Напоминание

"Воспитание культуры общения у дошкольников"


Автор: Бюксель Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 "Малыш"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культуры общения у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №3 "Малыш"

Автор: Бюксель Валентина

Владимировна, воспитатель

Мариинск

2019

В

настоящее

время

большое

значение

уделяется

проблеме

воспитания

культуры общения детей. В жизни ребенка речь выполняет разнообразные

функции. Одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому

и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через

формирование коммуникативных функций речи.

Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать

в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной

обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое

состояние других людей, т.е. воспитывать культуру общения детей, и это

возможно

через

игровую

деятельность,

как

самую

эффективную

форму

обучения детей в дошкольном возрасте.

Общение - это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они

обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и

объединить усилия для достижения общего результата.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от

характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе

развития потребность в общении конституируется как потребность в таком

участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком

основных, типичных для его возраста задач.

Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с

взрослым.

I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это

достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

II

этап

нужда

в

сотрудничестве

или

в

соучастии

взрослого.

Такое

содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения

им произвольным хватанием.

III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на

фоне

познавательной

деятельности

детей,

направленной

на

установление

чувственно

не

воспринимаемых

взаимосвязей

в

физическом

мире.

Дети

стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству с взрослым,

выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного

мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов

обеспечивает такое сотрудничество.

IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта

потребность

возникает

в

связи

с

интересом

детей

к

миру

человеческих

взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами

их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым.

Это позволит ребенку использовать их как руководство в своих поступках.

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения

невозможно

формирование

личности.

Именно

в

процессе

общения

усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения

и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются

духовные

потребности,

морально-политические

и

эстетические

чувства,

складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной

личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и

реализуются как личные, так и общественные отношения.

В ходе общения формируется т.н. продукт общения - образования как

материального,

так

и

духовного

характера.

Среди

основных

продуктов

общения

выделяют:

общий

результат,

взаимоотношения,

избирательные

привязанности, а также образ самого себя.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в

себя

обмен

информацией

между

участниками,

который

может

быть

охарактеризован

в

качестве

коммуникативной

стороны

общения.

Вторая

сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не

только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона

общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

осуществляется

в

тесной

связи

с

формированием

у

детей

навыков

коллективизма.

Формируя

у

ребенка

стремление

к

общению,

взрослые

должны

поощрять

даже

самые

незначительные

попытки

играть

друг

с

другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе

радоваться,

переживать,

испытывать

чувство

удовлетворения,

проявлять

доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение

детей

приобретает

особую

сдержанность.

Педагог

использует

различные

приемы,

которые

помогают

разнообразить

повседневную

жизнь

детей.

Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь

интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который

здоровается

с

ребятами.

Утро

началось

жизнерадостно,

и

этот

настрой

сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не

раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение

между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения.

Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет,

побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.

Главное общение - "ребенок-ребенок", "ребенок - дети" идет по собственному

побуждению,

т.к.

жизнь

в

обществе

сверстников

ставит

воспитанника

в

условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться,

помогать

словом,

решать

свои

маленькие

дела.

Задача

взрослых

направлять

отношения

детей

так,

чтобы

эти

отношения

содействовали

формированию навыков коллективизма.

Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую

ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры

договариваться,

вежливо

обращаться

с

просьбой;

если

необходимо,

то

уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать

игры шумным вторжением.

Старший

дошкольник

должен

уметь

проявлять

к

товарищу

предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие

формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают,

следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и

окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт

положительного общения.

Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в

совместной

игровой

деятельности.

Так

как

управление

многими

играми

необходимо

для

активации

процесса

самовоспитания

ребенка,

то

к

педагогическим

подходам

организации

детских

игр

необходимо

отнести

выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что

ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.

Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих,

их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности

возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры

зависит

от

времени

ее

проведения,

природно-климатических

условий,

протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия

игровых

аксессуаров,

зависит

от

конкретной

ситуации,

сложившейся

в

детском коллективе. В игре естественна подмена мотивов: дети действуют в

играх

из

желания

получить

удовольствие,

а

результат

может

быть

конструктивным.

Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником

ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью,

игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются

цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Нас же интересует

воспитательная роль игры на уровень культуры общения детей, чему и будет

посвящена

вторая

глава,

в

которой

мы

опишем

экспериментальное

исследование,

направленное

на

воспитание

культуры

общения

у

детей

старшего дошкольного возраста.

Играя,

ребенок

общается,

поэтому

можно

провести

ряд

игр,

способствующих

воспитанию

тех

или

иных

форм

общения

старших

дошкольников, что однозначно повышает уровень культуры общения этих

детей.

Тема. Помехи в общении.

Цель:

научиться

соотносить

характер

обратной

связи

с

содержанием

общения, эмоциями, чувствами.

Ведущий предлагает:

а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность,

пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.

б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и

движения.

Обсуждение.

Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие

чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по

общению?

В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств

подлинных тем, что ребенок выражает в общении. Мы дали этому феномену

название безличная коммуникация или коммуникация посредством масок.

Обговорили "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации в

группе.

"Маски" в общении.

Данная игра относится к разряду имитационных, которые являются не

только

средством

подготовки

к

речевому

общению,

но

и

приемом,

расширяющим возможности познавательной деятельности дошкольников.

Детям предлагаются маски: равнодушия; прохладной вежливости;

высокомерной

неприступности;

агрессивности;

послушания

или

угодливости; деланной доброжелательности или сочувствия; простодушно-

чудаковатой веселости;

Дети демонстрировали свои "маски".

Каждому нужно было вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла

бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.

Каждый должен был выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со

словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивалось

"живой фотографией": маску нужно было удерживать на лице не меньше 30

секунд.

Ролевая

игра

обладает

большими

возможностями

мотивационно

-побудительного

плана,

именно

то,

без

чего,

как

известно,

немыслимо

общение.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-

ролевая игра, а общение становится ее частью и условием, "игра социальна

по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е.

возникает из условий жизни ребенка в обществе".

Сюжетно-ролевые игры имеют большой успех среди воспитанников тем,

что

действие

происходило

в

некотором

условном

пространстве.

Комната

вдруг превращалась в больницу, или в магазин. А играющие дети брали на

себя

соответствующие

роли

(врача,

продавца).

В

таких

играх

мы,

как

правило,

задействовали

несколько

участников,

поскольку

всякая

роль

предполагала партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. Во

время проведения таких игр нас, прежде всего, интересовало значение игры

дошкольников для развития культуры общения.

Общение и игра дошкольников очень тесно связаны, поэтому, воспитывая

культуру общения, совершенствуем игровую деятельность детей.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах

деятельности.

Оно

оказывает

влияние

на

психическое

развитие

ребенка,

формирует

личность

в

целом.

При

недостаточном

общении

темп

формирования психических процессов замедляется.

Раннее

коррекционное

вмешательство

может

изменить

весь

ход

психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание

культуры

общения

ребенка

должно

быть

направлено

на

обогащение

эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками,

на

удовлетворение

потребности

детей

в

разнообразном

чувственном

познании и исследовании предметного мира вокруг себя.



В раздел образования