Автор: Фулавкина Наталья Васильевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ Северного района Новосибирской области детский сад "Сказка"
Населённый пункт: с.Северное
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей."
Раздел: дошкольное образование
Мастер–класс
Тема: Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей.
Цель и задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного
возраста;
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой
моторики.
Участники: педагоги
Форма проведения: мастер – класс
Ход мастер-класса:
Слайд №1
Выход под веселую мелодию
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но всё равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось. Можно начать.
- Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам вместе со мной выполнить два
упражнения и подумать, что они развивают?
-
Предлагаю подняться и на месте выполнить первое упражнение. Внимание на
экран!
Слайд №2(На экране отрывок из фильма «Джентльмены удачи»)
1
Коллеги повторяют.
- Спасибо. Прошу присесть на свои места.
- Второе упражнение. (Лист бумаги)
(Заранее в залу, фокус – группе, жури раздать белые листы)
- Уважаемые коллеги, у некоторых из вас есть лист бумаги. Возьмите лист бумаги
правой рукой. Вы будете мять бумагу, следуя моим инструкциям.
слайд № 3(под мелодию из фильма «Операция Ы»)
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
Вопросы залу:
- Итак, коллеги, как вы думаете, что развивают эти упражнения?
(данные упражнения развивают моторику)
Слайд №4 (Что такое моторика? ) -Верно, моторику.
Слайд №5- Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому
принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». На
кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче
огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в
целом.
Различают крупную и мелкую моторику.
- Как вы думаете, 1 упражнение какую моторику развивает? (крупную)
Слайд №5Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны …. – все это относится к
крупной моторике.
- А 2 упражнение? (мелкую)
- Крупная моторика – это основа. Вначале ребенок осваивает крупную моторику, а
потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Слайд
№5Мелкая
моторика
–
это
способность
манипулировать
мелкими
предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают
мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах,
рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
2
-Давайте узнаем, почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук.
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение
пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах
нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя
общая моторика при этом может быть нормальной.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки! И
что как не игры и упражнения являются важной частью работы по развитию мелкой
моторики.
Слайд №6-Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить одно пальчиковое
упражнение. «Мышка»
(Показываю)
Сначала на одной руке : мизинец и указательный палец согнуты - это ушки.
Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. А теперь на
другой.
- Легко или трудно было сразу выполнить это упражнение?
- Почему? (п.ч. слабо развита мелкая моторика)
- С данной проблемой, как слабо развитая мелкая моторика, я столкнулась с детьми
младшего дошкольного возраста.
Слайд №7
-
Поэтому тема моего мастер – класса
«Дидактические игры как средство
развития мелкой моторики рук у детей».
-
Сегодня
я
хочу
поделиться
с
вами
своими
находками
по
данной
теме,
поучаствовать в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Объяснение задания фокус-группам
-
Итак,
фокус-группы.
У
вас
на
столах
лежат
инструкции
и
материал
для
выполнения дидактического пособия. Используя их, выполните задание.
(фокус-группы приступают выполнять задания «Птица из ткани в технике
оригами»).
Слайд №8 птичка-невеличка - Фокус-группам необходимо выполнить птицу из
ткани в технике оригами. Наполнителями птицы будут служить различные крупы.
фокус-группы работают
- С введением ФГОС образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный
важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования
в жизни человека.
- Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования».
Слайд №9 с выдержками из ФГОС
3
- Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с такими проблемами детей,
как:
слайд с диагностикой №10
-слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики
рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается
скованность.
Ребенок
при
выполнении
заданий
начинал
капризничать,
у
него
ухудшалось настроение.
- Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель:
Слайд№11 с целью и задачами
развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного
возраста через различные виды деятельности.
- По теме «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у
детей» я работаю углубленно третий год.
В своей работе я использую различные способы, игры и пособия для развития
мелкой моторики у детей.
Слайд №12 видеоролик
- Моя развивающая среда
периодически пополняется пособиями и играми
фабричного производства, а также играми, которые сделаны своими руками:
(Фотографии)
Слайд №13- Это бизиборд, веселая ладошка, пирамидка
Слайд №14-сенсорный цветок, занимательное ведерко, накорми поросенка.
Слайд№15- веселая гусеница, придумай узор, игры с прищепками.
Слайд№16 - мягкие пазлы, многофункциональное солнышко, разноцветная
змейка
Слайд №17-18- заплатка из пуговиц, шнуровки, многофункциональный куб и
многое другое.
- Данные игры развивают не только мелкую моторику, но и логическое мышление.
- Фокус-группы готовы. Предлагаю выйти и показать всем, какие замечательные
птички-невелички у вас получились. Повторяем вместе со мной.
(фокус-группы презентуют работы. Подходят ко мне слева и справа)
Слайд № 19Звучит видео музыка «Птички-невелички»
1. Вот летали птички,
птички-невелички.
Все летали, все летали –
крыльями махали.
2. На дорожку сели,
зернышек поели.
4
Клю-клю-клю-клю –
как я зернышки люблю
3. Перышки почистим,
чтобы были чище.
Вот так и вот так,
чтобы были чище!
.
4. Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгаем по веткам. когда музыка стихла.
слайд № 20(Звучит запись собаки)
Я беру игрушку собачку и говорю,
-А собачка прибежала
И всех пташек распугала.
И сейчас каждой птичке-невеличке нужно найти себе пару в зависимости от
наполнителя!
Ищут пару
Вопросы фокус-группам:
- Уважаемые коллеги, скажите, каким образом вы смогли найти себе пару? (по
наполнителю) Какой наполнитель у вас? (спрашиваю у пар)
- Каково назначение наполнителя в птичках?
- Как можно использовать данное пособие в работе с детьми?
слайд №21 - Подведём итог: почему так важно развивать мелкую моторику?
слайд
№22
Сенсорное
пособие
«Птичка-невеличка»
с
удовольствием
используется в работе с детьми с целью организации групповых и индивидуальных
игровых ситуаций.
Уважаемые коллеги, я представила вашему вниманию совсем малую часть игр,
которые использую в своей работе.
Рефлексия
Сейчас я предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево. Если вам мой
мастер-класс понравился, прикрепите птичку на дерево, если нет – под дерево.
- Почему вы прикрепили птичку на дерево?
- Я очень рада, что могу участвовать на таком мероприятии, поделиться своими
находками, посмотреть другие мастер классы.
И в завершении я предлагаю, посмотрите на свои ладони и представьте на одной
УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко
накрепко соединить в аплодисменты. Слайд №23«Спасибо за внимание»!
5