Автор: Городецкая Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 5 ст-цы Ясенской МО Ейский район
Населённый пункт: станица Ясенская, Ейский район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников: организация работы, взаимодействие с социумом."
Раздел: дошкольное образование
Духовно- нравственное воспитание дошкольников:
организация работы, взаимодействие с социумом.
На сегодняшний день в обществе сформировались новые
установки и ценности, появились непривычные критерии оценок
явлений,
происходит
вытеснение
духовных
потребностей.
Происходящие
сегодня
в
стране
политические
и
социально-
экономические
изменения
оказали
серьезное
влияние
на
все
стороны жизни и деятельности людей. Вечные ценности: Добро,
Истина
и
Красота
–
постепенно
отодвигаются
на
задний
план.
Фактически
наблюдается
потеря
значимости
таких
жизненных
ценностей,
как
гражданственность,
патриотизм,
семья,
любовь,
дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
Самое время обратить внимание на тот факт, что
сложившуюся ситуацию
необходимо
менять кардинально.
В
такой ситуации особенно важно помнить, что образование – это
неразрывное единство воспитания и обучения. На современном
этапе
задача
всех
образовательных
учреждений
–
не
только
формирование
индивида
с
широким
мировоззренче ским
кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний,
но и воспитание духовной личности, т.к. от ее интеллектуального,
нравственного, культурного уровня развития во многом зависит
будущее
общества.
Решение
проблемы
духовно-нравственных
ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И
первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения являются дошкольные образовательные
уч реж д ен и я ,
т ак
как
зак ла д ка
вс его
п ози ти в н ого
и
высоконравственного идет именно с дошкольного периода.
Педагогическая практика современности дает устойчивую
тенденцию к усилению личностного подхода в воспитании. И мы с
уверенностью можем отметить, что личностно-ориентированный
подход характерен для деятельности нашего ДОУ: каждый ребенок
рассматривается как неповторимая личность; задачей воспитания
является создание условий для роста личностного саморазвития и,
прежде всего, роста духовно-нравственного. МБДОУ ДСКВ №5
станицы Ясенской присвоен статус муниципальной инновационной
площадки на 2018-2021 годы по теме « Казачья группа как элемент
воспитательной
системы
дошкольной
о б р а зо ват е ль но й
организации».
Поэтому
в
средней
группе
нашего
ДОУ
воспитываются настоящие казачата.
В нашем детском саду на протяжении последних лет уже
сложились определенные традиции по духовно-нравственному и
патриотическому воспитанию личности ребенка через введение в
православную культуру и традиции Кубани. На участке детского
сада создан уголок кубанского подворья, что способствует более
детальному ознакомлению с казачьим бытом, а в изостудии – мини-
музей
«Казачья
хата»,
где
сама
обстановка
дает
возможность
введения детей в особый мир кубанской культуры, ее действенного
познания.
Здесь
проводятся
посиделки,
на
которых
дети
поют
песни, частушки, осваивают значения старинных слов, слушают
песни Кубанского хора, занимаются продуктивной деятельностью,
лепят, рисуют. Подобрана литература, видео и аудиотека.
Хочется отметить, что дошкольный возраст – важнейший
период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, формируются ответственность и способность
ребенка к уважению и пониманию других людей. Именно поэтому
коллектив нашего ДОУ внедряет в практику деятельности детского
сада
новые
образовательные
программы
и
технологии,
направленные
на
формирование,
в
растущем
человеке,
начала
духовности.
(
Программа. «Краеведение для дошколят»
для детей 4-7 лет- г.Ейск, 2015г.
Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры
О.А.Князева М.Д. Маханева 2016.
Дошкольникам о Кубани методическое пособие. Краснодар Т А
Трифонова2017г.
Н.Н. Глиняный Казачьи байки(Притчи в стихах книга пятая ) г. Ейск
2014год.
Н.Н. Глиняный Казачьи байки(Притчи в стихах книга шестая ) г.
Ейск 2016год.
Ю.М.
Бодяев
Символы
Краснодарского
края
(
пособие
для
образовательных школ) Краснодар 2013год
Ориентируясь на социальный заказ общества ДОУ осуществляет
свою деятельность по следующим направлениям:
-Формирование
представления
об
истории
края,
жизни
и
культуре
родн ого
н арода,
во сп и ты вая
п ри
э т о м
патриотические чувства.
-Воспитание
этно-этических
традиций,
норм,
правил
поведения, формирование культуры общения с взрослыми и
сверстниками.
-Формирование экологической культуры дошкольника.
-Развитие у детей основ правового сознания.
-Расширение
форм
участия
в
деятельности
дошкольного
учреждения,
учреждений
культуры,
о б щ е с т в е н н ы х
самодеятельных
организаций,
средств
массовой
информации, других социальных институтов.
