Напоминание

"Особенности памятислепых и слабослышащих детей"


Авторы: Акимова Ольга Эдуардовна, Шестакова Лариса Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Особенности памятислепых и слабослышащих детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Московский социально-педагогический институт

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Акимова Ольга Эдуардовна

Особенности памяти

слепых и слабослышащих

Память и её особенности

Память

— одна из психических функций и видов умственной деятельности,

предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях

организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации

последующей деятельности.

Проблеме изучения зрительно – образной памяти у детей с нарушением зрения

посвящено в научной литературе большое количество работ, как в

зарубежной, так и в отечественной литературе.

Среди зарубежных исследователей, изучением памяти занимались такие

ученые как Г. Мюллер, А. Пильцекер, К. Готшальд, В. Келер, А. Бине, К. Бюлер,

Д.Б. Бродбент, П. Линдслей и др., которые рассматривали процессы памяти, её

виды, индивидуальные особенности. Центральное место при этом уделяется

описанию приёмов запоминания, содействующих повышению продуктивности

процесса и становления мнемической деятельности. Среди отечественных

ученых, данной проблемой занимались Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А.

Смирнов, З.М. Истомина ,Л.П.Григорьева,В.А.Лонина,Л.И.Солнцева,Т.Н.Головина.

2

3

4

Память у слепых и слабослышащих

В

общей

психологии

важнейшие

аспекты

проблемы

памяти

изучены

весьма

глубоко

и

разносторонне.

На

данный

момент

специалисты

в

области

тифлопсихологии

изучили

эту

проблему

применительно

к

слепым

и

слабовидяшим

гораздо

менее

полно,

чем

это

сделала

общая

психология по отношению к нормально видящим.

Между

тем

роль

памяти,

и

в

особенности

процессов

запоминания

и

сохранения,

при

дефектах

зрения

различной

тяжести

особенно

велика.

Это

объясняется

тем,

что

слепые

и

слабовидящие

должны

запоминать

многое

из

того,

что

не

обязательно

запоминать

лицам

с

нормальным

зрением.

Если

к

этому

добавить

затруднения,

испытываемые

слепыми

и

слабовидящими

при

работе

с

литературой

(справочниками,

словарями,

учебниками

и

т.п.)

и

другими

объектами

деятельности,

то

необходимость

прочного

запоминания

и

длительного

сохранения большого количества дополнительной (по сравнению с нормой) информации для

данного контингента станет вполне очевидной.

Современные исследования показали, что при дефектах зрения не наблюдается какого- либо

"изощрения" процессов памяти (В.И. Лонини и др.). Эти исследования свидетельствуют о том, что

слепые и слабовидящие испытывают известные трудности в процессе запоминания, сохранения и

воспроизведения, а также о том, что все эти процессы протекают у них своеобразно.

Вместе с тем было установлено, что развитие их памяти происходит по общим с нормой

закономерностям

.

5

Специфические особенности памяти у слепых

и слабослышащих

Рассматривая особенности высшей нервной деятельности слепых, мы можем отметить,

что

при

нарушениях

зрительных

функций

наблюдается

замедленное

по

сравнению

с

нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что

выражается в необходимости большего количества подкреплений

.

Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая

соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации

и индукции отрицательно влияют на скорость запоминания. Среди особенностей процесса

запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками можно

отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала.

Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия я

связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности,

о

тех

трудностях,

которые

слепые

и

слабовидящие

испытывают

в

процессе

выполнения

таких

мыслительных операций, как

анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.

Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической

памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекают у детей с

нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного с

смысловыми отношениями.

6

Узнавание и воспроизведение

у слепых и слабослышащих

Узнавание и воспроизведение

- процессы памяти, в которых проявляется

качество запоминания и сохранения материала.

Эти процессы - также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности.

Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти

с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и

настоящем

было

и

есть

восприятие,

от

того,

какие

-

существенные

или

несущественные

-

свойства

и

признаки

были

выделены

и

теперь

сравниваются.

Формирующиеся

у

слепых

и

слабовидящих

слабодифференцированные,

фрагментарные образы, а также трудности, испытываемые при выделении

наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего

мира,

проявляются

впоследствии

при

узнавании

объектов.

Узнавание

объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно,

чем в норме, причтем правильность узнавания находится в зависимости от

остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частичнозрячими она

возрастает примерно в 1,5 раза.

7

Характерным для слепых и слабовидящих является также

неспецифическое узнавание. Если затруднения в установлении

тождественности образов памяти объектам восприятия связаны с

особенностями осязательного или дефектного зрительного восприятия, то

неспецифичность узнавания, под которой подразумевается опознавание

объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным,

неспецифическим признакам, объясняется трудностями, испытываемыми при

выделении существенных, специфических признаков.

8

Узнавание

как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и

образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в норме,

постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего

при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого

процесса.

Воспроизведение

в

отличие

от

узнавания

предполагает

более

полное

запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследований памяти

слепых

и

слабовидящих

отмечается

недостаточно

полное

и

замедленное

воспроизведение материала.

Совершенно

очевидно,

что

на

качестве

этого

процесса

сказываются

отмечавшийся

выше

недостатки

запоминания

и

сохранения.

Однако

можно

предположить,

что

замедленное

воспроизведение

слепыми

того

или

иного

материала объясняется еще и особенностями их высшей нервной деятельности,

а именно некоторым усилением тормозных процессов.

9

Возможно, этой же причиной

объясняется

и

более

часто,

чем

у

нормально

видящих,

наблюдающееся

у

слепых

явление реминисценции.

Выводы:

Важнейшим условием успешного запоминания, сохранения и воспроизведения

является

качество

и

характер

материала.

В

тифлопсихологии

начала

XX

века

существовало мнение, что слепым присущ слуховой тип памяти, а оптимальным

для запоминания считался абстрактный материал (абстрактные понятия, цифры) и

слова, обозначающие слуховые образы. Однако это свидетельствовало не о том,

что слепота обусловливает развитие словесно-логической памяти слухового типа,

а о господстве словесных методов обучения слепых.

Тип

и

вид

памяти

зависит

от

доминирующего

характера

деятельности

и

содержания

материала.

Поэтому

приобщение

слепых

и

слабовидящих

к

различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов и

остаточного зрения является стимулом и объективным условием для развития

различных видов и типов памяти.

Развитие памяти у слепых и слабослышащих происходит по общим с нормой

закономерностям.

10



В раздел образования