Напоминание

"Основные принципы деятельностного подхода, методы, виды и приёмы современных педагогических технологий в образовательной деятельности"


Автор: Чепурных Любовь Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Обуховская школа"
Населённый пункт: Старооскольский городской округ, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основные принципы деятельностного подхода, методы, виды и приёмы современных педагогических технологий в образовательной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Основные принципы деятельностного подхода, методы, виды и приёмы

современных педагогических технологий в образовательной

деятельности

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на

становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются

в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!»

(А.А.Леонтьев).

Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности

обучающихся.

Дети

«открывают»

их

сами

в

процессе

самостоятельной

исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и

подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.

Таким

образом,

полученные

знания

приобретают

личностную

значимость

и

становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный

на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного

подхода

человек,

личность

выступает

как

активное

творческое

начало.

Взаимодействуя

с

миром,

человек

учится

строить

самого

себя.

Именно

через

деятельность

и

в

процессе

деятельности

человек

становится

самим

собой,

происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский

учёный

Д.

Дьюи.

Им

были

определены

основные

принципы

деятельностного

подхода в обучении:

учёт интересов учащихся;

учение через обучение мысли и действию;

познание и знание как следствие преодоления трудностей;

свободная творческая работа и сотрудничество.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо

привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод

обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег)

Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н.

Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие

личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием

универсальных

учебных

действий,

выступающих

основой

образовательного

и

воспитательного процесса.

Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов, В. В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного

подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы,

в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного

подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей. Деятельностный

подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий

или

методических

приемов.

Это

своего

рода

философия

образования,

методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в

узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в

процессе деятельности ребенка в предметном мире.

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на

становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются

в

готовом

виде.

Вот

что

такое

“деятельностный

подход”

в

образовании!»

(Леонтьев). Под деятельностным подходом понимают такой способ организации

учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не

пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном

процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как

субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех

педагогических

мер

на

организацию

интенсивной,

постоянно

усложняющейся

деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку

и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует

личностные качества».

Реализация

деятельностного

подхода

в

практике

преподавания

обеспечивается

следующей системой дидактических принципов:

1.

Принцип деятельности– заключается в том, что ученик, получая знания не в

готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы

своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию

его способностей, общеучебных умений. Об этом принципе мы поговорим

подробно.

2.

Принцип

непрерывности –

означает

преемственность

между

всеми

ступенями

и

этапами

обучения

с

учетом

возрастных

психологических

особенностей развития детей.

3.

Принцип целостности– предполагает формирование учащимися системного

представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У

ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о

мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в

системе наук.

4.

Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить

ученику возможность освоения содержания образования на максимальном

для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально

безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.

Принцип

психологической

комфортности–

предполагает

снятие

всех

стрессообразующих

факторов

учебного

процесса,

создание

на

уроках

доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.

6.

Принцип

вариативности–

предполагает

формирование

учащимися

способностей

к

адекватному

принятию

решений

в

ситуациях

выбора,

развитие

у

учащихся

вариативного

мышления,

то

есть

понимания

возможности

различных

вариантов

решения

проблемы,

формирование

способности

к

систематическому

перебору

вариантов

и

выбору

оптимального варианта.

7.

Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое

начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта

творческой деятельности.

Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности,

который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я

вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что

научиться

играть

на

флейте

можно

только,

играя

самому.

Точно

также

способности

учащихся

формируются

лишь

тогда,

когда

они

включены

в

самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится

личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности

является деятельность.

Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам

и

предполагает

своей

целью

включение

учащихся

в

учебную

деятельность,

обучение ее приемам.

«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным

преобразованием

предметной

и

социальной

действительности,

окружающей

человека».

Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в

результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной

деятельностью.

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить

ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе

средства,

ее

достижения

(т.е.

оптимально

организовывать

свою

деятельность),

помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки

и самооценки. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по

пути

своего

развития.

Процесс

усвоения

знаний

это

всегда

выполнение

учащимися определённых познавательных действий.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение,

школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая учебные действия:

целеполагания,

программирования,

планирования,

контроля и самоконтроля,

оценивания и самооценивания

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они

нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

на

мысленные

и

практические

действия

учащихся

в

целях

поиска

и

обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

на

значительно

возрастающую

долю

самостоятельной

познавательной

деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;

на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых

знаний и новых способов решения учебных задач;

на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся,

творческом преобразовании мира.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе

выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится

роль организатора и управленца этого процесса.

Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий:

Проектной деятельности.

