Автор: Леонтьева Лариса Николаевна
Должность: учитель чувашского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №24"
Населённый пункт: города Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Любимый край-Чувашия"
Раздел: среднее образование
Дополнительная
Образовательная программа
на 2018 — 2019 учебный год
Кружок: «Любимый край- Чувашия»
Возраст детей: 13 – 14 лет
Срок реализации дополнительной
образовательной программы: 2018 — 20189учебный год
Автор — Леонтьева Лариса Николаевна
г. Чебоксары – 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка «Любимый край -Чувашия» духовно- нравственного направления
составлена
для
учащихся
7
классов.
Программа
составлена
с
учетом
требований
федерального государственного стандарта общего образования
Данная дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с
воспитательным планом на 2018-2019 учебный год с учетом .Программы внеурочной
деятельности,
возрастных
особенностей
школьников.
(Приложение
6
к
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Программа кружка «Любимый край -Чувашия» разработана в соответствии с:
1.
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования.
2.
Письмом
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
12.05.2011
№03-296
«Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного стандарта общего образования»
Концептуальными положениями программы являются:
Принцип успеха. Каждый обучающийся должен чувствовать успех в какой-либо
сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию
себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить обучающимся возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься
тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей
обучающихся,
без
интеллектуальных,
физических
и
моральных перегрузок.
Принцип
наглядности.
В
учебной
деятельности
используются
разнообразные
иллюстрации, видеозаписи, аудиозаписи.
Принцип
систематичности
и
последовательности.
Систематично сть
и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.
Актуальность и новизна программы кружка .
Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа
внеурочной
деятельности
по
духовно-
нравственному
направлению
«Любимый
край
-Чувашия» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его
в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа
направлена
на
воспитание
чувства
гордости
за
Чувашскую
Республику
,
родной город, школу №24. Она способствует развитию духовной памяти, чувства родства,
уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, изучая историю школы,
записывая рассказы родственников о военных годах, , рассказывая о семейных реликвиях,
ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме
того,
краеведческий
материал,
как
более
близкий
и
знакомый,
усиливает
конкретность
и
наглядность
восприятия
обучающимися
исторического
процесса
и
оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития
информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет
знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим
малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с
использованием информационных технологий.
Таким
образом,
данная
программа
призвана
развивать
личность
ребенка
путем
активизации
познавательных
способностей
учащихся
и
реализации
их
устойчивого
интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основное направление внеурочной деятельности - духовно- нравственное.
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления
исследовательских работ;
воспитывать патриотизм.
Обучающие задачи:
ознакомление с историей малой родины, историей школы,
сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников,
овладение навыками исследовательской работы;
овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему
краю, городу, школе, семье;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков;
понимание
ценно сти
и
значимо сти
каждой
человече ской
ж и з н и ;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
•
развитие
познавательного
интереса,
интеллектуальных
и
творческих
способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях,
интереса учащихся к краеведению.
График работы кружка «Любимый край- Чувашия»
Четверг— 15:00 — 16:00
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмет, курса. (Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса).
Личностные УУД
Личностные результаты:
Формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни,
наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
Овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации,
установление
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построение рассуждений.
Познавательные УУД:
ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения задачи в один шаг.
умение
делать
предварительный
отбор
источников
информации
для
решения
учебной задачи.
умение
добывать
новые
знания:
находить
необходимую
информацию
в
предложенной учителем литературы.
умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывание
полученной
информации:
наблюдение
и
умение
делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения и оценку событий.
Определение
общей
цели
и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты :
осознавать значимость краеведения для личного развития;
формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться
справочными
источниками
для
понимания
и
получения
дополнительной информации.
РегулятивныеУУД
уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым понятием;
уметь
работать
в
парах
и
группах,
участвовать
в
проектной
деятельности,
экскурсиях;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
ПознавательныеУУД:
прогнозировать результаты поиска;
отбирать
нужные
термины
для
проведения
экскурсий,
написание
рассказов
о
ветеранах войны и труда;
ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);
составлять описание краеведческой находкии его паспорта;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
КоммуникативныеУУД:
участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою
этическую позицию;
высказывать своё суждение о проведенных беседах;
участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;
соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.
