Автор: Осадчук Елена Егоровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроках химии"
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
на уроках химии
Учеба школьников -это напряженная работа, поэтому школьники могут
быть
приравнены
по
условиям
и
характеру
деятельности
к
работникам
умственного
труда.
а
умственный
труд
имеет
свои
особенности.
Это
и
большое
нервно-
психическое
напряжение.
приводящее
к
утомлению
и
переутомлению,
большое
зрительное
напряжение
при
рассматривании
мелких
деталей
на
близком
расстоянии
9
чтение
и
письмо).
Это
и
вынужденная
поза
за
столом
и
длительное
пребывание
в
помещениях
с
недостаточной сменой воздуха. Еще в прошлом веке врачи начали применять
термин "школьные болезни". Прежде всего к ним отнесли близорукость,
нарушение осанки, неврозы. И с каждым годом процент детей, страдающих
этими заболеваниями, увеличивается. Как же помочь детям сохранить, а
лучше бы и укрепить здоровье в течение школьных лет? Одно из решений
данного
вопро са-
это
внедрение
в
образовательный
п р о ц е с с
здоровьесберегающих
технологий.
И
в
первую
очередь
рассмотрим
как
можно организовать работу по профилактике нарушений зрения , из которых
у учащихся наиболее часто наблюдается близорукость. У этих детей часто
болит
голова
от
чтения,
длительного
письма,
повышается
внутриглазное
давление, в дальнейшем они столкнутся с ограничением в выборе профессии.
Близорукость,
в
большинстве
случаев,
приобретенный
дефект
зрения.
Выявлены
две
основные
причины
распространения
близорукости
-
длительная
зрительная
работа
на
близком
расстоянии
без
необходимого
отдыха и недостаток освещения рабочей поверхности. Отсюда ясны и меры
профилактики.
Дети
должны
работать
,
чередуя
чтение
и
письмо
с
различными видами занятий без зрительного напряжения. Расстояние от глаз
до рабочей поверхности ( до книги, до тетради) должно быть постоянным 25-
40 сантиметров. Чтобы правильно определить это расстояние достаточно
поставить руку локтем на стол, а кончиками пальцев коснуться виска.
Таким
образом,
для
профилактики
близорукости
у
учащихся
учителю
необходимо
правильно
спланировать
деятельность
учащихся
на
уроке
и
периодически следить за их правильной осанкой. Но кроме этого в урок
можно
ввести
ряд
упражнений
для
снятия
зрительного
напряжения
у
учащихся,
ведь
глазам,
как
и
другим
органам,
нужен
отдых,
нужна
гимнастика. Например, поработали глаза учащихся напряженно15-20 минут, я
говорю ребятам, чтобы они посмотрели в окно хотя бы несколько секунд,
если проводится работа с книгой, с текстом- я предлагаю учащимся почитать
с закрытым левым или правым глазом поочередно. С целью профилактики
нарушений зрения у учащихся на уроках я также использую тесты, которые
выполнены
по
аналогии
с
таблицами
Бейтса,
то
есть
с
постепенно
уменьшающимся или увеличивающимся размером шрифта строки.
( приложение №1) Для тренировки основных зрительных функций человека-
остроты зрения, цветового чувства, поля зрения я применяю зрительные
тренажеры, которые представляют собой таблицы, составленные по аналогии
числовых
пирамид
и
таблиц
Шульте.
Таблицы
Шульте
-это
квадраты
размером 20-20 сантиметров, разделенные на 25 частей, в каждую из которых
вписаны
числа
от1
до
25
в
произвольном
порядке.
Упражнение
с
использованием этих таблиц состоит в том, чтобы показать карандашом или
отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального
ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки. Среднее время
выполнения задания составляет обычно более одной минуты. Задача состоит
в том, чтобы добиться считывания таблицы не более, чем за 25 секунд. На
применяемых мною таблицах вместо чисел вписаны
знаки химических
элементов. Учитель произносит название элемента или его произношение. В
центральной клетке я ставлю знак кислорода. ( приложение №2)
Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху
вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел,
расположенных посредине. Каждое из них нумерует пару равноудаленных
чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы фиксируя
взгляд
на
числах
среднего
ряда,
распознать
числа,
расположенные
в
расходящихся
рядах.
Для
использования
"числовых
пирамид"
на
уроках
химии я вместо двузначных чисел в расходящихся рядах вписываю формулы
веществ.
