Напоминание

"Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш"


Автор: Савельева Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Жедайская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Олёкминский район с.Чапаево
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: "Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш"
Раздел: начальное образование





Назад




ФИО: Савельева Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Жедайская СОШ» Олёкминского района Республики Саха

(Якутия).

Предмет: литературное чтение, изучение нового материала.

Тема урока: «Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш» (1 урок – 45 минут)

Класс: 4

.

Аннотация к уроку литературное чтение: Данный урок (1 по счету) входит в раздел «Природа и мы» (всего 11 часов).

Урок

изучения нового материала с использованием современных педагогических технологий: гуманитарная технология; технология работы в

парах и малых группах; информационно-коммуникативная; проблемная; здоровьесберегающая;

личностно-ориентированного обучение.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: – создать условия для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и

творчеством писателя.

Задачи:

Формирование навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.

Развитие мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления.

Формирование художественно – эстетического восприятия учащихся.

Воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного отношения к окружающей действительности и приобщение

детей к самостоятельной читательской деятельности.

Оборудование урока: Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой: учебник для 4 класса четырехлетней

начальной школы. Средства ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация, тренажёр. Индивидуальные карточки, кроссворд.

Этап урока

Содержание урока

УУД

1. Организационный

момент

(слайд 1)

(Дети стоят)

- Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

(Сели за парты)

Л и ч н о с т н ы е : смыслообразование,

самоопределение, формирование мотивации

к

о б у ч е н и ю

и

ц е л е н а п р а в л е н н о й

познавательной деятельности.

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

Коммуникативные:

развитие

продуктивного

взаимодействия

и

- Добрый день, ребята и уважаемые гости!

- Подарите свои улыбки друг другу и окружающим. Ведь улыбки

располагают к приятному общению. А мы с вами теперь настроимся

на работу.

сотрудничества со сверстниками и учителем

2 .

П р о в е р к а

домашнего задания

Домашним заданием было повторить стихи из раздела «Поэтическая

тетрадь». Задание «Стихотворение ищет свое название» (Определить

автора стихотворения, его название)

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

( В.Я.Брюсов «Опять сон»).

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

(М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»).

И сидим мы еле дышим

Время к полночи идет.

(С.А.Есенин «Бабушкины сказки»),

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще не взрослый передаст ли стих?

(М.И.Цветаева «Наши царства»).

Раз, два, три, четыре, пять,

Бегом тени не догнать.

(В.Я.Брюсов «Детская»).

- А какая общая тема всех стихотворений? (Природа)

- Чему учат такие стихи? (Беречь природу…)

- Не только беречь, а ценить, любоваться каждой веточкой, каждым

листиком, каждой капелькой росы!

-

Подумайте,

чему

будут

посвящены

произведения

следующего

раздела (Природе)

Слайд 2 «Природа и мы»

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками;

умение

выражать

свои

чувства

Регулятивные: контроль

и

коррекция

ответов

Л и ч н о с т н ы е : формирование

сво его

отношения

к

учебной

задаче

и

осознание

значимости ее

3 .

П од готов ка

к

восприятию

нового

материала

Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об

этом

качестве

говорится

в

стихотворении,

а

прочтёт

его

для

вас

Мордвинова Дарья:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

- Что такое доброта? ( Это все хорошее, красивое, счастливое. Например,

мама, весна, солнце и т.д.)

-

Что

же

есть

зло? (Нечто

противоположное

добру:

дурное,

плохое,

зависть, вражда …)

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете

добро и зло, значит, люди могут творить и злые и добрые дела.

-Какого же человека можно назвать добрым ?

(Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную

минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю

стужу)

-

Сегодня мы познакомимся с одним очень добрым

человеком, из

произведения

одного

хорошего

автора,

а

какого

вы

узнаете,

разгадав

кроссворд:

(

Работа в группах: у каждого ребёнка на столе лежит карточка

с кроссвордом)

Познавательные: умение структурировать

знания, контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и

формулировке проблемы, работа с

информацией

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудничества

Л и ч н о с т н ы е : осознание

значимости

отобранного материала

1.Дед в шубу одет, наружу мех.

2.Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт – знать даёт.

3.В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом

строит.

4. Лежит под плетнём и крутит хвостом, ничего не болит, а всё стонет..

