Напоминание

"Методика и практика проведения НОД."


Автор: Мехоношина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №152"
Населённый пункт: Ивановская область, город Иваново
Наименование материала: Познавательно - исследовательская деятельность и экспериментирование в средней группе ДОУ.
Тема: "Методика и практика проведения НОД."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно - исследовательская деятельность

и экспериментирование в средней группе ДОУ.

Методика и практика проведения НОД.

Главной чертой любого ребёнка в любом возрасте является активное исследование

окружающего мира и предметов, которые в нём находятся.

Ребёнок

растёт.

С

взрослением

у

ребёнка

повышается

познавательный

интерес,

который со временем переходит в познавательную деятельность. Ребёнок не просто

смотрит на предметы, которые его окружают, он совершает

поисковые действия,

которые направленны на получение новых знаний об окружающем мире.

Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется познавательная деятельность.

Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального,

социального и эмоционального развития растущей личности. Одним из таких условий

является организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.

В

познавательной

деятельности

происходит

развитие

и

формирование

познавательных интересов. Познавательный интерес и любознательность заставляют

детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды

знаний. Это распространяется на всё окружающее, видимое и слышимое, на всё, что

детям говорят и чему их учат, одним словом, на все явление природы и жизни.

Для начала развития интереса детей должна быть:

1)

организована и создана предметно - пространственная среда;

2)

организован

поиск

познавательного

характера

детей,

путем

вовлечения

в

выполнение творческих заданий;

3)

разработана система интеграции разнообразной деятельности, формирования у

детей психологической установки предстоящей деятельности;

4)

созданы

проблемно-поисковые

ситуации,

включающие

занимательность

в

содержание работы, которые стимулируют выражение положительно-эмоциональных

чувств ребёнка к явлениям, предметам, событиям, видам деятельности;

5)

подобраны

адекватные

средства

и

методы

на

каждом

этапе

формирования

интереса.

Познавательно

исследовательская

деятельность

включает

три

основных

блока

деятельности: информационный, действенно-мыслительный и блок преобразования.

Цель информационного блока — помочь ребенку получить первоначальные знания и

представления

об

окружающем

мире

с

последующим

их

углублением

в

ходе

поисковой деятельности.

Цель

действенно-мыслительного

блока

осуществление

детьми

познавательной

деятельности, которая даёт им возможность самостоятельно анализировать, делать

выводы,

организовывать

собственную

деятельность.

Перед

этим

необходимо

определить, какие действия будут включены в педагогический процесс и в какой

последовательности.

Действенно-мыслительный блок включает в себя ещё и моделирование.

Цель блока преобразования — создание условий для реализации детьми системных

знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к

окружающему миру.

Эти блоки соответствуют основным этапам НОД в детском саду:

1 этап – вводная часть, мотивация;

2 этап – основная часть, изложение материала, приобретение новых знаний и умений;

3 этап – заключительная часть, рефлексия.

Чем

разнообразнее

и

интереснее

поисковая

деятельность,

тем

больше

новой

информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

В последнее время большое внимание уделяется детскому экспериментированию.

Детьми

на

много

прочнее

усваивается

то,

что

они

видят

и

слышат.

Надолго

запоминается то, что они делают своими руками.

Методы экспериментирования, я считаю, очень продуктивны. Это объясняется тем, что

экспериментирование включает в себя наглядно-действенные и наглядно-образные

методы изучения объектов или явлений. Эти методы изучения просты и доступны

детям дошкольного возраста.

Я считаю, что если взрослые хотят развить детей интерес к окружающему миру,

развить

воображение

и

мышление,

то

у

них

есть

только

один

путь

экспериментирование.

Кстати, порой он действительно приводит к великим открытиям.

Я, полностью разделяют желание родителей видеть своих детей любознательными,

самостоятельными

и

творческими

личностями,

умеющими

ориентироваться

в

окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Я хочу поделиться практическими советами проведения НОД в средней группе ДОУ с

использованием экспериментирования.

В среднем дошкольном возрасте работа направлена на расширение представлений об

объектах

и

явлениях

окружающего

мира.

При

подготовке

НОД

я

пытаюсь

использовать наиболее яркие и запоминающиеся опыты. Всегда выслушиваю сначала

ответы

или

мнение

детей

по

определённому

вопросу.

