Напоминание

"Проект по созданию экологической тропы на территории детского сада"


Авторы: Шилова Татьяна Никитична, Чиркова Эльвина Александровна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №67"
Населённый пункт: г. Сыктывкара, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проект по созданию экологической тропы на территории детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67» г. Сыктывкара

Проект

"Экологическая тропа"

Разработчики: Шилова Т.Н., старший воспитатель

Чиркова Э.А., воспитатель

2018г.

Тип проекта: долгосрочный (1 год)

Вид проекта: досугово-познавательный, творчески-исследовательский.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги ДОО, родители

воспитанников.

Актуальность: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить

любовь к природе можно только в младшем возрасте. Именно поэтому важно

своевременно

развивать

экологическое

сознание

маленькой

личности.

Экологическая

грамотность,

бережное

и

любовное

отношение

к

природе

стали

во

главе

выживания

человека

на

нашей

планете.

Большинство

современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование

начинается со знакомства с объектами блажащего окружения, с которыми

ребенок сталкивается каждый день.

Территория нашего детского сада не очень большая, клумбы

недостаточно озеленены, так как из-за большого количества деревьев не

хватает

солнечного

света.

Каждый

год

встает

проблема

благоустройства

территории и максимальное использование имеющейся территории во время

прогулок, так как данный режимный момент занимает достаточно большой

отрезок

образовательного

процесса,

особенно

в

теплые

периоды

года.

большую часть времени проводят на свежем воздухе.

Таким образом, у педагогов ДОО возникла идея создания

экологической тропы, озеленение и оснащение территории детского сада

новыми объектами, пригодными для игры и организации

познавательно-

исследовательской деятельности.

Цель проекта:

создание благоприятных условий на территории

детского сада, направленных на

формирование экологической культуры

воспитанников

-

совокупностей

экологического

сознания,

экологических

чувств и экологической деятельности

Задачи проекта:

1.

Обследовать территорию ДОО и выделить на ней наиболее интересные

объекты для дальнейшего изучения воспитанниками. Составить карту-

схему тропы.

2.

Разработать паспорт, положение об экологической тропе.

3.

Разработать

перспективный

план

создания

экологической

тропы

и

распределить обязанности между всеми участниками образовательного

процесса.

4.

Разработать

методические

рекомендации

по

использованию

экологической тропы в работе с дошкольниками.

5.

Наметить

дальнейшие

перспективы

по

совершенствованию

экологической тропы.

Положение об экологической тропе МБДОУ №67

1. Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разработано для Муниципального бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения

«Детский

сад

67» г.

Сыктывкара (далее ДОУ) в соответствии с законом РФ «Об образовании,

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам

дошкольного

образования,

ФГОС

дошкольного

образования,

образовательной программой ДОУ.

1.2.

Настоящее

положение

определяет

назначение,

цели,

задачи,

примерное содержание, формы и методы работы на экологической тропе.

1.3. Экологическая тропа – организованный маршрут на территории ДОУ для

создания условий и проведения воспитательно-образовательной работы

по воспитанию экологической грамотной культуры поведения ребёнка-

дошкольника в окружающей среде.

1.4.

Срок

данного

положения

не

ограничен.

Данное

Положение

действует до

принятия нового.

2. Цель и задачи экологической тропы.

Целью

организации

экологической

тропы

на

территории

ДОУ

является

формирование основ экологической культуры у ребёнка дошкольного

возраста как совокупности экологического сознания, экологических чувств

и экологической деятельности.

Созданная экологическая развивающая среда поможет решить следующие

задачи:

развить

у

детей

дошкольного

возраста

экологические

представления,

знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

формировать

умения

разнообразной

деятельности

в

природе

и

становление

экологически

ориентированного

взаимодействия

с

ее

объектами;

формирование у детей эмоционально позитивного опыта в общении с

природой.

3. Выбор маршрута

Маршрут тропы в основном идет по периметру территории

учреждения, иногда поворачивает вглубь участка к экологическим точкам,

представляющим

интерес

как

объекты

для

изучения

и

организации

познавательно-исследовательской деятельности.

