Автор: Галковская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №17"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Основы логики"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы логики»
1-4 классы
Программа «Основы логики» представляет систему интеллектуально-
развивающих занятий для детей от 6,5 до 10лет.
Содержание
1.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности…………………………………………………………3
2.
Содержание курса внеурочной деятельности……………………..8
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы…………………………………………...11
-3-
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Метапредметные результаты
Результативные
Познавательные
Коммуникативные
-определять и
высказывать под
руководством
педагога самые
простые общие для
всех людей правила
поведения при
сотрудничестве
(этические нормы).
--В предложенных
педагогом ситуациях
общения и
сотрудничества,
опираясь на общие
для всех простые
правила поведения,
делать выбор, при
поддержке других
участников группы и
педагога, как
поступить.
-определять и
формулировать цель
деятельности с
помощью учителя.
-проговаривать
последовательность
действий.
-учиться
высказывать своё
предположение
(версию) на основе
работы с
иллюстрацией
рабочей тетради.
-учиться работать по
предложенному
учителем плану.
-учиться отличать
верно выполненное
задание от
неверного. –учиться
совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную
оценку деятельности
товарищей.
-ориентироваться в
своей системе
знаний: отличать
новое от уже
известного с
помощью учителя.
-делать
предварительный
отбор источников
информации:
ориентироваться в
учебнике (на
развороте, в
оглавлении, в
словаре).
-добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный
опыт и информацию,
полученную от
учителя.
-перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной работы
всего класса.
-перерабатывать
-донести свою
позицию до других:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).
-слушать и понимать
речь других.
-читать и
пересказывать текст.
-совместно
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
-учиться выполнять
различные роли в
группе (лидера,
исполнителя, критика)
полученную
информацию:
сравнивать и
группировать такие
математические
объекты, как числа,
числовые
выражения,
равенства,
неравенства,
плоские
геометрические
фигуры.
-преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую: составлять
математические
рассказы и задачи на
основе простейших
математических
моделей
(предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
-находить и
формулировать
решение задачи с
помощью
простейших моделей
(предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем).
-5-
Предметные результаты
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
-определять главное
и существенное на
основе развивающих
заданий и
упражнений, путем
логических задач и
проведения
дидактических игр.
--объяснять
закономерности.
-выделять черты
сходства и различия.
-описывать признаки
геометрических
фигур.
-находить и выделять
признаки разных
предметов.
-узнавать предметы
по их признакам.
-давать описание
предметов, явлений в
соответствии с их
признаками.
-ориентироваться в
пространстве листа.
-составлять загадки,
небольшие рассказы,
сочинять сказки.
-давать несложные
определения
понятиям.
-определять на глаз
размеры предмета.
-демонстрировать
-находить и выделять
признаки разных
предметов.
-узнавать предметы
по их признакам.
-выделять
закономерности,
завершать схемы.
-определять на глаз
размеры предмета.
-демонстрировать
чувство времени,
веса,
расположенности в
пространстве.
-ориентироваться в
пространстве листа.
-анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинноследственн
ые связи.
-определять главное
и существенное на
основе развивающих
заданий и
упражнений, путем
логических задач и
проведения
дидактических игр.
-объяснять
закономерности.
-различать главное и
существенное на
основе развивающих
заданий и
упражнений,
сравнивать
предметы.
-называть предметы
по описанию.
-определять на глаз
размеры предмета.
-описывать то, что
было обнаружено с
помощью органов
чувств.
-определять на глаз
размеры предмета.
-демонстрировать
способность
переключать,
распределять
внимание.
-различать предметы
по цвету, форме,
размеру.
-анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинноследственн
ые связи.
-выделять
закономерности,
-различать главное и
существенное на
основе развивающих
заданий и
упражнений,
сравнивать
предметы.
-выделять
закономерности,
завершать схемы.
-анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинноследственн
ые связи.
-называть предметы
по описанию.
-демонстрировать
способность
переключать,
распределять
внимание.
-различать главное и
существенное на
основе развивающих
заданий и
упражнений,
сравнивать предметы
-уметь разбирать
логические
упражнения, игры,
логические задачи.
