Напоминание

"Основы логики"


Автор: Галковская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №17"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Основы логики"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Основы логики»

1-4 классы

Программа «Основы логики» представляет систему интеллектуально-

развивающих занятий для детей от 6,5 до 10лет.

Содержание

1.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной

деятельности…………………………………………………………3

2.

Содержание курса внеурочной деятельности……………………..8

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы…………………………………………...11

-3-

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Метапредметные результаты

Результативные

Познавательные

Коммуникативные

-определять и

высказывать под

руководством

педагога самые

простые общие для

всех людей правила

поведения при

сотрудничестве

(этические нормы).

--В предложенных

педагогом ситуациях

общения и

сотрудничества,

опираясь на общие

для всех простые

правила поведения,

делать выбор, при

поддержке других

участников группы и

педагога, как

поступить.

-определять и

формулировать цель

деятельности с

помощью учителя.

-проговаривать

последовательность

действий.

-учиться

высказывать своё

предположение

(версию) на основе

работы с

иллюстрацией

рабочей тетради.

-учиться работать по

предложенному

учителем плану.

-учиться отличать

верно выполненное

задание от

неверного. –учиться

совместно с

учителем и другими

учениками давать

эмоциональную

оценку деятельности

товарищей.

-ориентироваться в

своей системе

знаний: отличать

новое от уже

известного с

помощью учителя.

-делать

предварительный

отбор источников

информации:

ориентироваться в

учебнике (на

развороте, в

оглавлении, в

словаре).

-добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный

опыт и информацию,

полученную от

учителя.

-перерабатывать

полученную

информацию: делать

выводы в результате

совместной работы

всего класса.

-перерабатывать

-донести свою

позицию до других:

оформлять свою

мысль в устной и

письменной речи (на

уровне одного

предложения или

небольшого текста).

-слушать и понимать

речь других.

-читать и

пересказывать текст.

-совместно

договариваться о

правилах общения и

поведения в школе и

следовать им.

-учиться выполнять

различные роли в

группе (лидера,

исполнителя, критика)

полученную

информацию:

сравнивать и

группировать такие

математические

объекты, как числа,

числовые

выражения,

равенства,

неравенства,

плоские

геометрические

фигуры.

-преобразовывать

информацию из

одной формы в

другую: составлять

математические

рассказы и задачи на

основе простейших

математических

моделей

(предметных,

рисунков,

схематических

рисунков, схем);

-находить и

формулировать

решение задачи с

помощью

простейших моделей

(предметных,

рисунков,

схематических

рисунков, схем).

-5-

Предметные результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

-определять главное

и существенное на

основе развивающих

заданий и

упражнений, путем

логических задач и

проведения

дидактических игр.

--объяснять

закономерности.

-выделять черты

сходства и различия.

-описывать признаки

геометрических

фигур.

-находить и выделять

признаки разных

предметов.

-узнавать предметы

по их признакам.

-давать описание

предметов, явлений в

соответствии с их

признаками.

-ориентироваться в

пространстве листа.

-составлять загадки,

небольшие рассказы,

сочинять сказки.

-давать несложные

определения

понятиям.

-определять на глаз

размеры предмета.

-демонстрировать

-находить и выделять

признаки разных

предметов.

-узнавать предметы

по их признакам.

-выделять

закономерности,

завершать схемы.

-определять на глаз

размеры предмета.

-демонстрировать

чувство времени,

веса,

расположенности в

пространстве.

-ориентироваться в

пространстве листа.

-анализировать

ситуацию,

устанавливать

причинноследственн

ые связи.

-определять главное

и существенное на

основе развивающих

заданий и

упражнений, путем

логических задач и

проведения

дидактических игр.

-объяснять

закономерности.

-различать главное и

существенное на

основе развивающих

заданий и

упражнений,

сравнивать

предметы.

-называть предметы

по описанию.

-определять на глаз

размеры предмета.

-описывать то, что

было обнаружено с

помощью органов

чувств.

-определять на глаз

размеры предмета.

-демонстрировать

способность

переключать,

распределять

внимание.

-различать предметы

по цвету, форме,

размеру.

-анализировать

ситуацию,

устанавливать

причинноследственн

ые связи.

