Авторы: Акимова Ольга Эдуардовна, Шестакова Лариса Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Особенности памятислепых и слабослышащих детей"
Раздел: среднее профессиональное
Московский социально-педагогический институт
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Акимова Ольга Эдуардовна
Особенности памяти
слепых и слабослышащих
Память и её особенности
Память
— одна из психических функций и видов умственной деятельности,
предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях
организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации
последующей деятельности.
Проблеме изучения зрительно – образной памяти у детей с нарушением зрения
посвящено в научной литературе большое количество работ, как в
зарубежной, так и в отечественной литературе.
Среди зарубежных исследователей, изучением памяти занимались такие
ученые как Г. Мюллер, А. Пильцекер, К. Готшальд, В. Келер, А. Бине, К. Бюлер,
Д.Б. Бродбент, П. Линдслей и др., которые рассматривали процессы памяти, её
виды, индивидуальные особенности. Центральное место при этом уделяется
описанию приёмов запоминания, содействующих повышению продуктивности
процесса и становления мнемической деятельности. Среди отечественных
ученых, данной проблемой занимались Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А.
Смирнов, З.М. Истомина ,Л.П.Григорьева,В.А.Лонина,Л.И.Солнцева,Т.Н.Головина.
2
3
4
Память у слепых и слабослышащих
В
общей
психологии
важнейшие
аспекты
проблемы
памяти
изучены
весьма
глубоко
и
разносторонне.
На
данный
момент
специалисты
в
области
тифлопсихологии
изучили
эту
проблему
применительно
к
слепым
и
слабовидяшим
гораздо
менее
полно,
чем
это
сделала
общая
психология по отношению к нормально видящим.
Между
тем
роль
памяти,
и
в
особенности
процессов
запоминания
и
сохранения,
при
дефектах
зрения
различной
тяжести
особенно
велика.
Это
объясняется
тем,
что
слепые
и
слабовидящие
должны
запоминать
многое
из
того,
что
не
обязательно
запоминать
лицам
с
нормальным
зрением.
Если
к
этому
добавить
затруднения,
испытываемые
слепыми
и
слабовидящими
при
работе
с
литературой
(справочниками,
словарями,
учебниками
и
т.п.)
и
другими
объектами
деятельности,
то
необходимость
прочного
запоминания
и
длительного
сохранения большого количества дополнительной (по сравнению с нормой) информации для
данного контингента станет вполне очевидной.
Современные исследования показали, что при дефектах зрения не наблюдается какого- либо
"изощрения" процессов памяти (В.И. Лонини и др.). Эти исследования свидетельствуют о том, что
слепые и слабовидящие испытывают известные трудности в процессе запоминания, сохранения и
воспроизведения, а также о том, что все эти процессы протекают у них своеобразно.
Вместе с тем было установлено, что развитие их памяти происходит по общим с нормой
закономерностям
.
5
Специфические особенности памяти у слепых
и слабослышащих
Рассматривая особенности высшей нервной деятельности слепых, мы можем отметить,
что
при
нарушениях
зрительных
функций
наблюдается
замедленное
по
сравнению
с
нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что
выражается в необходимости большего количества подкреплений
.
Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая
соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации
и индукции отрицательно влияют на скорость запоминания. Среди особенностей процесса
запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками можно
отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала.
Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия я
связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности,
о
тех
трудностях,
которые
слепые
и
слабовидящие
испытывают
в
процессе
выполнения
таких
мыслительных операций, как
анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.
Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической
памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекают у детей с
нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного с
смысловыми отношениями.
6
Узнавание и воспроизведение
у слепых и слабослышащих
Узнавание и воспроизведение
- процессы памяти, в которых проявляется
качество запоминания и сохранения материала.
Эти процессы - также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности.
•
Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти
с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и
настоящем
было
и
есть
восприятие,
от
того,
какие
-
существенные
или
несущественные
-
свойства
и
признаки
были
выделены
и
теперь
сравниваются.
•
Формирующиеся
у
слепых
и
слабовидящих
слабодифференцированные,
фрагментарные образы, а также трудности, испытываемые при выделении
наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего
мира,
проявляются
впоследствии
при
узнавании
объектов.
Узнавание
объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно,
чем в норме, причтем правильность узнавания находится в зависимости от
остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частичнозрячими она
возрастает примерно в 1,5 раза.
7
•
Характерным для слепых и слабовидящих является также
неспецифическое узнавание. Если затруднения в установлении
тождественности образов памяти объектам восприятия связаны с
особенностями осязательного или дефектного зрительного восприятия, то
неспецифичность узнавания, под которой подразумевается опознавание
объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным,
неспецифическим признакам, объясняется трудностями, испытываемыми при
выделении существенных, специфических признаков.
8
Узнавание
как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и
образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в норме,
постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего
при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого
процесса.
Воспроизведение
в
отличие
от
узнавания
предполагает
более
полное
запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследований памяти
слепых
и
слабовидящих
отмечается
недостаточно
полное
и
замедленное
воспроизведение материала.
Совершенно
очевидно,
что
на
качестве
этого
процесса
сказываются
отмечавшийся
выше
недостатки
запоминания
и
сохранения.
Однако
можно
предположить,
что
замедленное
воспроизведение
слепыми
того
или
иного
материала объясняется еще и особенностями их высшей нервной деятельности,
а именно некоторым усилением тормозных процессов.
9
Возможно, этой же причиной
объясняется
и
более
часто,
чем
у
нормально
видящих,
наблюдающееся
у
слепых
явление реминисценции.
Выводы:
•
Важнейшим условием успешного запоминания, сохранения и воспроизведения
является
качество
и
характер
материала.
В
тифлопсихологии
начала
XX
века
существовало мнение, что слепым присущ слуховой тип памяти, а оптимальным
для запоминания считался абстрактный материал (абстрактные понятия, цифры) и
слова, обозначающие слуховые образы. Однако это свидетельствовало не о том,
что слепота обусловливает развитие словесно-логической памяти слухового типа,
а о господстве словесных методов обучения слепых.
•
Тип
и
вид
памяти
зависит
от
доминирующего
характера
деятельности
и
содержания
материала.
Поэтому
приобщение
слепых
и
слабовидящих
к
различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов и
остаточного зрения является стимулом и объективным условием для развития
различных видов и типов памяти.
•
Развитие памяти у слепых и слабослышащих происходит по общим с нормой
закономерностям.
10