Напоминание

"ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"


Автор: Васильева Эльмира Халитовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО"ДШИ г. Мамадыш имени композиторов Яруллиных"
Населённый пункт: город Мамадыш
Наименование материала: статья
Тема: "ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Васильева Эльмира Халитовна

преподаватель по классу баяна высшей квалификационной категории

МБУ ДО «ДШИ г. Мамадыш имени композиторов Яруллиных»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Инструментальное музицирование есть своего рода творческий процесс,

вследствие которого познание музыки происходит через игру на музыкальных

инструментах.

Музицирование,

способствует

развитию

индивидуальных,

природных

способностей

или

же

приобретенных

повседневным

трудом

навыков игры на музыкальном инструменте.

Несмотря на широкое употребление понятия «музицирование» оно не

имеет

однозначного

определения

в

мире

музыки.

Чаще

всего

под

музицированием

подразумевают

занятия

музыкой,

игру

на

музыкальных

инструментах. Заглянув в толковый словарь С.И. Ожегова – Н.Ю. Шведова, мы

н а х о д и м

с л е д у ю щ е е

о п р е д е л е н и е

с л о в у

м у з и ц и р о в а т ь

( о т

нем. musizieren заниматься музыкой) – играть на музыкальном инструменте,

заниматься музыкой.

Рыцарева

М.

Г.

в

популярной

энциклопедии

для

детей

пишет,

что

музицированием

редко

обозначают

концертное

исполнение

или

звучание

парадного марша, танцев. А вот игру на музыкальных инструментах или пение

в быту при небольшой аудитории, для самих себя, друг для друга – дома, в

камерных залах или на воздухе, обычно называют музицированием.

Традиция музицирования зародилась в далекие времена и развивалась на

протяжении

многих

столетий.

Зарождение

традиций

народного

музицирования, позволяло рассматривать музыку как область образования, что

подтверждают музыкально – педагогические установки Древней Руси.

Человек, владеющий голосом, обладающий музыкальными данными,

уникальными

способностями

игры

на

музыкальных

инструментах

во

все

времена представлял собой пример для подражания. Такой представляла собой

музыкальная деятельность скоморохов на Руси, ремесло народных музыкантов.

В народном понимании оно неразрывно было связано с понятием о высоком

профессиональном

мастерстве.

Именно

мастерство

указывало

на

разностороннее развитие человека в тех случаях, когда оно не являлось его

профессией.

Взаимосвязанность

музыки

с

жизнью человека издревле

считалась

важной в рассмотрении вопросов воспитания. Человек рождается на свет, он

всё слышит, всё чувствует и все воспринимает, хотя и не понимает. Но музыку-

то как раз и надо, прежде всего, слышать и чувствовать. Появлялся ребенок на

свет, и вся его жизнь была объята музицированием.

Детский

музыкальный

фольклор

еще

в

Древней

Руси

входил

в

повседневную жизнь детей, что позволяло ребенку

познавать

народные

традиции,

народную

музыкальную

культуру.

Фольклорные

обряды

давали

возможность детям приобрести

нужные музыкальные знания, умения. Дети,

участвующие в коллективном исполнительском действе, учились сопоставлять

свои действия с действиями других участников исполнителей, что помогало

развитию способностей «видеть», «слышать», «ощущать» в целом. Вовлечение

в коллективное музицирование позволяло детям творчески мыслить. Главным

в процессе музыкального образования того времени было

желание ребенка

обучаться

тому

или

другому

виду

искусства,

со

размеренно

его

личным

потребностям и возможностям.

На основе музицирования существовали музыкальные традиции, в

среде интеллигенции это посещение музыкальных салонов, кружков, домашнее

семейное музицирование.

Так, кружки музицирования заметно отличались от салонов. Кружкам

была свойственна «домашность», наличие родственно-дружеских связей,

единство интересов, увлечений и литературно-музыкальных пристрастий.

Салоны, в отличие от кружков были открыты для широкого круга

гостей,

выходя

за

пределы

семьи,

дружеского

общения,

литературного

собрания.

В XVII веке в семьях русской аристократии обучение детей музыке, было

явлением обязательным и являлось основой музыкально – художественного

воспитания

в

семьях

состоятельных

слоев

населения.

Овладение

«комплексом образованности» отвечало требованиям светского общества.

Одновременно с овладением игрой на музыкальном инструменте дети,

овладевают навыком умения слушать других, необходимого для участия в этой

музыкально-коммуникативной системе.

С

развитием

традиции

музицирования

человечество

осознавало

роль

музыки

не

только

как

украшения

жизни,

но

и

как

составляющую

часть

полноценной жизни.

Существование

различных

форм

музицирования

подтверждает

воспитательную силу воздействия музыки на развитие личности, общества.

В

былые

времена

преподавали

искусство

музыки

в

семье,

где

единственной целью было общекультурное развитие ребенка – без музыки

воспитание

образованного

члена

общества,

интеллигента

или

аристократа,

считалось неполноценным.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Николаева

Е.В. История музыкального

образования: Древняя Русь:

Конец X – середина XVII столетия: Учебное пособие для студ. высш.уч. завед.

– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.: ил.: ноты.

2.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000

слов

и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт

русского

языка

им.

В.В.

Виноградова.

4-е

изд.,

дополненное.

М.:

Азбуковник, 1999. – 944 с.

3.

Огаркова

Н.А.

Светская

музыкальная

культуры

в

России XIXвека:

Учебное методическое пособие. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,

2014. – 64 с.

4.

Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.:

Музыка, 2006. – 367 с., ил.



В раздел образования