Интерактивных методов обучения

Проблемно – диалогового обучения

Витагенного подхода в преподавании

Интегрированного обучения на основе межпредметных связей.

Деятельностные методы обучения могут быть следующие:

1. Метод моделирования – это метод обучения, направленный на развитие

образного

мышления,

а

также

абстрактного

(теоретического)

мышления;

предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных

или идеальных моделях.

2.

Дискуссия -

метод

обучения,

направленный

на

развитие

критического

мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный

и

упорядоченный

обмен

мнениями,

направленный

на

согласование

противоположных точек зрения и приход к общему основанию.

3. Диалог - это метод обучения, предполагающий попеременный обмен

мнениями

по

поводу

единого

предмета

обсуждения

с

целью

развития

представлений

по

теме.

В

основе

диалога

лежит

проблема:

в

диалоге

сопоставляются,

дополняются,

уточняются

различные

точки

зрения,

аспекты

рассмотрения данной проблемы.

4. «Аквариум» - метод обучения, направленный на освоение разноаспектного

анализа

исследуемой

проблемы

и

развитие

рефлексивных

способностей

обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и

внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы,

при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим

во внутренней.

5. «Снежный ком» - метод обучения межличностному общению в малых и

больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика:

индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в

больших группах.

6. Мозговой штурм - метод обучения, направленный на развитие креативных

способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу.

Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику

на стадии генерации

идей,

когда

основной

акцент

делается

скорее

на

количество

идей,

чем

на

их

качество.

После

стадии

первоначальной

генерации

предложенные

участниками

идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения

или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

7.

«Жужжащие

группы»

-

метод

обучения,

направленный

на

развитие

коммуникативных

способностей

в

малых

группах.

Этот

метод

заключается

в

р а з д е л е н и и

б о л ь ш о й

г р у п п ы

н а

н е с к о л ь к о

м а л ы х

для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых

группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и

название этой техники.

8. Имитационные упражнения - метод обучения, имеющий своей целью

воспроизведение

определенных

рабочих

ситуаций

посредством

специально

созданных

условий.

Они

направлены

на

получение

участниками

опыта,

сравнимого с реальной жизнью.

9. Анализ конкретных учебных ситуаций - метод обучения, предназначенный

для

совершенствования

навыков

и

получения

опыта

в

следующих

областях:

выявление,

отбор

и

решение

проблем;

работа

с

информацией

-

осмысление

значения

деталей,

описанных

в

ситуации;

анализ

и

синтез

информации

и

аргументов;

работа

с

предположениями

и

заключениями;

оценка

альтернатив;

принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой

работы.

10. Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию

обучающимся

способов

организации

мышления;

предполагает

демонстрацию

лектором

четырех

этапов

проблемно-поисковой

деятельности:

проблемная

ситуация и ее анализ -

постановка проблемы -

ее решение -

рефлексия

оптимальности найденного решения, а также способов мышления

11. Частично-поисковый (эвристический, сократический) метод – метод

обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-

поисковой деятельности.

12. Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение

обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие

исследовательских умений, аналитических и творческих способностей.

1 3 . К руглы й

с т ол –

это

коллективное

обсуждение

заданной

темы

равноправными участниками.

14. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях,

направленная

на

воссоздание

и

усвоение

общественного

опыта

во

всех

его

проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

15. Метод проекта - технология выполнения проектов имеет этапы

выполнения, на каждом из которых используются определенные методы обучения.

Для успешного протекания учебной деятельности необходимо

целенаправленное развитие учебно-познавательных мотивов. Это

сохраняет у

детей устойчивый интерес к учению, приносит радость, удовольствие и успех.

На уроке мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на

который требуется интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не

может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна

быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. Г.А. Цукерман говорила:

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его

появления». Любой учитель сегодня может назвать тот способ, который позволяет

выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной

задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность её

в

том,

чтобы

«не

вводить

знания

в

готовом

виде.

Даже

если

нет

никакой

возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать

ситуацию поиска…»

Необходимым условием деятельностного подхода является выявление и

освоение школьниками способа действия для осознанного применения знаний (для

формирования

осознанных

умений).

Процесс

усвоения

знаний

это

всегда

выполнение учащимися определённых познавательных действий. При этом усилия

направляют на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в

освоении общего для многих случаев способа действия.

При

систематической

работе

учителя

по

формированию

компонентов

учебной деятельности в процессе обучения ученики изменяют своё отношение к

деятельности,

развивают

познавательные

интересы,

становятся

готовыми

к

самообучению.



В раздел образования