Напоминание

"Организация работы с родителями обучающихся в начальной школе"


Автор: Шихова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ШСШ
Населённый пункт: с. Шаромы
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с родителями обучающихся в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация работы

с родителями

обучающихся

начальной школы

МКОУ ШСШ

2017

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут дать

детям большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинский

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления

личности

каждого

человека,

роль

которых

невозможно

преувеличить.

В

начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить

чему-то ребёнка, а тем более раскрыть, развить его личность,

индивидуальность.

Важным

звеном

в

построении

воспитательной

работы

является

взаимодействие педагога с родителями школьника.

Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на

высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок.

Если одно звено выпадает, то результата не будет.

Взаимодействие учителя и родителей в начальной школе организовывалось

по следующим формам:

1.Посещение семьи на дому.

Эту форму работу использовали с семьями, которые входят в «группу

риска» при острой необходимости, и кто в этом нуждается. В течении года

вместе с социальным педагогом мы осуществили посещение семей с целью

получения информации об условиях жизни детей.

2.Приглашение в школу.

В своей работе очень часто используем этот метод, иногда необходимо

побеседовать

с

родителем

«с

глазу

на

глаз»,

для

того,

чтобы

выяснить

причины

плохого

поведения

у

учеников,

или

проблемы

с

обучением.

Родители наших учеников очень хорошо идут на контакт, что позволяет нам

устранить проблему довольно быстро.

3. Индивидуальные консультации педагога

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с

семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство

родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию

хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся

по мере необходимости, часто по инициативе родителей.

4.

Переписка

по

телефону ( с м с , whatsApp). В

работе

с

родителями

переписку используем довольно широко. Особенно часто эта форма работы

применяется

к

тем

родителям,

которые

не

могут

часто

посещать

школу

(много

работают).

Удобная

форма

взаимодействия

(объявления,

фото

мероприятий,

рекомендации…). Таким же образом родитель всегда может задать

интересующий его вопрос, на который незамедлительно получает ответ.

5. Портфолио. Проекты.

При активном участии родителей ведутся портфолио обучающихся. В 1

классе родителям были предложены образцы портфолио. Вместе с детьми

родители

выбрали

понравившийся

образец.

Родительский

комитет

распечатали образцы в цветном варианте для всего класса, закупили папки. В

других классах начальной школы портфолио также ведётся с 1 класса.

Родители вместе с детьми осуществляют работу над проектами. Проект -

это в большей степени творческая деятельность. В основе метода проектов

лежит

развитие

познавательных

творческих

навыков

учащихся,

умения

самостоятельно

конструировать

свои

знания

и

ориентироваться

в

информационном пространстве, развитие критического мышления.

Наиболее значимое мероприятие в этом году – работа над годовым

проектом, защита которого состоялась в конце апреля. Участники проекта

учитель, ученики и родители.

В 1 классе работали над исследовательским проектом по теме «Знакомая

Незнакомка. Изготовление бумаги в домашних условиях». Целью работы

стало:

исследование

бумаги:

истории

её

происхождения,

свойств

и

технологии

изготовления.

подготовить

презентации

по

темам

«история

возникновения

бумаги», «Какая бывает бумага».

Тема проекта в 3-4 классах «Весь мир – театр!»

В течении года ребята не только узнали какие бывают театры, но и

познакомились

с

видами

кукол

(ростовые,

марионетки,

перчаточные).

Совместно с педагогами и родителями сшили кукол, разработали сценарий.

На данный момент репетиции идут полным ходом.

6.

Классные родительские собрания.

Одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями

учащихся

и

пропаганды

психолого-педагогических

знаний.

Эта

школа

повышения

у

родителей

компетентности

в

вопросах

обучения

детей,

формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

На

собрании

обсуждаются

проблемы

жизни

класса

и

родительского

коллектива.

