Напоминание

"Любимый край-Чувашия"


Автор: Леонтьева Лариса Николаевна
Должность: учитель чувашского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №24"
Населённый пункт: города Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Любимый край-Чувашия"
Раздел: среднее образование





Назад




Дополнительная

Образовательная программа

на 2018 — 2019 учебный год

Кружок: «Любимый край- Чувашия»

Возраст детей: 13 – 14 лет

Срок реализации дополнительной

образовательной программы: 2018 — 20189учебный год

Автор — Леонтьева Лариса Николаевна

г. Чебоксары – 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа кружка «Любимый край -Чувашия» духовно- нравственного направления

составлена

для

учащихся

7

классов.

Программа

составлена

с

учетом

требований

федерального государственного стандарта общего образования

Данная дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с

воспитательным планом на 2018-2019 учебный год с учетом .Программы внеурочной

деятельности,

возрастных

особенностей

школьников.

(Приложение

6

к

СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения в общеобразовательных учреждениях»).

Программа кружка «Любимый край -Чувашия» разработана в соответствии с:

1.

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования.

2.

Письмом

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

12.05.2011

№03-296

«Об

организации

внеурочной

деятельности

при

введении

федерального

государственного стандарта общего образования»

Концептуальными положениями программы являются:

Принцип успеха. Каждый обучающийся должен чувствовать успех в какой-либо

сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию

себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить обучающимся возможность активного поиска и

освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься

тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно

выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на

предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и

индивидуальных возможностей

обучающихся,

без

интеллектуальных,

физических

и

моральных перегрузок.

Принцип

наглядности.

В

учебной

деятельности

используются

разнообразные

иллюстрации, видеозаписи, аудиозаписи.

Принцип

систематичности

и

последовательности.

Систематично сть

и

последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной

работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших

результатов.

Актуальность и новизна программы кружка .

Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа

внеурочной

деятельности

по

духовно-

нравственному

направлению

«Любимый

край

-Чувашия» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его

в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Программа

направлена

на

воспитание

чувства

гордости

за

Чувашскую

Республику

,

родной город, школу №24. Она способствует развитию духовной памяти, чувства родства,

уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, изучая историю школы,

записывая рассказы родственников о военных годах, , рассказывая о семейных реликвиях,

ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме

того,

краеведческий

материал,

как

более

близкий

и

знакомый,

усиливает

конкретность

и

наглядность

восприятия

обучающимися

исторического

процесса

и

оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития

информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет

знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим

малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с

использованием информационных технологий.

Таким

образом,

данная

программа

призвана

развивать

личность

ребенка

путем

активизации

познавательных

способностей

учащихся

и

реализации

их

устойчивого

интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основное направление внеурочной деятельности - духовно- нравственное.

Цели программы:

сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления

исследовательских работ;

воспитывать патриотизм.

Обучающие задачи:

ознакомление с историей малой родины, историей школы,

сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников,

овладение навыками исследовательской работы;

овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему

краю, городу, школе, семье;

воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков;

понимание

ценно сти

и

значимо сти

каждой

человече ской

ж и з н и ;

воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

развитие

познавательного

интереса,

интеллектуальных

и

творческих

способностей;

• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях,

интереса учащихся к краеведению.

График работы кружка «Любимый край- Чувашия»

Четверг— 15:00 — 16:00

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмет, курса. (Личностные,

метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,

курса).

Личностные УУД

Личностные результаты:

Формирование

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни,

наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

в

разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из

спорных ситуаций.

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных

нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

Овладение

способностью

принимать

и

сохранять

цели

и

задачи

учебной

деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации,

установление

аналогий

и

причинно-следственных

связей,

построение рассуждений.

Познавательные УУД:

ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная

информация (знания) для решения задачи в один шаг.

умение

делать

предварительный

отбор

источников

информации

для

решения

учебной задачи.

умение

добывать

новые

знания:

находить

необходимую

информацию

в

предложенной учителем литературы.

умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных

формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

перерабатывание

полученной

информации:

наблюдение

и

умение

делать

самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Готовность

слушать

собеседника

и

вести

диалог;

готовность

признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

точку зрения и оценку событий.

