Авторы: Шилова Татьяна Никитична, Чиркова Эльвина Александровна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №67"
Населённый пункт: г. Сыктывкара, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проект по созданию экологической тропы на территории детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №67» г. Сыктывкара
Проект
"Экологическая тропа"
Разработчики: Шилова Т.Н., старший воспитатель
Чиркова Э.А., воспитатель
2018г.
Тип проекта: долгосрочный (1 год)
Вид проекта: досугово-познавательный, творчески-исследовательский.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги ДОО, родители
воспитанников.
Актуальность: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить
любовь к природе можно только в младшем возрасте. Именно поэтому важно
своевременно
развивать
экологическое
сознание
маленькой
личности.
Экологическая
грамотность,
бережное
и
любовное
отношение
к
природе
стали
во
главе
выживания
человека
на
нашей
планете.
Большинство
современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование
начинается со знакомства с объектами блажащего окружения, с которыми
ребенок сталкивается каждый день.
Территория нашего детского сада не очень большая, клумбы
недостаточно озеленены, так как из-за большого количества деревьев не
хватает
солнечного
света.
Каждый
год
встает
проблема
благоустройства
территории и максимальное использование имеющейся территории во время
прогулок, так как данный режимный момент занимает достаточно большой
отрезок
образовательного
процесса,
особенно
в
теплые
периоды
года.
большую часть времени проводят на свежем воздухе.
Таким образом, у педагогов ДОО возникла идея создания
экологической тропы, озеленение и оснащение территории детского сада
новыми объектами, пригодными для игры и организации
познавательно-
исследовательской деятельности.
Цель проекта:
создание благоприятных условий на территории
детского сада, направленных на
формирование экологической культуры
воспитанников
-
совокупностей
экологического
сознания,
экологических
чувств и экологической деятельности
Задачи проекта:
1.
Обследовать территорию ДОО и выделить на ней наиболее интересные
объекты для дальнейшего изучения воспитанниками. Составить карту-
схему тропы.
2.
Разработать паспорт, положение об экологической тропе.
3.
Разработать
перспективный
план
создания
экологической
тропы
и
распределить обязанности между всеми участниками образовательного
процесса.
4.
Разработать
методические
рекомендации
по
использованию
экологической тропы в работе с дошкольниками.
5.
Наметить
дальнейшие
перспективы
по
совершенствованию
экологической тропы.
Положение об экологической тропе МБДОУ №67
1. Общие положения.
1.1.Настоящее Положение разработано для Муниципального бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Детский
сад
67» г.
Сыктывкара (далее ДОУ) в соответствии с законом РФ «Об образовании,
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного
образования,
ФГОС
дошкольного
образования,
образовательной программой ДОУ.
1.2.
Настоящее
положение
определяет
назначение,
цели,
задачи,
примерное содержание, формы и методы работы на экологической тропе.
1.3. Экологическая тропа – организованный маршрут на территории ДОУ для
создания условий и проведения воспитательно-образовательной работы
по воспитанию экологической грамотной культуры поведения ребёнка-
дошкольника в окружающей среде.
1.4.
Срок
данного
положения
не
ограничен.
Данное
Положение
действует до
принятия нового.
2. Цель и задачи экологической тропы.
Целью
организации
экологической
тропы
на
территории
ДОУ
является
формирование основ экологической культуры у ребёнка дошкольного
возраста как совокупности экологического сознания, экологических чувств
и экологической деятельности.
Созданная экологическая развивающая среда поможет решить следующие
задачи:
•
развить
у
детей
дошкольного
возраста
экологические
представления,
знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
•
формировать
умения
разнообразной
деятельности
в
природе
и
становление
экологически
ориентированного
взаимодействия
с
ее
объектами;
•
формирование у детей эмоционально позитивного опыта в общении с
природой.
3. Выбор маршрута
Маршрут тропы в основном идет по периметру территории
учреждения, иногда поворачивает вглубь участка к экологическим точкам,
представляющим
интерес
как
объекты
для
изучения
и
организации
познавательно-исследовательской деятельности.