К концу изучения курса обучающиеся научатся:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
К концу изучения курса обучающиеся получат возможность научиться:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию,
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
Тема 1. Моя родная школа.
День рождения моей школы. Традиции моей школы.
Знания (пẽлÿ) в жизни человека. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания
других людей, книги, современные информационно-коммуникационные источники.
Исследовательские навыки. Собираем фотоматериалы о родной школе.
Тема 2. Славные люди родного края
Трудом славен человек. Основные занятия жителей города (поселка, села, деревни). Труд в
разные времена года.
Исследовательские навыки. Собираем материалы для «энциклопедии» «Славные люди
родной деревни, родного города».
Тема 3. Природа вокруг нас
Мир – наш дом. Мир нерукотворный.
Сезонные изменения в природе родного края (осень, зима, весна, лето). «Красная Книга»
Чувашской
Республики.
Заповедные
ландшафтные
памятники
в
моей
республике
Первоначальное представление о
заповеднике
«Присурский».и
о
национальном
парке
«Чǎваш вǎрманẽ»
Чувашские
родники
(çǎлкуç) –
отношение
чувашского
народа
к
нерукотворным
памятникам природы.
Православные
святые
источники,
история
их
обретения.
Целебные
свойства
святых
источников. Значение православных источников в жизни человека. Правила поведения на
источниках.
Экологическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе
родной природы.
Творческий
час. Конкурс
рисунков:
«Акварели
времен
года».
Выставка
рисунков,
составление рассказов о родной природе.
Тема 4. Устное народное творчество и народные игры
Малые жанры фольклора. Загадки («Тупмалли юмахсем»). Отличительные черты загадок,
их краткость. Виды загадок: о людях, животных, птицах, растениях, временах года и др.
Пословицы,
поговорки
(«ваттисен
сǎмахẽсемпе
каларǎшсем» )
–
н а р о д н ы е
педагогические
миниатюры,
выражение
народной
мудрости
и
юмора.
Пословицы
и
поговорки о дружбе, товариществе.
Сказки («юмахсем»). Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки. Сходство и
различие в сказках народов Чувашской Республики.
Народные игры. Словесные и подвижные игры. Считалки.
Практические навыки. Научи игре друзей. чувашские народные игры: «Бой петухов»,
«Катание мяча», «Суккǎр така» («Слепой баран»), «Колышки», «Вǎрман хуралçилле»
(«Лесничий»)–
г.
м..
Татарские
народные
игры: «Продаем
горшки»,
Скок-перескок»,
«Тимербай», «Спутанные кони», «Хлопушки». Удмуртские народные игры: «Водяной»,
«Догонялки», «Игра с платочком», «Серый зайка». Чувашские народные
Тема 5. Времена года. Звери и птицы
Осень,
зима,
весна,
лето:
особенности
природы
родного
края
в
разное
время
года.
Распространенные и редкие звери и птицы. Малые жанры устного народного творчества
(пословицы, поговорки и загадки) о временах года, птицах и животных.
Особое отношение к природе у чувашского народа. Отношение православных людей за
сотворенный Богом мир.
Правовой долг и обязанности по отношению к природной среде, ответственность за свое
поведение и поступки окружающих.
Практические навыки: Забота о природных памятниках, святых источниках, родниках:
ухаживаем, облагораживаем.
Тема 6. Тюркская группа языков
Знакомство
с
генеалогическим
древом
тюркских
народов
.
Краткая
характеристика
современных тюркских народов. Этнографические сведения из жизни чувашского народа
(общие сведения).
Знакомство с устным народным творчеством тюркских народов.
Игры тюркских
народов. Игры, связанные с природным миром: «Одинокий журавль»,
«Коршун»,
«Воронушка».
