Автор: Каппарова Валентина Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 22"
Населённый пункт: город Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование здоровьесберегающего пространства"
Раздел: полное образование
«Формирование
здоровьесберегающего
пространства в школе»
МАОУ «СОШ №22»
Каппарова В.А.
Цель программы
•
Создание школьной здоровьесберегающей среды
•
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
педагогов.
•
Формирование у школьников навыков организации
здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей
среды в образовательном учреждении
.
Мы поставили следующие задачи
:
•
- обеспечить выполнение законодательства по охране
здоровья детей в образовательном учреждении;
•
- обеспечить безопасные условия жизнедеятельности детей и
других участников образовательного процесса;
•
- организовать работу, направленную на повышение
двигательной активности учащихся;
•
- формировать потребность в здоровом образе жизни;
•
- проводить мероприятия по профилактике вредных
привычек;
•
- внедрять в учебный процесс технологии
здоровьесберегающей направленности;
Ожидаемые результаты
•
Снижение заболеваемости обучающихся.
•
Уменьшение числа рецидивов хронических заболеваний у
обучающихся и педагогов.
•
Снижение количества психоэмоциональных расстройств.
Снижение уровня тревожности учеников.
•
Повышение уровня физической подготовки школьников.
•
Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его
сохранения.
•
Создание условий для удовлетворения двигательной активности
обучающихся.
•
Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей
образовательным процессом в школе
•
Таким образом, ориентируясь на социальный
заказ, предъявляемый к школе, главное
предназначение программы видим в
обеспечении реализации права каждого
обучающегося на получение образования в
соответствии с его потребностями и
возможностями, в осуществлении обучения и
воспитания за счет технологий, позволяющих
сохранить и укрепить их здоровье
.
Направления работы по блокам:
•
1. Обучающий блок
•
2. Психологический блок
•
3. Социально - профилактический блок
•
4. Педагогический блок
•
5. Блок двигательной активности
•
6. Диагностический блок
1. Обучающий блок
•
формирование умений по ведению мониторинга
здоровья обучающихся;
•
изучение требований к здоровьесберегающему уроку;
•
анализ методов и приёмов здоровьесберегающих
технологий;
•
проектирование учебных занятий
здоровьесберегающей направленности;
•
валеологическое образование родителей (выступление
кл. руководителей, медицинских работников на
родительских собраниях;
2. Психологический блок
•
изучение методик педагогической
психотерапии;
•
изучение техник профилактики
профессионального «выгорания» педагога;
•
организация работы с группами риска для
повышения адаптивных возможностей и
стрессоустойчивости обучающихся;
3. Социально - профилактический блок
•
разработка медико-педагогических рекомендаций для
родителей по коррекции здоровья детей;
•
проведение профилактических прививок и медицинских
осмотров мед. работниками;
•
приобретение массажных ковриков в каждую классную
комнату для коррекции и профилактики плоскостопия (при
согласии и финансировании со стороны родителей или
спонсоров);
•
оформление «говорящей» стены по теме «Мы выбираем
здоровье!»;
•
озеленение классных комнат;
4. Педагогический блок
организация работы с обучающимися по
направлениям:
•
- Загадки моего Я;
•
- Дети + культура здоровья;
•
- Мы за здоровую нацию!
•
- О здоровом образе жизни на уроках;
5. Блок двигательной активности
•
организация спортивных школьных
соревнований (согласно плана школы);
•
проведение дней здоровья для
обучающихся 1 – 11 классов с
привлечением родителей 1 раз в четверть;
•
обязательное проведение динамических
пауз, психогимнастических упражнений на
уроках с 1 по 11 класс;
•
организация динамических перемен;
6. Диагностический блок
•
проведение мониторинга за состоянием
здоровья, перегрузок
•
Учебный план ориентирован на вовлечение обучающихся в различные
виды деятельности по формированию навыков здорового образа
жизни, сохранению и укреплению здоровья при поддержке медико-
психолого-социальной службы школы.
•
В содержание рабочих программ по предметам включены вопросы по
формированию культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.
•
Организована работа по профилактике утомляемости обучающихся.
•
Образовательный процесс организован с применением
здоровьесберегающих технологий.
•
При изучении предмета «Физическая культура» занятия проводятся в
соответствии с группами здоровья.
