Напоминание

"Работа по преодолению неуспешности слабоуспевающих и детей с ОВЗ"


Автор: Соурчакова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 34"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Работа по преодолению неуспешности слабоуспевающих и детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




(Слайд 1) Тема: «Работа по преодолению неуспешности

слабоуспевающих и детей с ОВЗ в рамках устранения

профессионального дефицита учителя»

(Слайд

2)

При

самоанализе

и

самооценке

профессиональной

деятельности учителя на основе профессионального стандарта «Педагог»,

мною были определены профессиональные дифициты в рамках трудовой

функции

«Развивающая

деятельность»

при

работе

с

различными

контингентами учащихся (в том числе с детьми с ОВЗ и слабоуспевающими)

4.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Таблица 6

№ Компетенции (трудовые

действия)

Самооценка

в баллах

(0-2)

Комментарий, примеры своего

взаимодействия со

специалистами

4.

Освоение и применение

психолого-педагогических

технологий (в том числе ин-

клюзивных), необходимых

для адресной работы с раз-

личными контингентами

учащихся: одаренные дети,

социально уязвимые дети,

дети, попавшие в трудные

жизненные ситуации, дети-

мигранты, дети-сироты,

дети с особыми

образовательными

потребностями (аутисты,

дети с синдромом дефицита

внимания и гиперактивно-

стью и др.), дети с ограни-

ченными возможностями

здоровья, дети с

девиациями поведения, дети

с зависимостью

1

Разрабатываю индивидуальные

программы сопровождения для

учащихся с ОВЗ и ЗПР,

программу работы с одаренными

детьми, планы работы с

различными контингентами

учащихся.

Использую в своей деятельности

современные образовательные

технологии: ИКТ-технологии,

здоровьесберегающие,

проектные,

исследовательские, технологию

портфолио школьника,

личностно-

ориентированный подход и

другие.

8.

Освоение и адекватное при-

менение специальных

технологий и методов,

позволяющих проводить

коррекционно-

развивающую работу

1

По мере необходимости осваиваю

методы коррекционно-

развивающей работы в рамках

работы по самообразованию.

( С л а й д

3 ) На

основе

выявленных

дефицитов

разработан

индивидуальный план профессионального развития, в который включены

данные вопросы

План устранения дефицитов профессиональной деятельности

Трудовые

функции

Компетенци

и

(трудовые

действия),

овладение

которыми

актуально

для меня

Планируе

мый

результат

развития

компетенц

ии

Планируе

мые

сроки в

2017г.

- 2019г

Формы работы

по преодолению

дефицитов

Формы

предъявления

результатов

овладения

компетенцией

1

2

3

4

5

6

«Развиваю

щая

деятельнос

ть»

1.Владение

технологиям

и

инклюзивно

го

образования

2.

Использован

ие техно-

логий и

методов,

позволяю-

щих

проводить

коррекционн

о-

развивающу

ю работу

3.Разработка

индивидуаль

ных

программ

развития

обучающихс

я

4.Проектиро

вание

программы

формирован

ия

психологиче

ски

безопасной

среды

5.Владение

специальны

ми

технологиям

2017

2017

2017

2017

2019

2017

2018

2019

- Изучение

психолого-

педагогической,

методической

литературы

«Специальные

образовательные

условия

инклюзивной

школы» Семаго Н.

Я. в рамках участия

в проекте «Школа

цифрового века»

Сборник

«Инклюзивное

образование в

России»Детский

фонд ООН

(ЮНИСЕФ), 2011 г.

- Инклюзивное

образование/сост.:

М.Р. Батятова;-М.:

Классное

руководство и

воспитание

школьников; 2015

-Вебинар

«Обучение детей с

особыми

образовательными

потребностями»Ин

фоурок

-Повышение

уровня

профессионал

ьной

квалификации

-

Распростране

ние

собственного

опыта

-Участие в

дистанционн

ых конкурсах

международн

ого,

общероссийск

ого и краевого

уровнях

- Обобщение

собственного

опыта

- Проведение

открытых

уроков

и работы с

детьми с

ОВЗ, СДВГ,

девиантным

поведением,

особыми

образователь

ными

потребностя

ми

6.Знание

основ

психодиагно

стики и

основных

признаков

отклонения

детей в

развитии

7.Способы

формирован

ия

мотивации к

учению

детей с

трудностями

адаптации

8.Система

работы

учителя по

формирован

ию

регуляции

поведения и

деятельност

и

обучающихс

я

(Слайд

4) В

основе

познавательной

деятельности

детей

лежат

психические

процессы:

внимание,

память,

мышление,

воображение

и

восприятие.

