Напоминание

Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.


Автор: Закривеа Залина Левановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Фарн
Населённый пункт: РСО - Алания, Правобережный р-н, с.Фарн.
Наименование материала: Статья
Тема: Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.
Раздел: среднее образование





Назад




Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком,

умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом

чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить

мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное,

умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и

убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии

речемыслительной деятельности учащихся.

Под речевой компетентностью подразумевается способность грамотно, то есть с учётом

существующих в современном русском языке норм, пользоваться языком для достижения

поставленных конкретной речевой ситуацией целей. Речевая компетентность – это

своеобразный синтез знаний, умений и навыков, обеспечивающий коммуникативные

потребности человека. Необходимость именно такого подхода в обучении назрела давно,

её формирование и развитие является одной из главнейших задач в обучении русскому

языку.

В условиях модернизации школьного образования, интенсивного внедрения стандартов

второго поколения существенной является ориентированность на формирование,

развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов

образования, которые тесно связаны с понятием коммуникативных универсальных

учебных действий.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности,

построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и

выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в

процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского

речевого этикета.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Формирование и развитие

умения работать с текстом как основным источником информации для всех учебных

предметов способствует формированию коммуникативных УУД. Особенность

определения текста заключается в том, что текст – «это любая знаковая система,

наполненная содержанием и обладающая законченной структурой». Это и доказательство

теоремы в геометрии, и вывод закона в физике, и решение конкретного примера в алгебре,

и текст любого стиля на уроках русского языка и литературы.

Опыт работы последних лет и результаты ЕГЭ показывают, что уровень развития

коммуникативной компетенции значительной части выпускников не отвечает

современным требованиям. Особенно много трудностей возникает при выполнении

заданий ЕГЭ, связанных с информационной обработкой текстов, и творческого задания-

создания собственного текста.

Такая ситуация вполне объяснима: развитие коммуникативной компетенции, особенно

культуры письменной речи, традиционно базировалось на чтении.В связи с потерей этой

исконной основы общий уровень владения всеми видами речевой деятельности

значительно снизился.

В этих условиях особую актуальность приобретает работа учащихся с текстами разных

стилей и создание собственных текстов, поскольку именно в тексте все возможности

языка реализуются в полной мере. Очень важно, чтобы такая работа не только обеспечила

развитие необходимых умений и навыков, но и стала реализацией естественной

потребности самовыражения ребенка в слове. Тогда она будет интересна ему по своим

глубинным основаниям и результаты, конечно, будут выше.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является

неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и

функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и

навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия

речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении,

говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь,” – без этих условий нет

урока.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует

большое количество видов анализа текста: культурологический, литературоведческий,

лингвистический, контекстуальный,структурный, комплексный и др. Но чаще всего на

уроках я применяю метод лингвистического анализа.

По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового

анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью

которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-

художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых

средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В.

Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки

зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов:

помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства,

использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка

конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по

достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут,

употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические,

словообразовательные и грамматические).

Об этом я говорю на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе

над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и

связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление.

Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного

понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно

зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием

первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки,

«разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и

выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка:

единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут

понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их

тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей

собственной речью.

Следующий этап – процесс понимания текста «по шагам»:

эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен

этап организации мотивации .

интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь

необходим этап целеполагания.

формулируется цель. Методически целесообразна регулярно организуемая

вопросно-ответная беседа.

Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления.

Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и

отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.



В раздел образования