Напоминание

Психолого-педагогические условия развития самостоятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников


Автор: Одуева Оюна Цыреновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1 г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия развития самостоятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников
Раздел: высшее образование





Назад




«Психолого-педагогические условия развития самостоятельности в профессиональном

самоопределении старшеклассников.»

Проблема

самостоятельности

была

заявлена

в

качестве

одной

из

основных

авторами

гуманистического направления психологии. Профессиональный выбор представляет собой жизненный

выбор,

во

многом

определяющий

последующий

путь

подростка,

поэтому

необходимость

самостоятельного

профессионального

выбора,

наличия

осознанных

внутренних

критериев

оценки,

действий с учетом собственных психологических особенностей подростка является актуальной.

Мною проведено исследование на данную тему, цель исследования -

выявить психолого -

педагогические условия развития самостоятельности старшеклассников общеобразовательной школы в

планировании личных профессиональных перспектив.

Объектом исследования выступила самостоятельность в профессиональном самоопределении

старшеклассников.

Предмет

исследования:

психолого-педагогические

условия

развития

самостоятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы в планировании личных

профессиональных перспектив.

Гипотеза заключается в том, что уровень самостоятельности старшеклассников в планировании

личных профессиональных перспектив можно повысить с помощью применения активизирующих

профессиональное самоопределение методов психолого - педагогического сопровождения.

Изучая психолого-педагогическую литературу, я определила, что «самостоятельность» – это

качество личности, которое характеризуется осознанной самооценкой и выражается в способности быть

инициативным и решительным, в том числе в выборе профессиональных целей.

Мною проведено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе МАОУ СОШ

№35, в 10 «Д» в количестве 25 человек и в 10 «Б» в количестве 24 человека.

В рамках констатирующего эксперимента 10 «Д» класс заявлен экспериментальной группой и 10

«Б»

класс

контрольной

группой.

Для

определения

уровня

развития

самостоятельности

старшеклассников в профессиональном самоопределении в исследовании использовались следующие

методики: Анкета на определение самостоятельности в выборе профессии старшеклассниками Т. Л.

Павловой;

Анкета

на

самооценку

личностных

качеств

«Дембо-Рубинштейн»;

«Дифференциально-

диагностический опросник» Е.А. Климова для определения типа профессий.

Количество учеников, у которых не совпадают профессии с интересами по анкете Т. Л. Павловой

составили в экспериментальной группе 48%, а в контрольной 50%. Данные показатели характеризуют

неспособность половины класса как экспериментальной, так и в контрольной группе самостоятельно

выбрать верную профессию. Помимо этого, более 90% учеников, у которых было зафиксировано

несоответствие, указали в анкете влияние со стороны родственников и друзей на выбор профессии.

Далее нами было проведено тестирование уровня самооценки личностных качеств по «Дембо-

Рубинштейну». Как уже было определено ранее самооценка является важным связующим звеном в

самостоятельном

выборе

профессии

старшеклассника.

Поэтому,

данная

методика

покажет

нам

существующий уровень самооценки у старшеклассников экспериментальной и контрольной группы на

констатирующем этапе эксперимента.

Согласно представленной диаграмме уровень самооценки старшеклассников экспериментальной

и контрольной группы примерно одинаковый: в экспериментальной группе низкий уровень набрали

48%

учеников,

средний

уровень

24%

и

высокий

уровень

28%

учеников,

в

контрольной

группе

количество учеников с низкой самооценкой составило 46%, средний уровень достиг 21% и высокий 33%

учеников.

Результаты, полученные в ходе диагностики, свидетельствуют о необходимости приведения к

оптимальному (адекватному) уровню самооценки с целью самостоятельного определения профессии с

помощью

разработанного

нами

комплекса

занятий,

которые

помогут

эффективно

оптимизировать

самооценку старшеклассников и повысить их способность к самостоятельному выбору профессии.

«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова мы провели, чтобы определить

типы профессий у 10-х классов и после проведения формирующего эксперимента сравнить изменились

ли типы профессий после проведения упражнений направленных на повышение уровня самооценки и

осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих

людей.

В основном подростки склонны либо к переоценке, либо к недооценке своих возможностей. При

завышенной самооценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой

основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также

неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.

В ходе формирующего эксперимента мы разработали и провели комплекс занятий, которые

помогут повысить уровень самооценки старшеклассников и их самостоятельность в профессиональном

самоопределении. Разработанный комплекс занятий был использован в экспериментальной группе – 10

«Д» класс.

После

проведения

формирующего

эксперимента

в

10-х

классах,

нам

необходимо

было

определить в следующем учебном году эффективность проведенного комплекса профориентационных

занятий.

Для

этого

мы

провели

повторную

диагностику

особенностей

профессионального

самоопределения среди 11-х классов и сравнили результаты диагностики, полученные в прошлом году

на констатирующем этапе эксперимента.

Согласно представленной диаграмме на контрольном этапе эксперимента количество учеников, у

которых не совпадают профессии с интересами, составили в экспериментальной группе 16%, что на

32% меньше чем в прошлом году, а в контрольной 37,5%, на 12,5% меньше.

После

повторного

проведения

методики

Дембо-Рубинштейна

на

контрольном

этапе

в

экспериментальной группе низкий уровень самооценки показали 16%, что на 32% меньше чем в

прошлом году, оптимальный уровень вырос до 76%, а также снизился завышенный уровень самооценки

и составил 8%. В контрольной группе в следующем году серьёзных изменений не произошло, так

количество с низким уровнем самооценки составило 37,5% старшеклассников, с оптимальным уровнем

41,6% и с завышенным уровнем 20,9%.

Статистический анализ различий по Т-критерию Вилкоксона показал, что уровни самооценки до и

после формирующего эксперимента в экспериментальной группе имеют значимые различия на 5%

уровне достоверности. В контрольной группе значимых различий нет (Т эг – 87, Т кг – 102).

Также, мною был проведен статистический анализ распределения признака соответствия выбора

профессии старшеклассниками на констатирующем и контрольном этапах формирующего эксперимента

в эксперимент группе с помощью критерия согласия χ2-Пирсона. Значение χ2-Пирсона равно 3,88, что

говорит о значимом различии в распределении признака соответствия (самостоятельности в выборе

профессии) на констатирующем и контрольном этапах для экспериментальной группы на 5%-ном

уровне достоверности.

Для контрольной группы критерий хи квадрат Пирсона составил 0,80. Поэтому расхождения

между распределениями на констатирующем и контрольном этапах статистически недостоверны, так

как хи квадрат эмпирическое меньше, чем хи квадрат критическое χэ2 ≤ χ2кр (0,80 меньше 3,84)

(шкала была не метрическая, а номинативная).

В ходе проведенного исследования на этапе формирующего эксперимента был разработан и

проведён комплекс занятий, который помог повысить самооценку старшеклассников и их уровень

самостоятельности в профессиональном самоопределении.

Таким образом, в экспериментальной группе после проведения разработанных занятий количество

старшеклассников, у которых уровень самооценки был занижен перешли на оптимальный уровень.

Помимо

этого,

у

таких

старшеклассников

на

повторном

прохождении

методики

Е.

А.

Климова

изменились

и

выбранные

типы

профессии.

Всё

это

подтверждает

взаимосвязь

самооценки

и

самостоятельности в профессиональном самоопределении.

Подтвердилась общая гипотеза: уровень самостоятельности старшеклассников в планировании

личных профессиональных перспектив можно повысить с помощью применения активизирующих

профессиональное самоопределение методов психолого - педагогического сопровождения.



В раздел образования