-выделять

закономерности,

-различать главное и

существенное на

основе развивающих

заданий и

упражнений,

сравнивать

предметы.

-выделять

закономерности,

завершать схемы.

-анализировать

ситуацию,

устанавливать

причинноследственн

ые связи.

-называть предметы

по описанию.

-демонстрировать

способность

переключать,

распределять

внимание.

-различать главное и

существенное на

основе развивающих

заданий и

упражнений,

сравнивать предметы

-уметь разбирать

логические

упражнения, игры,

логические задачи.

чувство времени,

веса,

расположенности в

пространстве

-излагать свои мысли

ясно и

последовательно.

-различать главное и

существенное на

основе развивающих

заданий и

упражнений,

сравнивать

предметы.

-выделять

закономерности,

завершать схемы.

-анализировать

ситуацию,

устанавливать

причинноследственн

ые связи.

-называть предметы

по описанию.

-демонстрировать

способность

переключать,

распределять

внимание

-объяснять значение

слов и выражений.

-составлять загадки,

небольшие рассказы,

сочинять сказки.

-различать предметы

по цвету, форме,

размеру.

-описывать то, что

-демонстрировать

способность

переключать,

распределять

внимание.

-называть предметы

по описанию.

-выделять черты

сходства и различия.

-давать описание

предметов, явлений в

соответствии с их

признаками.

-объяснять значение

слов и выражений.

-ориентироваться в

пространстве листа.

-определять на глаз

размеры предмета.

-составлять загадки,

небольшие рассказы,

сочинять сказки.

-давать несложные

определения

понятиям.

-различать предметы

по цвету, форме,

размеру.

-описывать то, что

было обнаружено с

помощью органов

чувств.

-излагать свои мысли

ясно и

последовательно.

завершать схемы.

-анализировать

ситуацию,

устанавливать

причинноследственн

ые связи.

-демонстрировать

целенаправленное и

осмысленное

наблюдение

-составлять и

преобразовывать

фигуры.

-объяснять значение

слов и выражений.

-объяснять смысл

крылатых и

метафорических

выражений.

-составлять загадки,

небольшие рассказы,

сочинять сказки.

-составлять и

преобразовывать

фигуры.

-анализировать

ситуацию,

устанавливать

причинно-

следственные связи.

-выделять

закономерности,

завершать схемы.

-демонстрировать

способность

переключать,

распределять

внимание.

-уметь решать

математические

отношения,

замаскированные в

виде задач-шуток.

-демонстрировать

умение на практике

применять знание

формул нахождения

площади

геометрических

фигур.

-объяснять значение

слов и выражений.

-составлять загадки,

небольшие рассказы,

сочинять сказки.

было обнаружено с

помощью органов

чувств.

-составлять и

преобразовывать

фигуры.

-определять на глаз

размеры предмета.

-анализировать

ситуацию,

устанавливать

причинноследственн

ые связи.

-демонстрировать

целенаправленное и

осмысленное

наблюдение.

-8-

2. Содержание курса внеурочной деятельности

1-й класс (33 ч)

Раздел:

Свойства,

признаки

и

составные

части

предметов

(8ч).

Свойства

предметов.

Множества

предметов,

обладающих

указанным

свойством.

Целое

и

часть.

Признаки

предметов.

Закономерности

в

значении

признаков

у

серии

предметов.

Раздел:

Действия

предметов

(8

ч).

Последовательность

действий,

заданная

устно

и

графически.

Порядок действий, ведущий к заданной цели.

Раздел:

Сравнение

(3ч).

Функциональные

признаки

предметов.

Установление

общих

признаков.

Выделение

основания

для

сравнения.

Сопоставление

объектов

по

данному

основанию.

Раздел:

Комбинаторика (1 ч). Хаотичный и систематический перебор

вариантов.

Раздел:

Развитие

творческого

воображения

(4

ч).

Наделение

предметов

новыми

свойствами.

Перенос

свойств.

Рассмотрение

положительных

и

отрицательных

сторон одних и тех же свойств предметов.

Раздел:

Практический

материал

(4

ч).

Логические

упражнения.

Логические

задачи.

Задачи-шутки.

Логические

игры.

2-й класс (33 ч)

Раздел:

Свойства,

признаки

и

составные

части

предметов

(5

ч).

