Автор: Савельева Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Жедайская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Олёкминский район с.Чапаево
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: "Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш"
Раздел: начальное образование
ФИО: Савельева Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Жедайская СОШ» Олёкминского района Республики Саха
(Якутия).
Предмет: литературное чтение, изучение нового материала.
Тема урока: «Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш» (1 урок – 45 минут)
Класс: 4
.
Аннотация к уроку литературное чтение: Данный урок (1 по счету) входит в раздел «Природа и мы» (всего 11 часов).
Урок
изучения нового материала с использованием современных педагогических технологий: гуманитарная технология; технология работы в
парах и малых группах; информационно-коммуникативная; проблемная; здоровьесберегающая;
личностно-ориентированного обучение.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: – создать условия для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и
творчеством писателя.
Задачи:
Формирование навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.
Развитие мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления.
Формирование художественно – эстетического восприятия учащихся.
Воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного отношения к окружающей действительности и приобщение
детей к самостоятельной читательской деятельности.
Оборудование урока: Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой: учебник для 4 класса четырехлетней
начальной школы. Средства ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация, тренажёр. Индивидуальные карточки, кроссворд.
Этап урока
Содержание урока
УУД
1. Организационный
момент
(слайд 1)
(Дети стоят)
- Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
(Сели за парты)
Л и ч н о с т н ы е : смыслообразование,
самоопределение, формирование мотивации
к
о б у ч е н и ю
и
ц е л е н а п р а в л е н н о й
познавательной деятельности.
Регулятивные:
управление своей деятельностью.
Коммуникативные:
развитие
продуктивного
взаимодействия
и
- Добрый день, ребята и уважаемые гости!
- Подарите свои улыбки друг другу и окружающим. Ведь улыбки
располагают к приятному общению. А мы с вами теперь настроимся
на работу.
сотрудничества со сверстниками и учителем
2 .
П р о в е р к а
домашнего задания
Домашним заданием было повторить стихи из раздела «Поэтическая
тетрадь». Задание «Стихотворение ищет свое название» (Определить
автора стихотворения, его название)
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
( В.Я.Брюсов «Опять сон»).
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
(М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»).
И сидим мы еле дышим
Время к полночи идет.
(С.А.Есенин «Бабушкины сказки»),
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще не взрослый передаст ли стих?
(М.И.Цветаева «Наши царства»).
Раз, два, три, четыре, пять,
Бегом тени не догнать.
(В.Я.Брюсов «Детская»).
- А какая общая тема всех стихотворений? (Природа)
- Чему учат такие стихи? (Беречь природу…)
- Не только беречь, а ценить, любоваться каждой веточкой, каждым
листиком, каждой капелькой росы!
-
Подумайте,
чему
будут
посвящены
произведения
следующего
раздела (Природе)
Слайд 2 «Природа и мы»
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками;
умение
выражать
свои
чувства
Регулятивные: контроль
и
коррекция
ответов
Л и ч н о с т н ы е : формирование
сво его
отношения
к
учебной
задаче
и
осознание
значимости ее
3 .
П од готов ка
к
восприятию
нового
материала
Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об
этом
качестве
говорится
в
стихотворении,
а
прочтёт
его
для
вас
Мордвинова Дарья:
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота
Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
- Что такое доброта? ( Это все хорошее, красивое, счастливое. Например,
мама, весна, солнце и т.д.)
-
Что
же
есть
зло? (Нечто
противоположное
добру:
дурное,
плохое,
зависть, вражда …)
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете
добро и зло, значит, люди могут творить и злые и добрые дела.
-Какого же человека можно назвать добрым ?
(Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную
минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю
стужу)
-
Сегодня мы познакомимся с одним очень добрым
человеком, из
произведения
одного
хорошего
автора,
а
какого
вы
узнаете,
разгадав
кроссворд:
(
Работа в группах: у каждого ребёнка на столе лежит карточка
с кроссвордом)
Познавательные: умение структурировать
знания, контролировать и оценивать знания,
формирование умения в постановке и
формулировке проблемы, работа с
информацией
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества
Л и ч н о с т н ы е : осознание
значимости
отобранного материала
1.Дед в шубу одет, наружу мех.
2.Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт – знать даёт.
3.В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом
строит.
4. Лежит под плетнём и крутит хвостом, ничего не болит, а всё стонет..