Маршрут экологической тропы проходит с учетом решения учебно-

воспитательных

задач

по

вопросам

экологического воспитания.

При

выборе

маршрута

учитывались

привлекательность

окружающего

ландшафта, чередование открытого пространства с уголками леса и

отдельными объектами. Наряду с привлекательностью тропа должна быть

информативной:

познавательной

и

просветительной.

Она

должна

воздействовать

на

эмоции,

интеллект

и

волю

слушателя.

Натуральные

объекты

выступают

зрительным

образом

для

сообщения

преимущественно

познавательной

информации.

Это

виды

растений,

элементы живой и неживой природы. Изучение видового многообразия

прямо

должно

отвечать выполнению

требований

программы

по

ознакомлению детей с разделом программы «Мир природы». Здесь важное

значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом

самостоятельных исследований или включаются в рассказ экскурсовода.

При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы

маршрут охватил не только идеально созданные, но и типичные объекты

местной природы. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в

природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только

любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления

природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

4. Оформление экологической тропы

На тропе устанавливаются информационные стенды и таблички.

Они

должны

быть

эстетически

привлекательными

и

помогать

организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать

следующие типы информационных табличек:

общий указатель и схема тропы с указанием объектов имеющихся на

местности;

• правила поведения на природе;

• лозунги и призывы;

• сведения об отдельных природных объектах и явлениях;

• поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;

• экологические дорожные знаки и указатели

Развитие и благоустройство экологической тропы рассчитано не на

один год. Разнообразие и количество экологических объектов может

меняться в зависимости от интереса дошкольников и приобретенного

опыта педагогических работников учреждения.

5. Организация работы экологической тропы

5.1. Работа экологической тропы строится на единых принципах и

обеспечивает целостность педагогического процесса.

5.2.

Воспитательно-образовательная

работа

на

экологической

тропе

проходит в соответствии с образовательной программой ДОУ и учётом

требований СанПиН.

5.3. Требования, предъявляемые к организации экологической тропы:

-доступность маршрута для посещения;

-эстетическая выразительность окружающего ландшафта;

-информационная ёмкость маршрута.

5.4. В организации деятельности на экологической тропе участвуют:

-

старший

воспитатель,

обеспечивающий

организацию

педагогической

деятельности в рамках единого образовательного процесса, координацию

деятельности педагогов, методический контроль за качеством оказываемых

образовательных услуг;

- воспитатели,

педагоги,

обеспечивающие

реализацию

перспективного

плана образовательной деятельности, организуемой на экологической тропе.

5.5. В работе организации экологической тропы используются следующие

формы и методы:

• наблюдения в природе;

• экскурсии в природу;

• целевые прогулки;

• экологические акции;

• решение экологических ситуативных задач;

• экологические проекты;

• труд в природе;

• экологические развлечения, досуги, праздники;

• экологические игры;

• опытно-исследовательская деятельность;

• художественно-продуктивная деятельность;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия;

чтение

детской

художественной

литературы

природоведческой

направленности;

6. Руководство и отчетность

6.1.

Руководство

работой

экологической

тропой

осуществляется

педагогом, назначенным приказом заведующего ДОУ.

6.2.

Руководитель

(ответственный

организатор) экологической

тропы

обязан:

• осуществлять работу по перспективному планированию образовательной

деятельности на экологической тропе;

организовывать

взаимодействие

всех

педагогов

по

систематическому

поддержанию всех объектов тропы в удовлетворительном состоянии и

их

обновлению и пополнению (по необходимости);

• вести разъяснительную и организационную работу среди родителей и

педагогов ДОУ по использованию экологической тропы в образовательной

деятельности;

осуществлять контроль за реализацией перспективного плана работы

воспитателей на экологической тропе.

ежегодно (на педсовете №4 в мае) отчитываться перед заведующей и

педагогическим

коллективом

о

выполнении

плана

образовательной

деятельности

на

экологической

тропе,

выносить

на

рассмотрение

педагогического совета перспективы её развития.

