Автор: Мехоношина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №152"
Населённый пункт: Ивановская область, город Иваново
Наименование материала: Познавательно - исследовательская деятельность и экспериментирование в средней группе ДОУ.
Тема: "Методика и практика проведения НОД."
Раздел: дошкольное образование
Познавательно - исследовательская деятельность
и экспериментирование в средней группе ДОУ.
Методика и практика проведения НОД.
Главной чертой любого ребёнка в любом возрасте является активное исследование
окружающего мира и предметов, которые в нём находятся.
Ребёнок
растёт.
С
взрослением
у
ребёнка
повышается
познавательный
интерес,
который со временем переходит в познавательную деятельность. Ребёнок не просто
смотрит на предметы, которые его окружают, он совершает
поисковые действия,
которые направленны на получение новых знаний об окружающем мире.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется познавательная деятельность.
Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального,
социального и эмоционального развития растущей личности. Одним из таких условий
является организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.
В
познавательной
деятельности
происходит
развитие
и
формирование
познавательных интересов. Познавательный интерес и любознательность заставляют
детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды
знаний. Это распространяется на всё окружающее, видимое и слышимое, на всё, что
детям говорят и чему их учат, одним словом, на все явление природы и жизни.
Для начала развития интереса детей должна быть:
1)
организована и создана предметно - пространственная среда;
2)
организован
поиск
познавательного
характера
детей,
путем
вовлечения
в
выполнение творческих заданий;
3)
разработана система интеграции разнообразной деятельности, формирования у
детей психологической установки предстоящей деятельности;
4)
созданы
проблемно-поисковые
ситуации,
включающие
занимательность
в
содержание работы, которые стимулируют выражение положительно-эмоциональных
чувств ребёнка к явлениям, предметам, событиям, видам деятельности;
5)
подобраны
адекватные
средства
и
методы
на
каждом
этапе
формирования
интереса.
Познавательно
–
исследовательская
деятельность
включает
три
основных
блока
деятельности: информационный, действенно-мыслительный и блок преобразования.
Цель информационного блока — помочь ребенку получить первоначальные знания и
представления
об
окружающем
мире
с
последующим
их
углублением
в
ходе
поисковой деятельности.
Цель
действенно-мыслительного
блока
—
осуществление
детьми
познавательной
деятельности, которая даёт им возможность самостоятельно анализировать, делать
выводы,
организовывать
собственную
деятельность.
Перед
этим
необходимо
определить, какие действия будут включены в педагогический процесс и в какой
последовательности.
Действенно-мыслительный блок включает в себя ещё и моделирование.
Цель блока преобразования — создание условий для реализации детьми системных
знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к
окружающему миру.
Эти блоки соответствуют основным этапам НОД в детском саду:
1 этап – вводная часть, мотивация;
2 этап – основная часть, изложение материала, приобретение новых знаний и умений;
3 этап – заключительная часть, рефлексия.
Чем
разнообразнее
и
интереснее
поисковая
деятельность,
тем
больше
новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
В последнее время большое внимание уделяется детскому экспериментированию.
Детьми
на
много
прочнее
усваивается
то,
что
они
видят
и
слышат.
Надолго
запоминается то, что они делают своими руками.
Методы экспериментирования, я считаю, очень продуктивны. Это объясняется тем, что
экспериментирование включает в себя наглядно-действенные и наглядно-образные
методы изучения объектов или явлений. Эти методы изучения просты и доступны
детям дошкольного возраста.
Я считаю, что если взрослые хотят развить детей интерес к окружающему миру,
развить
воображение
и
мышление,
то
у
них
есть
только
один
путь
–
экспериментирование.
Кстати, порой он действительно приводит к великим открытиям.
Я, полностью разделяют желание родителей видеть своих детей любознательными,
самостоятельными
и
творческими
личностями,
умеющими
ориентироваться
в
окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Я хочу поделиться практическими советами проведения НОД в средней группе ДОУ с
использованием экспериментирования.
В среднем дошкольном возрасте работа направлена на расширение представлений об
объектах
и
явлениях
окружающего
мира.
При
подготовке
НОД
я
пытаюсь
использовать наиболее яркие и запоминающиеся опыты. Всегда выслушиваю сначала
ответы
или
мнение
детей
по
определённому
вопросу.