Игры,
связанные
с
трудовой
деятельностью:
«Сторож»,
«Иголка, нитка, узелок», «В лапти». Хороводные игры: «Сахаринка», . Семейно-бытовые
игры: «Найди мед», «Жгутик». Познавательно-интеллектуальные игры: «Буква – слово».
Исследовательские навыки. Нарисуем древо тюркских народов.
Тема 7. Моя Родина – Республика Чувашия
Знакомство с географической картой Чувашской Республики . Административное деление,
районы республики.
Наш поселок, село, деревня входит в район (название района), район – в республику
(Чувашская Республика). Заочное путешествие по современным районам республики.
Объяснение отдельных географических названий (топонимика).
Заочное путешествие по району (городу). Знакомство с памятниками истории и культуры.
Музеи родного района (города, села, деревни). Знатные люди района (почетные граждане
города, села, деревни). Встреча со старожилами, краеведами.
Исследовательские
навыки. Сбор
материала
и
составление
рассказа
об
интересном
человеке нашего города (села, поселка, деревни). Презентация «Почетный человек»
Тема 8. Народный календарь, праздники
Национальные традиции и обычаи моего народа. Общие сведения.
Понятия «календарь», «праздник». Сходство и различия календарных праздников народов,
населяющих Чувашскую Республику. Общие сведения о содержании праздников.
Чувашский весенний праздник «Акатуй», русский праздник березы, татарский народный
праздник «Сабантуй», , удмурдтский весенний праздник «Акаяшка».
Исследовательские навыки. Оформляем календарь народных праздников моей деревни
(села).
Тема 9. Фольклор чувашского народа
Ознакомление
с
чувашскими
народными
и
авторскими
сказками.
Характерные
особенности сказок. Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о
добре, зле, мудрости, находчивости и т. д. Герои народных сказок: умный еж, доверчивый
медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др.
Тема 10. Национальная кухня
Особенности
чувашской
кухни.
Чувашская
кухня:
«сăра» (пиво), «хуплу»
(круглый
большой
пирог
из
пресного
сдобного
теста), «шерпет»
(медовая
сыта), «шўрпе»
или
«яшка» (суп).Марийская
кухня
«Лашка» ,
«лішкі» - суп-лапша.
«Подкогыль»,
«падкагыль» - подкогыль. «Кравец» - каравай с крупой и мясом. «Коман мелна», «коман
мелені», «аварцы» - двухслойные блины.
Русская кухня: традиции и обычаи. Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироги.
Знакомимся с татарской кухней. «Шулпа» - мясной бульон. «Токмач» - суп-лапша. «Бэлеш»
- мучное изделие с крупой и мясом. «Эчпочмак» - треугольник (пирожок). «Чэк-чэк» -
сладкое тесто по технологии фритюра.
Исследовательские навыки: Собираем рецепты вкусного блюда моей семьи, оформляем
книгу «Национальные блюда».
Тема 11. Чувашская Республика на географической карте.
Краткие сведения о географическом положении республики. Границы республики.
Наши
соседи.
Компактное
расселение
чувашского
народа
на
территориях
соседних
республик и областей. Деление чуваш на локальные субэтнографические группы: тури ,
анатри , вирьял чǎвашсем,
Известные
памятники
истории
и
культуры
соседних
республик:
Казанский
Кремль
(Республика Татарстан); (Художественные промыслы: хохломская роспись, семеновские
изделия, майданская игрушка (Нижегородсая область)..
Творческий урок. Ознакомление с майданской игрушкой (Нижегородская область).
Тема 12. Край чувашский – край лесной. Времена года
Природные
богатства
республики.
Лес
-
источник
пищи
древних
людей.
Природные
занятия жителей Чувашской Республики в прошлом: собирательство, бортничество, охота.
Кустарные промыслы в 19 в.: изготовление мочала, каната, веревки, рогожи, лаптей,
хомутов,
коромысел,
посуды.
Участие
мастеров
и
умельцев
Чувашского
края
на
всероссийских художественно-промышленных выставках в 19 – начале 20 вв. (Казань,
Нижний Новгород, Санкт-Петербург и др.).
