Автор: Кийкова Вера Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 г. п. Советский"
Населённый пункт: г. п. Советский, Выборгский р-н, Ленинградская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Планирование в подготовительной группе по теме "Осенний лес. Грибы".
Раздел: дошкольное образование
(22.10.18 – 26.10. 18)
Тема: «Осенний лес, грибы».
Цель: Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада) о
времени сбора урожая грибов. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение видеть красоту осеннего леса.
Углубить представления детей об изменениях в природе осенью.
Итоговое мероприятие
«
Игра – соревнование «Умники и умницы».
Цель: воспитывать соревновательный дух, умение поддерживать свою команду, помогать друг другу, закреплять знания об
осени, грибах, развитие связной речи.
22.10.18 - понедельник
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей
среды для совместной
деятельности
Взаимодействие с родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
Рассматривание иллюстраций с
грибами.
Цель: продолжать знакомить
детей с дарами леса.
Игра с мячом: «Живая – неживая
природа».
Цель: закреплять у детей понятие
о живой и неживой природе.
Самостоятельная деятельность
детей в игровых уголках по
интересам.
Цель: воспитывать у детей
правила поведения в группе
(говорим спокойным голосом,
воспитывать дружеские
взаимоотношения).
Работа с бумагой:
оригами.
Цель: развивать у
детей мелкую
моторику рук,
развивать внимание,
умение складывать
лист бумаги по
диагонали, пополам,
отгибать уголки
(справа, слева).
(Ваня Ф., Вера, Ваня К.,
Дима).
Дежурство по столовой.
Цель:
продолжать
закреплять у детей умение
сервировать столы,
вызывать заботливое
отношение, оказывать
помощь взрослым.
Закреплять у детей умение
поддерживать чистоту и
порядок в своём
Подготовить иллюстрации
леса, иллюстрации и муляжи
грибов.
Мяч.
Игрушки по выбору детей.
Бумага, ножницы.
Индивидуальные беседы
о самочувствии детей
после выходных дней.
Познакомить родителей с
лексической темой
недели.
НОД
1.Формирование целостной картины мира. Тема: «Царство грибов».
Цель: Систематизировать у детей знания и представления о грибах, и их многообразии.
Задачи:
-обучающие: учить составлять группы по разным основаниям: особенности строения гриба, месту, способах
приготовления, по количеству произрастания, способу размножения;
-развивающие: развивать мышление;
-воспитательные: воспитывать
интерес
к
грибам,
бережное
отношение
к
ним,
умение
беречь
природу,
охранять её.
2.Конструирование (из бумаги). «Грибы».
Задачи: формировать умения у детей планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную
цепочку действий;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно работать с клеем;
- развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
3.Физкультура (по плану инструктора по физической культуре).
1-ая прогулка
Наблюдение за деревьями.
Цель: сравнить деревья в начале
осени со срединой осени, листвы
осталось совсем мало, развивать
умение проговаривать выводы.
П/и: «Краски».
Цель: развивать у детей ловкость,
быстроту движений, умение
менять направление во время
бега.
Учить сохранять
равновесие, стоя на одной
ноге.
(мальчики)
Труд «Подметание песка
на веранде».
Цель: воспитывать у
детей трудолюбие,
аккуратность.
Выносные игрушки.
Инвентарь для труда.
2-ая половина
дня
С/ролевые игры « Строители» «
Парикмахерская» - закреплять
умение брать на себя различные
роли в соответствии с сюжетом
игры.
П/и: «Быстро возьми».
Цель: учить детей ходить, бегать
по кругу, действовать по сигналу,
развивать ловкость, быстроту.
Игра: «Я знаю пять названий
деревьев».
Цель: закреплять название
деревьев Ленинградской
области.
Вспомнить правила
поведения в лесу «Что
делать с ядовитыми
грибами?»: расширять
представления о грибах,
дать , для чего они
нужны в природе.
Строительный
материал, машины,
каски. Атрибуты для
парикмахерской.
2-ая прогулка
Наблюдения за изменениями
вокруг детского сада.
Цель: продолжать формировать
понятия о смене времен года,
уточнить приметы осени.
П/и: «Быстро возьми».
Цель: учить детей ходить, бегать
Беседа «Знаешь ли ты свой
адрес»
Цель: вспомнить домашний
адрес, развивать память
.