Определения.

Ошибки

в

построении

определений.

Закономерность

в

числах

и

фигурах,

буквах

и

словах.

Раздел:

Взаимосвязь

между

видовым и

и

р од ов ы м и

п о н я т и я м и

( 4 ) .

Противоположные

отношения

между

понятиями.

Виды

отношений.

Родовидовые

отношения.

Упорядочение

по

родовидовым

отношениям.

Раздел:

Комбинаторика (4 ч). Перестановки.

Размещения.

Сочетания

Раздел:

Элементы

логики

(7

ч). Истинные

и

ложные

высказывания.

Правила

классификации.

Причинно-следственные

цепочки.

Рассуждения.

Умозаключения.

Раздел:

Развитие

творческого

воображения

(4

ч). Создание

собственных

картин

«Игра

с

закономерностями».

Раздел:

Практический

материал

(3ч).

Логические

упражнения.

Логические

задачи.

Интеллектуальные

викторины.

Составление

вопросов

и

загадок.

Логические

игры.

-9-

Раздел:

Элементы

логики

(5

ч).

Высказывания.

Истинные

и

ложные

высказывания.

Отрицания.

Логическая

операция

Целое

действие

и

его

части.

Раздел:

Сравнение

(6ч). Сходство.

Различие.

Существенны

и

характерные

признаки.

Упорядочение

признаков.

Правила

сравнения.

3-й класс (33 ч)

Раздел: Свойства, признаки и составные части предметов (3 ч).

Закономерность

в

чередовании

признаков.

Классификация

по

какому-то

признаку.

Состав

предметов.

Раздел:

Сравнение

(3ч). Сравнение

предметов

по

признакам.

Симметрия.

Симметричные

фигуры.

Раздел:

Комбинаторика (3 ч). Перестановки.

Размещения.

Сочетания.

Раздел:

Действия

предметов

(4

ч). Результат

действия

предметов.

Обратные

действия.

Порядок

действий.

Последовательность

событий.

Раздел:

Элементы

логики

(10ч). Логические

операции

«и»,

«или».

Множество.

Элементы

множества.

Способы

задания

множеств.

Сравнение

множе ств.

Отношения

между

множествами

(объединение,

пересечение.

вложенность).

Выражения

и

высказывания.

Раздел:

Взаимосвязь

между

видовым и

и

р од ов ы м и

п о н я т и я м и

( 3 ) .

Математические

отношения,

замаскированные

в

виде

задач-шуток.

Раздел:

Развитие

творческого

воо б р а же н и я

( 3

ч ) . Составление

загадок,

чайнвордов.

Создание

фантастического

сюжета

на

тему

«Состав

предметов».

Раздел:

Практический

материал

(4

ч). Логические

упражнения.

Логические

игры.

Логические

задачи.

Интеллектуальные

викторины.

4-й класс (33 ч)

Раздел:

Сравнение

(5ч). Ситуативная

связь

между

понятиями.

Образное

сравнение.

Раздел:

Комбинаторика (9 ч). Решение задач с помощью таблиц и графов.

Раздел:

Элементы

лог и к и

( 1 1 ч ) . Виды

отношений

между

п о н ятиями.

Рефлексивность

и

симметричность

отношений.

Причинио-следственные

цепочки.

Логиче ские

связки

«и»,

«или»,

«е сли...

то».

Логиче ские

в о зможности.

Рассуждения.

Выводы.

Раздел:

Развитие

творческого

воображения

(5

ч). Оценка ситуации с разных сто-

рон.

Многозначность.

Рассмотрение

законов

логики

с

точки

зрения

русского

языка

и окружающего

мира.

Раздел:

Практический

материал

(3

ч). Логические

задачи.

Задачи-

смекалки.

Житейские

задачи.

Логические

игры.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся

(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

итоговый контроль в формах:

тестирование;

практические работы;

творческие работы;

самооценка

и

самоконтроль

-

определение

учеником

границ

своего

«знания-

незнания».

-10-

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение

детей

на

занятиях:

живость,

активность,

заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при

выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества

успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов:

высокий уровень освоения программы - 80— 100 %;

уровень выше среднего 60 80 %;

средний уровень 50 60 %;

уровень ниже среднего - 30-50 %;

низкий уровень меньше 30 %.