Маршрут экологической тропы проходит с учетом решения учебно-
воспитательных
задач
по
вопросам
экологического воспитания.
При
выборе
маршрута
учитывались
привлекательность
окружающего
ландшафта, чередование открытого пространства с уголками леса и
отдельными объектами. Наряду с привлекательностью тропа должна быть
информативной:
познавательной
и
просветительной.
Она
должна
воздействовать
на
эмоции,
интеллект
и
волю
слушателя.
Натуральные
объекты
выступают
зрительным
образом
для
сообщения
преимущественно
познавательной
информации.
Это
виды
растений,
элементы живой и неживой природы. Изучение видового многообразия
прямо
должно
отвечать выполнению
требований
программы
по
ознакомлению детей с разделом программы «Мир природы». Здесь важное
значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом
самостоятельных исследований или включаются в рассказ экскурсовода.
При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы
маршрут охватил не только идеально созданные, но и типичные объекты
местной природы. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в
природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только
любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления
природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
4. Оформление экологической тропы
На тропе устанавливаются информационные стенды и таблички.
Они
должны
быть
эстетически
привлекательными
и
помогать
организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать
следующие типы информационных табличек:
•
общий указатель и схема тропы с указанием объектов имеющихся на
местности;
• правила поведения на природе;
• лозунги и призывы;
• сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
• поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
• экологические дорожные знаки и указатели
Развитие и благоустройство экологической тропы рассчитано не на
один год. Разнообразие и количество экологических объектов может
меняться в зависимости от интереса дошкольников и приобретенного
опыта педагогических работников учреждения.
5. Организация работы экологической тропы
5.1. Работа экологической тропы строится на единых принципах и
обеспечивает целостность педагогического процесса.
5.2.
Воспитательно-образовательная
работа
на
экологической
тропе
проходит в соответствии с образовательной программой ДОУ и учётом
требований СанПиН.
5.3. Требования, предъявляемые к организации экологической тропы:
-доступность маршрута для посещения;
-эстетическая выразительность окружающего ландшафта;
-информационная ёмкость маршрута.
5.4. В организации деятельности на экологической тропе участвуют:
-
старший
воспитатель,
обеспечивающий
организацию
педагогической
деятельности в рамках единого образовательного процесса, координацию
деятельности педагогов, методический контроль за качеством оказываемых
образовательных услуг;
- воспитатели,
педагоги,
обеспечивающие
реализацию
перспективного
плана образовательной деятельности, организуемой на экологической тропе.
5.5. В работе организации экологической тропы используются следующие
формы и методы:
• наблюдения в природе;
• экскурсии в природу;
• целевые прогулки;
• экологические акции;
• решение экологических ситуативных задач;
• экологические проекты;
• труд в природе;
• экологические развлечения, досуги, праздники;
• экологические игры;
• опытно-исследовательская деятельность;
• художественно-продуктивная деятельность;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия;
•
чтение
детской
художественной
литературы
природоведческой
направленности;
6. Руководство и отчетность
6.1.
Руководство
работой
экологической
тропой
осуществляется
педагогом, назначенным приказом заведующего ДОУ.
6.2.
Руководитель
(ответственный
организатор) экологической
тропы
обязан:
• осуществлять работу по перспективному планированию образовательной
деятельности на экологической тропе;
•
организовывать
взаимодействие
всех
педагогов
по
систематическому
поддержанию всех объектов тропы в удовлетворительном состоянии и
их
обновлению и пополнению (по необходимости);
• вести разъяснительную и организационную работу среди родителей и
педагогов ДОУ по использованию экологической тропы в образовательной
деятельности;
•
осуществлять контроль за реализацией перспективного плана работы
воспитателей на экологической тропе.
•
ежегодно (на педсовете №4 в мае) отчитываться перед заведующей и
педагогическим
коллективом
о
выполнении
плана
образовательной
деятельности
на
экологической
тропе,
выносить
на
рассмотрение
педагогического совета перспективы её развития.