При

проведении

НОД

с

использование экспериментов, все практические действия проводят дети. Когда дети

затрудняются ответить или не правильно дают ответ, то с помощью дополнительных

опытов или наводящих вопросов, подвожу их к нужному результату.

Простота

и

наглядность

это

основные

критерии,

которые

я

использую

при

проведении экспериментирования. Очень важный момент – обогащение словарного

запаса детей. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов

обозначающих свойства объектов и явлений.

Я считаю, что необходимо активно внедрять опытно - исследовательские методы в

работу дошкольных учреждений с целью формирования познавательной мотивации,¬

познавательного интереса, активности и любознательности. Необходимо создавать

условия для самостоятельного исследования и поисковой активности самого ребенка.

Такая

деятельность

предоставляет

возможность

детям

самим

находить

ответы

на

вопросы – «где?», «как?» и «почему?».

В

процессе

опытно-исследовательской

деятельности

дети

учатся

наблюдать,

размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы,

и чем разнообразнее и ярче

опытно-исследовательская деятельность, тем больше новой информации получают

дети, соответственно быстрее и полноценнее развиваются.

Ещё

хотелось

бы

отметить,

что

очень

важным

моментом

является

привлечение

родителей

к

совместной

опытно-исследовательской

деятельности.

Для

этого

необходимо

заинтересовывать

детей

в

дальнейшей

работе,

в

проведении

опытов.

Например,

давать

какие-то

задания

по

проведению

опытов

домой,

проводить

консультации

для

родителей,

как

правильно

организовать

и

провести

опытную

деятельность, проводить круглые столы по обмену опытом между родителями.

Проведение НОД по экспериментированию в средней группе ДОУ.

На примере опытной деятельности с водой.

Цель: формировать умение получать исходные сведения об объекте исследования в

процессе его практического преобразования. Способствовать формированию у детей

умения выполнять

действия в определённом порядке, понимать и использовать в

деятельности простые модели, предложенные взрослым.

Материалы: стаканы с водой, краски, кисточки, кусочки льда, камешки, жёлуди, соль,

сахар, ложки, картинки с изображением воды – реки, моря, водопады и т.д.

Оборудование: музыкальный центр.

1 этап – вводная часть, информационный блок.

Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека. Вода - среда

обитания,

без

воды

растения

засыхают

и

гибнут.

Люди

используют

воду

для

поддержания

чистоты

тела

и

жилья,

для

приготовления

пищи

и

т.д.

Дать

представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе

- снег, иней,

изморозь, град, дождь, туман и т.д.

Для этого используем загадки, стихи о воде и показываем картинки.

Например, загадки.

1)

Если б не было её, мама б не стирала,

Пол бы папа не помыл, а кораблик не поплыл.

2)

Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.

Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.

3)

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

4)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

5)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Стихи.

1)

Что такое вода — интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкий речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вода? — Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

2)

Вода — основа жизни на Земле,

Она необходима всем вокруг:

Растениям, животным, человеку,

Расходуй ее бережно, мой друг!

3)

Нам всем интересно: откуда вода?

Из снега берется, иль может из льда?

Хотя, и подземным ручьем вода бьет,

Так, может, она там начало берет?

Вопрос интересный, и чтоб разузнать

Откуда вода, надо книжки читать!

Ответы узнаем из умных мы книг

И все вокруг тайны откроются вмиг!

2 этап – основная часть, действенно-мыслительный блок.

Создаём условия для использования практических действий, при которых выявляются

свойства воды. Воспитатель способствует установлению свойств и качеств воды, снега

и льда, их сравнению. Даёт представление о том, что некоторые вещества (соль, сахар)

растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства

воды

(интенсивность

окраски,

вкус,

запах).

Подвести

к

пониманию

того,

что

температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде

растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).

Опыт 1. Вода – прозрачная жидкость.

Ставим на стол стакан с водой. Просим одного ребёнка опустить в стакан, тяжёлый

предмет, например камешек, жёлудь и т.д. Спросить детей, что они видят и попросить

их объяснить, почему мы видим эти предметы. Делаем вывод: «Вода бесцветная и

прозрачная жидкость».

Опыт 2. Воду можно окрасить.

Ставим на стол два стакана с водой и краски с кисточками. Приглашаем двух детей к

столу и просим, одного ребёнка смешать воду с синей краской, а другого – с красной.