•
Для детей с проблемами здоровья организованы занятия по лечебной
физкультуре.
•
Включение в основную общеобразовательную программу
разделов по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни является непременным
условием образовательного процесса в нашей школе.
Дополнение содержательной части урока вопросами,
связанными со здоровьем и здоровым образом жизни,
помогает мотивировать интерес к здоровому образу
жизни, формируя культуру здоровья школьников как
основу правильного образа жизни. На интегрированных
уроках ОБЖ и специальных классных часах систематически
проходит обучение основам безопасности
жизнедеятельности и профилактике травматизма
•
В банк методических материалов вошли разработки
уроков здоровья по темам «Профилактика
туберкулеза», «Береги зубы смолоду», «Как укрепить
иммунитет», «Профилактика вредных привычек»,
«Профилактика гриппа и ОРВИ» и другим, сценарии
классных часов «Береги глаза как зеницу ока»,
«Влияние вредных привычек на здоровье будущих
поколений», советы «Способы сохранения здоровья
педагога».
Рекомендации для родителей
•
посвящены многим актуальным темам: «Как
подготовить ребенка к школе», «Профилактика
инфекционных и неинфекционных заболеваний»,
«Рациональное питание - важный фактор
здоровья учащихся», «Эти глаза напротив» (статья
о глазодвигательной гимнастике), «Роль школ
здоровья в формировании здорового образа
жизни детей: опыт и результаты», «Психология
здоровья школьника», «Влияние мобильных
телефонов на здоровье человека».
Памятки для учащихся
освещают различные вопросы школьной жизни:
•
«Как стать уверенными в себе людьми»,
•
«Как повысить мотивацию учебной деятельности»,
•
«Способы снятия эмоционального напряжения»,
•
«Конструктивные способы решения проблем»,
•
«Готовимся к экзаменам».
•
Организация образовательного процесса осуществляется с
применением здоровьесберегающих технологий. Это и
проведение утренней зарядки перед первым уроком, и
физкультурных минуток, и динамических пауз на уроках, и
др. Учителями физкультуры с целью увеличения
двигательной активности организуются динамические
перемены в начальной и средней школе. В группах
продленного дня учителями физкультуры проводятся
занятия по физической культуре, подвижные игры на
переменах и на свежем воздухе.
•
В школе проводятся занятия по лечебной
физкультуре для обучающихся в соответствии с
медицинскими показаниями по результатам
медицинского профилактического осмотра.
•
Также работают объединения дополнительного
образования разной направленности, из них
восемь – физкультурно-спортивные, в которых
занимаются 120 учащихся (футбол, волейбол,
бадминтон, и др
.).
•
Традиционными в школе стали спортивные
мероприятия в рамках проведения «Дней здоровья»,
«Дня семьи» и др. Спортивные достижения наших
учащихся – результат профессионального мастерства
педагогов. Несколько лет подряд учащиеся нашей
школы занимают призовые места в окружных
соревнованиях по футболу. В этом году команда
школы заняла второе и третье место в соревнованиях
«Школа безопасности». Спортивные общешкольные
праздники проводятся 1 раз в четверть.
Внутришкольная просветительская
деятельность
•
осуществлялась с учащимися, педагогами, родителями.
Она проявлялась в разнообразных формах. Для учащихся
были проведены лекции, беседы, акции, конкурсы,
уроки здоровья, занятия дополнительного образования.
•
В рамках работы с педагогами были проведены
педагогические советы по вопросам здоровья,
практические занятия с психологами (конец декабря),
•
Для родителей были организованы консультации, дни
открытых дверей, родительские собрания, детско-
родительские тренинговые занятия, была представлена
полезная информация на стендах и на сайте.
•
Также осуществляется волонтерская
деятельность по пропаганде здорового
образа жизни как внутри школы, так и за ее
пределами.
Питание
•
В школе соблюдается питьевой режим.
•
Проведены анкеты среди учащихся и
педагогов о питании в школе
Логопедический мониторинг
•
Одно из важнейших направлений в развитии младшего школьного
возраста — развитие речи. Формирование фонетически чистой,
лексически богатой и грамматически правильной речи находится под
контролем логопедической службы школы. В состав службы входят
опытные логопеды. Углублённое логопедическое обследование
выявляет речевые нарушения, а также уровень развития речи детей.
