Автор: Елкина Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Целинная СОШ
Населённый пункт: Коченевского района
Наименование материала: статью
Тема: Проектирование индивидуальной образовательной траектории младшего школьника: проект "Хочу быть успешным!"
Раздел: начальное образование
Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы
Пояснительная записка
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной
жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих
собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной
школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху
"информационной цивилизации" актуальность решения этой задачи возрастает. Одной из
базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция, как совокупность
компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы общеучебной деятельности, внеурочную работу по предметам, занятия
общественной деятельностью, а так же занятия активными видами спорта. Данный ИОМ
составлен для обучающегося 4-г класса МБОУ
Целинн
ая СОШ (на 1 полугодие 2015-2016
учебного года) имеющего высокий уровень мотивации к обучению на фоне низкого уровня
самооценки, психологической травмы, вызванной переездом на другое место жительства
после развода родителей. Возникли трудности и с усвоением программы. Так как первые 3
года мальчик обучался по МПК «Прогресс». Не изучался английский язык. Значительно
отличается содержание программы по математике: не изучались приемы деления и
умножения многозначных чисел. Открытый характер, любознательность, активная
жизненная позиция позволила ученику быстро подружиться с одноклассниками, которые
имеют способности и высокий уровень мотивации к обучению. Это их сближает,
стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный
образовательный маршрут, построенный по просьбе родителей, совместно с учеником.
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность
учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..
Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;
дальнейшее успешное освоение программного материала;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для
экспериментальной и исследовательской деятельности;
обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку,
окружающему миру;
формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную
деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации личности.
Этапы реализации
этап
сроки
направления
результаты
I .Диагностический
Цель –
углубленное психолого-
педагогическое изучение
ребенка, выявление его
индивидуальных особенностей.
Задачи: – Провести
психологическое обследование
ребенка для определения его
психологического развития,
эмоционального состояния.
Сентябрь-
октябрь
1. Входная
диагностика
2. исследования
эмоционально-
личностной сферы
3. диагностика
межличностных
отношений
4. диагностика
психологического
здоровья
Создание:
«Интеллектуального
портрета ученика»,
«Карты способностей и
интересов»
- банка творческих
способностей ученика;
- банка текстов олимпиад и
интеллектуальных
конкурсов;
- рекомендаций по работе с
учеником;
- портфолио
II. Разработка
индивидуального учебного
плана, программы, маршрута
октябрь
1.прогнозирование;
2.проектирование;
3.конструирование;
Создание:
- индивидуальный учебный
план – «Я выбираю
предметы для изучения»
– «Я составляю программу
образовательной
деятельности»
- индивидуальный
образовательный маршрут –
«Я определяю, в какой
последовательности, в какие
сроки, какими средствами
будет реализована
образовательная программа
-
1).Разработка программы
проектной деятельности второй
половины дня
Выбор проектов,
согласование расписания,
целей, форм и способов
деятельности, критериев
оценки результата: кружки,
проектная деятельность,
экскурсии
2).Разработка программы
здоровьесбережения
1. консультации со
специалистами,
значимыми
составление программы
здоровьесбережения;
взрослыми.
2. выбор форм и
расписания
спортивных занятий,
определение
спортивной нагрузки
3).Интеграция с другими
специалистами
в течении года 1. Индивидуальные
консультации
учащегося и его
родителей
2. Организация
участия учащегося в
конкурсах,
олимпиадах
различного уровня
3. Организация
различных типов
занятий: экскурсии,
практические работы,
тренинги, мозговые
штурмы, исследования
4.Создание системы
стимулов и поощрений
Проведение школьных
предметных олимпиад,
конференций, творческих и
исследовательских
конкурсов
III.Определение способов
оценки и самооценки успехов
воспитанника.Итоговая
диагностика. Рефлексия и
оценка
апрель-май
показ достижений,
персональная выставка,
презентация – портфолио
достижений, бенефис,
творческий отчет, концерт,
участие в олимпиадах,
международных конкурсах ,
тесты, зачётная работа
Планируемый результат реализации программы
1. Воспитание личности
здоровой духовно-нравственно и социально;
способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять
поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
владеющей средствами и способами исследовательского труда;
способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и
нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на
свободу выбора, самовыражения;
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным
планом.
3. Овладение навыками самостоятельной работы.