чувство времени,
веса,
расположенности в
пространстве
-излагать свои мысли
ясно и
последовательно.
-различать главное и
существенное на
основе развивающих
заданий и
упражнений,
сравнивать
предметы.
-выделять
закономерности,
завершать схемы.
-анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинноследственн
ые связи.
-называть предметы
по описанию.
-демонстрировать
способность
переключать,
распределять
внимание
-объяснять значение
слов и выражений.
-составлять загадки,
небольшие рассказы,
сочинять сказки.
-различать предметы
по цвету, форме,
размеру.
-описывать то, что
-демонстрировать
способность
переключать,
распределять
внимание.
-называть предметы
по описанию.
-выделять черты
сходства и различия.
-давать описание
предметов, явлений в
соответствии с их
признаками.
-объяснять значение
слов и выражений.
-ориентироваться в
пространстве листа.
-определять на глаз
размеры предмета.
-составлять загадки,
небольшие рассказы,
сочинять сказки.
-давать несложные
определения
понятиям.
-различать предметы
по цвету, форме,
размеру.
-описывать то, что
было обнаружено с
помощью органов
чувств.
-излагать свои мысли
ясно и
последовательно.
завершать схемы.
-анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинноследственн
ые связи.
-демонстрировать
целенаправленное и
осмысленное
наблюдение
-составлять и
преобразовывать
фигуры.
-объяснять значение
слов и выражений.
-объяснять смысл
крылатых и
метафорических
выражений.
-составлять загадки,
небольшие рассказы,
сочинять сказки.
-составлять и
преобразовывать
фигуры.
-анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинно-
следственные связи.
-выделять
закономерности,
завершать схемы.
-демонстрировать
способность
переключать,
распределять
внимание.
-уметь решать
математические
отношения,
замаскированные в
виде задач-шуток.
-демонстрировать
умение на практике
применять знание
формул нахождения
площади
геометрических
фигур.
-объяснять значение
слов и выражений.
-составлять загадки,
небольшие рассказы,
сочинять сказки.
было обнаружено с
помощью органов
чувств.
-составлять и
преобразовывать
фигуры.
-определять на глаз
размеры предмета.
-анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинноследственн
ые связи.
-демонстрировать
целенаправленное и
осмысленное
наблюдение.
-8-
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1-й класс (33 ч)
Раздел:
Свойства,
признаки
и
составные
части
предметов
(8ч).
Свойства
предметов.
Множества
предметов,
обладающих
указанным
свойством.
Целое
и
часть.
Признаки
предметов.
Закономерности
в
значении
признаков
у
серии
предметов.
Раздел:
Действия
предметов
(8
ч).
Последовательность
действий,
заданная
устно
и
графически.
Порядок действий, ведущий к заданной цели.
Раздел:
Сравнение
(3ч).
Функциональные
признаки
предметов.
Установление
общих
признаков.
Выделение
основания
для
сравнения.
Сопоставление
объектов
по
данному
основанию.
Раздел:
Комбинаторика (1 ч). Хаотичный и систематический перебор
вариантов.
Раздел:
Развитие
творческого
воображения
(4
ч).
Наделение
предметов
новыми
свойствами.
Перенос
свойств.
Рассмотрение
положительных
и
отрицательных
сторон одних и тех же свойств предметов.
Раздел:
Практический
материал
(4
ч).
Логические
упражнения.
Логические
задачи.
Задачи-шутки.
Логические
игры.
2-й класс (33 ч)
Раздел:
Свойства,
признаки
и
составные
части
предметов
(5
ч).
Определения.
Ошибки
в
построении
определений.
Закономерность
в
числах
и
фигурах,
буквах
и
словах.
Раздел:
Взаимосвязь
между
видовым и
и
р од ов ы м и
п о н я т и я м и
( 4 ) .
Противоположные
отношения
между
понятиями.
Виды
отношений.
Родовидовые
отношения.
Упорядочение
по
родовидовым
отношениям.
Раздел:
Комбинаторика (4 ч). Перестановки.