Определение

общей

цели

и

путей

её

достижения;

умение

договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности;

осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты :

осознавать значимость краеведения для личного развития;

формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться

справочными

источниками

для

понимания

и

получения

дополнительной информации.

РегулятивныеУУД

уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым понятием;

уметь

работать

в

парах

и

группах,

участвовать

в

проектной

деятельности,

экскурсиях;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

ПознавательныеУУД:

прогнозировать результаты поиска;

отбирать

нужные

термины

для

проведения

экскурсий,

написание

рассказов

о

ветеранах войны и труда;

ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

составлять описание краеведческой находкии его паспорта;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

КоммуникативныеУУД:

участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою

этическую позицию;

высказывать своё суждение о проведенных беседах;

участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.

К концу изучения курса обучающиеся научатся:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

К концу изучения курса обучающиеся получат возможность научиться:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,

почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать

свою позицию,

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

и видов деятельности

Тема 1. Моя родная школа.

День рождения моей школы. Традиции моей школы.

Знания (пẽлÿ) в жизни человека. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания

других людей, книги, современные информационно-коммуникационные источники.

Исследовательские навыки. Собираем фотоматериалы о родной школе.

Тема 2. Славные люди родного края

Трудом славен человек. Основные занятия жителей города (поселка, села, деревни). Труд в

разные времена года.

Исследовательские навыки. Собираем материалы для «энциклопедии» «Славные люди

родной деревни, родного города».

Тема 3. Природа вокруг нас

Мир – наш дом. Мир нерукотворный.

Сезонные изменения в природе родного края (осень, зима, весна, лето). «Красная Книга»

Чувашской

Республики.

Заповедные

ландшафтные

памятники

в

моей

республике

Первоначальное представление о

заповеднике

«Присурский».и

о

национальном

парке

«Чǎваш вǎрманẽ»

Чувашские

родники

(çǎлкуç) –

отношение

чувашского

народа

к

нерукотворным

памятникам природы.

Православные

святые

источники,

история

их

обретения.

Целебные

свойства

святых

источников. Значение православных источников в жизни человека. Правила поведения на

источниках.

Экологическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе

родной природы.

Творческий

час. Конкурс

рисунков:

«Акварели

времен

года».

Выставка

рисунков,

составление рассказов о родной природе.

Тема 4. Устное народное творчество и народные игры

Малые жанры фольклора. Загадки («Тупмалли юмахсем»). Отличительные черты загадок,

их краткость. Виды загадок: о людях, животных, птицах, растениях, временах года и др.

Пословицы,

поговорки

(«ваттисен

сǎмахẽсемпе

каларǎшсем» )

н а р о д н ы е

педагогические

миниатюры,

выражение

народной

мудрости

и

юмора.

Пословицы

и

поговорки о дружбе, товариществе.

Сказки («юмахсем»). Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки. Сходство и

различие в сказках народов Чувашской Республики.

Народные игры. Словесные и подвижные игры. Считалки.

Практические навыки. Научи игре друзей. чувашские народные игры: «Бой петухов»,

«Катание мяча», «Суккǎр така» («Слепой баран»), «Колышки», «Вǎрман хуралçилле»

(«Лесничий»)–

г.

м..

Татарские

народные

игры: «Продаем

горшки»,

Скок-перескок»,

«Тимербай», «Спутанные кони», «Хлопушки». Удмуртские народные игры: «Водяной»,

«Догонялки», «Игра с платочком», «Серый зайка». Чувашские народные

Тема 5. Времена года. Звери и птицы

Осень,

зима,

весна,

лето:

особенности

природы

родного

края

в

разное

время

года.

Распространенные и редкие звери и птицы. Малые жанры устного народного творчества

(пословицы, поговорки и загадки) о временах года, птицах и животных.

Особое отношение к природе у чувашского народа. Отношение православных людей за

сотворенный Богом мир.

Правовой долг и обязанности по отношению к природной среде, ответственность за свое

поведение и поступки окружающих.

Практические навыки: Забота о природных памятниках, святых источниках, родниках:

ухаживаем, облагораживаем.

Тема 6. Тюркская группа языков

Знакомство

с

генеалогическим

древом

тюркских

народов

.

