Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроках химии"


Автор: Осадчук Елена Егоровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроках химии"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

на уроках химии

Учеба школьников -это напряженная работа, поэтому школьники могут

быть

приравнены

по

условиям

и

характеру

деятельности

к

работникам

умственного

труда.

а

умственный

труд

имеет

свои

особенности.

Это

и

большое

нервно-

психическое

напряжение.

приводящее

к

утомлению

и

переутомлению,

большое

зрительное

напряжение

при

рассматривании

мелких

деталей

на

близком

расстоянии

9

чтение

и

письмо).

Это

и

вынужденная

поза

за

столом

и

длительное

пребывание

в

помещениях

с

недостаточной сменой воздуха. Еще в прошлом веке врачи начали применять

термин "школьные болезни". Прежде всего к ним отнесли близорукость,

нарушение осанки, неврозы. И с каждым годом процент детей, страдающих

этими заболеваниями, увеличивается. Как же помочь детям сохранить, а

лучше бы и укрепить здоровье в течение школьных лет? Одно из решений

данного

вопро са-

это

внедрение

в

образовательный

п р о ц е с с

здоровьесберегающих

технологий.

И

в

первую

очередь

рассмотрим

как

можно организовать работу по профилактике нарушений зрения , из которых

у учащихся наиболее часто наблюдается близорукость. У этих детей часто

болит

голова

от

чтения,

длительного

письма,

повышается

внутриглазное

давление, в дальнейшем они столкнутся с ограничением в выборе профессии.

Близорукость,

в

большинстве

случаев,

приобретенный

дефект

зрения.

Выявлены

две

основные

причины

распространения

близорукости

-

длительная

зрительная

работа

на

близком

расстоянии

без

необходимого

отдыха и недостаток освещения рабочей поверхности. Отсюда ясны и меры

профилактики.

Дети

должны

работать

,

чередуя

чтение

и

письмо

с

различными видами занятий без зрительного напряжения. Расстояние от глаз

до рабочей поверхности ( до книги, до тетради) должно быть постоянным 25-

40 сантиметров. Чтобы правильно определить это расстояние достаточно

поставить руку локтем на стол, а кончиками пальцев коснуться виска.

Таким

образом,

для

профилактики

близорукости

у

учащихся

учителю

необходимо

правильно

спланировать

деятельность

учащихся

на

уроке

и

периодически следить за их правильной осанкой. Но кроме этого в урок

можно

ввести

ряд

упражнений

для

снятия

зрительного

напряжения

у

учащихся,

ведь

глазам,

как

и

другим

органам,

нужен

отдых,

нужна

гимнастика. Например, поработали глаза учащихся напряженно15-20 минут, я

говорю ребятам, чтобы они посмотрели в окно хотя бы несколько секунд,

если проводится работа с книгой, с текстом- я предлагаю учащимся почитать

с закрытым левым или правым глазом поочередно. С целью профилактики

нарушений зрения у учащихся на уроках я также использую тесты, которые

выполнены

по

аналогии

с

таблицами

Бейтса,

то

есть

с

постепенно

уменьшающимся или увеличивающимся размером шрифта строки.

( приложение №1) Для тренировки основных зрительных функций человека-

остроты зрения, цветового чувства, поля зрения я применяю зрительные

тренажеры, которые представляют собой таблицы, составленные по аналогии

числовых

пирамид

и

таблиц

Шульте.

Таблицы

Шульте

-это

квадраты

размером 20-20 сантиметров, разделенные на 25 частей, в каждую из которых

вписаны

числа

от1

до

25

в

произвольном

порядке.

Упражнение

с

использованием этих таблиц состоит в том, чтобы показать карандашом или

отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального

ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки. Среднее время

выполнения задания составляет обычно более одной минуты. Задача состоит

в том, чтобы добиться считывания таблицы не более, чем за 25 секунд. На

применяемых мною таблицах вместо чисел вписаны

знаки химических

элементов. Учитель произносит название элемента или его произношение. В

центральной клетке я ставлю знак кислорода. ( приложение №2)

Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху

вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел,

расположенных посредине. Каждое из них нумерует пару равноудаленных

чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы фиксируя

взгляд

на

числах

среднего

ряда,

распознать

числа,

расположенные

в

расходящихся

рядах.

Для

использования

"числовых

пирамид"

на

уроках

химии я вместо двузначных чисел в расходящихся рядах вписываю формулы

веществ.