Размещения.
Сочетания
Раздел:
Элементы
логики
(7
ч). Истинные
и
ложные
высказывания.
Правила
классификации.
Причинно-следственные
цепочки.
Рассуждения.
Умозаключения.
Раздел:
Развитие
творческого
воображения
(4
ч). Создание
собственных
картин
«Игра
с
закономерностями».
Раздел:
Практический
материал
(3ч).
Логические
упражнения.
Логические
задачи.
Интеллектуальные
викторины.
Составление
вопросов
и
загадок.
Логические
игры.
-9-
Раздел:
Элементы
логики
(5
ч).
Высказывания.
Истинные
и
ложные
высказывания.
Отрицания.
Логическая
операция
Целое
действие
и
его
части.
Раздел:
Сравнение
(6ч). Сходство.
Различие.
Существенны
и
характерные
признаки.
Упорядочение
признаков.
Правила
сравнения.
3-й класс (33 ч)
Раздел: Свойства, признаки и составные части предметов (3 ч).
Закономерность
в
чередовании
признаков.
Классификация
по
какому-то
признаку.
Состав
предметов.
Раздел:
Сравнение
(3ч). Сравнение
предметов
по
признакам.
Симметрия.
Симметричные
фигуры.
Раздел:
Комбинаторика (3 ч). Перестановки.
Размещения.
Сочетания.
Раздел:
Действия
предметов
(4
ч). Результат
действия
предметов.
Обратные
действия.
Порядок
действий.
Последовательность
событий.
Раздел:
Элементы
логики
(10ч). Логические
операции
«и»,
«или».
Множество.
Элементы
множества.
Способы
задания
множеств.
Сравнение
множе ств.
Отношения
между
множествами
(объединение,
пересечение.
вложенность).
Выражения
и
высказывания.
Раздел:
Взаимосвязь
между
видовым и
и
р од ов ы м и
п о н я т и я м и
( 3 ) .
Математические
отношения,
замаскированные
в
виде
задач-шуток.
Раздел:
Развитие
творческого
воо б р а же н и я
( 3
ч ) . Составление
загадок,
чайнвордов.
Создание
фантастического
сюжета
на
тему
«Состав
предметов».
Раздел:
Практический
материал
(4
ч). Логические
упражнения.
Логические
игры.
Логические
задачи.
Интеллектуальные
викторины.
4-й класс (33 ч)
Раздел:
Сравнение
(5ч). Ситуативная
связь
между
понятиями.
Образное
сравнение.
Раздел:
Комбинаторика (9 ч). Решение задач с помощью таблиц и графов.
Раздел:
Элементы
лог и к и
( 1 1 ч ) . Виды
отношений
между
п о н ятиями.
Рефлексивность
и
симметричность
отношений.
Причинио-следственные
цепочки.
Логиче ские
связки
«и»,
«или»,
«е сли...
то».
Логиче ские
в о зможности.
Рассуждения.
Выводы.
Раздел:
Развитие
творческого
воображения
(5
ч). Оценка ситуации с разных сто-
рон.
Многозначность.
Рассмотрение
законов
логики
с
точки
зрения
русского
языка
и окружающего
мира.
Раздел:
Практический
материал
(3
ч). Логические
задачи.
Задачи-
смекалки.
Житейские
задачи.
Логические
игры.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся
(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка
и
самоконтроль
-
определение
учеником
границ
своего
«знания-
незнания».
-10-
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов:
высокий уровень освоения программы - 80— 100 %;
уровень выше среднего 60 80 %;
средний уровень 50 60 %;
уровень ниже среднего - 30-50 %;
низкий уровень меньше 30 %.
-11-
3.Тематическое планирование
1 класс
Тема
занятия
Количество
часов
Форма
контроля
Всего
Теория
Практика
1. Вводный тест
1
1
Тест № 1
2 .
С р а в н е н и е
п р е д м е т о в
п о
свойству
1
1
3. Целое и часть
1
1
4.
Знакомство
с
о т р и ц а н и е м
(термин не вводится)
1
1
5.
Признаки
предметов
1
1
6 .