5. Дикая свинья.

- Кто первый разгадает кроссворд, поднимите руку, и назовите фамилию

писателя (Мамин)

- Кто догадался, о каком писателе идёт речь? (Ответы детей)

Слайд 4 – Портрет

Сведения об авторе

- Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя,

сегодня ребята нашего класса познакомят вас с ними.

Ученик 1: - Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852

году на Урале, в заводском поселке, в бедной семье священника и

сельской

учительницы.

В

доме

на

счету

была

каждая

копейка.

Писатель

получил

начальное

домашнее

образование,

закончил

Пермскую

духовную

семинарию.

Учился

на

юридическом

факультете Петербургского университета, но не закончил его.

Ученик

2:

-

Родители

Дмитрия

Наркисовича

были

добрыми

людьми.

Они

научили

его

ещё

в

детстве

любить

книгу.

Он

зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Учитель:

- Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил

последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие

дорогие друзья!»

Ученик 3: - Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет.

Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

(Слайд

4) «Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал

Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке

Алёнушке.

Ученик 4: - Девочка росла без матери, которая умерла. И отец делал

для

девочки

всё,

чтобы

ей

жилось

хорошо.

Так

они

вдвоём

проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал

отдельной

книгой,

которую

назвал

«Алёнушкины

сказки».

Книга

нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.

4 .

Р а б о т а

п о

учебнику

- Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы

узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.

- Назовите произведение (Приёмыш)

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у

вас, когда слышите это слово - приёмыш?

(Высказывания уч-ся)

- В словаре русского языка Ожегова говорится так:

Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь (Слайд 5)

- А мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем

произведении (Слайд 6)

Познавательные: работа

с

информацией,

поиск и отбор нужной информации, умение

структурировать знания; контроль и оценка

знаний,

контроль

и

оценка

процессов

результатов

деятельно сти,

работа

с

информацией

5 .

С о с т а в л е н и е

плана исследования

-

О

чем

вам

захотелось

узнать,

прочитав

название

этого

произведения?

(Узнать, кто приемыш, познакомиться с содержанием и т. д.)

- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над

произведением (Слайд 7)

(Ученик зачитывает вслух)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Р е г у л я т и в н ы е : планирование,

прогнозирование

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли

План работы

Прочитав произведение

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Приёмыш

- охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

- высказать свое отношение

- Откройте учебник на с. 76.

6. Физкультминутка

(Слайд 8)

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Личностные: умение

организовывать

себя

на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные: контроль действия.

7. Словарная работа

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся

заранее объяснить их смысл. (Ответы детей)

- Обратимся к словарю Ожегова.

Слайд 9 - Словарная работа

Церемония

- торжественный обряд, порядок совершения чего-

то

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два

водоёма

Сайма - рыбацкая стоянка

Заводь - небольшой залив в реке или озере с за-

медленным течением

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания

Бобылём - в одиночестве

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет - болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом

Л и ч н о с т н ы е : формировать

интере с

(мотивации)

к

учению

(саморегуляция,

с т и м ул и р о в а н и е ) ; развивать

н а в ы к и

сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: умение применять новые

знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать

себя и других.

8. Этап осмысления.

- Прочитаем произведение по частям

Коммуникативные: управление поведением

Чтение

текста

по

частям и работа над

его содержанием

- Внимание на слайд, прочитайте…

1 часть - Слайд 10

* Где происходят события?

* Кто герои?

(Первичное

чтение

двумя

уч-ся,

хорошо

владеющими

техникой

чтения)

- Итак, ответим на вопросы…

(События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)

- Как вы думаете, кто является Приёмышем? (Рассуждают)

- Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны!

- Внимание на слайд, прочитайте…

2 часть - Слайд 11

* Кто оказался Приёмышем?

* Как Приёмыш появился у Тараса?

(Первичное

чтение

двумя

уч-ся,

хорошо

владеющими

техникой

чтения)

- Ответим на вопросы…

(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)

- Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?

(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)

- Оказывается, приёмыш – это не только человек. В нашем рассказе

это кто? (Лебедь)

- Здесь лебедь – сирота, почему?