4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Круг методов и технологий образовательной деятельности
Качество личности
Характеристика качества
личности
Методы и формы
1.Любопытство –
любознательность –
познавательная
потребность
Любопытство характерно для
каждого ребенка младшего
школьного возраста.
Любознательность – признак
одаренности. Ребенок
испытывает удовольствие от
умственного напряжения.
Младшим школьникам в
большей степени, чем
старшеклассникам,
свойственно стремление к
познанию, исследованию
окружающего мира.
Исследовательская
деятельность. Защита
Проектов на детских научно-
практических конференциях.
Работа в группах, парах.
2.Сверхчувствительность к
проблеме
Способность видеть проблему
там, где другие не видят
никаких сложностей, где все
представляется как будто
ясным – одно из важнейших
качеств, отличающих
истинного творца от
посредственного человека.
Проблемные,
ориентированные на
самостоятельную творческую
работу задания.
3.Склонность к задачам
дивергентного типа
Дивергентное мышление -
особый вид мышления,
который предполагает, что на
один и тот же вопрос может
быть множество одинаково
правильных и равноправных
ответов. Оно характеризуется
тем, что психологи называют
беглостью восприятия (то
есть способностью
генерировать несколько
идей), гибкостью (то есть
Творческие задания, которые
допускают множество
правильных ответов. ТРИЗ
(теория решения
изобретательских задач)
способностью переходить на
другую точку зрения) и
оригинальностью (то есть
способностью вырабатывать
нетривиальные идеи).
4.Оригинальность
мышления
Способность выдвигать новые
неожиданные идеи,
отличающиеся от широко
известных, а так же
способность разрабатывать
существующие идеи, что
особенно ценится в
художественном творчестве.
Работа по разработке новых
идей или уже существующих.
5.Высокая концентрация
внимания
Выражено это, во-первых, в
высокой степени
погруженности в задачу, во-
вторых, — в возможности
успешной настройки на
восприятие информации,
относящейся к выбранной
цели даже при наличии
помех. С концентрацией
внимания
связана и такая
отличительная черта
одаренных, как склонность к
сложным и сравнительно
долговременным заданиям
Сложные и сравнительно
долговременные задания.
6.Отличная память
Синтез памяти и способности
классифицировать,
структурировать,
систематизировать не редко
выражается в склонности к
коллекционированию.
Задания на развитие памяти,
внимания и мышления.
7.Способность к оценке
Производное критического
мышления.
Задание по анализу своей и
чужой деятельности.
8.Широта интересов.
Самообразование.
Работа в библиотеке.
Целенаправленная
подготовка к самореализации
в различных конкурсах
(тьюторство, тренерство)
Индивидуальная подготовка
к очным и заочным
олимпиадам
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )
Дата рождения
03.08.2005
Любимое занятие в свободное
время
Живопись, графика. Посещение музеев.
Мой любимый учебный предмет
Окружающий мир
Мои учебные достижения
Отличные успехи в усвоении программного
материала по анг. языку; победа на районной
олимпиаде по окружающему миру
Мои сильные стороны
Целеустремленность, работоспособность,
пунктуальность
Мои слабые стороны
Неорганизованность во времени,
Мои увлечения
Разведение животных и уход за ними.
Чем отличаюсь от своих
сверстников
Разносторонность интересов. Эрудиция.
Умею давать точные ответы на вопросы
Что умею делать хорошо
Различать голоса животных и птиц.
Ухаживать за ними.
Сфера профессиональных
интересов
Туристический оператор
Сфера моих жизненных интересов
(какое место хочу занять в
Работать в турбюро. Сопровождать в
загранпоездках туристов
обществе)
Что мне в себе нравится
Что мне в себе не нравится
На кого хочу быть похожим (-ей)
Работоспособность. Быстрота мышления.
Не всегда хватает терпения, чтобы довести
дело до конца
На своего деда Павлова Н.И. и бабушку
Волкову Т.В.
2. Мои цели и задачи
2.1 Мои перспективные жизненные цели
1) Кем хочу стать, какую получить
профессию
Туроператор
2) Каким (-ой) хочу стать
(перечисляются качества, которые
бы хотел иметь ученик как член
общества, как труженик,
гражданин, семьянин)
Высокообразованным специалистом, владеть
несколькими иностранными языками,
руководителем предприятия, способным в
краткие сроки модифицировать предприятие,
сделать его более рентабельным,
экологически безопасным. Быть патриотом
своей Родины, своего края.