П р и з н а к и
п р ед м е то в
и
значение
признаков
1
1
7.
Обобщение
по
признаку
1
1
8.
Закономерности
в
значении
признаков
у
серии
предметов
1
1
9.
Описание
последовательности
действий
1
1
10.
Логические
упражнения
1
1
1 1 .
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
действий
и
состояний в природе
1
1
12. Целое действие и его части
1
1
13.
Комбинаторика.
Хаотичный
перебор
вариантов
1
1
1 4 .
К о м б и н а т о р и к а .
С и с т е м а т и ч е с к и й
п е р ебор
вариантов
1
1
15.
Одно
действие,
применяемое
к
разным
предметам
1
1
16.
Промежуточный
тест
1
1
Тест № 2
17.
Функции
предметов
1
1
18.
Логическая
операция
«и»
1
1
19.
Выделение
главных
свойств
предметов
1
1
2 0 .
З а к о н о м е р н о с т ь
в
расположении
фигур
и
предметов
1
1
2 1 .
З а к о н о м е р н о с т ь
в
расположении
фигур
и
предметов
1
1
2 2 .
У п о р я д о ч е н и е
с е р и и
предметов
по
разным
признакам
1
1
23.
Последовательность
событий
1
1
24.
Высказывания
1
1
2 5 .
И с т и н н ы е
и
л о ж н ы е
высказывания
1
1
26.
Комбинаторика.
Расстановки
и
перестановки
1
1
1
27.
Задачи-шутки
(на
внимание
и
1
1
логические
рассуждения)
2 8 .
Р а з в и т и е
т в о р ч е с к о г о
в о о б р а ж е н и я .
Н аделение
предметов
новыми
свойствами
1
1
29.
Перенос
свойств
с
одних
предметов
на
другие
1
1
30.
Рассмотрение
положительных
и
отрицательных
сторон
у
одних
и тех же предметов
1
1
3 1 .
П о в т о р е н и е
т е м :
у п о р я д о ч е н и е ,
п о с л е д о-
в а т е л ь н о с т ь ,
л о г и ч е с к и е
операции
1
1
32. Часть и целое (в действиях)
1
1
33.
Итоговый
тест
1
1
Тест № 3
2 класс
Тема
занятия
Количество
часов
Форма
контроля
Всего
Теория
Практика
1. Входной тест
1
1
Тест № 1
2.
Выделение
признаков
1
1
3.
Различие
1
1
4.
Сходство
1
5.
Существенные
признаки
1
1
6.
Характерные
признаки
1
1
7.
Упорядочение
признаков
1
1
8.
Правила
сравнения
1
1
9.
Значение
сравнения
1
1
10.
Тест
«Сравнение»
1
Тест № 2
1 1 . И с т и н н ы е
и
л о ж н ы е
высказывания
1
1
12.
Отрицание
высказывания
1
1
13. Понятие о классах
1
1
14.
Правила
классификации
1
1
15.
Вопросы
1
1
16.
Алгоритм
1
1
17.
Тест
«Алгоритм»
1
1
Тест № 3
18.
Закономерность
в
числах
и
фигурах
1
1
19.
Закономерность
в
буквах
и
словах
1
1
20.Комбинаторика.
Перестановки
1
1
21.Комбинаторика.
Размещения
1
1
22.
Комбинаторика.
Сочетания
1
1
23. Причина и следствие
1
1
24.Причинно-следственные
1
1
цепочки
25.Противоположные
отношения
между
понятиями
1
1
26.
Отношения:
род/вид
1
1
2 7 . У п о р я д о ч и в а н и е
п о
родовидовым
отношениям
1
1
28.
Виды
отношений
1
1
29.
Тест
«Отношения»
1
1
Тест № 4
30.
Определения
1
1
3 1 . О ш и б к и
в
п о с т р о е н и и
определений
1
1
32.
Суждения
1
1
33.
Итоговый
тест
1
1
Тест № 5
3 класс
Тема
занятия
Количество
часов
Форма
контроля
Всего
Теория
Практика
1. Входной тест
1
1
Тест № 1
2 . З а к о н о м е р н о с т и
в
чередовании
признаков
1
1
3.
