Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий у младших школьников"


Автор: Антонова Елена Ефимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия
Населённый пункт: город Узловая Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

Методическая разработка

«Формирование универсальных учебных действий

у младших школьников»

(примеры конкретных заданий, способствующих развитию

универсальных учебных действий)

Выполнила :

учитель начальных классов

Антонова Елена Ефимовна

2017 г.

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать

следующие виды заданий:

участие в проектах, исследованиях;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны

следующие виды заданий:

сравни;

«найди отличия» (можно задать их количество);

«на что похоже?»;

поиск лишнего;

«лабиринты»;

упорядочивание;

«цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны

следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант;

диспут;

заучивание материала наизусть в классе;

«ищу ошибки»;

контрольный опрос на определенную проблему.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно

предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;

представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

составь рассказ от имени героя;

составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной

парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...»;

«опиши устно...»;

«объясни...» и т. д.

Задания для формирования УУД на уроках русского языка:

познавательных:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивных:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать.

Например: учащимся дается ряд слов. Они должны подчеркнуть мягкие согласные звуки.

Задание 1.Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

Случай, отец, сыночек, жизнь

Данное задание способствует развитию регулятивных УУД-умение контролировать.

Задание 2. Спиши предложение, исправляя ошибку.

Прохожие ропко ступают по скользкимдорошкам.

При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: умение

контролировать и корректировать запись.

Задание 3.

Найди слово с ошибкой:

1)счастливый 2) доблесный 3)прекрасный 4)яростный

Задание 4.

Вставьте пропущенную букву. Допишите проверочное слово.

Грус.ныйРадос.ный

Чудес.ныйИзвес.ный

Задание 5.

Раздели слова на слоги.

Колесо, подосиновик, пчела, седло.

При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: действия контроля.

Задание 6.

Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.

При выполнении данного задания развиваются познавательные УУД: знаково-

символические, умение находить различия в произношении и написании.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у детей является игра. Хотя

учащиеся второго класса уже не дошкольники и основным видом деятельности является

учебная деятельность, в своей практике я широко использую изучение учебного материала

через игру. Они играя познают новое, так и лучше и быстрее осваивается материал

младшими школьниками.

Игра «Скажи быстро!».

У.- Я буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочные слова.

Слова: тропа, гора, трава, стена, поля, холмы, река.

Тропа-тропы, гора-горы, трава-травы

Стена-стены, поля-поле, холмы-холм, река-реки

У.- Как проверяли?

Д.- Подбирали к словам в единственном числе - проверочные во множественном числе, а к

словам во множественном числе - слова в единственном числе.

Слова: космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок.

У.- Как проверяли?

Д.- Подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемый звук стоял под ударением.

Пример проблемного задания.

В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён существительных выделяют

три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском

языке:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

гува

кряда

магра

щгара

опащ

жадро

кряч

рюнь

терь

скичь

клущь

вищь

Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся

вставить их:

Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по тер___.

От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.

Игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово,

отличающееся от остальных по своему составу.

«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда

вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не

подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо

найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему

составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его

вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.

Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.

Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким

образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово,

которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было

вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех

слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников

формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами,

полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются

значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее

.

Задание «Исключения понятий»

Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.

Инструкция:

Детям редлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены

общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут дети должны найти эти

слова и вычеркнуть их.

1.Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2.Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3.Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4.Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5.Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6.Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7.Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8.Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9.Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12.Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13.Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

11.Секунда, час, год, вечер, неделя.

12.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

13.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Задания для формирования УУД на уроках математики:

Познавательные

«Найти отличия», «Поиск лишнего»

Составления схем-опор. Работа с разными видами таблиц, диаграмм

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»

Поиск информации в предложенных источниках

Взаимоконтроль. Диспут

Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

Составь задание партнеру. Отзыв на работу товарища

Групповая работа

«Объясни …»

Личностные

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания, имеющие практическое применение

Самооценка событий

Формирование личностных УУД

Задание №1

Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат * грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных.

Сколько грибов нашли дети?

Задание №2

Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом,

который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на

этаж , ниже , чем третий, на выше, чем первый. Нажмите кнопку звонка, который

находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.

– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.

Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем …

Что же означают эти странные слова?

Задание №3

Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?

– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?

Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к

окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и

ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения.

Формирование регулятивных УУД.

Задание №1

В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он

записан. Проверь вычислением.

4+4 7-2

5+4 7-3

Задание №2 5+2=7-34+1=7-2

Задание №3

Синий – “Я – молодец, справился сам”

Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”

Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.

Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и

учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения

способа действия и его результата с заданным эталоном,

Формирование познавательных УУД.

Задание №1

Покажи ежику самый короткий путь.

Задание №2 1+3+5+12+3+1+2

Задание №3 5-2 * 3+4

10-3 * 4+5

Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических

действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее

эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

Формирование коммуникативных УУД.

Задание №1. Работаем в группах.

Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте,

выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте.

Задание №2

Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?

Задание№3. Работа в парах.

Раскрась рисунок, решив примеры.

Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение

слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).



В раздел образования