Автор: Окружная Надежда Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: г. Канаш Чувашской республики
Наименование материала: Конспект занятия в средней группе
Тема: Рисование чувашского узора "Густой лес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по рисованию чувашского узора «Густой лес»
в средней группе
Занятие подготовила воспитатель Окружная Надежда Павловна
МБДОУ «Детский сад №19» г. Канаш Чувашской республики
Цель: приобщать детей к культуре родного края. Учить создавать первичный орнаментальный
образ – образ дерева
Задачи: Дать доступные сведения о чувашском узоре «густой лес». Учить видеть, выделять и
изображать отдельные элементы узора. Познакомить со смыслом чувашского орнамента.
Материалы: изобразительная модель оригинала узора
, изображающего густой лес.
Иллюстрации с изображениями чувашского национального костюма с узорами «густого леса».
Карточки с рисунками знакомых детям чувашских узоров.
Карточка с рисунками узора и его смыслового значения.
Полосы белой или тонированной красным цветом бумаги размером 5х20, гуашевые краски,
кисточки, непроливайки.
Ход занятия:
Рассматривание
подлинников
или
иллюстраций
с
изображением
изделий
чувашского
национального костюма, на котором встречается узор густого леса.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на узоры, которые встречаются на костюме. Посмотрите, какие
они разные по цвету, рисунку. И каждый узор, что- то означает. А что означает этот узор? Чтобы
ответить, послушайте загадки.
Голова есть, нога есть, Его весной и летом
А рук не счесть. Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Дышит, растет, Сорвали все рубашки.
ходить не может. (лес)
(дерево)
Воспитатель:
Правильно,
эти
загадки
про
деревья,
лес. Оказывается чувашские мастерицы,
которые украшали одежду и домашнюю утварь вышивкой, использовали узор, который означает
густой лес. Вот так выглядит этот узор.
(Дети
разглядывают
картины,
фотографии,
иллюстрации
с
изображениями
чувашского
национального костюма с узором «кувшин»).
Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Деревья
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные
Как они сядут, тоже покажем – движения руками вправо - влево)
Крылья сложили назад (2 раза)
Показ рисования узора
Сегодня мы с вами попробуем нарисовать этот чувашский узор.
Сначала я провожу длинную линию кисточкой сверху вниз. Это- ствол. Затем сверху вниз
наискосок провожу несколько коротких линий с одной и другой стороны длинной линии. Это-
ветви. Вот и получился элемент узора. Таких элементов можно нарисовать несколько на красной
полоске бумаги. Тогда получится узор «густой лес».
Выполнение работы детьми.
Рассматривание детских работ, оформление выставки.
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились. Молодцы! Чувашские мастерицы,
которые украшали одежду и домашнюю утварь вышивкой, порадовались бы за наших детей,
потому что вы научились рисовать этот узор.
Рассматривание карточки с рисунками чувашских узоров.
Воспитатель: Дети, найдите на карточке и покажите узор, который мы рисовали. Правильно. Что
он означает?
Дети: Узор означает «густой лес»
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
Рисунок чувашского узора «Густой лес»
Работы детей средней группы
Литература
1.
Л.Г.Васильева «Загадочный мир народных узоров» Чебоксары 2005 г.
Министерство образования, науки и высшей школы Чувашской республики.
2.
Чувашский республиканский институт образования. Программа художественно-
творческого развития ребенка- дошкольника средствами чувашского декоративно-
прикладного искусства. Чебоксары 1994 г