
противника
сзаступанием
ногой
за
спину.
Борьба в партере. Учебные схватки сзаданием.
1
39.
Круговой
удар
ногой,
блокировка
с
захватом
ударной
ноги, выворот ноги и проведение болевого приема на
коленный
сгиб.
Подводящие
упражнения.
Учебные
схватки с ограниченными техническими действиями.
1
1
2
3
4
40.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ.
Удары
ногами
и
руками.
Нанесение
изученных
ударов в боксерские лапы и макивары.
1
41.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Сбивание
противника
с
заступанием
ногой
за
спину.
Борьба в партере. Учебные схватки с
заданием.
1
42.
Круговой
удар
ногой,
блокировка
с
захватом
ударной
ноги, выворот ноги и проведение болевого приема на
коленный
сгиб.
Подводящие
упражнения.
Учебные
схватки с ограниченными техническими действиями.
1
43.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ.
Удары
ногами
и
руками.
Нанесение
изученных
ударов в боксерские лапы и макивары.
1
44.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Добивание
лежащего
противника
в
партере
руками.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
45.
Проведение
схваток,
с
непрерывно
меняющимися
партнерами. 3 сватки по 1,5 минуты, перерыв 1 минута.
Приемы
от
автомата:
при
ударе
штыком
прямо,
удар
тыльной
стороной
приклада
прямо,
удар
магазином
прямо.
1
46.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
47.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Добивание
лежащего
противника
в
партере
руками.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
48.
Проведение
схваток,
с
непрерывно
меняющимися
партнерами. 3 сватки по 1,5 минуты, перерыв 1 минута.
Приемы
от
автомата:
при
ударе
штыком
прямо,
удар
тыльной
стороной
приклада
прямо,
удар
магазином
прямо.
1
49.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
50.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Добивание
лежащего
противника
в
партере
руками.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
51.
Проведение
схваток,
с
непрерывно
меняющимися
партнерами. 3 сватки по 1,5 минуты, перерыв 1 минута.
Приемы
от
автомата:
при
ударе
штыком
прямо,
удар
тыльной
стороной
приклада
прямо,
удар
магазином
прямо.
1
52.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
1
2
3
4
53.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Добивание
лежащего
противника
в
партере
руками.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
54.
Проведение
схваток,
с
непрерывно
меняющимися
партнерами. 3 сватки по 1,5 минуты, перерыв 1 минута.
Приемы
от
автомата:
при
ударе
штыком
прямо,
удар
тыльной
стороной
приклада
прямо,
удар
магазином
прямо.
1
55.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
56.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проведение болевого приема на руку в стойке, на ногу.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
57.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
58.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проведение болевого приема на руку в стойке, на ногу.
Борьба в партере с уходом от захватов. Учебные схватки
с заданием.
1
59.
Проведение
схваток,
с
непрерывно
меняющимися
партнерами. 3 сватки по 1,5 минуты, перерыв 1 минута.
Разучивание
и
выполнение
комплекса
упражнений
с оружием.
1
60.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
61.
Удары
ногами
-
защита
и
перевод
на
болевой
прием.
Удары руками – защита и перевод на болевой прием.
Выполнение
приемов:
от
ножа,
от
палки,
от
автомата
с постоянно меняющимися противниками.
1
62.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары
1
63.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проведение болевого приема на руку в стойке, на ногу.
Борьба в партере с уходом от захватов. Учебные схватки с
заданием.
1
64.
Удары
ногами
-
защита
и
перевод
на
болевой
прием.
Удары руками – защита и перевод на болевой прием.
Выполнение приемов: от
ножа, от палки, от автомата
с
постоянно
меняющимися
противниками.
Учебные
схватки с заданием.
1
65.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение изученных ударов в боксерские лапы
и макивары.
1
1
2
3
4
66.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Добивание
лежащего
противника
в
партере
руками.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
67.
Удары
ногами
и
руками
–
защита
с
последующей
контратакой.
Удары
руками
–
защита
и
перевод
на
болевой
прием.
Выполнение
приемов:
от
ножа,
от
палки,
от
автомата
с
постоянно
меняющимися
противниками. Учебные схватки с заданием.
1
68.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары
1
69.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Добивание
лежащего
противника
в
партере
руками.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
70.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
Проход
в
ноги
при
нападении
противника
руками.
Добивание
лежащего
противника
в
партере
руками.
Борьба в партере. Учебные схватки с заданием.
1
71.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
72.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары.
1
73.
Удары
ногами
и
руками
–
защита
с
последующей
контратакой.
Удары
руками
–
защита
и
перевод
на
болевой
прием.
Выполнение
приемов:
от
автомата.
Учебные схватки с заданием.
1
74.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину.
ОРУ. Удары ногами и руками. Подводящие упражнения.
Нанесение
изученных
ударов
в
боксерские
лапы
и макивары
1
75.
Страховка и самостраховка, падения на бок и на спину
через партнера. ОРУ. Упражнения на гибкость. Бросок
рывком
за
пятку.
Задняя
подножка
с
захватом
ноги
снаружи. Переворачивание с захватом шеи и туловища
снизу, с захватом шеи и ближней ноги. Борьба в партере.
Учебные схватки с заданием.
1
76.
Удары
ногами
и
руками
–
защита
с
последующей
контратакой.
Удары
руками
–
защита
и
перевод
на
болевой
прием.
Выполнение
приемов:
от
автомата.
Учебные схватки с заданием.
1
6.
Список литературы для педагога
1. Методические рекомендации по изучению самозащиты без оружия –
самбо К. Егоров, Л. Соловьев. Москва 1990г
2. Самбо среди женщин А.М. Астахов, Мордовское книжное издательство,
Саранск 1991г.
3. Искусство защиты без оружия: по системам защиты и нападения Джиу –
Джитсу, Кэмпо, Дзюдо, Каратэ-до, Айкидо, Боксу и военно-прикладному самбо.
В. Рожков Санкт-Петербург,1992г., Самозащита (самооборона)
4.
Средства
и
методы
выполнения
болевых
приемов
в
борьбе
самбо.
Диссертация И. Лазарев. Москва 1990, диссертация кандидата педагогических
наук.
5. Программа по борьбе самбо для коллективов физкультуры Издательство:
«Физкультура и спорт» Москва,1956
6. В.М. Андреев «Борьба самбо»