Напоминание

"Создание условий для индивидуализации образования и успешности каждого ребёнка на примере внеурочной деятельности."


Автор: Воробьёва Светлана Лазарьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №15" г. Гурьевска
Населённый пункт: Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Создание условий для индивидуализации образования и успешности каждого ребёнка на примере внеурочной деятельности."
Раздел: начальное образование





Назад




Содержание

Введение

1.

Подходы к проблемам экологического образования детей

2.

Экологическая культура и эстетическое воспитание ребенка

3.

Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине

4.

Календарные праздники как средство экологического воспитания

детей

5.

Проектная деятельность с учащимися

6.

Разработка системы отслеживания динамики изменения личности

и результативности учебно-воспитательного процесса

Заключение

Список литературы

3

5

8

10

12

13

14

15

16

3

Введение

Внеурочная деятельность сегодня рассматривается, как неотъемлемая

составная часть образовательного процесса и выступает как мощное средство

формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования

неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребёнка,

что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного

достоинства.

Дети приходят в школу со своими интересами к познанию и творчеству.

И для того, чтобы ребёнку стало интересно учиться, творить, ему необходимо

создать оптимальные условия, и задачи учителей помочь в реализации этих

интересов через разнообразные виды творческой деятельности, способствуя

формированию и развитию личности ребёнка.

Если попытаться определить наиболее важный фактор, влияющий на

развитие личности ребёнка, то таким фактором является профессионализм

учителя: только рядом с мастером может вырасти другой мастер, развитие

личности

эффективно

там,

где

есть

постоянная

заинтересованность

в

ребёнке. Для учителя личность воспитанника - главная ценность и основной

объект его заботы. Он оказывает помощь ребёнку и взаимодействует с ним,

побуждая

его

самостоятельно

осмысливать

и

решать

собственные

личностные проблемы, уважает его право выбора на выбор и проявление

«самости»,

в

том

числе

на

самоопределение,

самоорганизацию,

самореализацию.

Как создать условия для индивидуализации образования и успешности

каждого ребёнка? Что предложить, на чём построить интересное общение,

как организовать деятельность, чтобы помочь ребёнку в его самостоятельном

росте, приобщить его к социальным и нравственным нормам, культивируя

индивидуальную уникальность?

Я попытаюсь ответить на эти вопросы

на конкретных примерах с

целью поделиться своим опытом, как можно с помощью используемых мной

3

форм и методов создать условия, чтобы ребёнку было интересно учиться.

Чтобы у него развивались такие качества, которые позволили бы ему стать

успешной

личностью:

мобильной,

самостоятельной,

креативной,

чтобы

у

него сформировался личный опыт при решении тех или иных проблем.

4

Подходы к проблемам экологического образования детей

В настоящее время содержательной и более продуктивной является

образовательная

практика,

основанная

на

формировании

и

реализации

индивидуальной

образовательной

траектории

в

соответствии

с

потребностями и наклонностями учащегося.

Реализация индивидуального маршрута обеспечивает более высокую

мотивацию к обучению, раскрытие способностей и наклонностей учащегося

и

как

следствие

рост

удовлетворённости

образовательным

процессом

и

повышение уровня достигнутого результата.

Построение

образовательного

пространства

сообразно

возрасту,

потребностям

и

наклонностям

учащегося

цель

моей

образовательной

деятельности.

Для достижения данной цели в образовательную практику вносится

ряд

изменений,

позволяющих

наиболее

полно

р е а л и з о в ы ват ь

индивидуальные образовательные траектории,

и определены следующие

ключевые задачи:

создание оптимальных условий для всестороннего развития

каждого

ребёнка

на

основе

его

индивидуальных

способностей

и

потребностей;

воспитание

человека

гуманного,

сочетающего

в

себе

любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к

сопереживанию;

воспитание гражданских и нравственных качеств;

развитие

творческого

мышления,

необходимого

для

практической

деятельности,

познания,

ориентации

в

окружающем

мире, расширение зоны творческих возможностей.

Привить

интерес

к

творческому

объединению

пытаюсь

через

удовлетворения

потребностей

в

новизне

впечатлений,

общении

и

5

самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание,

искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Предлагаемые

формы

освоения

учебного

материала

в

сочетании

с

различными видами деятельности и учёт возрастных особенностей учеников

позволяет

наиболее

эффективно

достигать

поставленных

целевых

ориентиров.

У

нас

есть

своя

эмблема,

девиз:

«Всегда

дерзать,

всегда

творить,

стремиться к делу, труд любить!», гимн эколога и свои заповеди:

1.

Школа – это твой родной дом. Дорожи им и береги его.