(Илия, Дарина, Лиана,
Таисия).
Уборка игрушек после
игр, уходя домой.
Цель: воспитывать у
детей умение, желание
выполнять свои
обязанности.
Выносные игрушки.
Камушки для игры
«Быстро возьми».
по кругу, действовать по сигналу,
развивать ловкость, быстроту.
23.10.18. - вторник
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей
среды для совместной
деятельности
Взаимодействие с родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в
режимных моментах
Утро
Д / игра: « Назови ласково».
Цель: тренировать детей
образовывать слова
уменьшительно – ласкательного
наклонения
.
Настольные игры по выбору
детей, при затруднении
предложить игры с правилами.
Наблюдение за всходами
ростков пшеницы. Сделать
зарисовку в «Дневнике
наблюдений».
Закреплять умение
правильно держать
карандаш.
(Полина, Диана).
Игра «Четвёртый
лишний».
Цель: развивать
логическое мышление,
Развивать
обобщающие понятия,
связную речь.
(Даша Б., Вера, Ваня К.)
Ситуативный разговор « Для
чего нужно поливать цветы»
Цель: продолжать развивать
желание ухаживать за
растениями, почему мы не
встречаем такие растения на
улице (беседа-рассуждение).
Настольные игры.
Комнатные растения,
атрибуты по уходу.
Д/и: «Четвёртый
лишний».
Памятка «Как вести себя в
природе».
НОД
1.Развитие речи. Тема «В осеннем лесу»
.
Задачи. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, грибок, грибочек,
грибница, грибной, грибник, ножка, шляпка, подберезовик, подосиновик, белый гриб – боровик, сыроежка, опенок
волнушка, груздь, лисичка, съедобные, несъедобные, ядовитые, мухомор). Совершенствовать грамматический строй
речи (образование однокоренных слов). Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.
Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, память, речевой слух, связную речь; координацию речи с
движением, мелкую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Лепка « Корзинка с грибами».
Цель: Дать представление о грибах, которые растут в лесу.
Задачи:
Воспитательные:
— воспитывать умение радоваться красивой поделке, желание вылепить как можно лучше;
— воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.
Развивающие:
— развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов: углубление, загнутые края, утолщающиеся
ножки.
— развивать умение применять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание.
Обучающие:
— Учить детей лепить корзину с грибами.
— Закреплять умение классифицировать грибы (съедобные-несъедобные).
3.Музыкальное: по плану музыкального руководителя.
Напомнить родителям об
участии в выставке
«Осенний букет»
(совместное творчество
родителей с детьми).
1-ая прогулка
Наблюдение за погодой.
Цель: развивать познавательную
активность детей при
наблюдении, Умение делать
выводы.
Игры-соревнования «Дорожка
препятствий» Цель: упражнять в
быстром беге, развивать
Правила безопасности
во время катания на
велосипеде.
(Серафим, Ваня Ф.,)
Продолжать учить
детей прыгать через
скакалку.
Труд: уборка опавшей
листвы.
Цель: познакомить
детей, как можно
утеплять корни
деревьев, сгребая листву
под деревья и кусты.
Велосипеды, выносные
игрушки, скакалки.
ловкость.
Самостоятельные игры детей с
песком.
(Соня, Мадина, Даша).
2-ая половина
дня
Чтение сказки В.Сутеева «Под
грибом».
Цель: продолжать развивать
внимание, воспитывать
положительные качества с
помощью художественной
литературы.
С/N игра «Путешествие в лес»
Цель: развивать игровой диалог,
умение сочинять сюжет игры,
объединять несколько игр;
воспитывать социально активную
личность.
Игровые упражнения с
обручем.
Цель: закреплять
умение крутить обруч,
вращая её вперед,
назад.
(Серафим, Диана,
Полина, Тимофей).
Решение проблемных
ситуаций «Что делать,
если ты потерялся в
лесу».
Цель: воспитание
умение находить
решение в сложных
ситуациях
.
Книга В. Сутеева «Под
грибом».
Обручи.
Игры для игр по выбору.
2-ая прогулка
Наблюдение за облаками «На что
похожи облака?».
Цель: развивать у детей
наблюдательность,
воображение.
П/и:
«
У медведя во бору»
Цель: учить детей действовать по
сигналу воспитателя; учить
координировать свои действия
согласно правилам игры
.
