Напоминание

"Формирование положительной мотивации учения у младших школьников, посредством разнообразных приемов и форм работы"


Автор: Беляева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Катунская ОШ
Населённый пункт: с. Катунки
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование положительной мотивации учения у младших школьников, посредством разнообразных приемов и форм работы"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование положительной

мотивации учения у младших школьников, посредством разнообразных

приемов и форм работы.

В наше время серьезной проблемой является падение у школьников

интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного

труда. Причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к

учебной

деятельности

может

выступать

отсутствие

интереса

к

учению,

равнодушие к школьным занятиям .

Формирование побуждений к учению является одной из важных

проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи,

именно

в

младшем

школьном

возрасте

наблюдается

тенденция

к

падению добросовестного отношения к учению. Поэтому очень важно,

чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от

этого

зависит

проявление

его

интеллектуальной

и

волевой

активности,

формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-

действующими, нужно вести работу по их формированию.

Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов

учения

(познавательных,

инициативных,

творческих),

возникающих

в

процессе

учебной

деятельности

и

зависящих

от

содержания

и

форм

обучения.

Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю

перед собой следующие задачи:

1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное

место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

2. Активизировать

познавательную

деятельность

во

время

уроков

и

во

внеурочное время.

3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации,

стараться повысить удельный вес внутренних мотивов.

Как

показывает

практика,

если

не

ведется

специальная

работа

по

воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением

к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся

в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных

стремления к поиску.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить

основу

умения,

желания

учиться.

Мотивация

оказывает

самое

большое

влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность

учащихся в дальнейшем.

Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение

знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с

первого

дня

обучения

видел

свое

продвижение

вперед,

нужно

придать

мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между

своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом

приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по

ф о р м и р о в а н и ю

в н у т р е н н и х

м о т и в о в

н ач и н а ю

с исследования

мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с

детьми

и

их

родителями.

Между

учителем

и

учеником

должен

быть

установлен

психологический

контакт,

отношения

должны

быть

доброжелательными.

Важно создавать

такие условия, при которых дети чувствуют, что

учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от

умственной деятельности.

Формирование

внутренних

мотивов

идет

через

организацию

учебной

деятельности,

которая

существует

в

различных

формах,

приемах и методах:

– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на

чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;

– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных

мероприятиях(см. приложение 1);

– создание ситуации успеха через выполнение заданий;

– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия,

интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с

элементами творчества, проектная деятельность, экологические марафоны,

игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции,

экскурсии заочные и настоящие по городам России (см. приложение 2).

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый

и

целенаправленный.

Устойчивый

интерес

к

учебной

деятельности

у

младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий,

уроков-игр,

уроков-викторин,

уроков-исследований,

уроков-встреч,

сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение

сказочных

персонажей,

игровую

деятельность,

внеклассную

работу

и

использование

различных

приёмов.

Своевременное

чередование

и

применение

на

разных

этапах

урока

разнообразных

форм

и

приёмов

формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

При формировании положительной мотивации можно

использовать

следующие приемы :

1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить

себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.

М.

Гаршина

«Лягушка-путешественница»,

и

попытаться

пересказать

эту

историю

с

позиции

прутика.

Ничто

так

не

привлекает

внимания

и

не

стимулирует работу ума, как удивительное.

2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут

пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8

м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину

волейбольной

площадки.

Из

них

делают

красивые

и

прочные

зонты,

расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает

интерес

в

течение

длительного

отрезка

времени.

Добиться

этого

позволяет приём

«Отсроченная

отгадка». Загадка

(удивительный

факт)

даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем

уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой,

которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели

использую

приём

«Прогнозирование».

«Послушайте

названия

нескольких

произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на

уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в

сапогах». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на

уроке можно использовать «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки,

который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики

пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать

только словами «да» и «нет».

Ф о р м и р о в а н и ю

у ч е б н о й

м о т и в а ц и и

с п о с о б с т в у е т

умелое использование

игровых

ситуаций и

д р у г и х

э л е м е н т о в

занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования

мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в

ситуацию

дидактической

игры

интерес

к

учебной

деятельности

резко

возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке

знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её

можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она

занимает

на

уроке

немного

времени,

но

даёт

представление

о

том,

как

материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную

работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами):

красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в

гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева»

проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового

«гостя». Материал для игры: карточки с заданием.