(Слайд 5)

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко

освещены

в

психолого-педагогической

литературе.

Несмотря

на

большое

количество

классификаций,

которые

предлагали

различные

специалисты,

работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта

задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.

При

ЗПР

у

детей

наблюдаются

отклонения

в

интеллектуальной,

эмоциональной и личностной сферах.

При

ЗПР

основные

нарушения

интеллектуального

уровня

развития

ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Также

при

ЗПР

у

детей

выявляются

нарушения

всех

сторон

речевой

деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения;

имеют

ограниченный

словарный

запас;

слабо

владеют

грамматическими

обобщениями.

Восприятие

у

детей

с

ЗПР

поверхностное,

они

часто

упускают

существенные характеристики вещей и предметов. У детей с ЗПР замедлен

процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки

слухо-зрительно-моторной

координации.

В

связи

с

неполноценностью

зрительного

и

слухового

восприятия

у

детей

с

ЗПР

недостаточно

сформированы пространственно-временные представления.

Недостатки

в

развитии

произвольной

памяти

проявляются

в

замедленном

запоминании,

быст роте

забывания,

н е т оч н о с т и

воспроизведения,

плохой

переработке

воспринимаемого

материала.

В

наибольшей степени страдает вербальная память.

Внимание

характеризуется

неустойчивостью,

что

приводит

к

неравномерной

работоспособности,

детям

с

ЗПР

трудно

собрать,

сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной

деятельности

детей

с

ЗПР.

Они

испытывают

трудности

в

формировании

образных

представлений,

у

них

не

формируется

соответствующий

возрастным

возможностям

уровень

словесно-логического

мышления.

Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к

обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой

сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.

Дети

с

ЗПР

в

целом

отличаются

сниженной

умственной

работоспособностью.

Для

их

деятельности

характерны

низкий

уровень

самоконтроля,

отсутствие

целенаправленных

продуктивных

действий,

нарушение

планирования

и

программирования

деятельности,

ярко

выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у

данной

категории

детей.

Дети

с

ЗПР

отличаются,

как

правило,

эмоциональной

неустойчивостью.

Они

с

трудом

приспосабливаются

к

детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная

утомляемость.

Таким образом, анализ психологических исследований показал, что

структура ЗПР в младшем школьном возрасте определяется недостаточной

сформированностью

мотивационной

стороны

психической

деятельности,

недостаточным

формированием

операций

мыслительной

деятельности,

трудностями

в

формировании

ведущей

деятельности

возраст а,

неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а

именно

логического

запоминания,

словесно-логического

мышления,

пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении

детей, имеющих задержку психического развития

Несмотря

на

существенные

недостатки

в

интеллектуальном

и

личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны

предпосылки

для

усвоения

учебного

материала

по

общеобразовательным

программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода

к ним.

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе

– не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но

и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная

реабилитация.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима

коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности,

которая осуществляется на уроках по любому предмету.

(Слайд 6) Основными подходами к организации учебного процесса для детей

с ЗПР являются:

1.

Подбор

заданий,

максимально

возбуждающих

активность

ребенка,

пробуждающие

у

него

потребность

в

познавательной

деятельности,

требующих разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к

уровню развития детей с ЗПР.

3. Индивидуальный подход.

4.

Сочетание

коррекционного

обучения

с

лечебно-оздоровительными

мероприятиями.

5.

Повторное

объяснение

учебного

материала

и

подбор

дополнительных

заданий;

6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7 .

И с п о л ь з о в а н и е

м н о г о к р а т н ы х

у к а з а н и й ,

у п р а ж н е н и й .

8 .

П р о я в л е н и е

б о л ь ш о г о

т а к т а

с о

с т о р о н ы

у ч и т е л я

9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в

нем веры в свои силы.

1 0 .