Классификация
по
какому-то
признаку
1
1
4.
Сравнение
предметов
по
признакам
1
1
5.
Тест
«Сравнение»
1
1
Тест № 2
6.
Состав
предметов
1
1
7.Логиче ские
у п р а ж н е н и я .
Игра
«Угадай
предмет»
1
1
8.
Найди
отличия
1
1
9.
Действия
предметов.
Игра
«Кто так делает?»
1
10.Комбинаторика.
Перестановки,
размещения
1
1
11.
Функциональные
признаки
предметов
1
]
12.
Симметрия.
Симметричные
фигуры
1
13.
Логическая
операция
«и»
1
1
14.
Координатная
сетка
1
1
15.
Решение
логических
задач
и задач- шуток
1
1
1 6 .
Р е з у л ь т а т
д е й с т в и я
предметов
1
1
17.
Обратные
действия
1
1
1 8 .
М а т е м а т и ч е с к и е
отношения,
замаскированные
в
виде
задач-шуток
1
19.
Тест
«Отношения»
1
1
Т ест № 3
2 0 .
П о р я д о к
д е й с т в и й ,
последовательность
событий
1
21.Комбинаторика.
Размещение,
сочетание
1
1
2 2 . С о с т а в л е н и е
з а г а д о к ,
чайнвордов
1
1
2 3 . М н о ж е с т в о .
Э л е м е н т ы
множества
1
1
24.
Классификация
по
одному
свойству
1
1
25.
Тест
«Классификация»
1
1
Тест № 4
2 6 . С п о с о б ы
з а д а н и я
множества
1
1
27.
Сравнение
множеств
1
1
2 8 . О т н о ш е н и я
м е ж д у
множествами
(объединение,
пересечение,
вложенность)
1
2 9 . Р е ш е н и е
з а д а ч
с
использованием
пон я т и й
о
множествах
1
30.Выражения
и
высказывания
1
1
31.
Высказывания
со
связками
«и»,
«или»
!
32.
Отрицание
!
1
33.
Итоговый
тест
1
1
Тест № 5
4 класс
Тема
занятия
Количество
часов
Форма
контроля
Всего
Теория
Практика
1. Входной тест
1
1
Тест № 1
2 . П о в т о р е н и е
о с н о в н ы х
мыслительных
операций
1
1
3.Причинно-следственные
цепочки
1
1
4.
Интегрированный:
логика
в
окружающем мире
1
1
5.
Интегрированный:
логика
в
русском
языке
1
1
6.
Виды
отношений
между
понятиями
1
1
7.Комбинаторика.
Р е ш е н и е
задач с помощью
таблиц
1
1
1
8. Понятие о графах
1
1
9.
Рефлексивность
отношений
1
1
10.Симметричность
отношений
1
1
11.
Тест
«Отношения
между
понятиями»
1
1
Тест № 2
12.
Классификация
1
1
1 3 . Я з ы к
и
л о г и к а .
Фразеологизмы
1
1
14.
Язык
и
логика.
Образность
и меткость речи
1
1
15.
Язык
и
логика.
Речевые
ошибки
1
1
16. Язык и логика. Пословицы
1
1
17. Тест «Язык и логика»
1
1
Тест № 3
18.
Работа
над
ошибками.
1
1
19.
Логические
связки
«или»,
«и»
1
1
20.
Логическая
связка
«если...
то»
1
1
21.
Логические
возможности
1
1
22.
Ситуативная
связь
между
понятиями
I
1
23.
Оценка
ситуации
с
разных
сторон
1
1
24.
Образное
сравнение
1
1
25.Синонимы.
Многозначность
1
1
26.
Антонимы
1
1
27.
Тест
«Языковая
логика»
1
1
Тест № 4
28. Работа над ошибками
]
1
29.
Комбинаторика.
Решение
задач с помощью
графов
1
1
30.
Рассуждения
1
1
31.
Выводы
в
рассуждениях
1
1
32. Юмор и логика
1
1
33. Юмор и логика
1
1