Напоминание

"Уроки чтения в начальных классах"


Автор: Кирина Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"
Населённый пункт: город Усмань
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Уроки чтения в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ г. УСМАНЬ»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета.

Протокол №1 от 29.08.2018 г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического

совета.

Протокол №1 от 30.08.2018 г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы: _______________

Л.Ф. Алтухова

Приказ № ___ от ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЧТЕНИЕ»

1 класс

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочую программу составила:

Кирина Татьяна Валентиновна, учитель

начальных классов

г.

Усмань, 2018 г

1.

Пояснительная записка с указанием цели и специфика предмета

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» 1 класс разработана на

основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Адаптированной основной образовательной программы образования

обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( вариант I )

на 2017 - 2027 г. г.

Чтение является важной составляющей частью образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является

необходимым

условием

успешной

социализации

обучающихся,

формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации

АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения

особых

образовательных

потребностей

обучающихся,

обеспечивающих

усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в

современном обществе.

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:

развитие устной речи учащихся;

формирование фонематического слуха;

последовательное

изучение

звуков

и

букв,

усвоение

основных

слоговых структур;

развитие памяти, устной речи и познавательных способностей;

воспитание нравственных качеств.

в о с п и т а н и е

у

о б у ч а ю щ и х с я

ц е л е н а п р а в л е н н о с т и ,

р а б о т о с п о с о б н о с т и ,

н а с т о й ч и в о с т и ,

т р у д о л ю б и я ,

самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.

2.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение

чтению

в

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждениях

осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение

ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа

состоит

их

двух

разделов,

соответствующих

добукварному

и

букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.

Основные

задачи

добукварного

периода:

подготовить

обучающихся

к

овладению

первоначальными

навыками

чтения;

привить

интерес

к

обучению;

выявлять

особенности

общего

и

речевого

развития

каждого

ребёнка.

2

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых

навыков,

по

развитию

слухового

и

зрительного

в о с п р и я т и я ,

совершенствованию

произношения

и

пространственной

ориентировки.

Обучение

осуществляется

в

процессе

ознакомления

с

предметами

и

явлениями окружающей действительности, организация дидактических игр и

игровых упражнений.

Развитие

слухового

восприятия

и

речевого

слуха

в

добукварный

период

является

основой

для

усвоения

звуков

речи.

Первоклассники

учатся

различать

звуки

окружающей

действительности,

например

шуршание

листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з). Дети практически знакомятся

с

понятиями

слово,

часть

слога

(слог),

звук.

Они

учатся

составлять

предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков,

по

предложенной

теме;

делить

предложения

на

слова,

слова

на

слоги;

выделять отдельные звуки в начале слова.

Букварный период. В этот период у детей формируется звукобуквенный

анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения чтению

являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение

звука

предполагает

выделение

его

из

речи,

правильное

и

отчетливое

произношение,

различие

в

сочетании

с

другими

звуками,

дифференциацию

смешанных

звуков.

Буква

изучается

в

следующей

последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы

(элементов и их расположения), сравнения с

другими, ранее изученными

буквами. Важным компонентом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется

постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам,

ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при

обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.

3.

Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая

практика» и относится к обязательной части учебного плана образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В

соответствии

с

Календарным

учебным

графиком

ГБОУ

«Специальная

школа-интернат г. Усмань» курс «Чтение» в 1 классе рассчитан на 3 ч. ( 33

учебные

недели).

Количество

часов

в

неделю,

отводимых

на

изучение

предмета « Чтение»в 1 классе, определено Недельным учебным планом и

составляет 3 часа в неделю.

4.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Чтение»

предполагает

достижение

ими

двух

видов

результатов:

личностных

и

предметных.

В

структуре

планируемых

результатов

ведущее

место

3

принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают

овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,

Необходимых для достижения основной цели современного образования –

введения

обучающихся,

воспитанников

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

в

культуру,

овладение

ими

социокультурным

опытом.

Личностные

результаты

освоения

АООП

образования включают индивидуально-личностные качества и социальные

(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные

установки. Определенные рабочей программой для 1 класса планируемые

личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности

о бу ч а ю щ и х с я ,

в о с п и т а н н и ко в

с

у м с т в е н н о й

о т с т а л о с т ь ю

(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития

в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению

предмета.

Планируемые

предметные

результаты

предусматривают

овладение

обучающимися

знаниями

и

умениями

по

предмету

и

представлены

дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.