Спрашиваем у детей, что у нас получилось и объясняем, что воду можно окрасить в

любой цвет. Затем просим детей добавить ещё краски в воду и наблюдаем, что

происходит. Спрашиваем, как изменился цвет воды, и подводим детей к выводу: «Чем

больше краски добавить в воду, тем ярче её цвет. Вода принимает цвет той краски,

которую в неё добавили».

Опыт 3. Вода растворяет некоторые вещества, например соль и сахар.

Ставим на стол два стакана с водой и одну баночку с солью, а другую – с сахаром.

Просим подойти двух детей и добавить в один стакан соль, в другой – сахар. Показать

детям, что в воде видны кристаллики этих веществ. Попросить размешать их ложкой.

Спросить, что произошло. Обратить внимание, что кристаллов больше не видно, а

значит,

они

растворились

в

воде.

Так

как

дети

не

умеют

читать,

можно

дать

попробовать

детям

эту

воду

и

определить,

где

какая

вода

(очень

яркий

и

запоминающийся момент). Делаем вывод: «В воде можно растворить соль и сахар, при

этом вода на вкус будет или сладкая, или солёная».

Опыт 4. Вода холодная и горячая.

Ставим на стол два стакана – один с холодной водой, а другой с тёплой. Приглашаем к

столу ребёнка. Можно дать ему потрогать оба стакана и спросить, что он чувствует.

Затем показываем детям кусочек льда. Необходимо рассказать им, что лёд это тоже

вода. Вода становится льдом при низкой температуре, она замерзает.

Просим

ребёнка

опустить

в

каждый

стакан

по

кусочку

льда.

Наблюдаем,

что

происходит. Спрашиваем детей, что они увидели и как можно объяснить, что в одном

стакане лёд растворился быстрее, чем во втором. Выслушиваем детей и напоминаем

им, что в одном стакане вода теплее, чем в другом. С помощью наводящих вопросов

подводим

детей

к

ответу:

«Чем

выше

температура

воды,

тем

быстрее

в

ней

растворяются вещества».

Опыт 5. Какая форма у воды?

Ставим на стол пустые ёмкости разной формы – стакан, тарелку, поварёшку, ложку и

большой таз с водой или большую бутылку. Попросить одного из детей налить в

каждую ёмкость воду. Спросить у детей, что они видят, и какой вывод можно сделать.

С помощью наводящих вопросов подвести их к пониманию того, что вода принимает

форму той емкости, куда её наливают.

Опыт 6. Звучит ли вода? Можно ли услышать воду?

Спросить детей, как они думают, есть ли звук у воды и можно ли её услышать.

Выслушав ответы детей, дать послушать им аудио записи шума воды – водопад, дождь,

шум моря, звук воды, которая капает из крана. Попросить детей отгадать, какой шум

они слышат, потом попросить сравнить эти звуки и ответить на вопрос: «Почему эти

звуки воды отличаются?». Подвести детей к пониманию того, что вода тоже звучит и

громкость этого звука зависит от количества воды. Чем больше воды, тем сильнее и

громче звук.

3 этап – заключительная часть, рефлексия, блок преобразования.

В конце НОД необходимо подвести итог. Спросить детей, какие опыты делали и что

нового они узнали о воде. Можно дать всем желающим повторить понравившиеся

опыты.

Необходимо создать условия для самостоятельного преобразования воды: изменения

цвета, формы, состояния. Для этого в уголке природы можно поставить ёмкость с

водой

и

положить

камушки

или

жёлуди.

В

художественном

уголке

поставить

стаканчики с водой, кисточки и краски.

Дать задание совместно с родителями провести преобразование воды.

Например, взять формочку и налить в неё окрашенную в любой цвет воду. Затем

поставить её в морозилку вечером, а утром достать и посмотреть, что получится.

Обязательно поинтересоваться, кто провёл дома опыт, и попросить рассказать о нём.

Я считаю, что для наибольшего эффекта повышения интереса детей к окружающему

миру и для создания

позитивного эмоционального состояния, необходимо создать

уголок

экспериментирования.

В

этом

уголке

могут

находиться

предметы

для

проведения

опытов.

Воспитатель

должен

периодически

менять

и

пополнять

исследуемые

объекты,

а

также

обеспечить

безопасность

детей,

при

проведении

исследований.



В раздел образования