(
приложение
№3)
Тренажеры,
составленные
по
аналогии
с
числовыми
пирамидами,
могут
служить
и
дидактическим
материалом,
используемым на уроках для закрепления знаний. Например, при изучении в
8 классе тем " Основные классы неорганических соединений ", " Свойства
оксидов, кислот, оснований, солей"
я предлагаю учащимся выполнить следующие задания:
1. С какими из перечисленных веществ
левого( правого) ряда будет
реагировать соляная кислота( гидроксид натрия)?
2. Между какими "парными" в таблице веществами возможна реакция?
Напишите уравнения реакции.
3.
Между
какими
веществами
левого
(
правого)
ряда
существует
генетическая связь? Составьте цепочку превращений.
4.
Используя
какие
вещества
левого(
правого)
ряда
можно
получить
нитрат натрия ( фосфат кальция) ?
5. Внимательно рассмотрите таблицу с двумя рядами формул веществ.
Имеются ли несоответствия при распределении веществ попарно в
рядах?
Выполнение упражнений с использованием тренажеров способствует
расширению периферического зрения у учащихся, развивает у них внимание,
логическое мышление и зрительную память.
Приложение №1
Тест по теме «Алканы. Алкены. Алкины»
1.
Этиленовые углеводороды не взаимодействуют с
1) водородом 2) кислородом 3) азотом 4) хлором
2.
В молекуле бутина-2 между вторым и третьим атомами углерода
1) 2σ- и 2π-связи 3) 1σ- и 2π-связи
2) 1σ- и 1π-связь 4) 2σ- и 1π-связь
3.
Натрий может взаимодействовать с
1) этаном 3) ацетиленом
2) этиленом 4) полиэтиленом
4.
Гомологами не являются
1) октан и метан
2) бутен-2 и пентен-2
3) пропан и бутен-1
4) этан и гексан
5.
Изомером 2-метилпропана является вещество, имеющее структурную формулу
1) СН
3
─СН
2
─СН
2
─СН
3
3) СН
3
─СН
2
─СН
3
2) СН
3
─СН─СН
2
─СН
3
4) СН
3
─СН
3
│
СН
3
СН
3
6.
В молекуле 2-метилбутена-2 гибридизация орбиталей углеродных атомов
1) только sp
3
3) sp
3
иsp
2
2) только sp
2
4) sp
3
и sp
7.
Для алканов характерны реакции
1) гидратации 3) гидрирования
2) галогенирования 4) гидрогалогенирования
8.
Верны ли следующие суждения?
А. Алканывступают в реакцию полимеризации
Б. Этилен обесцвечивает раствор перманганата калия
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9.
Преобладающим продуктом взаимодействия ацетилена с 2 молями хлороводорода является
1) 1.2-дихлорэтан 3) 1,1-дихлорэтан
2) 1.4-дихлорбутен-2 4) 3,4-дихлорбутен-2
10.
При взаимодействии 1 моль бромоводорода на 1 моль 3-метилбутина-1 образуется
1) 1-бром-3-метилбутин-1 3) 2-бром-3-метилбутен-1
2) 2-метил-4-бромбутин-3 4) 2-метил-3-бромбутин-3
11.
Реакция гидратации возможна для
1) этина 2) бензола 3) декана 4) циклопентана
12.
При полимеризации ацетилена в присутствии смеси хлорида меди (I) и хлорида аммония образуется
1) винилацетилен 3) стирол
2) бензол 4) полиацетилен
Тест по теме "Химическая связь"
1. В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно
1) ионная и ковалентная полярная
2) ковалентная полярная и ионная
3) ковалентная неполярная и металлическая
4) ковалентная неполярная и ионная
2. Вещества только с ионной связью приведены в ряду:
1) F
2
, ССl
4
, КС1
2) NaBr,Na
2
O,KI
3) SO
2
,P
,
CaF
2
4) H
2
S,Br
2
,K
2
S
3. В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?
1) HCl,NaCl,Cl
2
2) O
2
,H
2
O,CO
2
3) H
2
O,NH
3
,CH
4
4) NaBr,HBr,CO
4. Ковалентная неполярная связь характерна для
1) С1
2
2) SO
2
3) СО 4) SiO
2
5. Веществом с ковалентной полярной связью является
1) С1
2
2) NaBr 3) H
2
S 4) MgCl
2
6. Веществами с неполярной ковалентной связью являются
1) вода и алмаз
2) водород и хлор
3) медь и азот
4) бром и метан
Приложение №2
N B
Al
Au C
Si
M
g
Cl
Pb K
Ca Fe O Ag Zn
Ba H Br
M
n
F
Cu S Hg P Na
Приложение № 3