Авторы: Слюсарева Ирина Александровна, Галуткина Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 49
Населённый пункт: х. Чаплыгин, Гулькевичский район, Краснодарский край
Наименование материала: конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: "Путешествие с рюкзачком"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Слюсарева Ирина Александровна воспитатель МБДОУ д/с № 49.
Адрес: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Чаплыгин, пер.
Ленина, 14.
Конспект занятия по экологическому развитию в подготовительной к
школе группе
«Путешествие с рюкзачком».
П.З. развивать экологическое восприятие природного мира; формировать
интерес
к
экологии; воспитывать
бережное
отношение
к
природе,
желание видеть ее красоту и богатство; знакомить с обитателями речного
водоема; приобщать
к
экспериментально-опытнической
деятельности;
развивать фантазию и творчество при работе с бросовым материалом.
Атрибуты и материалы: пилотки на каждого ребенка; костюм персонажа
(«Ручеек»); мыльные пузыри на каждого ребенка; бросовый материал для
поделок (пенопласт, тонкие палочки, цветная бумага).
Материал для эксперимента: песок, камни, уголь, пластиковая бутылка;
презентация «Обитатели речного водоема»; рюкзачок с подсказками; зал
оформлен по теме речного водоема; иллюстрация фильтра; штатив.
Предшествующая работа: путешествие по экологическим тропинкам на
территории детского сада; чтение рассказов и стихотворений о природе;
рассматривание иллюстраций.
Ход занятия: (дети под музыку входят в зал).
Вос-ль: Рано утром мы проснулись, потянулись, улыбнулись.
В детский сад пришли все вместе, чем заняться интересно?
Рюкзачок с собой возьмем, путешествовать пойдем!
Поиграем, знаю я, вместе дружно у ручья!
(дети под музыку приближаются к ручейку).
Вос-ль: Что-то ручеек молчит, не звенит и не журчит.
Я предположить могу, что ручеек попал в беду.
Что случилось, ручеек?
Ручеек: Как любили здесь ребятки поиграть со мною в прятки,
Видеть всюду и везде отражение в воде,
А сейчас моя вода непрозрачна и мутна!
Вос-ль: Что же сделать все мы можем, вместе ручейку поможем?
Дети: Да!
Вос-ль: Но
с
пустыми
руками
ничего
не
сделаешь, ну-ка, рюкзачок,
помогай нам!
(воспитатель достает зеленые пилотки, и дети одевают их).
Вос-ль: Теперь мы – настоящая команда защитников природы – готовы
помочь ручейку?
Дети: Да!
Вос-ль: Что же еще рюкзачок припас для нас? Подсказки.
1.Когда я сухой, я сыпучий, крупинками рассыпаюсь,
Но стоит меня намочить, в фигурки я превращаюсь? (песок)
2. Меня увидишь ты повсюду, я в море, в горах, под ногами.
Я гладкий, тяжелый, в воде я тону,
Кто я? Догадайтесь сами. (камень)
3. Сначала он был деревяшкой, потом в огне полежал,
Сгорел и черным кусочком в остывшей золе он стал? (уголь)
4. Не стакан я и не банка, я не дерево, не склянка,
Но могу я пригодиться для хранения водицы.
Можешь лимонад налить, крышкой плотною закрыть.
(пластиковая бутылка)
Вос-ль: Рюкзачок дал нам подсказки, но для чего нам могут пригодиться
песок, камни, уголь и пластиковая бутылка? Давайте заглянем в рюкзак,
может там есть еще подсказка?
(воспитатель достает иллюстрацию с изображением фильтра).
Вос-ль: Ну конечно, рюкзачок подсказал нам, как сделать самодельный
фильтр для очистки воды.
Мы на дно нашей бутылки сложим черный уголек,
(выкладываем на дно бутылки активированный уголь)
Сверху ровненько насыплем слоем небольшим песок.
(насыпаем песок)
Теперь камешки разложим,
(кладем камни)
Снова выложим песок, тяжело на дне бутылки, говорит нам
уголек.
(снова слой песка и камней)
Что ж, мы с вами не ленились, а усердно потрудились.
