Напоминание

"Возрастные особенности проявления увлеченности школьников компьютерными играми"


Авторы: Ситникова Анна Владимировна, Кузнецова Людмила Борисовна
Должность: студент, кандидат психологических наук доцент
Учебное заведение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ "БелГУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Возрастные особенности проявления увлеченности школьников компьютерными играми"
Раздел: высшее образование





Назад




Кузнецова Л.Б, Ситникова А.В.

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет, г. Белгород

Возрастные особенности проявления увлечённости школьников

компьютерными играми

Школьный возраст представляет собой сложный период в развитии и

становлении

человека,

когда

возникают

новые

образования,

закладываются

основы

сознательного

поведения,

вырисовывается

общая

направленность

в

формировании нравственности и социальных установок. Личность школьника

характеризуется

повышенной

чувствительностью

и

возбудимостью,

стремлением к независимости, освобождению от влияния авторитетов, перехода

к

самостоятельности.

В

последнее

время,

информационно-компьютерные

технологии стали обязательной составляющей культуры школьников, оказав на

нее авторитетное влияние. Важнейший компонент этой культуры представляют

собой компьютерные игры. Проблема влияния компьютерных игр на психику

человека

нашла

своё

отражение

в

трудах

И.Ю. Блясовой,

Р.Я.

Кардашян,

Д.И. Воронова,

Н.С. Полутиной,

Е.Р.

Беляевой

и

др.

Исследованиями

эмоциональных

состояний

людей,

увлеченных

компьютерными

играми,

занимались М.С. Иванов, А.А. Аветисова и д.р.

Увлечение компьютерными играми базируется на естественном желании

конкретного

человека

освободиться

от

различного

рода

трудностей,

сопутствующих повседневной жизни. Компьютерная игра − это простейший

метод моделирования другого мира или конкретных жизненных ситуаций. Это

доступный способ прожить иную жизнь, в которой отсутствуют проблемы.

Можно отметить такой положительный момент использования игр – это

приобретение навыков быстрого, точного и тонкого движения рук. Нет ничего в

повседневной

жизни

современных

детей,

что

так

хорошо

готовит

их

к

операторскому труду, чем компьютерные игры. Мало того, что для игрока он

становится комфортным, ребенок учится получать от него удовольствие.

Если родители из соображений, что «это вредно» не покупают ребенку

компьютер, они резко уменьшают интеллектуальный потенциал, с которым их

сын или дочь войдут во взрослую жизнь.

Также, одним из положительных моментов использования компьютерных

игр, является то, что она оказывают благотворное влияние в коррекционной

работе, позволяют решить ряд психологических проблем, связанных, например,

с

заниженной

самооценкой,

плохой

переключаемостью

внимания,

медлительностью, помочь в развитии пространственного мышления, ключевых

процессов социальной перцепции и коммуникации.

А.Г.

Асмолов

выделяет

несколько

стадий

развития

увлеченности

компьютерными играми:

1.

Стадия влечения.

2.

Стадия легкой увлеченности.

3.

Стадия принятия роли.

М.С.

Иванов

исследовал

эмоциональные

состояния

подростков,

увлеченных

компьютерными

играми.

Данное

исследование

показало,

что

у

большинства подростков, чрезмерно увлеченных компьютерными играми, без

объективных

причин

снижен

общий

фон

настроения,

что

подтверждается

наблюдениями

и

беседами

с

подростками

и

их

близкими.

Более

того,

настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается.

Вероятно, это связано с тем, что игровые аддикты испытывают устойчивую

потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетвориться ею,

поэтому находятся в состоянии фрустрации.

Компьютерная игра − это простой и доступный способ моделирования

другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не

был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где

нет проблем. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры

служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода

терапевтическим методом. Таким образом, компьютерная игра становится тем

способом, при помощи которого происходит компенсации жизненных проблем,

и тогда личность начинает реализовываться в игровом пространстве, а не в

реальном.

Школьный

возраст

насчитывает

три

ступени,

каждая

из

которых

характеризуется

своим

набором

ценностных

установок,

спецификой

ориентации

на

окружение,

стандартным

набором

реакцией

на

внешние

и

внутренние

раздражители

и

т.д.

Таким

образом,

школьники,

с

помощью

компьютерных игр пытаются решить проблемы своей возрастной категории.

Целью

нашего

исследования

является

выявление

возрастных

особенностей проявления увлеченности школьников компьютерными играми.

