Формы работы детского сада с семьёй и школой при подготовке к школе.
Автор: Айтекова Диляра Хафизовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Яксатовская СОШ" Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область Наименование материала: презентация Тема: Формы работы детского сада с семьёй и школой при подготовке к школе. Раздел: дошкольное образование
Актуальность темы
Подготовка детей к школе, сама по
себе проблема не новая, ей уделялось
о г р о м н о е
з н ач е н и е ,
т а к
к а к
в
дошкольных
учреждениях
есть
все
условия
для
решения
этой
проблемы.
Впервые
понятие
преемственности
между детским садом и школой открыл
академик Запорожец А. В., как широкое
понятие,
связанное
не
только
с
согласованиями работы детского сада и
ш к о л ы ,
а
к а к
о б е с п е ч е н и е
преемственности
уровней
развития
ребят старшего дошкольного возраста и
младшего школьного, то есть вопросы
разностороннего развития.
Эта
тема
получила
д а л ь н е й ш е е
продолжение в исследованиях такихученых,
как Эльконин Д. Б., Давыдов. В., Поддъяков
Н.Н. и др. А среди педагогов эта работа
нашла отражение в исследованиях Нечаевой
В.Г., Марковой Т,А., Буре Р.С, Тарунтаевой
Т.В.
П р и н я т и е
н о в ы х
Ф е д е р а л ь н ы х
Го суд а рс тве нных
О б р а з о в ат е л ь н ы х
С т а н д а р т о в
( Ф ГО С )
д о ш ко л ь н о г о
о б р а з о в а н и я
–
в а ж н ы й
э т а п
преемственности
деятельности
детского
сада и школы. Введение утвержденных на
государственном
уровне
с т а нд а ртов
образования
существенно
способствует
о б е с п е ч е н и ю
п р е е м с т в е н н о с т и
и
перспективности
повышения
качества
о б р а зо ва н и я
в
ц е л о с т н о й
с и с т е м е
образования.
Цель работы:
Анализ
форм
работы
и
программ
педагогического взаимодействия детского
сада
с
семьей
и
школой
в
период
подготовки ребёнка к школе.
Задачи:
1) провести историко-педагогический анализ
проблемы педагогического взаимодействия с
семьей и школой;
2) определить современные подходы к
организации педагогического взаимодействия с
семьей и школой в период подготовки ребенка к
школе;
3) изучить содержание и организационные
формы педагогического взаимодействия с
семьей и школой в период подготовки ребенка к
школе.
Семья
–
п е р в о е
«обще ство»,
в
кото р о е
попадает ребенок. Здесь он
перенимает
первые
навыки
выживания, общения, здесь
ребенок
учится
на
своих
ошибках и перенимает опыт
старших.
В
семье
ребенок
учится тому, что необходимо
будет ему в дальнейшем.
Детский сад – учреждение, куда
попадает
ребенок
сразу
после
воспитания в семье, но при этом
родители не бросают заниматься
с
ребенком
дома.
Попадая
в
детский сад, ребенку приходится
приспосабливаться
к
новым
условиям, к новому обществу, к
новым
правилам
поведения.
Здесь очень ярко отражается то,
чему
ребенка
научили
в
семье,
чему
нет.
Ребенок
проецирует
отношения в семье на отношение
с ребятами из группы.
Школа – учреждение, в которое
ребенок попадает после детского
сада.
Здесь
возникает
та
же
ситуация:
новый
коллектив,
н о в ы е
п р а в и л а .
Н о
з д е с ь
возникает и ряд других проблем:
это
невозможность
ребенка
быстро переключиться с детского
сада на образ жизни школьника;
это
могут
быть
проблемы,
не
решенные в семье и детском саду
на каком-либо этапе развития.
Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их
взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются
родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих
двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет
чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог
знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также,
школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с
родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями
и имеется Родительский комитет.
Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский
сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Понятие
«подготовка
к
школе»
–
это комплексный,
достаточно
длительный
и
систематический процесс
дошкольного
образования
ребенка в условиях детского сада и/или семьи.
ДОУ в этом контексте можно рассматривать как
у ч р е ж д е н и е ,
а д а п т и р у ю щ е е
д е т е й
к
предстоящим
изменениям
их
социального
статуса
и
одновременно
адаптирующееся
к
специфике
и
нуждам
развития
любого
дошкольника
(в
недалеком
будущем
—
первоклассника).
Три основные линии, по которым должна
вестись подготовка к школе:
1)
общее
развитие.
Речь
идет
в
первую
очередь
о
развитии
памяти,
внимания и особенно интеллекта;
2)
воспитание
умения
произвольно
управлять
собой.
У
ребенка
дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и
хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не
умеет. Сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не
вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно;
3) формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот
естественный
интерес,
который
проявляют
ребятишки-дошкольники
к
школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации,
которая
сможет
стать
побудительной
причиной
их
стремления
к
приобретению знаний.
Р а бот а
во с п и т ат е л я
д е т с ко го
с а д а
п о
формированию
у
детей
мотивов
учения
и
положительного отношения к школе направлена
н а
р е ш е н и е
т р е х
о с н о в н ы х
з а д а ч :
1. формирование у детей правильных
представлений о школе и учении;
2. формирование положительного
эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной
деятельности.
Для
ре ше н и я
эти х
з а д ач
использую различные формы и
методы
работы:
экскурсии
в
школу, беседы о школе, чтение
рассказов и разучивание стихов
ш к о л ь н о й
т е м а т и к и ,
рассматривание
ка рт и н о к ,
отражающих школьную жизнь,
и
беседы
по
ним,
рисование
школы и игра в школу.
фронтальные
и
индивидуальные
опросы
родителей,
изучение
социального
портрета
семей
воспитанников,
групповые
встречи
в
форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных,
организация
дней
открытых
дверей,
дней
счастливой
семьи
для
родителей,
активизация
деятельности
информационных
корзин,
информационных писем, телефона доверия, совместное проведение
досуга, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей
воспитанников,
групповые
встречи-практикумы
с
элементами
тренинга,
театрализованные
представления
для
детей
с
участием
родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных
ролей),
организация
конкурса
семейных
талантов,
составление
генеалогического
древа
семьи
(организация
ретро-гостинных
для
бабушек
и
дедушек),
составление
семейных
альбомов,
наглядная
пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация
деловых игр.
Методы и формы работы с родителями:
Новыми,
интересными
и
эффективными
формами
сотрудничества
с
родителями
являются
групповые
семинары,
практикумы,
тренинги
для
родителей.
Такая
форма
работы
предполагает
как
т е о р е т и ч е с ко е
ознакомление с проблемой, так и практические выходы из
конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций
самими родителями).
Список использованной литературы:
1.
Аникеева,
Н.П.
Воспитание
игрой:
Книга
для
учителя
[Текст].
–
М.:
Просвещение, 2008. – 342 с.
2.
Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей
детского сада/ В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина.
– М.: Просвещение, 2007. – 362 с.
3.
Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и
младших школьников [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 234 с.
4.
Мухина, В.С. Детская психология [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – 431 с.
5.
Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник. – М.: Просвещение,
2008. – 312 с.
6.
Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование
школьной
зрелости
дошкольников».
/
М.Ю.
Стожарова.
–
Ульяновск:
изд-во
УлГПУ, 2009. – 134 с.