Автор: Беляева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Катунская ОШ
Населённый пункт: с. Катунки
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование положительной мотивации учения у младших школьников, посредством разнообразных приемов и форм работы"
Раздел: начальное образование
Формирование положительной
мотивации учения у младших школьников, посредством разнообразных
приемов и форм работы.
В наше время серьезной проблемой является падение у школьников
интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного
труда. Причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к
учебной
деятельности
может
выступать
отсутствие
интереса
к
учению,
равнодушие к школьным занятиям .
Формирование побуждений к учению является одной из важных
проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи,
именно
в
младшем
школьном
возрасте
наблюдается
тенденция
к
падению добросовестного отношения к учению. Поэтому очень важно,
чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от
этого
зависит
проявление
его
интеллектуальной
и
волевой
активности,
формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-
действующими, нужно вести работу по их формированию.
Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов
учения
(познавательных,
инициативных,
творческих),
возникающих
в
процессе
учебной
деятельности
и
зависящих
от
содержания
и
форм
обучения.
Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю
перед собой следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное
место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать
познавательную
деятельность
во
время
уроков
и
во
внеурочное время.
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации,
стараться повысить удельный вес внутренних мотивов.
Как
показывает
практика,
если
не
ведется
специальная
работа
по
воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением
к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся
в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных
стремления к поиску.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить
основу
умения,
желания
учиться.
Мотивация
оказывает
самое
большое
влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность
учащихся в дальнейшем.
Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение
знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с
первого
дня
обучения
видел
свое
продвижение
вперед,
нужно
придать
мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между
своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом
приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по
ф о р м и р о в а н и ю
в н у т р е н н и х
м о т и в о в
н ач и н а ю
с исследования
мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с
детьми
и
их
родителями.
Между
учителем
и
учеником
должен
быть
установлен
психологический
контакт,
отношения
должны
быть
доброжелательными.
Важно создавать
такие условия, при которых дети чувствуют, что
учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от
умственной деятельности.
Формирование
внутренних
мотивов
идет
через
организацию
учебной
деятельности,
которая
существует
в
различных
формах,
приемах и методах:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на
чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных
мероприятиях(см. приложение 1);
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия,
интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с
элементами творчества, проектная деятельность, экологические марафоны,
игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции,
экскурсии заочные и настоящие по городам России (см. приложение 2).
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый
и
целенаправленный.
Устойчивый
интерес
к
учебной
деятельности
у
младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий,
уроков-игр,
уроков-викторин,
уроков-исследований,
уроков-встреч,
сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение
сказочных
персонажей,
игровую
деятельность,
внеклассную
работу
и
использование
различных
приёмов.
Своевременное
чередование
и
применение
на
разных
этапах
урока
разнообразных
форм
и
приёмов
формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
При формировании положительной мотивации можно
использовать
следующие приемы :
1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить
себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.
М.
Гаршина
«Лягушка-путешественница»,
и
попытаться
пересказать
эту
историю
с
позиции
прутика.
Ничто
так
не
привлекает
внимания
и
не
стимулирует работу ума, как удивительное.
2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут
пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8
м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину
волейбольной
площадки.
Из
них
делают
красивые
и
прочные
зонты,
расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает
интерес
в
течение
длительного
отрезка
времени.
Добиться
этого
позволяет приём
«Отсроченная
отгадка». Загадка
(удивительный
факт)
даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем
уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой,
которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели
использую
приём
«Прогнозирование».
«Послушайте
названия
нескольких
произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на
уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в
сапогах». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на
уроке можно использовать «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки,
который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики
пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать
только словами «да» и «нет».
Ф о р м и р о в а н и ю
у ч е б н о й
м о т и в а ц и и
с п о с о б с т в у е т
умелое использование
игровых
ситуаций и
д р у г и х
э л е м е н т о в
занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования
мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в
ситуацию
дидактической
игры
интерес
к
учебной
деятельности
резко
возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке
знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её
можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она
занимает
на
уроке
немного
времени,
но
даёт
представление
о
том,
как
материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную
работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами):
красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в
гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева»
проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового
«гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
Элементы
занимательности,
игра,
всё
необычное,
неожиданное
вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой
интерес
к
процессу
познания,
помогают
им
усвоить
учебный
материал.
Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к
действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что
из
чего
сделано?»
Для
развития
аналитико-синтетических
умений
используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать
загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и
длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое
количество
однообразных
упражнений,
нужно
включить
их
в
игровую
оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой
цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На
уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в
пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков
сложения
и
вычитания
двузначных
чисел
без
перехода
через
десяток
в
пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу
восстановить
своё
доброе
имя,
вернуть
золото
и
прогнать
племя
басурманское с земли русской.
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться,
выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом,
когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников
можно,
используя
для
этой
цели занимательные
задания,
загадки,
иребусы, привлекая
красочную
наглядность,
литературных
персонажей
и
сказочных
героев.
Поддержание
постоянного
интереса
к
предмету
обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи
материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его»
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая
помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно
нужно
связывать
с
практическими
потребностями
ученика.
Введение
в
теорию
осуществляю
через
практическую
задачу,
полезность
решения
которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов
семьи.
Проблемные
задания выполняют
мотивационную
функцию,
позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению
нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано
«открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать
полезные
для
учебного
процесса
противоречия,
проблемные
ситуации,
привлекать школьников к их обсуждению и решению.
В
разработанные
уроки
и
внеклассные
мероприятия стараюсь
включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят
п о л о ж и т е л ь н ы й
э м о ц и о н а л ь н ы й
н а с т р о й .
Полезное
действие
на
функции
организма
оказывает
также
изменение
рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе
«динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из
о д н о й
р а б о ч е й
п о з ы
( с и д я )
в
д р у г у ю
( с т о я ) .
Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз
происходит
2-3
раза
в
течение
урока.
При
этом
важна
не
только
продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского
организма.
Для
этой
позы
подбираются
соответствующие
виды
учебной
р а б о т ы ,
н а п р и м е р :
—
Р а б о т а
в
п а р а х ,
з а д а т ь
д р у г
д р у г у
в о п р о с ы
—
И г р ы
н а
в н и м а н и е
—
П р о в е с т и
н е б о л ь ш у ю
б е с е д у
У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень
н а п р я ж ё н н о с т и
п р и
в ы п о л н е н и и
у ч е б н ы х
з а д а н и й .
На современном этапе развития начального образования большое внимание
уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника,
изменяются
и
цели
контролирующей
и
оценочной
функции
учителя.
П е д а г о г и ч е с к о е
з н а ч е н и е
э т о й
д е я т е л ь н о с т и
т а к о в о :
— У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность
и
е ё
р е з у л ь т а т ы ;
—
Воспитываются
самостоятельность
и
ответственность
школьников;
—
Формируются
важнейшие
компоненты
учебной
деятельности,
как
самоконтроль
и
самооценка.
Активная
позиция
школьника
в
процессе
обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на
контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности является
следующее:
1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение,
т ы
т а к
д у м а е ш ь ,
д а в а й
п о с л у ш а е м
д р у г и х » .
2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой
в е р с и и ,
н а
о т с т а и в а н и е
с в о е г о
м н е н и я .
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить
более
верное
решение
учебной
задачи
используем
такой
прием:
детям
п р е д л а г а е м
в ы б р а т ь
с и г н а л
о т в е т а :
—
Красный
круг
–
сомневаюсь,
прошу
помощи,
могу
ошибиться;
—
С и н и й
к в а д р а т
–
м о г у
д о к а з а т ь .
Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на
уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в
развитии
личности
играет
значительную
роль
в
формировании
п о л о ж и т е л ь н о й
м о т и в а ц и и
н а
у ч е н и е .
Использование
названных
приемов
оказывает
благотворное
влияние
на
развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы
учащихся.
Создаваемый
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
благоприятный
фон
в
большой
степени
способствует
развитию
учебной
мотивации, что является необходимым условием не только для успешного
протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного
процесса
и
определяет
успешность
учебной
деятельности.
Отсутствие
мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации
личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной
деятельности;
2)
через
мотивацию
педагогические
цели
быстрее
превращаются
в
психические цели обучаемых;
3)
через
мотивацию
формируется
определённое
отношение
учащихся
к
учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного
развития;
4)
через
формирование
положительной
мотивации
можно
значительно
улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Процесс
повышения
учебной
мотивации
у
младших
школьников
будет
эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать
разнообразные формы, приёмы и методы .