-11-

3.Тематическое планирование

1 класс

Тема

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводный тест

1

1

Тест № 1

2 .

С р а в н е н и е

п р е д м е т о в

п о

свойству

1

1

3. Целое и часть

1

1

4.

Знакомство

с

о т р и ц а н и е м

(термин не вводится)

1

1

5.

Признаки

предметов

1

1

6 .

П р и з н а к и

п р ед м е то в

и

значение

признаков

1

1

7.

Обобщение

по

признаку

1

1

8.

Закономерности

в

значении

признаков

у

серии

предметов

1

1

9.

Описание

последовательности

действий

1

1

10.

Логические

упражнения

1

1

1 1 .

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

действий

и

состояний в природе

1

1

12. Целое действие и его части

1

1

13.

Комбинаторика.

Хаотичный

перебор

вариантов

1

1

1 4 .

К о м б и н а т о р и к а .

С и с т е м а т и ч е с к и й

п е р ебор

вариантов

1

1

15.

Одно

действие,

применяемое

к

разным

предметам

1

1

16.

Промежуточный

тест

1

1

Тест № 2

17.

Функции

предметов

1

1

18.

Логическая

операция

«и»

1

1

19.

Выделение

главных

свойств

предметов

1

1

2 0 .

З а к о н о м е р н о с т ь

в

расположении

фигур

и

предметов

1

1

2 1 .

З а к о н о м е р н о с т ь

в

расположении

фигур

и

предметов

1

1

2 2 .

У п о р я д о ч е н и е

с е р и и

предметов

по

разным

признакам

1

1

23.

Последовательность

событий

1

1

24.

Высказывания

1

1

2 5 .

И с т и н н ы е

и

л о ж н ы е

высказывания

1

1

26.

Комбинаторика.

Расстановки

и

перестановки

1

1

1

27.

Задачи-шутки

(на

внимание

и

1

1

логические

рассуждения)

2 8 .

Р а з в и т и е

т в о р ч е с к о г о

в о о б р а ж е н и я .

Н аделение

предметов

новыми

свойствами

1

1

29.

Перенос

свойств

с

одних

предметов

на

другие

1

1

30.

Рассмотрение

положительных

и

отрицательных

сторон

у

одних

и тех же предметов

1

1

3 1 .

П о в т о р е н и е

т е м :

у п о р я д о ч е н и е ,

п о с л е д о-

в а т е л ь н о с т ь ,

л о г и ч е с к и е

операции

1

1

32. Часть и целое (в действиях)

1

1

33.

Итоговый

тест

1

1

Тест № 3

2 класс

Тема

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1. Входной тест

1

1

Тест № 1

2.

Выделение

признаков

1

1

3.

Различие

1

1

4.

Сходство

1

5.

Существенные

признаки

1

1

6.

Характерные

признаки

1

1

7.

Упорядочение

признаков

1

1

8.

Правила

сравнения

1

1

9.

Значение

сравнения

1

1

10.

Тест

«Сравнение»

1

Тест № 2

1 1 . И с т и н н ы е

и

л о ж н ы е

высказывания

1

1

12.

Отрицание

высказывания

1

1

13. Понятие о классах

1

1

14.

Правила

классификации

1

1

15.

Вопросы

1

1

16.

Алгоритм

1

1

17.

Тест

«Алгоритм»

1

1

Тест № 3

18.

Закономерность

в

числах

и

фигурах

1

1

19.

Закономерность

в

буквах

и

словах

1

1

20.Комбинаторика.

Перестановки

1

1

21.Комбинаторика.

Размещения

1

1

22.

Комбинаторика.

Сочетания

1

1

23. Причина и следствие

1

1

24.Причинно-следственные

1

1

цепочки

25.Противоположные

отношения

между

понятиями

1

1

26.

Отношения:

род/вид

1

1

2 7 . У п о р я д о ч и в а н и е

п о

родовидовым

отношениям

1

1

28.

Виды

отношений

1

1

29.

Тест

«Отношения»

1

1

Тест № 4

30.

Определения

1

1

3 1 . О ш и б к и

в

п о с т р о е н и и

определений

1

1

32.