Схема маршрута экологической тропы

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

МБДОУ «Детский сад №67»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическая тропа, созданная на территории МБДОУ №67

выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая

тропа

МБДОУ

«Детский

сад

№67»

специально

оборудованная

в

образовательных

и

воспитательных

целях

природная

территория;

маршрут,

проходящий

через

различные

природные

объекты,

имеющие

эстетическую,

природоохранную

ценность,

на

котором

дошкольники получают информацию о них.

Экологическая

тропа

включает

в

себя

ряд

самых

разнообразных

объектов

растительного

и

животного

мира,

видовые

ландшафтные

композиции, малые архитектурные формы.

В

дальнейшем

можно

дополнять

ее

новыми

объектами,

наиболее

привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для

местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное

прохождение.

При

выборе

маршрута

учитывались

до ступно сть,

эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и

зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Место

нахождения

тропы:

г.

Сыктывкар,

ул.

Интернациональная,

150,

территория МБДОУ «Детский сад №67»

Год закладки: 2017

Протяженность: 125 метров

Режим

пользования:

познавательные

экскурсии,

н а бл юд е н и я ,

исследовательская деятельность, оздоровительная работа.

Краткое описание границ маршрута:

1.

Начало

маршрута

фигура

оленёнка

Бемби

хозяина

тропы,

расположенного рядом со схемой экологического маршрута

возле

центральных ворот.

2.

Продолжение маршрута – тропа проходит через объекты «Цветники»,

«Водоем»,

расположенные

с

двух

сторон

от

центрального

входа

в

детский сад и далее она поворачивает к территории, прилегающей к

другой стороне здания (вдоль прогулочных площадок), проходит через

объект «Медоносный островок», выходит в «зеленую зону», на которой

расположена

основная

часть

объектов:

«Метеостанция»,

«Водяная

станция»,

«Зеленая

аптека»,

«Птичий

городок»,

«Экобиблиотека»,

«Тропа здоровья», «Академия букашек».

3.

Окончание маршрута – объекты «Лесные великаны» и «В гостях у

лесных жителей».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

Целью организации экологической тропы на территории ДОУ -

формирование основ экологической культуры у ребёнка дошкольного

возраста как совокупности экологического сознания, экологических чувств

и экологической деятельности.

Задачи:

развить

у

детей

дошкольного

возраста

экологические

представления,

знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

формировать

умения

разнообразной

деятельности

в

природе

и

становление

экологически

ориентированного

взаимодействия

с

ее

объектами;

формирование у детей эмоционально позитивного опыта в общении с

природой.

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

1.

«Оленёнок Бемби»

Педагог обращает внимание детей на фигурку олененка, карту-схему

экологической тропы. Вместе с педагогом дети рассматривают схему

тропы,

для

определения

последовательности

маршрута.

Дети

знакомятся с правилами путешествия, которые предлагает им Бемби:

- не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

- запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки,

ловить

насекомых, бросать мусор.

- с тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни,

интересные

коряги и т.п.

- с тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее

настроение!

2.

«Цветники» (№1 и №2)

На объекте

«Цветник №1» высажены светолюбивые декоративные

цветы: петунии, бархатцы, виолы, календулы и т.д.

На объекте «Цветник №2» высажены теневыносливые декоративные

цветы: ландыши, дицентры, ирисы и т.д.

Дети сравнивают и делают выводы о том, как солнце влияет на

развитие , рост, строение растений.

3.

«Водоём»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями,

насекомыми,

улитками,

живущими

в

воде,

фигурки

лягушки,

уток,

наблюдают

за

изменениями

живых

объектов

природы,

отгадывают

загадки, связанные с прудом и его обитателями. Педагог, используя

иллюстративный

материал

беседует

с

детьми

об

обитателях

пруда

(растения, животные, насекомые)

4.

«Медоносный остров» - на объекте в форме острова размещен улей и

фигуры

пчел,

а

так

же

высажены

шалфей,

настурция,

бархатцы,

крокусы подсолнухи и т.д. Дети, наблюдая за насекомыми, делают

выводы, как цвет растений влияет на предпочтения пчел при сборе

нектара; знакомятся с поведением представителей класса насекомых,

изучают взаимосвязи между миром растений и миром животных.

