Автор: Камсваева Ольга Владимировна
Должность: преподаватель менеджмента и управления персоналом
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Алапаевский индустриальный техникум
Населённый пункт: Свердловская область г. Алапаевск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях дисциплины "Управление персоналом"
Раздел: среднее профессиональное
О.В.Камсваева
преподаватель
ГБПОУ СО «Алапаевский индустриальный техникум»
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕ-
ТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНА-
ЛОМ»
Дисциплина «Управление персоналом» является вариативной для сту-
дентов железнодорожных специальностей укрупненной группы 23.00.00 Тех-
ника и технологии наземного транспорта.
Целью освоения дисциплины являет-
ся формирование у студентов системного представления об основах управле-
ния персоналом, формирования и оценки трудового коллектива, функциониро-
вания кадровой службы на предприятии.
Кроме этого он должен уметь решать организационные задачи, стоящие
перед коллективом, определять формы контроля за работой кадров.
Основными задачами курса «Управление персоналом» являются:
изучение теоретических проблем выработки стратегии, политики и
системы управления персоналом организации;
формирование практических навыков разработки кадровых техноло-
гий, делового общения, создания корпоративной культуры.
Для ведения эффективного учебного процесса по дисциплине был со-
здан учебно-методический комплекс (УМК).
УМК по дисциплине «Управление персоналом» включает рабочую про-
грамму курса, комплект контрольно – оценочных средств, конспекты лекций,
практические задания, рабочую тетрадь для самостоятельных работ студентов,
презентации, видеоматериалы, наглядные пособия.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование как общих,
так и профессиональных компетенций.
Так, например, использование кейс-метода на занятии по теме «Мотива-
ция труда» позволяет формировать у студентов такую общую компетенцию
как умение работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами;
и профессиональную - планировать и организовывать производственные ра-
боты
коллективом
исполнителей.
Формированию
этой
профессиональной
компетенции способствует также участие в деловых играх, таких как «Опреде-
ление потребности в персонале», «Организация обучения персонала».
На практическом занятии «Аттестация персонала» обучающиеся при-
обретают навыки по контролю и оценке выполняемых работ.
При подготовке презентаций по темам «Корпоративная культура ОАО
«РЖД»», «Деловая карьера» студенты учатся использовать информационно-
коммуникационные технологии в своей деятельности, т.е. формируется общая
компетенция.
Особое внимание при изучении дисциплины уделено организации и ме-
тодическому обеспечению самостоятельной работы студентов.
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы содержит вопросы и зада-
ния (тесты, творческие задания, задания по заполнению таблиц и профессио-
нальные задачи) по всем темам, предусмотренным программой дисциплины.
Вопросы и задания соответствуют уровням освоения материала. Пер-
вое задание каждой темы – ознакомительный уровень, второе задание – ре-
продуктивный, третье задание – продуктивный уровень.
Выполнение любого задания формирует такие общие компетенции как,
организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы выполнения профессиональных задач, а также осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения про-
фессиональных задач.
Формой аттестации по дисциплине «Управление персоналом» является
дифференцированный
зачет,
который представляет
собой
комплексную
учебно-исследовательскую работу студента. Основной целью такой работы яв-
ляется
выявление
способности
студента
к
самостоятельному
решению
проблем в области управления персоналом.
Каждый
вариант
задания
содержит
описание
деятельности
службы
управления персоналом (СУП).
Исходные данные включают:
состав и структуру СУП;
основные направления деятельности;
описание конкретной кадровой технологии.
В результате анализа исходных данных студент должен оценить эффек-
тивность управления персоналом в организации, вскрыть достоинства и недо-
статки кадровой технологии.
На основе аналитической части студент должен отразить цели совер-
шенствования системы управления персоналом, обосновать рекомендуемую
концепцию управления персоналом, дать перечень проектных решений по
рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, а также указать ис-
точники экономической и социальной эффективности предлагаемых рекомен-
даций.
В зависимости от общего количества баллов, набранных студентом, итог
изучения дисциплины оценивается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетво-
рительно», «неудовлетворительно».