2.

Помни, что ты пример для всех. Твои дела и поступки –

зеркало для других.

3.

Научился сам, научи другого.

Также у нас существует традиция давать клятву :

« Вступая в ряды экологического отряда торжественно обещаю»:

быть преданным избранному делу;

с

желанием

и

старанием

заниматься

творче ской

деятельностью;

никогда не упускать возможности узнать больше, чем знаю;

б ы т ь

ч е с т н ы м ,

п р и н ц и п и а л ь н ы м ,

и с к р е н н и м ,

уважительным и справедливым;

быть активным, весёлым, дружелюбным.

В школе вместе с ребятами можно оформить стенд под названием «Всё

в

наших

руках»,

куда

ребята

при

вступлении

в

экологический

отряд

размещают свои фотографии, фотографии своих друзей, своих домашних

питомцев, фотографии нашего города. В течение года фотографии на стенде

обновляются, а снятые фотографии помещаются в общий альбом. Во время

адаптации

через

фотографии

дети

больше

узнают

друг

о

друге,

устанавливается

благоприятный

морально

-

психологический

климат

в

коллективе.

6

Очень важно, чтобы был живой уголок, комнатные растения, где дети

могут общаться с животными, учиться ухаживать за ними, вести наблюдения.

7

Экологическая культура и эстетическое воспитание ребёнка

Воодушевлённый

идеей

всестороннего

развития

ребёнка

К.

Д.

Ушинский в своей педагогической теории и практике отводил эстетическому

воспитанию,

и

общению

с

природой

в

частности,

значительное

и

заслуженное место.

Красота

природы,

считал

он,

является

могущим

помощником

в

воспитании человека, и самое заботливое воспитание без этого элемента

отличается

сухостью,

односторонностью,

неприятной

искусственностью,

душной атмосферой закрытых домов.

Умение

наблюдать

и

воспринимать

природу

и

её

явления

имеет

огромное образовательное значение. В первую очередь при усвоении знаний

естественного научного цикла.

Одной из действенных форм экологического образования и воспитания

являются

экскурсии

в

природу

и

в

музеи.

Тематические

экскурсии

способствуют

закреплению

и

конкретизации

полученных

знаний

и

прививают интерес и любовь к природе. Наблюдения во время экскурсий

служат

основой

для

определения

конкретной

тематики

различных

форм

творческой деятельности.

А потому экологическим экскурсиям отводится важное место в нашем

объединении. Это полезно и тем учащимся, которые ставят перед собой цели

научно

познавательные

и,

и

тем,

кто

просто

хочет

научиться

видеть,

слышать, чувствовать, ощущать природу.

Экскурсии

дают

возможность

ребёнку

преобразить,

сделать

прекрасным свой внутренний мир.

Детям важно постоянно объяснять, что природа является составной

частью культуры народа и, следовательно, она и есть сама по себе культура.

Посещение

краеведческого

музея

в

городе

Гурьевска,

поездки

в

Томскую

Писаницу,

в

краеведческий

музей

посёлка

Беково

Беловского

8

района

незабываемое

познавательное

времяпровождение.

Там

дети

знакомятся с культурой нашего народа и природой родного края.

На экскурсиях летом и осенью с детьми заготавливаем природный

материал (сухоцветы, солому, перья, шишки, ракушки, коряги, скорлупу) и в

течение года делаем поделки, гербарии, картины, которые выставляем на

выставках или дарим своим близким.

При

работе

с

природным

материалом

развиваются

творческие

способности, эстетические чувства, ребёнок индивидуально и совместно с

членами творческого объединения радуется работе сделанной своими руками.

Воспринимать

и

понимать

природу

помогают

картины

русских

художников,

которые

висят

в

кабинете

и

у

детей

есть

возможность

любоваться

творчеством

И.

Левитана,

Ю.

Васнецова,

А.

Пластова,

В.

Сурикова, И. Шишкина и др.

Также большое внимание отводится художественному творчеству на

занятиях. Дети рисуют природу, своих любимых животных, агитационные

плакаты, такие как «Спасём зелёную красавицу», «Помоги птицам зимой!»,

«Сохраним леса от пожаров» и другие.

Лучшие работы отправляем на

выставки, развешиваем в кабинете, в своём учреждении.

Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине

9

В

нашей

стране

наблюдается

утрата

традиционного

российского

патриотического

сознания,

наблюдается

проявление

таких

негативных

качеств,

как

равнодушие,

нетерпимость,

агрессивность,

неуважительное

отношение к истории. В этой ситуации актуальны слова президента РФ В.В.

Путина

о

том,

что

утратив

патриотизм,

связанные

с

ним

национальную

гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие

свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения

является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.