Оздоровительный бег .
Цель : развивать ловкость,
выносливость, быстроту,
вырабатывать технику
правильного дыхания
.
Игра с мячом «Один –
много».
Цель: закреплять
знания о грибах,
правильно называть
окончание слов в
множественном числе.
(Дарина, Герман, Егор,
Вера, Дима, Илия).
Проблемная ситуация
«Как пользоваться
лесными дарами?».
Цель: дать понятие того,
что не все съедобные
грибы, ягоды можно
есть, рассказать о
непригодных местах для
собирания грибов или
ягод, продолжать
знакомить с правилами
безопасного поведения
на природе.
Мяч.
Выносные игрушки (лопатки ,
формочки, грузовик и др.
25.10.18 - среда
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация
развивающей среды для
совместной деятельности
Взаимодействие с
родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Рассматривание репродукции
картины Е.Зуева «Дары леса».
Цель: углублять знания детей о
разных жанрах изо, познакомить с
дарами леса, формировать умение
сравнивать, сопоставлять.
Пальчиковая игра «В лес идем мы
погулять».
Цель: развитие моторики рук.
Беседа на тему:
«Что значить быть
вежливым».
Цель: обогащать
представления о
правилах и нормах
вежливого
поведения.
(Серафим, Тимофей,
Дарина).
Закрепление правил
поведения за столом
во время завтрака.
Беседа « Правила
подготовки рабочих
мест для занятий».
Цель: учить быстро и
аккуратно располагать
на столе материал для
занятий
.
Картина «Дары леса».
Пособия для НОД.
Индивидуальные
беседы и консультации
по запросам
родителей.
НОД
1.ФЭМП. Тема: «В гости к лесовичку».
Цель: Закрепить у детей математические знания, умения и навыки.
Задачи:
• Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать
умение решать задачи путём сложения и вычитания чисел, умение записывать решение задач
цифрами; закреплять знания о последовательности дней недели, о составе числа 6.
• Создать условия для развития логического мышления, внимания, внимательности; способствовать
формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания и понимать
учебную задачу.
• Развивать умение осуществлять самоконтроль выполненной работы.
• Воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельност
2.Рисование декоративное. Тема «Хохломская роспись».
Задачи. 1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его
изображения.
2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод,
завитков, листиков,).
3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.
4. Воспитывать интерес к народным промыслам.
3.Физкультура на улице по плану инструктора по физической культуре.
Предложить родителям
поучаствовать в
соревновании «Папа,
мама, я – спортивная
семья».
1-ая
прогулка
Наблюдение за осенними опятами в
кустах на площадке.
Цель: показать детям, как растут
опята, учить узнавать их по
внешнему виду.
П/и: «У медведя во бору».
Цель: развитие быстрого бега с
увёртыванием, соблюдение правил
игры.
П/и: «Кого назвали, тот
и ловит».
Цель: развитие
внимания, быстроты
реакции, умение
ловить мяч двумя
руками.
(Ваня К., Костя, Герман,
Дима).
Подметание песка на
веранде , в домике, на
корабле.
Цель: развитие
трудолюбия,
воспитывать желание
поддерживать
порядок.
Мяч, выносные
игрушки, инвентарь
для труда.
2-ая
половина
дня
Разгадывание
и сочинение загадок о
грибах и деревьях.
Цель: закрепить знания детей о
грибах и деревьях, упражнять
выделять их ключевые признаки,
развивать связную речь, фантазию,
воображение.
Работа над интонационной
выразительностью по сказке
«Стрекоза и муравей». Повторение
слов диалога муравья и стрекозы.
Работа над движениями, жестами,
мимикой.
Беседа «Как утешить,
пожалеть
обиженного».
Цель: формировать
словарный запас,
воспитание
положительных
моральных качеств
«Учимся заправлять
свои постели».
Цель: Довести до
сознания детей, как
надо правильно
заправлять постель;
воспитывать
самостоятельность,
аккуратность, желание
помочь взрослым.
Воспитывать
ответственное
отношение к труду по
самообслуживанию,
самостоятельность
.
Муляжи грибов.
Постельные
принадлежности.
2-ая
прогулка
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель: развивать наблюдательность,
Развитие движений.
Труд: подметание
дорожек.
«Удочка» для п/игры.
Кубики для
развитие связной речи.
