Автор: Гайнетдинова Милеуша Алимасовна Должность: воспитательница Учебное заведение: МБДОУ Изминский детский сад "Саф чишма" Населённый пункт: Республика Татарстан Наименование материала: Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Путешествие по сказочному лесу" Раздел: дошкольное образование
Программное содержание:
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине, упражнять слуховой анализатор, учить
говорить то тихо, то громко. Учить согласованию в речи существительных с прилагательными, отвечать на вопрос
какая?
Закреплять умение придумывать слова со звуком "л", "ль", "с", "сь".
Закреплять умение отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов. Сравнивать явления природы
по признакам различия и сходства, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, отвечать на
вопросы.
Воспитывать внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.
Оборудование:
1. Картина "Поздняя осень".
2. Письмо от Лесовичка.
3. Осенний листочек для игры.
4. Корзина с угощением.
Ход занятия
(дети проходят в музыкальный зал, зал украшен как осенний лес)
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Послушайте, как звучит красиво музыка.
-Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная)
-А какое время года она вам напоминает? (осень)
Слушание (звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень)
-А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? ( Сейчас у нас поздняя осень)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Воспитатель: А давайте вспомним загадку поздней осени.
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег
А еще похолодало
Льдом сковало воды рек
Мерзнет в поле оземь ржи,
Что за месяц подскажи: (ноябрь)
Воспитатель: А давайте вспомним приметы поздней осени.
-"Ноябрь-ворота зимы"
-"Ноябрь последний месяц осени"
Воспитатель: А стихи про осень вы помните? (дети читают стихи)
Рассматривание картины
Воспитатель:
- Ребята, а что изображено на этой картине? Ребята, отвечайте полными предложениями. Птицы улетают в теплые
края. Часто идут дожди. На улице пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С
деревьев опадают листья - начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми,
коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.
- Ребята давайте ответим на вопросы по очереди, сначала девочки отвечают, а потом мальчики.
- листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит, идет.
-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью собирают.
- птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.
-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Молодцы ребята.
А поиграть вы хотите с осенним листочком? (вы
называете слова с заданным звуком и передаете
осенний
листочек друг другу по очереди)
Игра "Придумай слова с заданным звуком"
Придумайте слова со звуком "л", "ль" (например: лист, лес, лесник, клад, олень, альбом, апельсин, плита и др. )
Придумайте слова со звуком "с", "сь" (например: сок, сокол, осока, осел, сетка, собака, лиса, скворец и др. )
Молодцы ребята много слов придумали.
Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами помечтаем об осени и споем песню "Осенний урожай".
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами об осени говорили нам письмо прислали. От кого же оно,
давайте прочитаем?
"Дорогие друзья! Я вас приглашаю в путешествие по сказочному осеннему лесу. Старик-Лесовик".
Ну, что ребята, отправимся в путешествие по сказочному лесу? Слайд «Лес» и «Поляна»
Физкультминутка. «Раз-два-три-четыре-пять...».
Раз-два-три-четыре-пять,
Отправляемся гулять (дети ходят врассыпную).
По извилистым дорожкам
Мы пройдем совсем немножко (идут змейкой за ведущим).
Вправо, влево посмотрели (повороты головы вправо, влево),
И на корточки присели (присесть на корточки).
Встали дружно, потянулись(стоя на носочках, потянуться, руки вверх)
И как кошечки прогнулись (выпрямить спину).
А теперь прыжки на месте
И похлопаем все вместе (дети хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, что-то никого не видно, а давайте скажем волшебные слова, чтобы увидеть Старика -
Лесовика.
Су-су-су- живет лиса в лесу.
Сы-сы-сы - не боюсь я злой лисы.
Са-са-са- появляйтесь чудеса.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Слышите "Ау" (издалека). Это ребята - Эхо, давайте поиграем с ним, может нас
услышит Старик - Лесовик и выйдет к нам.
Игра "Эхо " (ведущего выбираем по считалке)
"Камиль, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя ау, ну-ка глазки закрывай , кто позвал тебя узнай, поскорей" (дети меняют
голоса, говорят то тихо, то громко)
(Выходит Лесовик)
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть.
Лесовик: У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?
Просмотр презентации: «Деревья»
Игра "Назови деревья"
Лесовик: Ребята, есть такая пословица: "Возле леса жить - голодным не быть" Чем можно полакомиться в осеннем
лесу? ( Мы собираем в лесу ягоды, грибы)
Лесовик: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? Тогда послушайте:
Загадки
1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)
2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3.Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)
4.Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)
Воспитатель: Лесовик, в лесу был листопад, а ребята знают пальчиковую игру "Осенний букет" хочешь с нами
поиграть?
Пальчиковая гимнастика "Осенний букет" (стоя в центре зала)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Лесовик: Ребята, слышите? (включается запись курлыканья перелетных птиц)
А куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)
Почему они улетают? (Им стало холодно, мало корма)
У меня в лесу много птиц живет. А каких птиц вы знаете? Назовите их.(гуси, грачи, журавлисоловьи, утки…)
А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
А тех, которые остаются зимовать? (зимующие)
Лесовик: Молодцы ребята! Мне понравилось с вами играть. Я хочу подарить вам корзиночку осенних шишек. А
мне пора, у меня еще много дел в лесу, до свидания.
(Лесовик уходит)
Спасибо, до свидания!
Воспитатель: Ребята, нам пора тоже возвращаться в детский сад, а для этого нам нужно сказать волшебные слова.
Су-су-су- живет лиса в лесу.
Сы-сы-сы - не боюсь я злой лисы.
Са-са-са- появляйтесь чудеса.
Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие? Молодцы, все хорошо выполняли все задания.
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем игру «Да или нет».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Молодцы, ребята.
- Какие задания мы выполняли во время занятия?
Рассказывали
стихотворения,
выполняли
пальчиковую
гимнастику,
составляли
рассказ
по
иллюстрациям,
выполняли физкультминутку, отгадывали загадки, путешествовали по сказочному лесу,играли.
- Что вам понравилось больше всего?
Молодцы, ребята вы старались, я вами довольна! Ребята мы молодцы?! Да мы молодцы!
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть.
Лесовик: У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?
Просмотр презентации: «Деревья»
Игра "Назови деревья"
Лесовик: Ребята, есть такая пословица: "Возле леса жить - голодным не быть" Чем можно полакомиться в осеннем
лесу? ( Мы собираем в лесу ягоды, грибы)
Лесовик: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? Тогда послушайте:
Загадки
1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)
2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3.Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)
4.Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)
Воспитатель: Лесовик, в лесу был листопад, а ребята знают пальчиковую игру "Осенний букет" хочешь с нами
поиграть?
Пальчиковая гимнастика "Осенний букет" (стоя в центре зала)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Лесовик: Ребята, слышите? (включается запись курлыканья перелетных птиц)
А куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)
Почему они улетают? (Им стало холодно, мало корма)
У меня в лесу много птиц живет. А каких птиц вы знаете? Назовите их.(гуси, грачи, журавлисоловьи, утки…)
А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
А тех, которые остаются зимовать? (зимующие)
Лесовик: Молодцы ребята! Мне понравилось с вами играть. Я хочу подарить вам корзиночку осенних шишек. А
мне пора, у меня еще много дел в лесу, до свидания.
(Лесовик уходит)