На основе предлагаемой нами гипотезы о том, что школьники разного

возраста будут иметь отличия по уровню увлечённости компьютерными играми,

нами были выбраны следующие методики исследования:

способ

скриннинговой

диагностики

компьютерной

зависимости

Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот;

тест Т. Т а к е р а

н а

в ы я в л е н и е

и г р о в о й

зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних

психологом Коныгиной И.А).

Исследование было проведено на базе МОУ «Борчанская СОШ» села

Борки, Валуйского района, Белгородской области. В исследовании приняли

участие ученики младших классов – 3 класс, в количестве 10 человек (возраст 9

лет), а также ученики старших классов – 10-11 класс в количестве 9 человек

(возраст 16-17 лет). Исследование проводилось групповым методом, с каждым

классом

отдельно. В ходе работы испытуемые были разделены на 2 группы:

младший и старший школьный возраст.

к анализу полученных результатов.

В

результате

проведения скриннинговой

диагностики

компьютерной

зависимости

Л.Н. Юрьевой,

Т.

Ю. Больбот,

у

детей

младшего

и

старшего

школьного

возраста

(Приложение

3)

выявлены

следующие

результаты,

представленные на рисунке 1:

Рис.1.

Соотношение

уровней

компьютерной

зависимости

младших

и

старших школьников.

По итогам анализа полученных данных, мы можем наблюдать, что:

1.

10% как младших, так и старших школьников не имеют риска

компьютерной зависимости.

2.

В

младших

классах

на

48%

выше,

чем

в

старших

стадия

увлечённости компьютером.

3.

Риск компьютерной зависимости в старших и младших классах

остаётся примерно на одном уровне.

4.

В старшем школьном возрасте на 46% выше уровень компьютерной

зависимости по сравнению с младшим школьным возрастом.

Далее

сравним

результаты теста Т. Такера

на

выявление

игровой

зависимости младших

и

старших

школьников

(модифицированный

и

адаптированный

для

несовершеннолетних

психологом

Коныгиной

И.А).

Результаты представлены на рисунке 2:

Рис.2.

Соотношение

уровней

игровой

компьютерной

зависимости

младших и старших школьников.

Анализируя полученные данные, приходим к выводу:

1.

У

20%

как

младших,

так

и

старших

школьников

негативные

последствия использования компьютера отсутствуют.

2.

В

младших

классах

более

чем

в

5

раз

выше

стадия

риска

приобретения игровой компьютерной зависимости.

3.

В старшем школьном возрасте более, чем в 4 раза выше уровень

компьютерной зависимости по сравнению с младшим школьным возрастом.

Таким образом, на основе результатов сравнительного анализа игровой

компьютерной

зависимости

в

младшем

и

старшем

школьном

возрасте,

мы

можем

сделать

некоторые

выводы.

Дети,

не

имеющие

компьютерную

зависимость в младшем школьном возрасте практически не подвержены её

развитию

в

старшем

школьном

возрасте.

Ученики,

имеющие

в

младшем

школьном возрасте увлечение компьютерными играми, со временем переходят

либо в стадию риска зависимости компьютерными играми, либо приобретают

компьютерную зависимость. Численность детей, находящиеся в стадии риска

компьютерной зависимости к старшему школьному возрасту не увеличивается,

а риск зависимости от компьютерных игр, напротив, увеличивается порядка 5

раз. Учащиеся, которые зависимы от компьютерных игр с младшего школьного

возраста, к старшим классам практически не имеют возможности отказаться от

этой зависимости. К старшему школьному возрасту количество учащихся с

игровой компьютерной зависимостью увеличивается в среднем от четырёх до

шести раз.

Итак, со временем, количество учащихся, зависимых от компьютерных

игр,

только

увеличивается.

Ученики,

которые

были

зависимы

в

младшем

школьном

возрасте,

практически

не

имеют

возможности

избавится

от

зависимости

к

старшему

школьному

возрасту.

Такое

случается

зачастую

с

эмоционально

неустойчивыми

детьми.

Это

связано

с

тем,

что

ребята

не

справляются со своими жизненными проблемами, поэтому проживают жизнь

компьютерного героя, уходя в другую реальность. Разъяснительной работой не

поможешь

учащимся,

уже

оказавшимся

в

состоянии

зависимости.

Для

психологической

помощи

аддиктам

необходимо

разработать

методический

инструментарий. Полученные данные помогут правильно построить работу с

учениками на разных уровнях зависимости от компьютерных игр.



В раздел образования