Схема маршрута экологической тропы
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
МБДОУ «Детский сад №67»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическая тропа, созданная на территории МБДОУ №67
выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая
тропа
МБДОУ
«Детский
сад
№67»
–
специально
оборудованная
в
образовательных
и
воспитательных
целях
природная
территория;
маршрут,
проходящий
через
различные
природные
объекты,
имеющие
эстетическую,
природоохранную
ценность,
на
котором
дошкольники получают информацию о них.
Экологическая
тропа
включает
в
себя
ряд
самых
разнообразных
объектов
растительного
и
животного
мира,
видовые
ландшафтные
композиции, малые архитектурные формы.
В
дальнейшем
можно
дополнять
ее
новыми
объектами,
наиболее
привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для
местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное
прохождение.
При
выборе
маршрута
учитывались
до ступно сть,
эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и
зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая
Место
нахождения
тропы:
г.
Сыктывкар,
ул.
Интернациональная,
150,
территория МБДОУ «Детский сад №67»
Год закладки: 2017
Протяженность: 125 метров
Режим
пользования:
познавательные
экскурсии,
н а бл юд е н и я ,
исследовательская деятельность, оздоровительная работа.
Краткое описание границ маршрута:
1.
Начало
маршрута
–
фигура
оленёнка
Бемби
–
хозяина
тропы,
расположенного рядом со схемой экологического маршрута
возле
центральных ворот.
2.
Продолжение маршрута – тропа проходит через объекты «Цветники»,
«Водоем»,
расположенные
с
двух
сторон
от
центрального
входа
в
детский сад и далее она поворачивает к территории, прилегающей к
другой стороне здания (вдоль прогулочных площадок), проходит через
объект «Медоносный островок», выходит в «зеленую зону», на которой
расположена
основная
часть
объектов:
«Метеостанция»,
«Водяная
станция»,
«Зеленая
аптека»,
«Птичий
городок»,
«Экобиблиотека»,
«Тропа здоровья», «Академия букашек».
3.
Окончание маршрута – объекты «Лесные великаны» и «В гостях у
лесных жителей».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
Целью организации экологической тропы на территории ДОУ -
формирование основ экологической культуры у ребёнка дошкольного
возраста как совокупности экологического сознания, экологических чувств
и экологической деятельности.
Задачи:
•
развить
у
детей
дошкольного
возраста
экологические
представления,
знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
•
формировать
умения
разнообразной
деятельности
в
природе
и
становление
экологически
ориентированного
взаимодействия
с
ее
объектами;
•
формирование у детей эмоционально позитивного опыта в общении с
природой.
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
1.
«Оленёнок Бемби»
Педагог обращает внимание детей на фигурку олененка, карту-схему
экологической тропы. Вместе с педагогом дети рассматривают схему
тропы,
для
определения
последовательности
маршрута.
Дети
знакомятся с правилами путешествия, которые предлагает им Бемби:
- не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
- запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки,
ловить
насекомых, бросать мусор.
- с тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни,
интересные
коряги и т.п.
- с тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее
настроение!
2.
«Цветники» (№1 и №2)
На объекте
«Цветник №1» высажены светолюбивые декоративные
цветы: петунии, бархатцы, виолы, календулы и т.д.
На объекте «Цветник №2» высажены теневыносливые декоративные
цветы: ландыши, дицентры, ирисы и т.д.
Дети сравнивают и делают выводы о том, как солнце влияет на
развитие , рост, строение растений.
3.
«Водоём»
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями,
насекомыми,
улитками,
живущими
в
воде,
фигурки
лягушки,
уток,
наблюдают
за
изменениями
живых
объектов
природы,
отгадывают
загадки, связанные с прудом и его обитателями. Педагог, используя
иллюстративный
материал
беседует
с
детьми
об
обитателях
пруда
(растения, животные, насекомые)
4.
«Медоносный остров» - на объекте в форме острова размещен улей и
фигуры
пчел,
а
так
же
высажены
шалфей,
настурция,
бархатцы,
крокусы подсолнухи и т.д. Дети, наблюдая за насекомыми, делают
выводы, как цвет растений влияет на предпочтения пчел при сборе
нектара; знакомятся с поведением представителей класса насекомых,
изучают взаимосвязи между миром растений и миром животных.