П о э т а п н о е

о б о б щ е н и е

п р од е л а н н о й

н а

у р о ке

р а б о т ы ;

11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Педагогические технологии как средство развития познавательной

активности у учащихся с задержкой психического развития

Одним

из

путей

решения

этих

вопросов

является

применение

современных

педагогических

технологий

в

образовательном

процессе,

позволяющих

разнообразить

формы

и

средства

обучения,

повышать

творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами,

активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти

средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К

таким

технологиям

я

отношу

проблемное

и

развивающее

обучение,

информационно-коммуникационные технологии, а также игровые.

(Слайд

7) Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры

активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем

в учебной деятельности.

(Слайд

8) Дидактические

игры

привлекают

внимание

к

учебному

материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества

образования.

Активная

познавательная

деятельность

вот

что

делает

урок

интересным для учащихся с ЗПР, что само по себе способствует организации

его внимания.

(Слайд

9) Игра может быть использована на каждом этапе урока.

Количество игр так огромно, что для учителя не составляет труда подобрать

их по любой теме. Игровые технологии могут использоваться учителями при

работе

с

детьми

с

ЗПР

лет

до

14

(что

соответствует

6-7

классам

образовательной школы)

(Слайд 10) Например,

– На этапе “Введение в тему”, учащиеся разгадывают слова (части речи)

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей

и

поисковой

деятельности. Очень

интересна

детям

игра

“Поможем

Незнайке”.

Предлагаю

ситуацию:

“Незнайка

учится

в

первом

(втором,

третьем) классе. Он решал примеры, а ответы записывал на листочке. Вдруг

подул сильный ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Незнайка.

“Как теперь быть?” – думает он”. Ребята догадываются, что надо возвратить

ответы – листочки на свои места. С радостью выполняют задание.

Мною

на

уроке

используются

различные

развивающие

задания.

Например:

(Слайд 11) «Кот Лакомка»

Также используются игры с элементами соревнования. Двое учащихся

выходят

к

доске

и

по

команде

учителя

начинают

решать

числовые

выражения. Выигрывает тот, кто больше решит примеров.

Я считаю, использование игровых технологий на уроках в начальной

школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала у учащихся

с

ЗПР.

Благодаря

чему

они

становятся

самостоятельнее,

активнее,

они

способны работать уже не на репродуктивном уровне.

Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса

является формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы,

умения

организовывать,

планировать

свою

деятельность,

осуществлять

самоконтроль.

Значительное

время

необходимо

отводить

на

обучение

учащихся

выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может

иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их

внимательно

слушать

инструкцию,

пытаться

представить

ее

себе

и

запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев,

можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием:

(Слайд 12)

1

3

4

(Слайд 13)

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В

этой

связи

психологи

рекомендуют

всем

учителям

разрабатывать

дидактический

материал

различной

степени

трудности

и

с

различным

объемом помощи:

задания

воспроизводящего

характера

при

наличии

образцов,

алгоритмов

выполнения;

задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

задания контрольного характера и т.д.

Коррекционные приемы, используемые на уроках

При обучении дети с ЗПР испытывают значительные трудности на уроках:

опускают

большое

количество

ошибок,

не

запоминают

правила,

невнимательны

на

уроках.

Для

этого

можно

использовать

следующие

приёмы.

Яркие

дидактические

задания,

которые

привлекают

внимание

ребенка,

стимулируют

к

е г о

выполнению.

Например:

1. Исключение лишнего

а, о, к, 7;

я, ы, э, у;

са, си, су, со;

лента, мяч, бежать, дом.

сентябрь, май, август, зима;

утенок, цыпленок, гусенок, курица;

лесник, лесовоз, лесочек, лестница;

продавец, певец, кузнец, каменщик;

сугроб, мороз, снег, зима.

2. Части и целое.

а) Перья, клюв, хвост, крылья, когти. — Кто это?

Листья, ветки, корень, сучья, крона. — Что это?

б) «Где мы могли бы оказаться?»

Инструменты, пюпитр, ноты, музыканты, дирижер.

3. Обобщения.

Шкаф, диван..

Дерево, цветок...

Метла, лопата...

На каждом занятии имитируются проблемные ситуации, которые

дети

должны

решать

сопоставлять,

сравнивать

звуки,

слова,

предметы,

находя

их

общие

и

отличительные

свойства.

Можно

использовать такие задания на таких этапах урока, как актуализация

знаний,

самоопределение

к

деятельности,

также

при

обобщении

изученного на уроке материала.