5.

«Метеостанция»

- на

объекте

установлено метеорологическое

оборудование для элементарного прогнозирования погоды:

барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

дождемер – прибор для измерения количества осадков.

термометр - прибор для измерения температуры воздуха.

ветряной рукав - прибор для измерения силы ветра.

солнечные часы - прибор для определения времени.

На данном объекте воспитатели учат детей наблюдать за изменениями

погоды, анализировать, делать выводы.

Дидактические задачи:

- познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами:

компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом,

флюгером, солнечными часами;

- обучать детей снятию показаний приборов;

- дать детям представление о зависимости климата в любой точке

планеты от удаленности от Солнца;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека,

растительного и животного мира;

- формировать представления о четырех частях света;

- познакомить детей с профессией гидрометеоролога;

6.

«Птичий городок» - на объекте расположены скворечники и кормушки

для птиц разной формы.

Дети

наблюдают

за

птицами,

прилетающими

к

кормушке,

поилке,

скворечнику

в

разное

время

года,

слушают

их

пение,

отгадывают

загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагоги беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они

питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может

помочь птицам;

7.

«Водяная станция» - на объекте расположен щит с прикрепленными к

нему водяными рукавами, большой резервуар с водой , материалы для

проведения опытов и экспериментов с водой , н. Дети знакомятся с

простейшими законами физики (зависимость скорость падения воды от

высоты), расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и

неживой природы ;

8.

«Зеленая

аптека»

- на объекты высажены лекарственные растения,

такие как подорожник, ромашка, календула и др.

Детей знакомят с представителями «царства лекарственных растений»,

развивают

у

них

умение

рационально

использовать

лекарственные

растения для здорового образа жизни и правильно собирать их.

9.

«Экобиблиотека» - на объекте установлена беседка, внутри которой

установлены полки с подбором детской литературы природоведческого

характера, иллюстрации. Воспитатели организуют (только в теплый

период

года)

чтение,

беседы,

рассматривание

иллюстрации

экологической направленности.

10.

«Тропа

здоровья»

- объект

предназначен

для

организации

закаливающих

процедур

с

босохождением

по

тропе,

выложенной

из

разных

природных

материалов

(галька,

песок,

шишки

и

т.д.)

и

предназначенной для профилактики плоскостопия.

11.«Лесные великаны» - на объекте выставлен щит с образцами:

- стволов и спилов деревьев, наиболее распространенных в лесах

южной и центральной части Республики Коми. Детей учат определять

по внешнему виду ствола и коры название дерева, знакомят, как по

спилу ствола можно определить возраст дерева.

12. «В гостях у лесных жителей» - на объекте расположены:

- щит с изображением следов диких животных;

- деревянные фигуры диких животных (белка, медведь, олень, лиса).

Использование данного объекта дает возможность педагогом младших

групп расширить представления о диких животных, а старших – учить

определять животное по его следам, что значительно повышает интерес

старших

дошкольников

к

представителям

животного

мира.

Фигуры

всех животных выполнены так, чтобы их можно было использовать для

развития у детей двигательных навыков. Детям предлагаются игровые

задания; «Собери шишки в корзину белке», «Забрось кольцо оленю на

рога», «Кто больше наберет ягод для медведя» и т.д.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе:

-

использовать

прогулки

для

общения

детей

с

природой

ближайшего

окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;

- использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных

качеств каждого ребенка;

-

познакомить

с

разными

объектами

живой

природы

и

показать

их

взаимосвязь с окружающим миром;

- сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой

природы;

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому,

заботы и бережного отношения к природе;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в

рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

Календарный план работы по созданию экологической тропы

№ Мероприятия

срок

ответственные

1

Д е т а л ь н о е

о б с л е д о в а н и е

территории

детского

сада

и

выделение

наиболее

интересных

объектов.