Наш детский сад непрерывно ведет ознакомление детей
дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие
является
одним
из
приоритетных
направлений
педагогической
деятельности
в
течение
многих
лет
существования.
На
первый
взгляд,
кажется,
что
социальный
мир
ребенка-дошкольника
невелик.
Это
его
семья,
взрослые
и
сверстники,
которых
он
встречает
в
детском
саду.
Однако
люди,
окружающие
ребенка,
вступают
в
разнообразные
взаимоотношения
–
родственные,
дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в
дошкольном
возрасте
у
детей
необходимо
сформировать
представление о многообразии человеческих отношений, рассказать
им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями
поведения,
которые
помогут
им
адекватно
реагировать
на
происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Одну из важнейших ролей в решении этих задач играет
ознакомление
дошкольников
с
объектами
социальной
сферы
района,
социумом
ближайшего
окружения.
Необходимо
научить
ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся
его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать
любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней
отношение.
Накопленный, педагогами, опыт, необходимо дополнить
новым
содержанием,
переосмыслить
и
адаптировать
его
к
современным
условиям.
Поэтому
в
нашем
детском
саду
разработана
определенная
дидактическая
последовательность
ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, с
культурой
и
историей
нашего
края,
которая
успешно
осуществляется на практике.
Системность объектов ознакомления помогает при
составлении
календарно-тематического
плана,
сетки
занятий,
организации прогулок и экскурсий. Педагоги ДОУ ежегодно вносят
в
них
коррективы,
предложения,
дополнения,
но
общая
основа
представляется уже достаточно сформированной и апробированной.
Так же педагоги ДОУ, учитывая возрастные особенности развития
дошкольников,
стараются
максимально
использовать
наглядные,
практические,
игровые
методы,
опираясь
на
жизненный
опыт
ребенка, его знания и представления об окружающем мире.
Поэтому работа педагогов направлена на систематическое и
целенаправленное
обучение
младших
дошкольников:
наблюдать,
запоминать,
ориентироваться
в
пространстве,
тем
самым,
способствуя
обогащению
опыта
восприятия
и
познания
окружающего
мира.
Основными
задачами
ознакомления
детей
младшего
и
среднего
дошкольного
возраста
с
ближайшим
окружением представляются следующие:
освоение дошкольниками предметного мира:
обогащение
словарного
запаса,
развитие
грамматического
строя речи;
формирование навыков поведения в детском саду, на участке,
во время прогулок по ближайшим улицам, а также навыков
общения
со
сверстниками,
родителями,
сотрудниками
детского сада;
воспитание
у
детей
уважительного
отношения
к
труду
взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения
атрибутов профессиональной деятельности.
Продолжая реализацию задач по ознакомлению с социумом,
начиная
со
средней
группы,
воспитатели
знакомят
детей
с
объектами, находящимися за пределами территории детского сада:
проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы ,
во время
которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют
свои
знания
о
городском
транспорте,
правилах
дорожного
движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.
Так же, хотелось бы отметить взаимодействие работы ДОУ и
краеведческого
музея.
Использование
в
практике
работы
с
дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе
не
только
образовательное
значение,
но
и
воспитательное.
Мероприятия,
организованные
на
базе
краеведческого
музея
помогают педагогам расширять представления дошкольников об
окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение
выполнять элементарные исследовательские действия, оказывают
положительное
влияние,
углубляя
и
расширяя
знания
о
региональных отличиях и особенностях родного края.
Взаимодействие нашего ДОУ с социумом расширяется и
рамками сотрудничества и преемственности со школой № 21. Ее
непосредственная близость
к территории нашего детского сада,
позволяет совершать непродолжительные экскурсии, совместные
мероприятия, целевые посещения, совместные праздники уже с
детьми старшей группы.
В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с социумом
на первый план выходят следующие задачи:
знакомство
с
основными
историческими
сведениями
и
современной
жизнью
населенного
пункта,
с
е го
достопримечательностями;
воспитание
бережного
отношения
к
памятникам
природы,
истории и культуры;
подготовке к школе, воспитание желания учиться, создание
положительного образа школы;
социализация
ребенка
дошкольника,
включающая
формирование
у
него
умения
вести
себя
в
общественных
местах, общаться с взрослыми и сверстниками.
Очень большую и весомую поддержку при ознакомлении
дошкольников с социумом оказывают детскому саду родители. Их
помощь
в
организации
экскурсий
намного
упрощает
процесс
ознакомления с профессией, такая взаимосвязь ДОУ с родителями
помогает
осуществлению
полноценного
образовательно-
воспитательного процесса и реализации поставленных задач по
формированию духовно-нравственного потенциала дошкольников и
знакомству воспитанников ДОУ с социальным окружением.