При прохождении темы «Антонимы, синонимы» дети могут выполнять

следующие задания:

а) Выберите слова-антонимы (парами):

ссориться, забыть, потерять, найти, конный;

сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;

малый, великий, голодный, сытый, пеший.

б) Исправьте предложения:

Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.

Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.

5. Узнайте предмет по описанию.

Лохматый, косолапый, бурый — ...

Хищный, сильный, полосатый — ...

Яркое, теплое, лучистое— ...

Новая, интересная, библиотечная — ...

7.

Выберите

из

трех

слов

два

слова-«неприятели»

(антонимы).

Друг, печаль, враг, высокий, большой, низкий, говорить, идти, молчать, ночь,

сутки, день.

8 .

П о д б е р и т е

к

с л о в а м

с л о в а - « п р и я т е л и »

( с и н о н и м ы ) .

здание боец

торопиться лошадь

смелый раньше

прежде дом

конь спешить

солдат храбрый

Приём:

Письмо

с

«дырками».

Учитель

диктует

слово,

учащиеся

при

написании

этого

слова

пропускают

букву

безударного

гласного

звука,

например, м . сты, р. ка, гл . за и т.п. Таким образом, учащиеся учатся

определять «опасные места» в слове, т.е. ставить орфографическую задачу.

Для развития логического мышления можно использовать разнообразные

упражнения:

1.

«Восстанови

рассказ».

Упражнение

заключается

в

придумывании

недостающих

частей

рассказа,

когда

одна

из

них

(начало

события,

середина

или

конец)

пропущена.

Составление

рассказов

имеет

чрезвычайно

важное

значение

и

для

развития

речи,

обогащения

словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у

детей

быстро

устанавливать

разнообразные,

иногда

совсем

неожиданные

связи

между

привычными

предметами,

творчески

создавать

новые

целостные

образы

из

отдельных

разрозненных

элементов.

Детям

предлагается

придумать

три

слова,

не

связанные

по

смыслу,

например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание —

составить как можно больше предложений, которые обязательно вклю-

чали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать дру-

гие слова).

3.

«Исключение

лишнего».

Задача,

которую

необходимо

выполнить

ребенку

состоит

в

исключении

одного

предмета,

не

имеющего

некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо

оставить

только

те

слова,

которые

обозначают

в

чем-то

сходные

предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим при-

знаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов ис-

ключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих

оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

5.

«Способы

применения

предметов».

Называется

какой-либо

хорошо

известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно

больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как

подставку

для

кинопроектора,

можно

ею

прикрыть

от

посторонних

глаз

бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных

функций предмета.

Существует

особая

методика

изучения

словарных

слов

с

учащимися,

имеющими

трудности

в

развитии

письменной

речи.

Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только

в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные

словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать.

Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды,

командовать.

Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и

задаем задание на дом.

Изучение

правил

должно

происходить

на

опорных

таблицах

с

выделением ключевых слов правила.

Основной проблемой работы учителей в классе с детьми с ЗПР, считаю,

включение данных детей в работу на уроке, т.к. темп работы у них ниже, чем

у остальных детей класса, к этому прибавляется и наличие затруднений в

усвоении материала. Как же организовать работу на уроке?

Работа в группе помогает включить детей в процесс обучения

Ученики с ЗПР принимают активное участие при составлении

схем-опор, алгоритмов действия при изучении различных правил

Во 2 классе оценивание работы производилось всей группы в целом.

Для обучающихся с ЗПР создавалась ситуация успеха. Начиная с 3 класса,

оценивание

работы

каждого

происходит

внутри

группы,

самими

обучающимися, согласно вкладу каждого в процесс выполнения задания.

Ученики с ЗПР постепенно включаются в работу группы.

Также,

основной

формой

организации

работы

является

технология

дифференцированного обучения.

Урок математики в 4 классе по теме «Что узнали, чему научились»,

проведенный

6

февраля

в

рамках

недели

педагогического

мастерства

учителей начальных классов.

Цель

урока: формировать

умение

решать

задачи

на

движение,

применять полученные знания при выполнении заданий

Рассказ об уроке на основе слайдов

Заключение:

В

коррекционно-развивающей

работе

необходимо

участие всех служб школы: психологическая служба, логопедическая

служба, помощь медицинского работника, Без слаженной работы всей

команды

результаты

будут

значительно

ниже

и

менее

эффективны

Технология сундучок огорчений



В раздел образования