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь
1) Что хочу узнать о себе (задачи
на самопознание)
Сравнить свои знания и знания сверстников
из других регионов страны, школы, района.
2) Задачи в обучении
Иметь хорошие знания по всем учебным
предметам
уметь описывать и объяснять результаты
наблюдений и экспериментов:
- По каким предметам повысить
свои достижения
английский язык, геометрия, информатика,
определения собственной позиции по
отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде.
- Какие дополнительные области
знаний изучать
Географию. Природно-климатические
условия различных стран.
- Какие учебные умения и навыки
развивать
и на основе полученных знаний
самостоятельно
оценивать информацию, содержащуюся в
сообщениях СМИ, научно-
популярных статьях; использовать новые
информационные технологии для
поиска, обработки и предъявления
информации по географии в компьютерных
базах данных и сетях (сети Интернет);
3) Задачи в практической
деятельности
Приводить примеры практического
применения полученных на уроках знаний.
Обеспечение безопасности
жизнедеятельности в процессе
использования транспортных средств,
бытовых электроприборов, средств
радио- и телекоммуникационной
4) Задачи по формированию
конкретных качеств, необходимых
для достижения перспективной
цели
Исправить итоговые оценки по русскому
языку, математике, информатике,
технологии.
3. Мои планы
3.1 Предполагаемое направление
Туристический
(профиль) образования в старшей
школе
3.2 Планируемый уровень
профессионального образования
после окончания школы
3.3 Профессия, которая меня
интересует
Реклама и туристический бизнес
Туроператор, гид
4. Моя программа действий
4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей
углубленном уровне
1) В чем (где, в каких сферах себя
попробую)
участие в олимпиадах, международных
конкурсах, научно-практических
конференциях
2) Где, с кем проконсультируюсь
друзья, родители, бабушка, библиотекари
3) К кому обращусь за советом
Преподаватели по предмету.
4.2 Обучение
1) Изучению каких предметов
уделить больше внимания
Английский язык, математика, информатика.
2) Какие предметы изучать на углубленном
уровне
Английский язык.
4.3 Дополнительное образование
1) По каким дополнительным
образовательным программам
буду заниматься
Изучение основных видов живописи
2) Какую дополнительную литературу буду
изучать
Логико-математическое моделирование.
3) В каких проектах буду
участвовать
«Природа Забайкальского края», «Моё
родное Приаргунье», «Проба пера».
«Незнайка. 50 лет на Луне»
4) В каких олимпиадах и
конкурсах буду участвовать
НПК «Шаг в науку», олимпиады по
окружающему миру, математике, ИЗО
4.4. Участие в общественной деятельности
1) В каких делах буду участвовать
в школе и классе
Самоуправление (Министерство образования
и науки)
2) В каких буду участвовать вне школы
Волонтерский отряд «Вместе»
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных
планов качества:
1) На учебных занятиях
Техника работы с программами для создания
презентаций.
2) Во внеучебное время
Международные фестивали и конкурсы.
3) В семье
Изучение дополнительной литературы
4) В общении с учащимися
5) в практической деятельности,
общественных делах
Работа в парах, группах.
Участие в работе научно-исследовательского
общества «Поиск»
4.6. Кто и в чем мне может помочь
1) Учителя
2) Родители
3) Друзья
4)Работа с психологом
5) Другие специалисты
Расписание учащегося на неделю
Понедельни
к
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Посещение уроков (8.10 – 12.45) (8.10 – 10.45)
Занятия в
ДШИ
(14.00 –
14.30)
Доп. занятия
по
английскому
языку
(14.30 – 15.10)
Занятия в ДШИ
(14.30 – 15.30)
Доп. занятия по
англ. яз.
(14.30.-15.10)
Занятия в ДШИ
(14.30 – 15.30)
Занятия в НИО
«Школа творческого
мышления»
(11.10-11.50)
Работа в
библиотеке по
списку
рекомендован
-ной
литературы
(15.40 – 16.20
Индивидуальны
е
консультации
учителя ПО
МАТЕМАТИКЕ
(15.00-16.00)
Индивидуальны
е
консультации
психолога
(16.30 – 17.00)
Индивидуальны
е
консультации
учителя ПО
МАТЕМАТИКЕ
(15.00-16.00)
Занятия в
волонтерском отряде.
(13.00-14.00)
ДЮСШ.
Хоккей
(1500-16.00)
ДЮСШ. Хоккей
(15.00-17.00)
Участие в олимпиадах, международных конкурсах, НПК по расписанию