В мае месяце прошло классное собрание родителей будущих

первоклассников

(кл.руководитель

Шихова

С.В.),

на

котором

родители

познакомились

с

понятием,

целями,

структурой

и

содержанием

ФГОС

начального общего образования. Форма собрания была необычной, родители

были

не

пассивными

слушателями,

а

активными

участниками.

Был

предложен фрагмент урока по ФГОС, родители попробовали себя в роли

учеников, при помощи подводящего диалога открыли тему, назвали цели

урока.

В сентябре на первом- организационном родительском собрании родители

первоклассников знакомились с учителем, каждому родителю предлагалось

представить свою семью, придумать девиз. Большое внимание было уделено

оформлению кабинета, музыкальному сопровождению. Родители так же были

познакомлены

с

нормативными

документами

школы

и

с

планом

воспитательной работы на год, в котором включены различные мероприятия

с

участием

родителей.

В

игровой

форме

прошли

выборы

родительского

комитета.

В ноябре в первом классе было проведенно классное собрание родителей

«Трудности

адаптации

первоклассников».

Шихова

С.В.

познакомила

родительский

коллектив

с

возможными

проблемами

адаптации

детей

в

первый

год

обучения, дала рекомендации родителям (по развитию мелкой

моторики, памяти, внимания). На собрании были представлены результаты

стартовой диагностики учащихся 1 класса.

В феврале прошло, также родительское собрание в 1 классе, в форме

диалога на тему «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению».

Цель данного собрания способствовать пониманию родителями разумного

отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье.

После психолого- педагогической беседы был представлен отчет по

учебно-

воспитательной

работе

в

виде

красочной

презентации

с

фотографиями детей.

В

3-4

классах

(кл.руководитель

Владимирова

А.Н.)

провела

три

тематических

собрания:

«Поощрение

и

наказание

детей

в

семье»,

«Воспитание

нравственных

привычек

и

культуры

поведения

младших

школьников»,

«Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей».

Все родительские собрания были направлены на просвещение родителей,

темы соответствовали возрастным особенностям детей. Собрания носили не

только теоретический характер, но и практику (разбор ситуаций, дискуссии).

7.

Общешкольные родительские собрания.

Тематика

таких

собраний

носит

характер

отчета

работы

школы

за

определенный период времени. На них выступают директор, заместитель,

отчитывается о работе родительский коммитет школы. В конце учебного года

награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

8. Концерты.

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную

тематику: «День Знаний», «День матери», «8 марта», «23 февраля», «9 мая» и

др. В школе проходят праздники, концерты общешкольного уровня. Родители

спонсируют

эти

праздники

(покупают

сувениры,

сладости,

напитки

для

«сладкого» стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Делают

фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает им окунуться в атмосферу

школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными

друзьями.

9. Выставки детских работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как

сопутствующая

другим

формам,

а

не

самостоятельная.

Так,

например,

выставки

организовывают

во

время

проведения

концертов,

родительских

собраний и т.д.

10. Классные детские мероприятия. Конкурсы.

Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная

деятельность.

В течение учебного года начальные классы принимали участие в

различных

мероприятиях,

конкурсах

(школьных:

«Золотая

осень»,

«Край

родной-

Камчатка», акция «Покормите птиц», «Учение года», «Конкурс снеговиков» и

др;

районных: «Эколог

года-2016»,

«За

жизнь

тебя

благодарю»-

конкурс

детского литературного творчества и др). Родители помогают в организации и

проведении

конкурсов,

походов,

праздников.

При

проведение

таких

мероприятий

родители

ещё

лучше

сближаются

между

собой,

со

своими

детьми – удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении

праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями.

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических

условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь, в лице

родителей.

Работа

с

родителями

одно

из

самых

сложных

направлений

в

профессиональной деятельности педагога.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск

совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый

совет.

Таким

образом,

все

индивидуальные,

групповые

и

коллективные

формы

работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и

семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и в

школе.

Фотоотчет

Наши праздники:

Проекты

Поделки. Конкурсы.

Наши победы



В раздел образования