Мастера-умельцы родного района (села, деревни).
Деревообрабатывающее
и
целлюлозно-бумажное
производство
в
республике.
Предприятия и учреждения района, республики.
Экскурсия. Национальный Музей.
Тема 13. Знакомство с городами и поселками Чувашской Республики
Путешествие по Волге. Город Чебоксары . Страницы истории
Путешествие по Волге. Город –спутник. Новочебоксарск. Строительство ГЭС
Путешествие по Волге. Мариинский Посад. Козловка
Путешествие по Суре. Шумерля.
Виртуальная экскурсия по городам Чувашской Республики.
Тема 14. Труженики села в прошлом и настоящем
Земледелие и скотоводство в жизни чувашского народа: зарождение, расцвет. Способы
обработки земли. Подсечно-огневое земледелие, трехполье, многополье. Орудия труда:
топор, лопата, серп, цеп, жернов.
Труд современных хлеборобов и животноводов. Герои труда, лучшие хлеборобы нашего
района (села, деревни)
Тема 15. Семья. Родство
Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд – основа
благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи.
Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо», «родительский
дом», «домашний очаг». Евангельская притча о блудном сыне.
Родословная моей семьи. Поколения предков – связь времен. Виды и степени родства.
Фамилия, имя, отчество. История имен и фамилий нашего рода. Самый интересный
человек в нашем роду.
Верность
(преданность)
–
основа
семьи
и
благополучия
рода.
Семейные
трудовые
традиции.
Исследовательские навыки. Собираем материал для родословной. Составление рассказов
«Моя бабушка», «Мой дедушка».
Тема 16. Я и мое место в жизни края
Экология
и
краеведение.
Писатели,
ученые-краеведы
о
Чувашском
крае.
Отношение
современного человека к природе. Православная экологическая культура.
«Экос» - значит «дом», «очаг», его надо знать, любить, беречь. Я и мое место в жизни
родного края.
Художественное слово. Пословицы.. Рассказы о природе
Творческий урок. «Каким я вижу свое Отечество в будущем?».
Формы организации деятельности
1.
групповая,
2.
коллективная
3.
индивидуальная
Форма занятий:
групповая работа;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
проектная деятельность
Раздел 3. Тематическое планирование работы кружка «Любимый край- Чувашия»
на 2018-2019 учебный год.
№
п/п
Тема
Количество
часов
практика
всего
1
Моя родная школа.
2
1
2
2
Славные люди родного края
2
1
2
3
Природа вокруг нас
2
1
2
4
Устное народное творчество
и народные игры
2
1
2
5
Времена года. Звери и птицы
2
1
2
6
Тюркская группа языков
2
1
2
7
Моя Родина –
Республика Чувашия
2
1
2
8
Н а р о д н ы й
к а л е н д а р ь ,
праздники
2
1
2
9
Ф о л ь к л о р
ч у в а ш с к о г о
народа
3
2
3
10
Национальная кухня
2
1
2
11
Республика
Чувашия
на
географической карте
2
1
2
12
Край
чувашский,
к р а й
лесной
2
1
2
13
Труженики села в прошлом
и настоящем
2
1
2
14
Знакомство
с
городами
и
поселками
2
1
2
15
Семья, родство
2
2
3
16
Я и мое место в жизни края
3
1
2
35
Список литературы для обучающихся
1.
Енькка Е.В. История и культура родного края : Чебоксары, 2014
2.
И. Кондратьева. Города России. Энциклопедия. — М.: Большая
Российская
Энциклопедия, 1994. – 148 с.
3.
Е.В. Пчелов. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. –
Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
Список литературы для учителя
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования.
2.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы начального общего образования.
3.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского.
– М.: Просвещение, 2011.
4.
А.Н. Вырщиков. Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
5.
М.А. Горбова. Патриотическое воспитание средствами краеведения.
- М.: Глобус, 2007. – 140 с.
6.
А.В. Даринский. Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
7.
Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. Патриотическое воспитание школьников.
- М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
8.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.