Автор: Фахрутдинов Ирек Агзамович
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Казанское суворовское военное училище МО РФ
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивационные педагогические технологии в системе оценивания образовательных результатов"
Раздел: среднее образование
МОТИВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В
СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Фахрутдинов И.А.
(ФГКОУ Казанское Суворовское военное училище МО РФ)
Одной из составных частей процесса обучения является контроль знаний
учащихся, который на сегодняшний день определяет качество преподавания,
содержание программы, учебно-методическое обеспечение и в целом оценку
образовательного процесса. Несмотря на кажущуюся простоту, это требует
учета
многих
факторов
как,
наличие
творческой
атмосферы,
этических
отношений между учеником и учителем, личностной характеристики каждого
ученика. И на первый план выходит системно – деятельностный подход в
образовательном
процессе,
направленный
на
практическое
применение
знаний учеником.
Учитель, который правильно осуществляет контроль знаний, умений,
навыков, полученных учениками, может оказать своевременную помощь и
добиться
поставленных
целей
в
обучении.
Проверка
знаний
не
должно
оцениваться правильно или неправильно. В каждом этапе усвоения ученик
должен
стремиться
к
результату.
Создавая
благоприятные
условия
для
развития познавательных способностей учеников, учитель активизирует эту
деятельность.
Составным
компонентом
контроля
является
проверка.
При
этом
учитель
получает
объективную
информацию
о
степени
освоения
изучаемого материала и выявляет недостатки, пробелы в знаниях.
При
контроле
успеваемости
учитываются
качественные
и
количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели
фиксируются
в
баллах
или
в
процентах,
а
качественные
в
оценочных
суждениях типа «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Оценка это -
средство для стимулирования обучения, положительной мотивации, влияния
на личность. Если оценка объективна, то у учащегося создается адекватная
самооценка, критическое отношение самому себе, к своим успехам.
К. Д. Ушинский строго критиковал существующие формы контроля.
Характеризуя его недостатки, подчеркивал то, что существующие подходы и
способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель
спрашивает
одного
или
нескольких
учащихся,
а
остальные
в
это
время
считают себя свободными от какой-либо деятельности. Естественно, в такой
обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.
Современная
педагогика
требует
разнообразить
функции
оценки,
которая
бы
отражала
все
стороны
учебной
деятельности
учащихся
и
обеспечивала бы их выявление. Эта проблема волнует многих педагогов и
каждый из них в той или иной степени находит выход из этой ситуации.
Необходимо
понять,
что
в
педагогике,
как
в
общественной
науке
и
практике,
нет
и,
по
сути,
быть
не
может
количественно
измеряемых
показателей,
касающихся
обучаемости,
обученности,
воспитанности,
развитости ребенка [1]. Педагогические технологии в системе оценивания
можно только усовершенствовать и оптимизировать.
Устный опрос, как способ контроля может проявлять интерес к учебе
эпизодиче ски
только
с
целью
получения
хорошей
оценки
и
самоуспокоенности на некоторое время, что его не спросят.
Диагностика
и
контроль
успеваемости
должны
быть
объективны,
системны,
наглядны.
Объективность
–
научность
содержания
диагностических тестов, дружеское отношение педагога ко всем ученикам,
точное критерии оценивания знаний, умений.
Принцип наглядности (гласности) - это проведении открытых испытаний
всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося
носит наглядный, сравнимый характер. Здесь преподаватель может провести
письменный контрольный опрос или тестирование, где вопросы должны быть
составлены для всех учеников одинаковой сложности. Результаты опроса или
тестирования оцениваются определенными баллами, исходя из сложности
вопросов, затем -
отметками. Для объективности оценивания результатов
опроса
или
тестирования,
вопросы
и
задания
должны
содержать
метапредметную
направленность,
четко
и
однозначно
сформулированы,
просты
для
понимания.
Это
рационально
проводить
через
определенные
периоды, например, после изучения новой темы.
Одно из основных требований ФГОС гласит, что ученик должен уметь
самостоятельно добывать и применять знания. В данной ситуации было бы
рационально в конце урока вместе с домашним заданием объявить и тему
следующего
занятия.
Что
бы
это
дало?
Во-первых,
направление
для
самостоятельного
поиска
учениками
материала
следующего
занятия,
возможность подготовиться к занятию. Во-вторых, возможность раскрыть
с ебя
путем
дискутирования
с
учениками
и
п р е п од а в ат е л е м ,
аргументированно, излагать свои мысли, принимать активное участие в ходе
занятия.
Исходя
из
сложности
поставленных
вопросов,
решения
проблемных
ситуаций, ученик в ходе урока (как вариант) может получить за высокий
уровень - красный жетон, за средний - желтый, за низкий – зеленый. В любой
момент ученик по желанию может заменить два зеленых жетона на один
желтый, два желтых – на красный. Красный жетон соответствует оценке –
отлично,
желтый
–
хорошо,
а
зеленый
–
удовлетворительно.
У
него
появляется
желание
поднять
свой
рейтинг,
мотивированно
готовиться
к
урокам и активно участвовать в ходе урока. Ученик в любой момент, по
собственному желанию, следуя ранним договоренностям, может поменять
жетоны на оценки.
Дополняясь
принципом
добровольности
обучения
(а
значит,
и
контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников
средства принудительного обучения превращается в способ рационального
определения личного рейтинга -- показателя значимости (веса) человека в
цивилизованном обществе.
Используемая литература:
1.
М.М. Поташник, М.В. Левит.
Как помочь учителю в освоении
ФГОС. – М:Педагогическое общество России, 2015. – 320с.
2 .
Г у з е е в
В . В .
И н н о в а ц и о н н ы е
и д е и
в
с о в р е м е н н о м
образовании//Школьные технологии.1997-№1.
.