(Остался без обоих родителей)

- Внимание на слайд, читайте…

3 часть - Слайд 12

*Прочитав

эту

часть,

нужно

выбрать

слова

и

сочетания

слов,

характеризующие Тараса и его жизнь

(Первичное чтение 3 части двумя учащимися с хорошей техникой

чтения)

- Отвечаем на вопросы.

(Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем

жил, старый)

своим и партнера,

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль

и

коррекция

в

форме

сравнения

способа

действия

и

его

результата

Личностные: формирование

алгоритма

своего способа действия

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

- Мы дали характеристику двум главным героям, кому?

(Приёмышу, Тарасу)

- А что вы можете сказать о Соболько? Является главным героем?

(Рассуждают)

9.

Индивидуальная

работа

- Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие

слова.

Время – 1 минута

(карточки у каждого на парте)

Слова из текста

Соболько

бобыль

пёстрый

князь князем

лучший друг человека

гордая

умный

дружелюбный

ласковый

(Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)

- Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)

Коммуникативные: управление поведением

своим и партнера,

умение выражать свои мысли

Личностные: формирование

алгоритма

своего способа действия

Регулятивные: контроль и коррекция

10. Прогнозирование

- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

(Заслушиваем несколько историй)

Чтение 4 части учителем, работа над содержанием:

Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…

(читаем на слайде)

4 часть - Слайд 13

*Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?

(Чтение последней части учителем)

- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)

- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают)

Учитель: - Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу

обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно

дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни

Регулятивные: планирование,

прогнозиро-

вание

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли

птичку…

Друзья расстались.

- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)

Учитель:

-

Всё

зависит

от

её

величества

Судьбы.

Хотелось

бы,

чтобы

Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не

будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё

должна

быть

своя

семья.

А,

как

известно,

лебеди

очень

верные

птицы,

и

любят

они

только

один

раз

в

жизни.

И

ради

своего

любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви

надо учиться у лебедей нам – людям.

-

Что

же

Д.Н.

Мамин-Сибиряк

хотел

сказать

нам

этим

произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают)

-

А

можно

идею

произведения

высказать

пословицей «Легко

подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)

11 .

З а к р е п л е н и е

(Р а б о т а

с

интерактивной

доской)

-

А

сейчас,

ребята,

проверим,

как

вы

усвоили

знания

по

прочитанному произведению. Перед вами тест, я прошу внимательно

прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

Познавательные: сопоставлять и отбирать

информацию,

полученную

из

различных

источников; умение применять новые знания

на практике.

Личностные:

умение

организовывать

себя

на

выполнение

поставленной

задачи;

развивать

навыки

сотрудничества

со

сверстниками,

формировать

уважительное

отношение к мыслям и настроениям другого

человека.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли, объективно оценивать себя и других,

проявлять толерантность.

Регулятивные: умение

запоминать

и

удерживать правило, выбирать средства для

организации

своего

поведения,

умение

планировать,

контролировать

и

выполнять

действие по заданному образцу.

12. Итог урока

Слайд 14

- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в

начале урока

(Дети зачитывают и отвечают)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

План работы

Прочитав произведение

- познакомились с героями

- определили, кто такой Приёмыш

- охарактеризовали главных героев

- выяснили главную мысль

- высказали своё отношение (нет)

Познавательные: оценка

процесса

и

результата

деятельности, умение

делать

выводы

Регулятивные: оценка

выделение

и

осознание учащимися того, что уже усвоено,

а

что

ещё

подлежит

усвоению,

осознание

уровня и качества усвоения.

Личностные: проявлять широкий интерес

к новому учебному материалу.

13. Рефлексия

- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях

Слайд 15

Закончите предложения:

Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли

Личностные: самооценка, самоанализ

Р е г у л я т и в н ы е : у м е т ь

о ц е н и в а т ь

правильность

выполнения

действия

на

уровне адекватной ретроспективной оценки.

1 4 .

Д о м а ш н е е

задание

Слайд 16 - Домашнее задание

- Выразительное чтение рассказа с. 76-84

-

Сравнить

Приёмыша

и

Соболько.

Чем

они

отличаются?

Что

общего?

- Оценки за работу над произведением получают….

Слайд 17

(Встали) Прозвенел уже звонок,

Значит, кончился урок.

Спасибо, ребята, за работу на уроке

Регулятивные: волевая саморегуляция



В раздел образования