При
проведении
НОД
с
использование экспериментов, все практические действия проводят дети. Когда дети
затрудняются ответить или не правильно дают ответ, то с помощью дополнительных
опытов или наводящих вопросов, подвожу их к нужному результату.
Простота
и
наглядность
–
это
основные
критерии,
которые
я
использую
при
проведении экспериментирования. Очень важный момент – обогащение словарного
запаса детей. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов
обозначающих свойства объектов и явлений.
Я считаю, что необходимо активно внедрять опытно - исследовательские методы в
работу дошкольных учреждений с целью формирования познавательной мотивации,¬
познавательного интереса, активности и любознательности. Необходимо создавать
условия для самостоятельного исследования и поисковой активности самого ребенка.
Такая
деятельность
предоставляет
возможность
детям
самим
находить
ответы
на
вопросы – «где?», «как?» и «почему?».
В
процессе
опытно-исследовательской
деятельности
дети
учатся
наблюдать,
размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы,
и чем разнообразнее и ярче
опытно-исследовательская деятельность, тем больше новой информации получают
дети, соответственно быстрее и полноценнее развиваются.
Ещё
хотелось
бы
отметить,
что
очень
важным
моментом
является
привлечение
родителей
к
совместной
опытно-исследовательской
деятельности.
Для
этого
необходимо
заинтересовывать
детей
в
дальнейшей
работе,
в
проведении
опытов.
Например,
давать
какие-то
задания
по
проведению
опытов
домой,
проводить
консультации
для
родителей,
как
правильно
организовать
и
провести
опытную
деятельность, проводить круглые столы по обмену опытом между родителями.
Проведение НОД по экспериментированию в средней группе ДОУ.
На примере опытной деятельности с водой.
Цель: формировать умение получать исходные сведения об объекте исследования в
процессе его практического преобразования. Способствовать формированию у детей
умения выполнять
действия в определённом порядке, понимать и использовать в
деятельности простые модели, предложенные взрослым.
Материалы: стаканы с водой, краски, кисточки, кусочки льда, камешки, жёлуди, соль,
сахар, ложки, картинки с изображением воды – реки, моря, водопады и т.д.
Оборудование: музыкальный центр.
1 этап – вводная часть, информационный блок.
Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека. Вода - среда
обитания,
без
воды
растения
засыхают
и
гибнут.
Люди
используют
воду
для
поддержания
чистоты
тела
и
жилья,
для
приготовления
пищи
и
т.д.
Дать
представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе
- снег, иней,
изморозь, град, дождь, туман и т.д.
Для этого используем загадки, стихи о воде и показываем картинки.
Например, загадки.
1)
Если б не было её, мама б не стирала,
Пол бы папа не помыл, а кораблик не поплыл.
2)
Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.
3)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
4)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
5)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Стихи.
1)
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкий речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
2)
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
3)
Нам всем интересно: откуда вода?
Из снега берется, иль может из льда?
Хотя, и подземным ручьем вода бьет,
Так, может, она там начало берет?
Вопрос интересный, и чтоб разузнать
Откуда вода, надо книжки читать!
Ответы узнаем из умных мы книг
И все вокруг тайны откроются вмиг!
2 этап – основная часть, действенно-мыслительный блок.
Создаём условия для использования практических действий, при которых выявляются
свойства воды. Воспитатель способствует установлению свойств и качеств воды, снега
и льда, их сравнению. Даёт представление о том, что некоторые вещества (соль, сахар)
растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства
воды
(интенсивность
окраски,
вкус,
запах).
Подвести
к
пониманию
того,
что
температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде
растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
Опыт 1. Вода – прозрачная жидкость.
Ставим на стол стакан с водой. Просим одного ребёнка опустить в стакан, тяжёлый
предмет, например камешек, жёлудь и т.д. Спросить детей, что они видят и попросить
их объяснить, почему мы видим эти предметы. Делаем вывод: «Вода бесцветная и
прозрачная жидкость».
Опыт 2. Воду можно окрасить.
Ставим на стол два стакана с водой и краски с кисточками. Приглашаем двух детей к
столу и просим, одного ребёнка смешать воду с синей краской, а другого – с красной.