5.
«Метеостанция»
- на
объекте
установлено метеорологическое
оборудование для элементарного прогнозирования погоды:
барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
дождемер – прибор для измерения количества осадков.
термометр - прибор для измерения температуры воздуха.
ветряной рукав - прибор для измерения силы ветра.
солнечные часы - прибор для определения времени.
На данном объекте воспитатели учат детей наблюдать за изменениями
погоды, анализировать, делать выводы.
Дидактические задачи:
- познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами:
компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом,
флюгером, солнечными часами;
- обучать детей снятию показаний приборов;
- дать детям представление о зависимости климата в любой точке
планеты от удаленности от Солнца;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека,
растительного и животного мира;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с профессией гидрометеоролога;
6.
«Птичий городок» - на объекте расположены скворечники и кормушки
для птиц разной формы.
Дети
наблюдают
за
птицами,
прилетающими
к
кормушке,
поилке,
скворечнику
в
разное
время
года,
слушают
их
пение,
отгадывают
загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагоги беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они
питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может
помочь птицам;
7.
«Водяная станция» - на объекте расположен щит с прикрепленными к
нему водяными рукавами, большой резервуар с водой , материалы для
проведения опытов и экспериментов с водой , н. Дети знакомятся с
простейшими законами физики (зависимость скорость падения воды от
высоты), расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и
неживой природы ;
8.
«Зеленая
аптека»
- на объекты высажены лекарственные растения,
такие как подорожник, ромашка, календула и др.
Детей знакомят с представителями «царства лекарственных растений»,
развивают
у
них
умение
рационально
использовать
лекарственные
растения для здорового образа жизни и правильно собирать их.
9.
«Экобиблиотека» - на объекте установлена беседка, внутри которой
установлены полки с подбором детской литературы природоведческого
характера, иллюстрации. Воспитатели организуют (только в теплый
период
года)
чтение,
беседы,
рассматривание
иллюстрации
экологической направленности.
10.
«Тропа
здоровья»
- объект
предназначен
для
организации
закаливающих
процедур
с
босохождением
по
тропе,
выложенной
из
разных
природных
материалов
(галька,
песок,
шишки
и
т.д.)
и
предназначенной для профилактики плоскостопия.
11.«Лесные великаны» - на объекте выставлен щит с образцами:
- стволов и спилов деревьев, наиболее распространенных в лесах
южной и центральной части Республики Коми. Детей учат определять
по внешнему виду ствола и коры название дерева, знакомят, как по
спилу ствола можно определить возраст дерева.
12. «В гостях у лесных жителей» - на объекте расположены:
- щит с изображением следов диких животных;
- деревянные фигуры диких животных (белка, медведь, олень, лиса).
Использование данного объекта дает возможность педагогом младших
групп расширить представления о диких животных, а старших – учить
определять животное по его следам, что значительно повышает интерес
старших
дошкольников
к
представителям
животного
мира.
Фигуры
всех животных выполнены так, чтобы их можно было использовать для
развития у детей двигательных навыков. Детям предлагаются игровые
задания; «Собери шишки в корзину белке», «Забрось кольцо оленю на
рога», «Кто больше наберет ягод для медведя» и т.д.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе:
-
использовать
прогулки
для
общения
детей
с
природой
ближайшего
окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;
- использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных
качеств каждого ребенка;
-
познакомить
с
разными
объектами
живой
природы
и
показать
их
взаимосвязь с окружающим миром;
- сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой
природы;
- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому,
заботы и бережного отношения к природе;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в
рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
Календарный план работы по созданию экологической тропы
№ Мероприятия
срок
ответственные
1
Д е т а л ь н о е
о б с л е д о в а н и е
территории
детского
сада
и
выделение
наиболее
интересных
объектов.