Краткая

характеристика

современных тюркских народов. Этнографические сведения из жизни чувашского народа

(общие сведения).

Знакомство с устным народным творчеством тюркских народов.

Игры тюркских

народов. Игры, связанные с природным миром: «Одинокий журавль»,

«Коршун»,

«Воронушка».

Игры,

связанные

с

трудовой

деятельностью:

«Сторож»,

«Иголка, нитка, узелок», «В лапти». Хороводные игры: «Сахаринка», . Семейно-бытовые

игры: «Найди мед», «Жгутик». Познавательно-интеллектуальные игры: «Буква – слово».

Исследовательские навыки. Нарисуем древо тюркских народов.

Тема 7. Моя Родина – Республика Чувашия

Знакомство с географической картой Чувашской Республики . Административное деление,

районы республики.

Наш поселок, село, деревня входит в район (название района), район – в республику

(Чувашская Республика). Заочное путешествие по современным районам республики.

Объяснение отдельных географических названий (топонимика).

Заочное путешествие по району (городу). Знакомство с памятниками истории и культуры.

Музеи родного района (города, села, деревни). Знатные люди района (почетные граждане

города, села, деревни). Встреча со старожилами, краеведами.

Исследовательские

навыки. Сбор

материала

и

составление

рассказа

об

интересном

человеке нашего города (села, поселка, деревни). Презентация «Почетный человек»

Тема 8. Народный календарь, праздники

Национальные традиции и обычаи моего народа. Общие сведения.

Понятия «календарь», «праздник». Сходство и различия календарных праздников народов,

населяющих Чувашскую Республику. Общие сведения о содержании праздников.

Чувашский весенний праздник «Акатуй», русский праздник березы, татарский народный

праздник «Сабантуй», , удмурдтский весенний праздник «Акаяшка».

Исследовательские навыки. Оформляем календарь народных праздников моей деревни

(села).

Тема 9. Фольклор чувашского народа

Ознакомление

с

чувашскими

народными

и

авторскими

сказками.

Характерные

особенности сказок. Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о

добре, зле, мудрости, находчивости и т. д. Герои народных сказок: умный еж, доверчивый

медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др.

Тема 10. Национальная кухня

Особенности

чувашской

кухни.

Чувашская

кухня:

«сăра» (пиво), «хуплу»

(круглый

большой

пирог

из

пресного

сдобного

теста), «шерпет»

(медовая

сыта), «шўрпе»

или

«яшка» (суп).Марийская

кухня

«Лашка» ,

«лішкі» - суп-лапша.

«Подкогыль»,

«падкагыль» - подкогыль. «Кравец» - каравай с крупой и мясом. «Коман мелна», «коман

мелені», «аварцы» - двухслойные блины.

Русская кухня: традиции и обычаи. Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироги.

Знакомимся с татарской кухней. «Шулпа» - мясной бульон. «Токмач» - суп-лапша. «Бэлеш»

- мучное изделие с крупой и мясом. «Эчпочмак» - треугольник (пирожок). «Чэк-чэк» -

сладкое тесто по технологии фритюра.

Исследовательские навыки: Собираем рецепты вкусного блюда моей семьи, оформляем

книгу «Национальные блюда».

Тема 11. Чувашская Республика на географической карте.

Краткие сведения о географическом положении республики. Границы республики.

Наши

соседи.

Компактное

расселение

чувашского

народа

на

территориях

соседних

республик и областей. Деление чуваш на локальные субэтнографические группы: тури ,

анатри , вирьял чǎвашсем,

Известные

памятники

истории

и

культуры

соседних

республик:

Казанский

Кремль

(Республика Татарстан); (Художественные промыслы: хохломская роспись, семеновские

изделия, майданская игрушка (Нижегородсая область)..

Творческий урок. Ознакомление с майданской игрушкой (Нижегородская область).

Тема 12. Край чувашский – край лесной. Времена года

Природные

богатства

республики.

Лес

-

источник

пищи

древних

людей.

Природные

занятия жителей Чувашской Республики в прошлом: собирательство, бортничество, охота.

Кустарные промыслы в 19 в.: изготовление мочала, каната, веревки, рогожи, лаптей,

хомутов,

коромысел,

посуды.