Спрашиваем у детей, что у нас получилось и объясняем, что воду можно окрасить в
любой цвет. Затем просим детей добавить ещё краски в воду и наблюдаем, что
происходит. Спрашиваем, как изменился цвет воды, и подводим детей к выводу: «Чем
больше краски добавить в воду, тем ярче её цвет. Вода принимает цвет той краски,
которую в неё добавили».
Опыт 3. Вода растворяет некоторые вещества, например соль и сахар.
Ставим на стол два стакана с водой и одну баночку с солью, а другую – с сахаром.
Просим подойти двух детей и добавить в один стакан соль, в другой – сахар. Показать
детям, что в воде видны кристаллики этих веществ. Попросить размешать их ложкой.
Спросить, что произошло. Обратить внимание, что кристаллов больше не видно, а
значит,
они
растворились
в
воде.
Так
как
дети
не
умеют
читать,
можно
дать
попробовать
детям
эту
воду
и
определить,
где
какая
вода
(очень
яркий
и
запоминающийся момент). Делаем вывод: «В воде можно растворить соль и сахар, при
этом вода на вкус будет или сладкая, или солёная».
Опыт 4. Вода холодная и горячая.
Ставим на стол два стакана – один с холодной водой, а другой с тёплой. Приглашаем к
столу ребёнка. Можно дать ему потрогать оба стакана и спросить, что он чувствует.
Затем показываем детям кусочек льда. Необходимо рассказать им, что лёд это тоже
вода. Вода становится льдом при низкой температуре, она замерзает.
Просим
ребёнка
опустить
в
каждый
стакан
по
кусочку
льда.
Наблюдаем,
что
происходит. Спрашиваем детей, что они увидели и как можно объяснить, что в одном
стакане лёд растворился быстрее, чем во втором. Выслушиваем детей и напоминаем
им, что в одном стакане вода теплее, чем в другом. С помощью наводящих вопросов
подводим
детей
к
ответу:
«Чем
выше
температура
воды,
тем
быстрее
в
ней
растворяются вещества».
Опыт 5. Какая форма у воды?
Ставим на стол пустые ёмкости разной формы – стакан, тарелку, поварёшку, ложку и
большой таз с водой или большую бутылку. Попросить одного из детей налить в
каждую ёмкость воду. Спросить у детей, что они видят, и какой вывод можно сделать.
С помощью наводящих вопросов подвести их к пониманию того, что вода принимает
форму той емкости, куда её наливают.
Опыт 6. Звучит ли вода? Можно ли услышать воду?
Спросить детей, как они думают, есть ли звук у воды и можно ли её услышать.
Выслушав ответы детей, дать послушать им аудио записи шума воды – водопад, дождь,
шум моря, звук воды, которая капает из крана. Попросить детей отгадать, какой шум
они слышат, потом попросить сравнить эти звуки и ответить на вопрос: «Почему эти
звуки воды отличаются?». Подвести детей к пониманию того, что вода тоже звучит и
громкость этого звука зависит от количества воды. Чем больше воды, тем сильнее и
громче звук.
3 этап – заключительная часть, рефлексия, блок преобразования.
В конце НОД необходимо подвести итог. Спросить детей, какие опыты делали и что
нового они узнали о воде. Можно дать всем желающим повторить понравившиеся
опыты.
Необходимо создать условия для самостоятельного преобразования воды: изменения
цвета, формы, состояния. Для этого в уголке природы можно поставить ёмкость с
водой
и
положить
камушки
или
жёлуди.
В
художественном
уголке
поставить
стаканчики с водой, кисточки и краски.
Дать задание совместно с родителями провести преобразование воды.
Например, взять формочку и налить в неё окрашенную в любой цвет воду. Затем
поставить её в морозилку вечером, а утром достать и посмотреть, что получится.
Обязательно поинтересоваться, кто провёл дома опыт, и попросить рассказать о нём.
Я считаю, что для наибольшего эффекта повышения интереса детей к окружающему
миру и для создания
позитивного эмоционального состояния, необходимо создать
уголок
экспериментирования.
В
этом
уголке
могут
находиться
предметы
для
проведения
опытов.
Воспитатель
должен
периодически
менять
и
пополнять
исследуемые
объекты,
а
также
обеспечить
безопасность
детей,
при
проведении
исследований.