Поэтому

программа

предусматривает

осознанное

участие

детей

в

практических природоохранных акциях.

Через

экологические

акции

«Посади

дерево»,

«Каждой

пичужке

кормушку», «Аллея памяти», «Озеленим город» и другие прививаем чувство

доброго

и

милосердного

к

окружающему

нас

миру

и

внимательного

отношения к людям, а так же гордость за свою малую Родину.

Детям очень нравятся массовые мероприятия на свежем воздухе, и это

способствует укреплению здоровья,

они получают положительные эмоции,

способствующие

адаптации

в

социуме,

общению

с

людьми,

многим

воспитанникам предоставляется возможность выразить себя, проявить новые,

доселе скрытые качества личности, ребята учатся проявлять тактичность,

вежливость, уметь заботиться о старших и многому другому.

Мы

стараемся

поддерживать

связь

с

ветеранами

Великой

Отечественной

войны.

Ребята

к

празднику

Пожилого

человека,

к

Дню

Победы делают подарки своими руками, готовят концерт и выступают.

Календарные праздники как средство экологического воспитания детей

10

В течение года проводятся праздники, посвященные знаменательным

экологическим датам: «День защиты животных», «День воды», «День птиц»,

«День здоровья», «День Земли».

Педагогическая

ценность

календарных

праздников

в

том,

что

они

сохраняют

традиции

игрового

взаимодействия

взрослых

и

детей.

В

праздниках принимают участие все, и каждому отводится своё место и своя

роль.

Праздник,

в

котором

дети

и

взрослые

являются

активными

участниками, обретают воспитательную и развивающую направленность.

Учащиеся всегда выполняют с удовольствием, - придумывание

движений к хороводным песням, игровые драматизации их текстов. Игры,

пословицы, поговорки, загадки, сказки, эстафеты всё это есть на праздниках.

Особенно ценным является то, что воспитанники получают возможность

вносить свои предложения и участвовать в разработке сценария.

Проектная деятельность с учащимися

11

В экологическом отряде мы занимаемся исследовательской деятельностью.

Исследовательская

деятельность

позволяет

выработать

умения

и

навыки,

которые необходимы при осуществлении проектной деятельности.

Новые

требования

к

целям

обучения,

к

содержанию

образования

заставляют

учителя

по

новому

подойти

к

построению

обучения:

от

принципа передать знания нужно перейти к принципу научить получать

необходимые знания и умения «самостоятельно, в совместном поиске».

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической

практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века,

наблюдается

новая

волна

интереса

к

технологии

проекта

в

школьном

образовании.

Основным отличием метода проектов в сравнении с традиционными

методами является то, что при внедрении его в практику происходит более

эффективный,

недостижимый

ранее

результат.

В

ходе

работы

ученики

получают опыт постановки проблемы, приобретают знания самостоятельно,

пользуются приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и

практических задач, выбирают адекватные методы и формы презентации

результатов. В этом сущность проектной деятельности.

Пространство

проектирования

представляется

как

сотворчество

учителя с детьми, где соблюдаются правила:

-

поддерживать

друг

друга

в

стремлении

завершить

необходимую

работу;

- стимулироваться доставлением радости от опыта совместной работы;

- отмечать успехи;

- обсуждать изучаемый совместно материал;

- помогать друг другу, анализировать задачи, определять их виды;

- учиться сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

Уже с первого года обучения учимся проектировать, где ребёнок учится

добывать

знания

самостоятельно,

учится

пользоваться

приобретёнными

12

знаниями

для

решения

новых

познавательных

и

практических

задач.

Проектная деятельность стала частью учебного процесса, она внедряется в

практику с 2005 года.

С учащимися можно придумать такие проекты: «Наше здоровье – в

наших руках», «Без воды и ни туды и ни сюды», «Глаза покинутых собак»,

«Зачем

нужны

кормушки»,

«Мусор

от

А

до

Я»,

«Экология

комфорта»

«Астрологический календарь и садоводы», «Экологические катастрофы» и

другие.

Опыт применения проектной технологии позволил убедиться в том, что

в

технологической

цепочке

проекта

первый

этап,

а

именно,

выявление

личностно

значимой

проблемы,

является

решающим

в

достижении

результата. Каждый последующий этап оказывает своё влияние на участника

проекта в плане формирования личностных качеств ребенка.

Ценность

учебной

деятельности

в

этой

технологии

определяется,

прежде

всего,

процессом

достижения

результата

и

в

меньшей

степени

получением

конкретного

продукта

исследования.