Пора фильтр испытать, будем воду очищать.
Зачерпнем воды из ручейка и пропустим ее через наш фильтр.
(воспитатель закрепляет фильтр в штативе и пропускает воду через
фильтр) Кто бы мог подумать, что такая мутная вода снова станет чистой,
значит, наш самодельный фильтр работает!
Вос-ль: Ну что, ручеек, помогли тебе наши ребята?
Ручеек: Красота! Моя вода и прозрачна и чиста.
Мои рыбки и кувшинки вам спасибо говорят,
Все лягушки, камышинки хвалят добрых дошколят.
Вос-ль: Теперь, когда вода в ручейке чистая, мы сможем увидеть всех
обитателей речного водоема и послушать сказку « Как щуке стыдно
стало».
(воспитатель читает сказку и параллельно демонстрирует слайды).
Жила-была в реке щука. Была она большая, злая и все ее боялись. Ведь
щука – хищница, не зря она зовется хозяйкой рек. Поплыла однажды
щука по реке, осмотреть свои речные владения, навстречу ей черепаха.
-Ха-ха-ха- засмеялась щука, какая же ты медлительная и неповоротливая,
ползешь
как
улитка. Ничего
не
ответила
черепаха, она
была
очень
воспитана. Поплыла
щука
дальше,
навстречу
ей
лягушка -Ой,
вы
посмотрите на эту мокрую зеленую попрыгунью, только и умеет, что
комаров своим длинным языком ловить, да под кочкой прятаться. Ничего
не ответила
лягушка,
спряталась
под
кочку. Поплыла
щука
дальше,
навстречу ей цапля. Что, каланча, не устала еще на одной ноге стоять,
да лягушек высматривать, смотри не свались. Ничего не ответила цапля,
только с ноги на ногу переступила. А щука поплыла дальше, навстречу ей
окунек. Что дрожишь, скажи спасибо, что я сытая, не то вмиг бы тебя
проглотила. Ничего не ответил окунек, только в ил забился поглубже.
Поплыла щука дальше, навстречу ей бобр. Ой, вы только посмотрите на
эти зубы. Что за жизнь у тебя, постоянно работаешь, отдыха не знаешь,
бедняга. Ничего не ответил бобр, потому что был занят постройкой
плотины. Поплыла щука дальше, навстречу ей рак. Все ползаешь задом
наперед, падалью да слабыми рыбками питаешься, а живешь в глубокой
и темной норе. Ничего не ответил рак, поглубже в свою нору залез. А
щука поплыла дальше, навстречу ей пара лебедей. Посмотри-ка , какие
важные плывут. Я в реке хозяйка, меня все боятся!
Может потому ты все время одна, что злая и неприветливая, оттого и
друзей у тебя нет. А нашей красотой любуются, о нашей верности песни
слагают. Ничего не ответила щука, в речных камышах спряталась, и стало
ей стыдно!
Вос-ль: Почему же щука одна, ребята?
Дети: Она всех обижает.
Вос-ль: Конечно! Чтобы тебя окружали друзья, дразнить их, смеяться над
ними нельзя!
Ведь сильный не тот, кто сильнее, а тот, кто добрее, умнее.
Кто друга не подведет, а другу на помощь придет!
А когда мы дружны, то мы и играем дружно и весело.
Можно сделать новый опыт, просто мыла не жалей,
Превратить мы можем воду в мир воздушных пузырей!
(физкультминутка, дети играют с мыльными пузырями)
Вос-ль: Пришло время проститься с ручейком. Что же нам подарить ему
на память? А давайте сделаем кораблики и пустим их по воде.
(дети
делают
из
бросового
материала
кораблики и
пускают
их
в
надувной бассейн)
Вос-ль: Ты плыви, кораблик, смело в чистых водах ручейка.
Курс направо, курс налево, будет пусть волна легка.
С ручейком дружны мы будем, нашу дружбу не забудем!
А наше путешествие подошло к концу, но мы надеемся, что рюкзачок
снова позовет нас в путь на помощь природе!
Используемая литература:
Образовательная программа «От рождения до школы» (Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).