5. Дикая свинья.
- Кто первый разгадает кроссворд, поднимите руку, и назовите фамилию
писателя (Мамин)
- Кто догадался, о каком писателе идёт речь? (Ответы детей)
Слайд 4 – Портрет
Сведения об авторе
- Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя,
сегодня ребята нашего класса познакомят вас с ними.
Ученик 1: - Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852
году на Урале, в заводском поселке, в бедной семье священника и
сельской
учительницы.
В
доме
на
счету
была
каждая
копейка.
Писатель
получил
начальное
домашнее
образование,
закончил
Пермскую
духовную
семинарию.
Учился
на
юридическом
факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Ученик
2:
-
Родители
Дмитрия
Наркисовича
были
добрыми
людьми.
Они
научили
его
ещё
в
детстве
любить
книгу.
Он
зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Учитель:
- Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил
последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие
дорогие друзья!»
Ученик 3: - Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет.
Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
(Слайд
4) «Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал
Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке
Алёнушке.
Ученик 4: - Девочка росла без матери, которая умерла. И отец делал
для
девочки
всё,
чтобы
ей
жилось
хорошо.
Так
они
вдвоём
проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал
отдельной
книгой,
которую
назвал
«Алёнушкины
сказки».
Книга
нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.
4 .
Р а б о т а
п о
учебнику
- Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы
узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.
- Назовите произведение (Приёмыш)
- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у
вас, когда слышите это слово - приёмыш?
(Высказывания уч-ся)
- В словаре русского языка Ожегова говорится так:
Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь (Слайд 5)
- А мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем
произведении (Слайд 6)
Познавательные: работа
с
информацией,
поиск и отбор нужной информации, умение
структурировать знания; контроль и оценка
знаний,
контроль
и
оценка
процессов
результатов
деятельно сти,
работа
с
информацией
5 .
С о с т а в л е н и е
плана исследования
-
О
чем
вам
захотелось
узнать,
прочитав
название
этого
произведения?
(Узнать, кто приемыш, познакомиться с содержанием и т. д.)
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над
произведением (Слайд 7)
(Ученик зачитывает вслух)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Р е г у л я т и в н ы е : планирование,
прогнозирование
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли
План работы
Прочитав произведение
- познакомиться с героями
- определить, кто такой Приёмыш
- охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
- высказать свое отношение
- Откройте учебник на с. 76.
6. Физкультминутка
(Слайд 8)
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Личностные: умение
организовывать
себя
на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: контроль действия.
7. Словарная работа
- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся
заранее объяснить их смысл. (Ответы детей)
- Обратимся к словарю Ожегова.
Слайд 9 - Словарная работа
Церемония
- торжественный обряд, порядок совершения чего-
то
Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два
водоёма
Сайма - рыбацкая стоянка
Заводь - небольшой залив в реке или озере с за-
медленным течением
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
Л и ч н о с т н ы е : формировать
интере с
(мотивации)
к
учению
(саморегуляция,
с т и м ул и р о в а н и е ) ; развивать
н а в ы к и
сотрудничества со сверстниками.
Познавательные: умение применять новые
знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать
себя и других.
8. Этап осмысления.
- Прочитаем произведение по частям
Коммуникативные: управление поведением
Чтение
текста
по
частям и работа над
его содержанием
- Внимание на слайд, прочитайте…
1 часть - Слайд 10
* Где происходят события?
* Кто герои?
(Первичное
чтение
двумя
уч-ся,
хорошо
владеющими
техникой
чтения)
- Итак, ответим на вопросы…
(События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)
- Как вы думаете, кто является Приёмышем? (Рассуждают)
- Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны!
- Внимание на слайд, прочитайте…
2 часть - Слайд 11
* Кто оказался Приёмышем?
* Как Приёмыш появился у Тараса?
(Первичное
чтение
двумя
уч-ся,
хорошо
владеющими
техникой
чтения)
- Ответим на вопросы…
(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)
- Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?
(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)
- Оказывается, приёмыш – это не только человек. В нашем рассказе
это кто? (Лебедь)
- Здесь лебедь – сирота, почему?
(Остался без обоих родителей)
- Внимание на слайд, читайте…
3 часть - Слайд 12
*Прочитав
эту
часть,
нужно
выбрать
слова
и
сочетания
слов,
характеризующие Тараса и его жизнь
(Первичное чтение 3 части двумя учащимися с хорошей техникой
чтения)
- Отвечаем на вопросы.
(Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем
жил, старый)
своим и партнера,
умение выражать свои мысли
Регулятивные: контроль
и
коррекция
в
форме
сравнения
способа
действия
и
его
результата
Личностные: формирование
алгоритма
своего способа действия
Познавательные:
умение структурировать знания,
работать с информацией
- Мы дали характеристику двум главным героям, кому?
(Приёмышу, Тарасу)
- А что вы можете сказать о Соболько? Является главным героем?
(Рассуждают)
9.
Индивидуальная
работа
- Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие
слова.
Время – 1 минута
(карточки у каждого на парте)
Слова из текста
Соболько
бобыль
пёстрый
князь князем
лучший друг человека
гордая
умный
дружелюбный
ласковый
(Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)
- Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)
Коммуникативные: управление поведением
своим и партнера,
умение выражать свои мысли
Личностные: формирование
алгоритма
своего способа действия
Регулятивные: контроль и коррекция
10. Прогнозирование
- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
(Заслушиваем несколько историй)
Чтение 4 части учителем, работа над содержанием:
Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…
(читаем на слайде)
4 часть - Слайд 13
*Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?
(Чтение последней части учителем)
- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)
- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают)
Учитель: - Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу
обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно
дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни
Регулятивные: планирование,
прогнозиро-
вание
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли
птичку…
Друзья расстались.
- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Учитель:
-
Всё
зависит
от
её
величества
Судьбы.
Хотелось
бы,
чтобы
Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не
будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё
должна
быть
своя
семья.
А,
как
известно,
лебеди
очень
верные
птицы,
и
любят
они
только
один
раз
в
жизни.
И
ради
своего
любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви
надо учиться у лебедей нам – людям.
-
Что
же
Д.Н.
Мамин-Сибиряк
хотел
сказать
нам
этим
произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают)
-
А
можно
идею
произведения
высказать
пословицей «Легко
подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)
11 .
З а к р е п л е н и е
(Р а б о т а
с
интерактивной
доской)
-
А
сейчас,
ребята,
проверим,
как
вы
усвоили
знания
по
прочитанному произведению. Перед вами тест, я прошу внимательно
прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.
Познавательные: сопоставлять и отбирать
информацию,
полученную
из
различных
источников; умение применять новые знания
на практике.
Личностные:
умение
организовывать
себя
на
выполнение
поставленной
задачи;
развивать
навыки
сотрудничества
со
сверстниками,
формировать
уважительное
отношение к мыслям и настроениям другого
человека.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли, объективно оценивать себя и других,
проявлять толерантность.
Регулятивные: умение
запоминать
и
удерживать правило, выбирать средства для
организации
своего
поведения,
умение
планировать,
контролировать
и
выполнять
действие по заданному образцу.
12. Итог урока
Слайд 14
- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в
начале урока
(Дети зачитывают и отвечают)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
План работы
Прочитав произведение
- познакомились с героями
- определили, кто такой Приёмыш
- охарактеризовали главных героев
- выяснили главную мысль
- высказали своё отношение (нет)
Познавательные: оценка
процесса
и
результата
деятельности, умение
делать
выводы
Регулятивные: оценка
–
выделение
и
осознание учащимися того, что уже усвоено,
а
что
ещё
подлежит
усвоению,
осознание
уровня и качества усвоения.
Личностные: проявлять широкий интерес
к новому учебному материалу.
13. Рефлексия
- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях
Слайд 15
Закончите предложения:
Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
Рассказ помог понять…
Для меня было сложным…
Мне понравилось…
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли
Личностные: самооценка, самоанализ
Р е г у л я т и в н ы е : у м е т ь
о ц е н и в а т ь
правильность
выполнения
действия
на
уровне адекватной ретроспективной оценки.
1 4 .
Д о м а ш н е е
задание
Слайд 16 - Домашнее задание
- Выразительное чтение рассказа с. 76-84
-
Сравнить
Приёмыша
и
Соболько.
Чем
они
отличаются?
Что
общего?
- Оценки за работу над произведением получают….
Слайд 17
(Встали) Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо, ребята, за работу на уроке
Регулятивные: волевая саморегуляция