Участие

мастеров

и

умельцев

Чувашского

края

на

всероссийских художественно-промышленных выставках в 19 – начале 20 вв. (Казань,

Нижний Новгород, Санкт-Петербург и др.).

Мастера-умельцы родного района (села, деревни).

Деревообрабатывающее

и

целлюлозно-бумажное

производство

в

республике.

Предприятия и учреждения района, республики.

Экскурсия. Национальный Музей.

Тема 13. Знакомство с городами и поселками Чувашской Республики

Путешествие по Волге. Город Чебоксары . Страницы истории

Путешествие по Волге. Город –спутник. Новочебоксарск. Строительство ГЭС

Путешествие по Волге. Мариинский Посад. Козловка

Путешествие по Суре. Шумерля.

Виртуальная экскурсия по городам Чувашской Республики.

Тема 14. Труженики села в прошлом и настоящем

Земледелие и скотоводство в жизни чувашского народа: зарождение, расцвет. Способы

обработки земли. Подсечно-огневое земледелие, трехполье, многополье. Орудия труда:

топор, лопата, серп, цеп, жернов.

Труд современных хлеборобов и животноводов. Герои труда, лучшие хлеборобы нашего

района (села, деревни)

Тема 15. Семья. Родство

Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд – основа

благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи.

Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо», «родительский

дом», «домашний очаг». Евангельская притча о блудном сыне.

Родословная моей семьи. Поколения предков – связь времен. Виды и степени родства.

Фамилия, имя, отчество. История имен и фамилий нашего рода. Самый интересный

человек в нашем роду.

Верность

(преданность)

основа

семьи

и

благополучия

рода.

Семейные

трудовые

традиции.

Исследовательские навыки. Собираем материал для родословной. Составление рассказов

«Моя бабушка», «Мой дедушка».

Тема 16. Я и мое место в жизни края

Экология

и

краеведение.

Писатели,

ученые-краеведы

о

Чувашском

крае.

Отношение

современного человека к природе. Православная экологическая культура.

«Экос» - значит «дом», «очаг», его надо знать, любить, беречь. Я и мое место в жизни

родного края.

Художественное слово. Пословицы.. Рассказы о природе

Творческий урок. «Каким я вижу свое Отечество в будущем?».

Формы организации деятельности

1.

групповая,

2.

коллективная

3.

индивидуальная

Форма занятий:

групповая работа;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки, походы;

проектная деятельность

Раздел 3. Тематическое планирование работы кружка «Любимый край- Чувашия»

на 2018-2019 учебный год.

п/п

Тема

Количество

часов

практика

всего

1

Моя родная школа.

2

1

2

2

Славные люди родного края

2

1

2

3

Природа вокруг нас

2

1

2

4

Устное народное творчество

и народные игры

2

1

2

5

Времена года. Звери и птицы

2

1

2

6

Тюркская группа языков

2

1

2

7

Моя Родина –

Республика Чувашия

2

1

2

8

Н а р о д н ы й

к а л е н д а р ь ,

праздники

2

1

2

9

Ф о л ь к л о р

ч у в а ш с к о г о

народа

3

2

3

10

Национальная кухня

2

1

2

11

Республика

Чувашия

на

географической карте

2

1

2

12

Край

чувашский,

к р а й

лесной

2

1

2

13

Труженики села в прошлом

и настоящем

2

1

2

14

Знакомство

с

городами

и

поселками

2

1

2

15

Семья, родство

2

2

3

16

Я и мое место в жизни края

3

1

2

35

Список литературы для обучающихся

1.

Енькка Е.В. История и культура родного края : Чебоксары, 2014

2.

И. Кондратьева. Города России. Энциклопедия. — М.: Большая

Российская

Энциклопедия, 1994. – 148 с.

3.

Е.В. Пчелов. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. –

Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.

Список литературы для учителя

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования.

2.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в

образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные

программы начального общего образования.

3.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского.

– М.: Просвещение, 2011.

4.

А.Н. Вырщиков. Настольная книга по патриотическому воспитанию

школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

5.

М.А. Горбова. Патриотическое воспитание средствами краеведения.

- М.: Глобус, 2007. – 140 с.

6.

А.В. Даринский. Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

7.

Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. Патриотическое воспитание школьников.

- М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

8.

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.



В раздел образования