Этим

и

отличается

личностно-ориентированная

направленность

дополнительного

образования

от традиционно-знаниевого. Таким образом, в воспитании ребенка я вижу

получение результата только от системного, технологичного подхода к своей

педагогической деятельности.

13

Разработка системы отслеживания динамики изменения личности

и результативности учебно-воспитательного процесса

Правильно

оценивать

уровень

воспитанности

ребёнка

и

всего

коллектива в целом очень трудно: результаты воспитания малозаметны с

первого взгляда, и тем не менее, они есть. В этом помогает проводимая

диагностика

воспитательного

процесса.

Результаты,

полученные,

в

ходе

диагностики

служат

средством

формирования

ценностных

ориентаций,

исходным

материалом

для

планирования

и

выдвижения

новых

целей.

В

творческом объединении существует диагностический инструментарий, где

учитываются

все

показатели

результативности

(учебные,

личностные

и

социальные

до стижения

детей).

Суще ствует

п е р во н ача л ь н ы й ,

промежуточный

и

итоговый

контроль,

за

достижениями

воспитанников.

Форма

его

различна:

наблюдение,

анкетирование,

тестирование.

Данные

педагог заносит в портфолио. В портфолио помещаем фотографии, рисунки,

индивидуальный маршрут развития ребёнка, личные достижения ребёнка .

Индивидуальный маршрут развития педагог делает в виде графика.

Вступая в экологическое объединение, ребёнок заполняет анкету

«Тренинг знакомства», в которой пишет, что бы он хотел получить в процессе

работы в кружке, его мечты, кто у него лучший друг, чем бы он хотел себя

вознаградить в конце четверти, года. Также ведётся карта экологической

воспитанности,

которую

заполняет

учитель

после

беседы

с

ребёнком,

наблюдения.

После проведения диагностики учитель пишет аналитическую справку

о состоянии качества образования по результатам диагностики «»Развитие

мотивации личности к познанию и творчеству».

Заключение

14

Для детей нашей школы создана атмосфера комфорта и уюта, где есть

возможность максимально реализовать себя в любимом деле, проявить своё

мастерство, способности и таланты.

Опыт

работы

подтверждает,

что

внеурочная

деятельность

при

правильной организации играет огромную роль в образовательном процессе,

занятия в экологическом объединении помогают ребёнку:

выявить

и

развить

свои

потенциальные

творческие

способности;

достаточно

рано

определиться

в

своих

интересах

и

возможностях;

испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишён в

основной учебной деятельности;

получить

разнообразный

социальный

опыт,

научиться

содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

самоутверждаться социально адекватным способом;

удовлетворить

свои

образовательные

потребности,

выходящие за рамки школьной программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что для всестороннего развития

каждого

ребёнка

на

основе

его

индивидуальных

способностей

и

потребностей,

для

воспитания

человека

гуманного,

сочетающего

в

себе

любовь

ко

всему

живому,

доброту,

способность

к

сопереживанию,

для

воспитания

гражданских

и

нравственных

качеств

необходимо

создание

условий для индивидуализации образования и успешности каждого ребёнка.

Список используемой литературы

1.

Конвенция о правах ребёнка. [Текст] Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991 г.

15

2.

Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995 г. За №233 «Об

утверждении типового положения об учреждении дополнительного

образования детей».

3.

Федеральный закон «Об образовании» (№186-ФЗ 23.12.2003)

4.

Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности

школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова //- М., 2002 г. –159 с.

5.

Бондаревская,

Е.В.

Ценно стные

о снования

лично стно

ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика

– 1995. - №4. - С. 29-36.

6.

Боровиков,

Л.И.

Педагогика

дополнительного

образования:

Учебно-

методическое

пособие

для

руководителей

детских

творческих

объединений. [Текст] / Л.И. Боровиков // - Новосибирск, 2014 г. С. 64

-69.

7.

Иванов, И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. [Текст] / И.П

Иванов // - Псков, 2013 г. – 164 с.

8.

Ковязина,

Т.И.

Организация

социально

значимой

деятельности

в

у ч р е жд е н и я х

д о п олн и т е льн о го

о б р а зо ва н и я :

с о ц и а л ь н о

образовательные

проекты

[Текст]

/

Т.И.

Ковязина,

Н.Е.

Галицина

//Учитель, Волгоград, 2010 г. – 153 с.

9.

Куракина,

Н.

Л.

Психологические

аспекты

проектной

деятельности

[Текст] / Н.Л. Куракина, И.С. Сидорчук // издательство «Учитель», М. –

2010г. – 191 с.

10.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К.

Селевко //М., 2008 г.

11.Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] /

Н.Е. Щуркова. М.,2003 г. – 140 с.

16



В раздел образования