1
неделя
м а я ,
2017
Старший
во спит атель
и
члены творческой
группа
МБДОУ
№67
2
Составление картосхемы тропы
2
н е д е л я
м а я
2017
Ч и р ко ва
Э . А . ,
воспитатель
3
Выбор вместе с детьми «хозяина»
тропинки – сказочного персонажа
2
н е д е л я
м а я
2017
Воспитатели
старших групп
4
С о с т а в л е н и е
п а с п о р т а
экологической тропы.
3 неделя мая
Старший
воспитатель,
члены творческой
группа
МБДОУ
№67
5
Р а з р а б о т ка
П о л оже н и я
о б
экологической тропе
4 неделя мая
Старший
воспитатель,
члены творческой
группа
МБДОУ
№67
6
Выбор вместе с детьми «хозяина»
тропинки – сказочного персонажа
2
н е д е л я
м а я
2017
Воспитатели
старших групп
7
Изготовление
выносных
знаков,
т а б л и ч е к
с
р и с у н к а м и ,
обозначающими
каждый
объект
остановки
на
экологиче ской
тропе
Июнь 2017г.
Старший
воспитатель,
председатель
творческой
группы
8
С о з д а н и е
в и д о в ы х
т о ч е к
(объектов):
- «Академия букашек»;
-«Лесные великаны»;
-«Метеостанция»;
- «Цветник №1»
- «Цветник №2»;
- «Водная станция»;
- «Тропа здоровья»;
-«Зеленая аптека»;
- «Водоем»;
- «Птичий городок»;
- «В гостях у лесных жителей»
- «Медоносный островок»
Июнь-август
2017
Воспитатели всех
групп:
Зарудняя Л.Е.
Степанова О.В.
Каракчиева Т.А.
Кривушева Л.Г.
Камшукова Н.В.
Басова Н.Н.
Лютоева Е.В.
Гвоздева Л.Х.
Юркина Л.В.
Чиркова Э.А.
Кленова Е.А.
8
Подбор и изготовление материала
по
объектам (см.
Приложение
№1)
Июнь-август
Воспитатели всех
групп
9
Создание указателей – картинок
для объектов
Сентябрь 2017
Старший
воспитатель
1
0
Разработка перспективного плана
по
организации
работы
н а
экологической тропе
Приложение №2
В
т е ч е н и е
учебного
года
с
сентября
2017г.
по март 2018
Старший
воспитатель,
воспитатели
дошкольных
групп
1
2
Р а з р а б о т к а
м е т о д и ч е с к и х
рекомендация
по
организации
социально-экологической
деятельности
с
использованием
объектов экологической тропы.
Приложение №3
Март-апрель
Старший
воспитатель
11
Представление
и
утверждение
перспективного плана работы на
экологической тропе
Педсовет №3
Старший
воспитатель
1
2
Р а з р а б о т к а
д а л ь н е й ш и х
п е р с п е к т и в
п о
совершенствованию
экологической тропы
Апрель, 2018г.
Старший
воспитатель
Ожидаемые
результаты
от
реализации
проекта
и
перспективы
на
будущее:
Дети:
- расширение знаний детей о бережном, созидательном отношении к природе;
- формирование гуманистической направленности поведения в окружающих
природных условиях;
- развитие представлений о растительном и животном мире.
Родители:
-
активное
включение
в
совме стные
с
детьми
м е р о п р и я т и я :
экспериментально-познавательного,
трудового,
экскурсионного
характера;
участие в субботниках по облагораживанию территории ДОУ, различных
акциях;
Педагоги:
-
обогащение
педагогической
базы
ДОУ
дидактическим
материалом
экологического характера;
- повышение педагогической компетентности по расширению экологических
знаний у детей.
Перспективы:
1.
Создание новых объектов:
- мини-огород, мини-парник;
- «Царство удивительных пеньков»;
- «Уголок поля» (выращивание злаковых культур);
2. Дооснащение экологической тропы:
- баннер «Правила поведения на экологической тропе;
- внесение в объект «Лесные великаны» спилов деревьев;
3. Разработка методических материалов:
- экскурсионных программ для разных возрастов;
- сценарии проведения акций;