П/и: «Мы весёлые ребята».
Цель: создать дружескую
атмосферу, соблюдать правила
игры, развитие двигательной
активности детей.
П/и: «Удочка».
Цель: развивать умение прыгать с
места в высоту, называть рыб.
Цель: закреплять
навыки в прыжках
через два предмета.
(Диана, Даша, Дима,
Лида).
Цель: вызывать у
детей желание
помогать дворнику,
учить поддерживать
порядок, воспитывать
трудолюбие.
перепрыгивания.
Инвентарь для труда.
26.10.18. - четверг
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация
развивающей среды
для совместной
деятельности
Взаимодействие с
родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Беседа: «Лесные опасности».
Цель: учить детей самостоятельно
классифицировать «съедобные» и «несъедобные» г
Д/игра « Что
происходит в
природе?»
Уход за комнатными
растениями.
Цель: продолжать
Д/ и:
«Предложения по
цепочке».
.
рибы;
вспомнить с детьми правила поведения в лесу,
уточнить и расширить знания детей о грибах.
Д/игры «Предложения по цепочке».
Цель: учить детей составлять предложение по двум
картинкам (повествовательные, вопросительные,
восклицательные), соблюдать правила игры,
-закрепление
употребления в речи
глаголов
,согласования слов в
предложение.
развивать навыки по
уходу за растениями,
самостоятельно
определять
потребности растений.
Комнатные
растения, схемы
по уходу за
растениями,
атрибуты.
НОД
1.Развитие речи
«Знакомство с гласным звуком [о], буквой О»
Задачи: познакомить с гласным звуком [о] и буквой О, учить определять на слух место звука в словах-названиях грибов и
ягод, развивать фонематический слух, учить писать букву О, формировать интерес к чтению
2.Музыкальное: по плану музыкального руководителя.
3.ФЭМП. (игровое). «В поисках сокровищ».
Цель:
закрепить названия и последовательность дней недели;
закрепить названия геометрических фигур;
продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку;
закрепить знание знаков «>», «<» и «=», умение читать записи;
способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.
1-ая прогулка
Наблюдение за небом.
Цель: учить составлять описательный
рассказ, придумывать родственные слова.
П/и: «Золотые ворота».
Цель: создание сплочённости группы,
радостного настроения, развитие
двигательной активности при подлезании.
Игра «Хорошо – плохо».
Цель: развитие мышления,
воображения, развитие
связной речи.
(Лиана, Милана, Егор, Дима).
Трудовая
деятельность.
Сгребание листьев в
кучи и их уборка.
Цель: воспитывать
желание трудиться в
коллективе.
Выносные
игрушки.
Инвентарь для
труда.
2-ая половина
дня
Чтение и разучивание стихов об осени.
Цель: подготовка к осеннему развлечению,
работа над интонационной
выразительностью.
Артикуляционная
гимнастика «За грибами»
Цель: развивать мышцы
артикуляционного аппарата,
Дежурство по
столовой.
Цель: воспитывать
умение
Подборка стихов
про осень.
Индивидуальные
беседы с
родителями об
успехах детей.
Строительные игры с разными
конструкторами.
Цель: продолжать развивать
конструкторские навыки, поощрять
интересные замыслы, инициативу.
Самостоятельная деятельность детей в
уголке ИЗО.
общие речевые навыки.
Прыжки в длину с места.
Цель:
упражнять в прыжках,
отталкиваясь двумя ногами;
совершенствовать
координацию движений.
(Дима, Серафим, Илия,
Василиса).
договариваться о
распределении
поручений.
Индивидуальные
беседы «Несколько
советов родителям
о том, как
воспитывать в
ребёнке культуру
поведения»
2-ая прогулка
Наблюдение за ветром
Цели: продолжать
формировать
умение
определять силу ветра;
расширять знания детей о неживой
природе.
П/и: «Летают, прыгают, плавают».
Цели:
—
- упражнять детей в беге;
.— закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Самостоятельная игровая деятельность
детей.
Цель: наблюдение за общением детей,
умением договариваться.
«Попади в обруч».
Цель: упражнять в метании в
цель.
(Диана, Виолетта, Лиана).
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки
приседания из положения
ноги врозь, перенося массу
тела с одной ноги на другую,
не поднимаясь.