•
Ежедневные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные
логопедические занятия направлены как на устранение речевой
патологии, так и на повышение общего уровня развития речи. На
занятиях ведётся работа по развитию мелкой моторики,
артикуляционной моторики, коррекция фонетических нарушений,
расширение и обогащение лексической стороны речи,
формирование полноценного грамматического строя и развитие
самостоятельной связной речи.
•
В нашей школе проводится большая работа по
формированию правильной речи учащихся начальных
классов. Учителями-логопедами регулярно проводятся
консультации для родителей по коррекции дефектов
речевого развития. Просветительская деятельность среди
родителей учеников является важной частью
эффективности коррекционной работы, поэтому
выступления на классных родительских собраниях
позволяют скоординировать усилия родителей и
учителей. Также в занятия с детьми включаются загадки,
пословицы и поговорки о здоровье для воспитания
культуры здоровья учащихся
•
Повышение авторитета, престижности и популярности
школы.
•
Активная жизненная позиция всех участников
образовательного процесса.
•
Положительная динамика показателей здоровья и
психологического статуса участников образовательного
процесса.
•
Более высокие показатели успеваемости школьников и
высокие результаты образовательной деятельности.
•
Снижение поведенческих рисков, опасных
для здоровья.
«Самая длинная дорога начинается с первого шага»
(Китайская мудрость)
Наши первые шаги
•
Разработана программа здоровьесбережения в школе.
•
План-программа по здоровьесбережению в каждом классе.
•
Конкурс «Самый здоровый класс».
•
Классными руководителями ( при помощи медика школы)ведутся карты
динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся.
•
У каждого классного руководителя ведутся папки «Здоровье класса».
•
Проведены анкеты среди учащихся основного звена «Моё здоровье»
•
Проведены анкеты по питанию среди учащихся и педагогов школы.
•
Общешкольные волонтёрские акции «За здоровый образ жизни»: «Внешний
вид», (газета,)«Питание», «Зарядка», «Чистые руки»,
«Вредные привычки».
•
Учащимися основной школы проводятся уроки «Здоровья» в младших классах;
•
В школе ведутся уроки специалистами ЦПМСС о вреде курения
Наши первые шаги
•
Общешкольные мероприятия: «Весёлая зарядка», фестиваль «Если хочешь быть
здоров!».
•
Стенд по здоровью (правила здорового образа жизни, про витамины, профилактика
гриппа, подведение итогов «Самый здоровый класс».
•
Перед уроками физоргами классов проводится физзарядка.
•
На уроках обязательны физкультминутки – на укрепление осанки, гимнастика для глаз
(зрительно-координатный тренажёр).
•
Двигательная активность на переменах ( танцы)
•
Внеурочная деятельность 1-5 классов после обязательной прогулки с подвижными
играми на улице.
•
Группа здоровья для учащихся спец.мед группы.
•
День здоровья всей семьёй.
•
Проекты до конца учебного года на тему «Здоровьесбережения»: «Здоровое
питание», «Моя семья – самая здоровая», «Мы за здоровый образ жизни», «Продукты,
выращенные на нашей даче» и т.д.
•
Профилактические беседы с ЦПМС.
1.Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
2. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
4. Занимаешься ли ты на уроке физкультуры:
5. Занимаешь ли ты спортом длительно?
6. Устаёшь ли ты на уроках?.
7.Были ли физкультминутки на ваших уроках?
8.Куришь ли ты?
9.Пробовал ли ты употреблять спиртные напитки?
10. Пробовали ты наркотики?
11.Соблюдаешь ли ты режим дня?
Моё здоровье
0
50
100
150
200
250
часто
иногда
очень редко
никогда
1.
Питаетесь ли Вы в школе?
Что не устраивает в школьном
питании?
хорошо
не очень
плохо
0
20
40
60
80
100
120
140
160
180
200
199
49
6
Как ты питаешься?
3 часа
и более
от 1 часа
до 3
до 1 часа
0
20
40
60
80
100
120
44
115
77
Как много времени тратишь на
выполнение домашнего задания?
Зрительно – координатный
тренаж
Эти упражнения активизируют
мышечный тонус, а также
чувство телесной и зрительной
координации в пространстве.
Систематические занятия по
схеме способствуют снижению
психической утомляемости,
избыточной нервной
возбудимости,
агрессии.