Элементы

занимательности,

игра,

всё

необычное,

неожиданное

вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой

интерес

к

процессу

познания,

помогают

им

усвоить

учебный

материал.

Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к

действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что

из

чего

сделано?»

Для

развития

аналитико-синтетических

умений

используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать

загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и

длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое

количество

однообразных

упражнений,

нужно

включить

их

в

игровую

оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой

цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На

уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в

пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков

сложения

и

вычитания

двузначных

чисел

без

перехода

через

десяток

в

пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу

восстановить

своё

доброе

имя,

вернуть

золото

и

прогнать

племя

басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться,

выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом,

когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников

можно,

используя

для

этой

цели занимательные

задания,

загадки,

иребусы, привлекая

красочную

наглядность,

литературных

персонажей

и

сказочных

героев.

Поддержание

постоянного

интереса

к

предмету

обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи

материала:

«Найди лишнее число в каждом ряду»,

«Зачеркни его»,

«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,

«Запиши его»

Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая

помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно

нужно

связывать

с

практическими

потребностями

ученика.

Введение

в

теорию

осуществляю

через

практическую

задачу,

полезность

решения

которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов

семьи.

Проблемные

задания выполняют

мотивационную

функцию,

позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению

нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано

«открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать

полезные

для

учебного

процесса

противоречия,

проблемные

ситуации,

привлекать школьников к их обсуждению и решению.

В

разработанные

уроки

и

внеклассные

мероприятия стараюсь

включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят

п о л о ж и т е л ь н ы й

э м о ц и о н а л ь н ы й

н а с т р о й .

Полезное

действие

на

функции

организма

оказывает

также

изменение

рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе

«динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из

о д н о й

р а б о ч е й

п о з ы

( с и д я )

в

д р у г у ю

( с т о я ) .

Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз

происходит

2-3

раза

в

течение

урока.

При

этом

важна

не

только

продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского

организма.

Для

этой

позы

подбираются

соответствующие

виды

учебной

р а б о т ы ,

н а п р и м е р :

Р а б о т а

в

п а р а х ,

з а д а т ь

д р у г

д р у г у

в о п р о с ы

И г р ы

н а

в н и м а н и е

П р о в е с т и

н е б о л ь ш у ю

б е с е д у

У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень

н а п р я ж ё н н о с т и

п р и

в ы п о л н е н и и

у ч е б н ы х

з а д а н и й .

На современном этапе развития начального образования большое внимание

уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника,

изменяются

и

цели

контролирующей

и

оценочной

функции

учителя.

П е д а г о г и ч е с к о е

з н а ч е н и е

э т о й

д е я т е л ь н о с т и

т а к о в о :

— У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность

и

е ё

р е з у л ь т а т ы ;

Воспитываются

самостоятельность

и

ответственность

школьников;

Формируются

важнейшие

компоненты

учебной

деятельности,

как

самоконтроль

и

самооценка.

Активная

позиция

школьника

в

процессе

обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на

контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности является

следующее:

1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение,

т ы

т а к

д у м а е ш ь ,

д а в а й

п о с л у ш а е м

д р у г и х » .

2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой

в е р с и и ,

н а

о т с т а и в а н и е

с в о е г о

м н е н и я .

Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить

более

верное

решение

учебной

задачи

используем

такой

прием:

детям

п р е д л а г а е м

в ы б р а т ь

с и г н а л

о т в е т а :

Красный

круг

сомневаюсь,

прошу

помощи,

могу

ошибиться;

С и н и й

к в а д р а т

м о г у

д о к а з а т ь .

Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на

уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в

развитии

личности

играет

значительную

роль

в

формировании

п о л о ж и т е л ь н о й

м о т и в а ц и и

н а

у ч е н и е .

Использование

названных

приемов

оказывает

благотворное

влияние

на

развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы

учащихся.

Создаваемый

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

благоприятный

фон

в

большой

степени

способствует

развитию

учебной

мотивации, что является необходимым условием не только для успешного

протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного

процесса

и

определяет

успешность

учебной

деятельности.

Отсутствие

мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации

личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной

деятельности;

2)

через

мотивацию

педагогические

цели

быстрее

превращаются

в

психические цели обучаемых;

3)

через

мотивацию

формируется

определённое

отношение

учащихся

к

учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного

развития;

4)

через

формирование

положительной

мотивации

можно

значительно

улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Процесс

повышения

учебной

мотивации

у

младших

школьников

будет

эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать

разнообразные формы, приёмы и методы .



В раздел образования