Личностные результаты:

положительное отношение к школе, к урокам чтения;

проявление интерес к языковой и речевой деятельности;

расширение представлений о многообразии окружающего мира;

доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,

отзывчивость и др.;

первоначальные

навыки

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

в

процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,

опираясь на вопросы учителя;

совместно

с

учителем

оценивать

результаты

своих

действий

и

действий

одноклассников;

слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в

условных обозначениях);

с

помощью

учителя

понимать

знаки,

символы,

схемы,

приведённые

в

Букваре, учебных пособиях, учебных материалах;

под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных

формах (текст, рисунок, таблица, схема);

осуществлять

под

руководством

учителя

поиск

нужной

информации

в

Букваре и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной

форме;

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких

предложений);

принимать участие в диалоге;

4

принимать участие в работе парами и группами;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в

общении правила вежливости.

Предметные результаты подразделяются на два уровня - минимальный и

достаточный.

Учащиеся должны уметь:

достаточный уровень

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и

слогов;

плавно читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям

к тексту;

слушать

небольшую

сказку,

стихотворение,

рассказ

и

отвечать

на

вопросы по содержанию;

минимальный уровень

различать звуки на слух и в произношении;

плавно

читать

по

слогам

отдельные

слова

и

соотносить

их

с

предметными картинками;

слушать

небольшую

сказку,

рассказ

и

отвечать

на

вопросы

по

содержанию.

5.

Содержание учебного предмета.

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение

звуков

окружающей

действительности,

узнавание

их:

определение

источника

звука

(«Кто

позвал?»,

«По

звуку

отгадай

предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука

(«Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного

по его голосу.

Дифференциация

неречевых

звуков:

сходные

звуки

игрушек,

сходные

звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет

волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит

свисток и др.

Слово.

Практическое

знакомство

со

словом

(«Назови

предметы»,

«Повтори

все

слова,

которые

сказали»).

Фиксация

слова

условно-

графическим

изображением.

«Чтение»

зафиксированных

слов,

соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где

предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных

на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

5

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок

повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого

слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение.

Практическое

знакомство

с

предложением

на

основе

демонстрации

действия:

Варя

рисует.

Юра

прыгает.

Фиксация

предложения

условно-графическим

изображением.

«Чтение»

предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их

условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме

с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На

полу

мышка;

У

Веры

шары.

У

Иры

шар;

Это

гриб.

Это

грибок)

с

обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-

ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением.

«Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с

картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та

и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные

упражнения

в

игре:

«Покатай

ватный

шарик

по

парте»,

«Посчитай,

сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом

— три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких

стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т],

[с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие

умения

слышать

часто

повторяющийся

звук

в

двустишиях,

чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова

при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение

звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с

опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый,

зеленый,

белый,

черный).

Классификация

предметов

по

цвету.

Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по

словесной

инструкции.

Различение

коротких

и

длинных

полосок.

Составление

из

цветных

полосок

изображений

знакомых

предметов

(лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному

образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х,

С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их

последовательное

введение.

Составление

по

образцу

комбинаций

из

разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур

6

изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.).

Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху

внизу,

справа

слева.

Разложение

предмета,

составленного

из

геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом —

треугольник и квадрат.

Выработка

умения

показывать

и

называть

предметы,

их

изображения

последовательно слева направо.

Узнавание

предмета

по

его

части,

составление

предмета

из

частей

в

сопровождении

речи.

Складывание

и

раскладывание

матрешки,

выкладывание

из

кубиков

(4—6)

картинки

по

образцу,

составление

картинки из пазлов (2—4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной

характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание

и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок,

разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из

пальчиков

животных

и

других

предметов.

Разучивание

коротких

стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с

мозаикой.

Формирование

графических

умений:

развитие

умения

держать

ручку,

карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в

альбоме.

Вычерчивание

горизонтальных,

вертикальных,

наклонных

прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом,

шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление

карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение

пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных

и

письменных

букв

в

пределах

строки

тетради:

вертикальная

прямая

палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для

вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива,

полуовал — месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по

трафарету, по образцу.

Букварный период

1-й этап

Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в

словах,

выделять

первых

звук

в

начале

слова,

подбирать

слова,

начинающиеся

с

изучаемого

звука,

с

опорой

на

картинки

или

задание

учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и

согласных звуков по мере изучения звуков и букв.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у,у-

а), закрытых (ом , ум, ах, ох) и отрытых (ма, му, ха, хи) слогов.

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: ма-на, са-ша.

7

Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога:

мох, сом, сын и т.д. Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса

учителя.

2-й этап

Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр. Й. Жж. Бб. Дд. Гг. ь.

Правильное и четкое произнесение звуков.