1

неделя

м а я ,

2017

Старший

во спит атель

и

члены творческой

группа

МБДОУ

№67

2

Составление картосхемы тропы

2

н е д е л я

м а я

2017

Ч и р ко ва

Э . А . ,

воспитатель

3

Выбор вместе с детьми «хозяина»

тропинки – сказочного персонажа

2

н е д е л я

м а я

2017

Воспитатели

старших групп

4

С о с т а в л е н и е

п а с п о р т а

экологической тропы.

3 неделя мая

Старший

воспитатель,

члены творческой

группа

МБДОУ

№67

5

Р а з р а б о т ка

П о л оже н и я

о б

экологической тропе

4 неделя мая

Старший

воспитатель,

члены творческой

группа

МБДОУ

№67

6

Выбор вместе с детьми «хозяина»

тропинки – сказочного персонажа

2

н е д е л я

м а я

2017

Воспитатели

старших групп

7

Изготовление

выносных

знаков,

т а б л и ч е к

с

р и с у н к а м и ,

обозначающими

каждый

объект

остановки

на

экологиче ской

тропе

Июнь 2017г.

Старший

воспитатель,

председатель

творческой

группы

8

С о з д а н и е

в и д о в ы х

т о ч е к

(объектов):

- «Академия букашек»;

-«Лесные великаны»;

-«Метеостанция»;

- «Цветник №1»

- «Цветник №2»;

- «Водная станция»;

- «Тропа здоровья»;

-«Зеленая аптека»;

- «Водоем»;

- «Птичий городок»;

- «В гостях у лесных жителей»

- «Медоносный островок»

Июнь-август

2017

Воспитатели всех

групп:

Зарудняя Л.Е.

Степанова О.В.

Каракчиева Т.А.

Кривушева Л.Г.

Камшукова Н.В.

Басова Н.Н.

Лютоева Е.В.

Гвоздева Л.Х.

Юркина Л.В.

Чиркова Э.А.

Кленова Е.А.

8

Подбор и изготовление материала

по

объектам (см.

Приложение

№1)

Июнь-август

Воспитатели всех

групп

9

Создание указателей – картинок

для объектов

Сентябрь 2017

Старший

воспитатель

1

0

Разработка перспективного плана

по

организации

работы

н а

экологической тропе

Приложение №2

В

т е ч е н и е

учебного

года

с

сентября

2017г.

по март 2018

Старший

воспитатель,

воспитатели

дошкольных

групп

1

2

Р а з р а б о т к а

м е т о д и ч е с к и х

рекомендация

по

организации

социально-экологической

деятельности

с

использованием

объектов экологической тропы.

Приложение №3

Март-апрель

Старший

воспитатель

11

Представление

и

утверждение

перспективного плана работы на

экологической тропе

Педсовет №3

Старший

воспитатель

1

2

Р а з р а б о т к а

д а л ь н е й ш и х

п е р с п е к т и в

п о

совершенствованию

экологической тропы

Апрель, 2018г.

Старший

воспитатель

Ожидаемые

результаты

от

реализации

проекта

и

перспективы

на

будущее:

Дети:

- расширение знаний детей о бережном, созидательном отношении к природе;

- формирование гуманистической направленности поведения в окружающих

природных условиях;

- развитие представлений о растительном и животном мире.

Родители:

-

активное

включение

в

совме стные

с

детьми

м е р о п р и я т и я :

экспериментально-познавательного,

трудового,

экскурсионного

характера;

участие в субботниках по облагораживанию территории ДОУ, различных

акциях;

Педагоги:

-

обогащение

педагогической

базы

ДОУ

дидактическим

материалом

экологического характера;

- повышение педагогической компетентности по расширению экологических

знаний у детей.

Перспективы:

1.

Создание новых объектов:

- мини-огород, мини-парник;

- «Царство удивительных пеньков»;

- «Уголок поля» (выращивание злаковых культур);

2. Дооснащение экологической тропы:

- баннер «Правила поведения на экологической тропе;

- внесение в объект «Лесные великаны» спилов деревьев;

3. Разработка методических материалов:

- экскурсионных программ для разных возрастов;

- сценарии проведения акций;



В раздел образования