Автор: Фадеева Валентина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1" Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Классный час Тема: "Урок гражданина" Раздел: начальное образование
Цели и задачи:
-
знакомство
учащихся
с
понятиями:
«государство»,
«гражданин»,
«конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
- воспитание чувства гордости за свою страну;
Оборудование:
- Символика РФ;
- Государственный гимн России (аудиозапись);
- физическая карта России;
- аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»
Ход классного часа:
- Дети входят в класс. Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»
Учитель: Ребята, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это то место,
где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок-
деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из
множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И
у каждого она есть, как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится
своими
сыновьями
и
дочерьми,
заботится
о
них;
приходит
на
помощь,
придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней
одной жизнью.
Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. В течение этого года мы с
вами
будем
знакомиться
с
историческим
прошлым
нашей
страны,
её
символами, народами, географическими особенностями. Нельзя считать себя
гражданином государства, не зная о нём ничего.
А как называется наша Родина?
Учитель: Наша Родина- Россия. Посмотрите на карту.
Учитель: Наша родина очень велика. Так велика, что над её просторами
почти
никогда
не
заходит
солнце.
Когда
стрелки
кремлевских
часов
показывают
три
часа
дня
в
Москве,
то
в
Петропавловске-на-Камчатке
наступает полночь.
- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И
почему к Москве какое-то другое отношение?
Учитель: Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-
герой Москва- столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да
потому, что, если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны,
то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные
степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего
государства - её зелёный наряд- леса.
Учитель: Вот она, какая Родина - Русь, широкая и великая. И везде живут
люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
- А как всех их можно назвать, одним словом?
Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами.
Но
национальности
у
них
разные.
Россия
-
единое
многонациональное
демократическое
государство.
Её
населяют
более
180
национальностей,
народностей и этнических групп.
Да, много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую
дружную
семью.
Русские,
татары,
мордва,
чеченцы,
башкиры,
чуваши,
ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89
субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная
область,
49
областей,
города
федерального
значения-
Москва
и
Санкт-
Петербург. Все они объединились в одно большое государство- Россию, или
Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
Учитель: Велика численность населения России. И вселюди в нашей стране
равноправны:
женщины
и
мужчины,
молодёжь
и
старики,
люди
любой
национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции
Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения,
имущественного
и
должностного
положения,
места
жительства,
отношения
к
религии,
убеждений,
принадлежности
к
общественным объединениям».
Учитель: Главные правила по которым мы – граждане РФ живём, записаны в
Конституции.
В
знак
уважения
к
основному
закону
страны
слово
«Конституция» пишется с заглавной буквы. Конституция, по которой мы
сейчас
живём,
была
принята
12
декабря
1993
года.
Этот
день
стал
всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу
государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия-
дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Учитель: Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право
и обязанность- это учиться в школе, получать образование и становиться
достойными гражданами своей Родины.
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к
государственным символам страны.
Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Учитель: Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают
историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный
герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей
Родины. Отношение к символам- это отношение к самому государству.
Учитель: Вот как описываются государственный герб и государственный
флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года.
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой
четырёхугольный,
с
закруглёнными
нижними
углами,
заострённый
в
оконечности
красный
геральдический
щит
с
золотым
двуглавым
орлом,
поднявшим
вверх
распущенные
крылья.
Орел
увенчан
двумя
малыми
коронами и – над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В
правой лапе орла- скипетр, в левой- держава. На груди орла в красном щите-
серебряный
всадник
в
синем
плаще
на
серебряном
коне,
поражающий
серебряным копьём черного, опрокинутого навзничь и попранного конём
дракона».
«Государственный
флаг
Российской
Федерации
представляет
собой
прямоугольное
полотнище
трёх
равновеликих
горизонтальных
полос:
верхней- белого цвета, средней- синего, а нижней- красного цвета».
Сейчас
будет
звучать
Государственный
гимн
России.
Как
нужно
слушать гимн страны? (стоя) Таким образом мы показываем уважение к
своей стране.
Учитель: Неправда
ли
торжественная
музыка,
красивые
слова?
Слушая
гимн, наверное, в сердце каждого из вас зарождалась гордость.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости - это
национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает
чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её
историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы
построить светлое будущее.
Итог: Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на
мои вопросы:
1.
Как называется наша страна?
2.
Как называются люди, живущие в нашей стране?
3.
Что такое Конституция?
4.
Какой город является столицей России?
5.
Какие символы государства вы знаете?