Характеризовать звук. Соотнесение звука с буквой, определение цвета

буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах са-

за, ша-жа, коза - коса; слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, лы-

ли, ны-ни, мыл-мил и т, д.), а также с и-й (мои – мой).

Чтение

предложений

из

2-4

слов.

Чтение

небольших

текстов

из

2-4

предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Чтение загадок и стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё,

Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Практическое

различение

гласных

и

согласных

букв,

правильное

обозначение их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков звонких и глухих, твердых и

мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах.

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее

слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в

начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1

—3 слогов.

Чтение

предложений

из

2—5

слов,

их

последующее

воспроизведение

с

имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания:

«Как сердятся гуси?» И т.д.

Чтение

небольших

текстов.

Ответы

на

вопросы.

Соотнесение

слов,

предложений,

текста

с

иллюстративным

материалом;

выбор

нужной

иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение

слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.

Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

6. Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-

во час

Содержание, виды деятельности

1 четверть (27 часов)

1

Д е н ь

з н а н и й .

Знакомство с классом и

школой,

с

режимом

д н я .

« П о р я д о к

в

классе». Беседа

1

Изучение правил поведения в

школе.

8

2

«Учитель и ученики»,

« И м я

и

о т ч е с т в о

учителя». «Ученики и

у ч и т е л я

д р у г и х

классов». Беседа.

1

Называние

учителя

по

имени

отчеству,

учеников

по

имени;

составление

рассказа о школе и

классе

3

«

Я

и

моя

семья».

Беседа

1

Беседа о семье каждого ребенка.

Называние по именам (отчествам,

фамилиям) членов своей семьи.

4

Предложение.

Составление

предложений. Деление

простого

предложения

на слова.

1

С о ст авление

п р е д л ож е н и й ;

определение

на

слух

количество

слов в предложении.

5

П о н я т и е

з в у к .

Выделение звука «а» в

словах.

1

Выделение звука «а» в словах.

6

Выделение звука «у» в

начале слова.

1

Выделение звука «у» в словах. И.

«Найди звук «у» в слове»

7

Выделение звука «м» в

начале слова.

1

Выделение

звука

«м»

в

начале

слова.

8

Выделение звука «с» в

начале слова.

1

Выделение

звука

«с»

в

начале

слова.

9

П е р е с к а з

с к а з к и

« Р е п к а »

п о

и л л ю с т р а ц и я м

и

вопросам.

1

Пересказ

сказки

«Репка»

по

картинкам и вопросам.

10

З в у к

и

б у к в а

а.

Выделение

звука

а

в

словах.

Чтение

буквы

А а.

1

Выделение

звука

(а)

в

процессе

звукобуквенного анализа с опорой

на предметный рисунок и схему

слова

11

З ву к

и

б у к в а

у.

Выделение

звука у

в

словах

1

Выделение звука (у) в процессе

звукобуквенного анализа с опорой

на предметный рисунок и схему

с л о в а .

Н а б л ю д е н и е

н а д

особенностями

произне сения

звука [у].

12

С л о в а а

у и

уа.

Звукобуквенный

анализ слов

1

Ч т е н и е

с л о в а

у и

уа;

звукобуквенный

анализ

слова

с

изучаемым звуком.

13

Звук

и

буква М

м.

Чтение

слов ам, ум с

протяжным

произношением.

1

Чтение слогов и слов с изученной

буквой.

14

О б р а з о в а н и е

и з

1

Звукобуквенный

анализ

слов

с

9

усвоенных

звуков

и

букв

слов.

Ч т е н и е

слогов с буквой м.

изучаемыми буквами. Выделение

слов

со

звуком

[м]

в

начале,

середине, конце слова.

15

З ву к

и

бу к ва О

о .

Слова,

начинающиеся

с буквы о

1

Выделение звука [о] в процессе

анализа с опорой на предметный

рисунок.

Определение

места

нового звука в слове.

16

Составление

и

чтение

слогов Ом, мо.

1

Звукобуквенный

анализ

слогов

ом,

мо;

составление

и

чтение

слогов ом, мо.

17

Звук и буква Х х.

1

Выделение в словах нового звука,

чтение слогов и слов с изученной

буквой.

18

Составление

и

чтение

прямых

и

обратных

слогов ах, ох, ха, хо.

1

Составление прямых и обратных

слогов в словах ах, ох;

звукобуквенный анализ слов.

19

Чтение слогов и слов с

буквой х

1

Чтение слогов и слов с буквой х;

звукобуквенный анализ слогов

20

Составление

и

чтение

прямых

и

обратных

слогов

с

изученными

буквами.