(

приложение

№3)

Тренажеры,

составленные

по

аналогии

с

числовыми

пирамидами,

могут

служить

и

дидактическим

материалом,

используемым на уроках для закрепления знаний. Например, при изучении в

8 классе тем " Основные классы неорганических соединений ", " Свойства

оксидов, кислот, оснований, солей"

я предлагаю учащимся выполнить следующие задания:

1. С какими из перечисленных веществ

левого( правого) ряда будет

реагировать соляная кислота( гидроксид натрия)?

2. Между какими "парными" в таблице веществами возможна реакция?

Напишите уравнения реакции.

3.

Между

какими

веществами

левого

(

правого)

ряда

существует

генетическая связь? Составьте цепочку превращений.

4.

Используя

какие

вещества

левого(

правого)

ряда

можно

получить

нитрат натрия ( фосфат кальция) ?

5. Внимательно рассмотрите таблицу с двумя рядами формул веществ.

Имеются ли несоответствия при распределении веществ попарно в

рядах?

Выполнение упражнений с использованием тренажеров способствует

расширению периферического зрения у учащихся, развивает у них внимание,

логическое мышление и зрительную память.

Приложение №1

Тест по теме «Алканы. Алкены. Алкины»

1.

Этиленовые углеводороды не взаимодействуют с

1) водородом 2) кислородом 3) азотом 4) хлором

2.

В молекуле бутина-2 между вторым и третьим атомами углерода

1) 2σ- и 2π-связи 3) 1σ- и 2π-связи

2) 1σ- и 1π-связь 4) 2σ- и 1π-связь

3.

Натрий может взаимодействовать с

1) этаном 3) ацетиленом

2) этиленом 4) полиэтиленом

4.

Гомологами не являются

1) октан и метан

2) бутен-2 и пентен-2

3) пропан и бутен-1

4) этан и гексан

5.

Изомером 2-метилпропана является вещество, имеющее структурную формулу

1) СН

3

─СН

2

─СН

2

─СН

3

3) СН

3

─СН

2

─СН

3

2) СН

3

─СН─СН

2

─СН

3

4) СН

3

─СН

3

СН

3

СН

3

6.

В молекуле 2-метилбутена-2 гибридизация орбиталей углеродных атомов

1) только sp

3

3) sp

3

иsp

2

2) только sp

2

4) sp

3

и sp

7.

Для алканов характерны реакции

1) гидратации 3) гидрирования

2) галогенирования 4) гидрогалогенирования

8.

Верны ли следующие суждения?

А. Алканывступают в реакцию полимеризации

Б. Этилен обесцвечивает раствор перманганата калия

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9.

Преобладающим продуктом взаимодействия ацетилена с 2 молями хлороводорода является

1) 1.2-дихлорэтан 3) 1,1-дихлорэтан

2) 1.4-дихлорбутен-2 4) 3,4-дихлорбутен-2

10.

При взаимодействии 1 моль бромоводорода на 1 моль 3-метилбутина-1 образуется

1) 1-бром-3-метилбутин-1 3) 2-бром-3-метилбутен-1

2) 2-метил-4-бромбутин-3 4) 2-метил-3-бромбутин-3

11.

Реакция гидратации возможна для

1) этина 2) бензола 3) декана 4) циклопентана

12.

При полимеризации ацетилена в присутствии смеси хлорида меди (I) и хлорида аммония образуется

1) винилацетилен 3) стирол

2) бензол 4) полиацетилен

Тест по теме "Химическая связь"

1. В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно

1) ионная и ковалентная полярная

2) ковалентная полярная и ионная

3) ковалентная неполярная и металлическая

4) ковалентная неполярная и ионная

2. Вещества только с ионной связью приведены в ряду:

1) F

2

, ССl

4

, КС1

2) NaBr,Na

2

O,KI

3) SO

2

,P

,

CaF

2

4) H

2

S,Br

2

,K

2

S

3. В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?

1) HCl,NaCl,Cl

2

2) O

2

,H

2

O,CO

2

3) H

2

O,NH

3

,CH

4

4) NaBr,HBr,CO

4. Ковалентная неполярная связь характерна для

1) С1

2

2) SO

2

3) СО 4) SiO

2

5. Веществом с ковалентной полярной связью является

1) С1

2

2) NaBr 3) H

2

S 4) MgCl

2

6. Веществами с неполярной ковалентной связью являются

1) вода и алмаз

2) водород и хлор

3) медь и азот

4) бром и метан

Приложение №2

N B

Al

Au C

Si

M

g

Cl

Pb K

Ca Fe O Ag Zn

Ba H Br

M

n

F

Cu S Hg P Na

Приложение № 3



В раздел образования