Автор: Кулыгина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад комбинированного вида №120"
Населённый пункт: РМ,г.Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей с природой в средней группе"
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей с природой в средней группе.
В средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к растениям и животным. На основе наблюдений за явлениями природа
ребёнка учат устанавливать простейшие связи и зависимости(стало холодно, вода
замёрзла, превратилась в лёд и т.п.)Продолжается формирование конкретных
представлений о сезонных изменениях в природе ,о временах года.
Работа по ознакомлению дошкольников с растительным миром направлена на
формирование обобщённых представлений об овощах, фруктах, плодово-ягодных
культурах; об условиях, необходимых для жизни растений(свет, тепло ,влага, почва).
Расширяются знания детей о домашних животных и их детёнышах, о жизни в природных
условиях диких животных некоторых видов.
В течение всего учебного года уголок природы пополняется новыми растениями, с
которыми ,как правило, детей знакомят на занятиях.
На данном возрастном этапе обогащаются знания ребёнка о комнатных растениях.
Воспитатель помещает в уголок природы 2 новых растений, отличающихся от тех
,которые уже есть, формой и величиной листьев, строением стебля. Это даёт возможность
учить детей сравнивать растения по величине, форме и окраске листьев ,по цвету,
строению стебля.
При ознакомлении дошкольников с дикими и домашними животными используются
картинки из серии «Дикие животные», «Домашние животные».
Необходимы также занятия, посвящённые осмотру группового участка осенью( в начале
учебного года) и весной в период бурного таяния снега. В процессе их воспитатель учит
детей присматриваться, замечать, какие изменения происходят в природе.
В данной группе вводится такое сложное, требующее серьёзной подготовки занятие, как
экскурсия в природу. Организуются экскурсии начиная со второй половины года раз в
сезон. Первую экскурсию лучше провести в конце зимы по участку детского сада.
До занятия воспитатель сообщает, что сегодня будет экскурсия. Выйдя с детьми на
участок, педагог обращает их внимание на погоду : « Какая погода? Холодная или тёплая?
Есть ли ветер? Как можно догадаться, есть ли ветер или нет?(ветки деревьев сильно
раскачиваются, даже снег летит по воздуху).Затем воспитатель предлагает: «Давайте
посмотрим, можно ли лепить сегодня лепить из снега?» Если попытки детей оканчиваются
неудачей , педагог помогает сделать вывод, что из снега в морозную погоду лепить нельзя.
Далее он привлекает внимание воспитанников к тому, что на участке много деревьев и все
они разные. Даёт задание найти берёзу. Спрашивает : « Как вы узнали ,что это берёза?
Да ,берёзу легко узнать по тонким веточкам, по белой коре». Затем дети отыскивают
рябину. Объясняют, по каким признакам они узнали это дерево.
Далее проводиться игра « Раз, два, три – к берёзе (тополю) беги!( дети находят нужное
дерево). Педагог подчёркивает, что к деревьям надо относиться бережно,
В заключении воспитатель обращает внимание детей на кормушку. Напоминает ,что
птицам зимой голодно и их надо подкармливать. Засыпает принесённый с собой корм .
На занятиях надо использовать дидактические игры. Например, уточнению и
закреплению знаний об овощах и фруктах, растениях способствуют игры «Чудесный
мешочек», «Что принёс заяц?», «Чего не стало?».
Работа по ознакомлению дошкольников с природой осуществляется и во внеурочное
время.
Во время ежедневных прогулок закрепляются знания ребёнка о явлениях, происходящих в
природе. Осенью, наблюдая за состоянием погоды и изменениями в растительном мире,
дети отмечают, что солнце светит мало, становиться холоднее, часто идут дожди, меняется
окраска листьев, начинается листопад ,все меньше цветущих растений в цветнике, на
газонах, на полянах.
Воспитатель помогает детям рассмотреть разноцветные листья, сравнивать их по
окраске, величине. В этих целях можно организовать дидактические игры: « Найди и
назови листок», « Найди свой дом», « Найди дерево по описанию», « Угадай ,от какого
дерева лист» и др. Желательно провести 2-3 прогулки по ближайшей к дошкольному
учреждению улице, в сквер или парк, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть знакомые
им деревья, найти такие, каких нет на участке.
Во время прогулок надо узнать на то, что в связи с похолоданием исчезают бабочки и
жуки, меньше становиться птиц, почти не слышно голосов. Если есть возможность, надо
понаблюдать, как некоторые птицы собираются в стаи, кружат над землёй и улетают в
тёплые страны; объяснить, что, когда наступит весна эти птицы снова вернуться на
родину.
В зимний период года воспитатель обращает внимание детей на то,что солнце светит
мало, редко,показывается на небе, стало холодно,часто идёт снег,дует сильный холодный
ветер.
Следует помочь детям увидеть красоту зимней природе( лёгкие падающие
снежинки,блеск снега, деревья и кустарники, опушенные снегом).
Ежедневно организуются наблюдения за состоянием погоды ( как падает снег на землю-
большими пушистыми хлопьями или множество отдельных снежинок и др.);надо
познакомить детей со свойствами льда (прозрачный, холодный ,твёрдый, скользкий, по
нему можно скользить). Можно привлечь воспитанников к изготовлению цветных льдинок
для украшения участка.
Детей упражняют в узнавании деревьев по коре, веткам, в различении деревьев и
кустарников ( у дерева один большой ствол и много веток, у кустарников много тонких
стволов и тонкие ветки). Любуясь вместе с детьми деревьями и кустарниками в зимнем
убранстве, воспитатель учит бережно к ним относиться. После снегопада педагог вместе с
воспитанниками обходит участок, стряхивая снег с веток палочкой, Все сломанные ветром
или снегом ветки он при детях обрезает секатором. Ежедневно следует проводить
наблюдения за птицами, подкормку их.
Подкармливая птиц, дети должны научиться различать тех, которые прилетают к
кормушке, узнавать 2-3 вида по величине, окраске оперенья, издаваемым звукам. Следует
предложить дошкольникам наблюдать, одинаково ли ведут себя пернатые, какой корм они
любят. В ходе наблюдения следует использовать загадки о птицах, короткие
стихотворения.
Весной на прогулке у дошкольников закрепляют представления о том, что в это время
года солнце светит ярче, чаще проявляются на небе ,поэтому становиться теплее; под
влиянием солнечного тепла тают снег и лёд, бегут ручьи, появляются зелёная трава,
первые весенние цветы. Надо обратить внимание детей на грозу, на появление радуги.
Продолжаются наблюдения за птицами ,прилетевшими на участок. Педагог обращает
внимание воспитанников на то ,что птиц становиться всё больше, повсюду слышно их
звонкое весёлое щебетание. Учит прислушиваться к голосам пернатых, узнавать и
называть по издаваемым звукам 2-3 птиц.
Следует организовать наблюдения за тем, как на деревьях и кустарниках набухают почки,
появляются маленькие нежные листья.
Во время наблюдений за развитием растений у ребёнка формируется представления о том,
что под влиянием солнечного света, тепла и влаги быстро растут цветы, трава, созревают
ягоды и овощи .
Необходимо продолжать наблюдения за бабочками, жуками и муравьями, в процессе
которых дети усваивают, что жуки могут ползать и летать; бабочки летают, садятся на
цветы, пьют из них сладкий сок; муравьи-защитники леса.