Суждения

1

1

33.

Итоговый

тест

1

1

Тест № 5

3 класс

Тема

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1. Входной тест

1

1

Тест № 1

2 . З а к о н о м е р н о с т и

в

чередовании

признаков

1

1

3.

Классификация

по

какому-то

признаку

1

1

4.

Сравнение

предметов

по

признакам

1

1

5.

Тест

«Сравнение»

1

1

Тест № 2

6.

Состав

предметов

1

1

7.Логиче ские

у п р а ж н е н и я .

Игра

«Угадай

предмет»

1

1

8.

Найди

отличия

1

1

9.

Действия

предметов.

Игра

«Кто так делает?»

1

10.Комбинаторика.

Перестановки,

размещения

1

1

11.

Функциональные

признаки

предметов

1

]

12.

Симметрия.

Симметричные

фигуры

1

13.

Логическая

операция

«и»

1

1

14.

Координатная

сетка

1

1

15.

Решение

логических

задач

и задач- шуток

1

1

1 6 .

Р е з у л ь т а т

д е й с т в и я

предметов

1

1

17.

Обратные

действия

1

1

1 8 .

М а т е м а т и ч е с к и е

отношения,

замаскированные

в

виде

задач-шуток

1

19.

Тест

«Отношения»

1

1

Т ест № 3

2 0 .

П о р я д о к

д е й с т в и й ,

последовательность

событий

1

21.Комбинаторика.

Размещение,

сочетание

1

1

2 2 . С о с т а в л е н и е

з а г а д о к ,

чайнвордов

1

1

2 3 . М н о ж е с т в о .

Э л е м е н т ы

множества

1

1

24.

Классификация

по

одному

свойству

1

1

25.

Тест

«Классификация»

1

1

Тест № 4

2 6 . С п о с о б ы

з а д а н и я

множества

1

1

27.

Сравнение

множеств

1

1

2 8 . О т н о ш е н и я

м е ж д у

множествами

(объединение,

пересечение,

вложенность)

1

2 9 . Р е ш е н и е

з а д а ч

с

использованием

пон я т и й

о

множествах

1

30.Выражения

и

высказывания

1

1

31.

Высказывания

со

связками

«и»,

«или»

!

32.

Отрицание

!

1

33.

Итоговый

тест

1

1

Тест № 5

4 класс

Тема

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1. Входной тест

1

1

Тест № 1

2 . П о в т о р е н и е

о с н о в н ы х

мыслительных

операций

1

1

3.Причинно-следственные

цепочки

1

1

4.

Интегрированный:

логика

в

окружающем мире

1

1

5.

Интегрированный:

логика

в

русском

языке

1

1

6.

Виды

отношений

между

понятиями

1

1

7.Комбинаторика.

Р е ш е н и е

задач с помощью

таблиц

1

1

1

8. Понятие о графах

1

1

9.

Рефлексивность

отношений

1

1

10.Симметричность

отношений

1

1

11.

Тест

«Отношения

между

понятиями»

1

1

Тест № 2

12.

Классификация

1

1

1 3 . Я з ы к

и

л о г и к а .

Фразеологизмы

1

1

14.

Язык

и

логика.

Образность

и меткость речи

1

1

15.

Язык

и

логика.

Речевые

ошибки

1

1

16. Язык и логика. Пословицы

1

1

17. Тест «Язык и логика»

1

1

Тест № 3

18.

Работа

над

ошибками.

1

1

19.

Логические

связки

«или»,

«и»

1

1

20.

Логическая

связка

«если...

то»

1

1

21.

Логические

возможности

1

1

22.

Ситуативная

связь

между

понятиями

I

1

23.

Оценка

ситуации

с

разных

сторон

1

1

24.

Образное

сравнение

1

1

25.Синонимы.

Многозначность

1

1

26.

Антонимы

1

1

27.

Тест

«Языковая

логика»

1

1

Тест № 4

28. Работа над ошибками

]

1

29.

Комбинаторика.

Решение

задач с помощью

графов

1

1

30.

Рассуждения

1

1

31.

Выводы

в

рассуждениях

1

1

32. Юмор и логика

1

1

33. Юмор и логика

1

1



В раздел образования