(Ваня Ф., Лёва, Илия,
Тимофей).
Трудовая
деятельность: Уборка
участка детского сада
от опавших листьев.
Цели: учить создавать
радостное настроение
от выполненной
работы; воспитывать
экологическую
культуру.
27.10.18 - пятница
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей
среды для совместной
деятельности
Взаимодействие с
родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Д/игра: «Узнай по голосу»
Цель: развитие слухового
внимания, формирование
умения узнавать друг друга
по голосу.
Дидактическое упражнение
«Запомни, на каком месте
игрушка
Цель: развивать зрительную
память, внимание;
совершенствовать порядковый
счёт.
Настольные игры с правилами.
Цель: развитие внимания,
мышления, умение играть
подгруппами.
Д/и: «Подбери слово».
(что мы делаем с грибами?).
(Ваня К., Лиана, Виолетта,
Таисия).
Д/игра «Назови одним
словом» Цель: упражнять
детей в классификации .
(Вера, Диана, Лида, Егор).
Составь предложение с
заданным словом.
(Серафим, Егор, Виолетта).
Труд в уголке
природы.
«Опрыскивание
комнатных растений
водой из
пульверизатора».
Цель: закрепить
представление детей о
том, что листьям тоже
необходима влага;
воспитывать бережное
отношение к
растениям, учить
детей самостоятельно
определять
необходимость полива
(по цвету и состоянию
почвы, по внешнему
виду растения),
напомнить технику
полива.
Разные игрушки для игры на
внимание.
Пульверизатор с водой,
комнатные растения.
Настольные игры.
Консультация –
беседа с родителями
Артёма и Миланы по
изготовлению
костюмов к
развлечению
НОД
1.Рисование. «Сказка о грибах».
Цель: Закреплять у детей знания о съедобных и несъедобных грибах, запечатлевать это в рисунке, развивать
воображение, формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до
конца.
2.Физкультура – по плану инструктора по физической культуре.
1-ая
прогулка
Исследовательская
деятельность
Рассмотреть через лупу ветку, с
которой только что упал листок.
♦
Что мы увидели? (Еле
заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не
погибли, они только сбросили
отмершие, ненужные листья.
)
Самостоятельная деятельность
на участке с выносным
материалом. Игры по
инициативе детей.
Ходьба по узкой дорожке.
Цель: добиваться улучшения
техники
ходьбы, соблюдая равновесие
.
(Лида, Алёна, Соня, Полина).
Прыжки в длину с места.
Цель:
упражнять в прыжках,
отталкиваясь двумя ногами;
совершенствовать
координацию движений.
(Дима, Серафим, Илия,
Василиса).
Ситуативный разговор
«Нужно самому уметь
складывать свои
вещи».
Цель: закрепить
последовательность
одевания и
раздевания. Обратить
внимание на общение
между детьми.
Лупы.
Выносные игрушки.
2-ая
половина
дня
Итоговое мероприятие.
Игра – соревнование «Умники и умницы».
Цель: воспитывать соревновательный дух, умение поддерживать свою команду, помогать друг другу, закреплять знания
об осени, грибах, развитие связной речи.
Хозяйственно – бытовой труд – мытье игрушек, расчесать кукол.
Цель: воспитывать трудовые навыки, доводить начатое дело до конца.
Консультация для
родителей по
грамоте «Чем занять
ребёнка на
выходных»
2-ая
прогулка
Наблюдение за сумерками.
Цель: сравнить с летним днём и
осенним.
П/и: «Краски».
Цель: сплочение группы,
соблюдение правил игры,
развитие быстрого бега.
С/р игра: «Семья» + «Кафе».
Цель: продолжать
совершенствовать умение
договариваться, распределяя
роли, использовать игрушки –
заменители
Д/и: «Расскажи без слов»
Цель: развивать невербальные
средства общения.
(Лёва, Тимофей, Алёна,
Серафим).
Выкладывание силуэта
«Волшебницы осени»
из осенних оставшихся
листьев.
Цель: развивать
эмоциональную сферу
детей,
совершенствовать
навыки, коллективного
творчества,
формирование
представление о
природных изменениях
Осенние листья разных
деревьев и кустов.
Игрушки по выбору детей.
Игра-забава «Необычные
жмурки».
Цель: развивать
наблюдательность
.
осени, воспитывать
бережное отношение к
природе