Напоминание

Формы работы детского сада с семьёй и школой при подготовке к школе.


Автор: Айтекова Диляра Хафизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Яксатовская СОШ"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: презентация
Тема: Формы работы детского сада с семьёй и школой при подготовке к школе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




2016 г.

Актуальность темы
Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, ей уделялось о г р о м н о е з н ач е н и е , т а к к а к в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы. Впервые понятие преемственности между детским садом и школой открыл академик Запорожец А. В., как широкое понятие, связанное не только с согласованиями работы детского сада и ш к о л ы , а к а к о б е с п е ч е н и е преемственности уровней развития ребят старшего дошкольного возраста и младшего школьного, то есть вопросы разностороннего развития.
Эта тема получила д а л ь н е й ш е е продолжение в исследованиях такихученых, как Эльконин Д. Б., Давыдов. В., Поддъяков Н.Н. и др. А среди педагогов эта работа нашла отражение в исследованиях Нечаевой В.Г., Марковой Т,А., Буре Р.С, Тарунтаевой Т.В. П р и н я т и е н о в ы х Ф е д е р а л ь н ы х Го суд а рс тве нных О б р а з о в ат е л ь н ы х С т а н д а р т о в ( Ф ГО С ) д о ш ко л ь н о г о о б р а з о в а н и я – в а ж н ы й э т а п преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне с т а нд а ртов образования существенно способствует о б е с п е ч е н и ю п р е е м с т в е н н о с т и и перспективности повышения качества о б р а зо ва н и я в ц е л о с т н о й с и с т е м е образования.

Цель работы:
Анализ форм работы и программ педагогического взаимодействия детского сада с семьей и школой в период подготовки ребёнка к школе.

Задачи:
1) провести историко-педагогический анализ проблемы педагогического взаимодействия с семьей и школой; 2) определить современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьей и школой в период подготовки ребенка к школе; 3) изучить содержание и организационные формы педагогического взаимодействия с семьей и школой в период подготовки ребенка к школе.

Семья
– п е р в о е «обще ство», в кото р о е попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.

Детский сад
– учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.

Школа
– учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, н о в ы е п р а в и л а . Н о з д е с ь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.
Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Понятие «подготовка к школе» – это
комплексный,

достаточно

длительный

и

систематический процесс

дошкольного

образования

ребенка в условиях детского сада и/или семьи.
ДОУ в этом контексте можно рассматривать как у ч р е ж д е н и е , а д а п т и р у ю щ е е д е т е й к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника (в недалеком будущем — первоклассника).

Три основные линии, по которым должна

вестись подготовка к школе:
1) общее развитие. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта; 2) воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно; 3) формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Р а бот а

во с п и т ат е л я

д е т с ко го

с а д а

п о

формированию

у

детей

мотивов

учения

и

положительного отношения к школе направлена

н а

р е ш е н и е

т р е х

о с н о в н ы х

з а д а ч :
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении; 2. формирование положительного эмоционального отношения к школе; 3. формирование опыта учебной деятельности.
Для ре ше н и я эти х з а д ач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов ш к о л ь н о й т е м а т и к и , рассматривание ка рт и н о к , отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.
Методы и формы работы с родителями:

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как т е о р е т и ч е с ко е ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями).

Список использованной литературы:
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 342 с. 2. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада/ В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 2007. – 362 с. 3. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 234 с. 4. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – 431 с. 5. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 312 с. 6. Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников». / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. – 134 с.


В раздел образования