З н ач е н и е

гласной в слове.

1

Составление прямых и обратных

слогов в словах ах, ох;

звукобуквенный анализ слов;

Определение значения гласной в

словах.

21

Звук и буква с. Слоги и

слова с буквой С с

1

Выделение слов с буквами С, с в

текстах;

звукобуквенный

анализ

слов

с

изучаемыми звуками

22

Составление

и

чтение

прямых

и

обратных

слогов

ас,

са.

Чтение

слов и предложений с

буквой с.

1

Составление слогов ас, са;

звукобуквенный анализ слогов,

слов; чтение слов и предложений

с буквой с.

23

З ву к

и

бу к ва Н

н .

Закрытые

и

открытые

слоги

1

Составление прямых и обратных

слогов с буквой н

24

С л о г и

и

с л о в а

с

буквой н. Чтение слов

с буквой Н.

1

Выделение в словах нового звука,

чтение слогов и слов с изученной

буквой.

25

Звук и буква ы.

1

Выделение звука [ы] в процессе

звукобуквенного анализа с опорой

на предметный рисунок и схему

слова

26

Составление

и

чтение

прямых

и

обратных

1

Определение места нового звука в

слове;

составление

и

чтение

10

слогов

с

изученными

буквами.

прямых

и

обратных

слогов

с

изученными буквами.

27

Ч т е н и е

с л о в

и

предложений.

1

Чтение

слов

и

предложений

по

букварю

II четверть (21 час)

1

Звук и буква Л л.

1

Знакомство

с

новым

звуком

и

буквой

Л

л.

Воспроизведение

звука по артикуляции. Выделение

картинки с изученными буквами.

2

Составление

и

чтение

слов

из

усвоенных

слоговых структур

1

Составление

и

чтение

слов

из

усвоенных

слоговых

структур;

деление слов с изученой буквой

на слоги.

3

Звук и буква Вв. Слоги

и слова со звуком в

1

Выделение

звука

в

в

процессе

звукового

анализа,

составление

слогов и слов с буквой в.

4

Составление

и

чтение

слов и предложений из

усвоенных

слоговых

структур.

1

Звукобуквенный

анализ

слогов.

Чтение слов, состоящих из двух-

трёх слоговых структур.

5

З в у к

и

б у к в а

И .

Составление

и

чтение

с л о в

и

с л о го в

с о

звуком и.

1

Выделение

звука

и

в процессе

звукового анализа, составление и

чтение слов и слогов со звуком и.

6

Сравнительный

звукобуквенный анализ

слов.

1

Составление

и

чтение

слов

и

с л о г о в

с о

з в у к о м

и .

Сравнительный

звукобуквенный

анализ слов.

7

Чтение

предложений

из 2-3 слов.

1

Звукобуквенный

анализ

слогов.

Чтение

слов

и

предложений

с

изученными буквами

8

Звук

и

буква Ш

ш.

Составление

и

чтение

слогов и слов с буквой

ш.

1

Выделение звука

ш

в словах.

Характеристика его, обозначение

буквой. Чтение слов с изученной

буквой.

9

Чтение

открытых

и

з а к р ы т ы х

с л о г о в .

Составление

слов

по

первому и последнему

слогу.

1

Составление слов по картинкам.

Нахождение звука

ш

в словах.

Определение его места в слове.

10

Звук и буква П п.

1

Выделение

звука

п

в процессе

звукового

анализа,

составление

слогов с буквой п

11

Слова и слоги с п.

1

С о п о с т а в л е н и е

с л о в ,

11

различающихся

одним

звуком;

составление

слогов

и

слов

с

буквой п

12

Составление

и

чтение

с л о в

и

с л о го в

с о

звуком п.

1

Звукобуквенный анализ слогов и

слов; составление и чтение слов и

слогов со звуком п.

13

Чтение предложений и

текста.

1

Звукобуквенный

анализ

слогов,

слов. Чтение слов и предложений

с изученными буквами

14

Звук и буква Т

1

Выделение

звука

т

в

процессе

звукового

анализа,

составление

слогов и слов с буквой т.

15

Чтение слов с буквой

т

1

Составление слогов, слов из букв

разрезной азбуки.

16

Составление

и

чтение

слов и предложений со

звуком т.

1

Чтение слов, состоящих из двух-

трёх слоговых структур.

17

Звук и буква К к.

1

Знакомство

с

новым

звуком

и

буквой

К

к.

Воспроизведение

звука по артикуляции. Называние

картинки с изученными буквами.

18

Слоги и слова с к.

1

Составление слогов и слов из букв

разрезной азбуки; чтение слогов и

слов с буквой к

19

Ч т е н и е

т е кс т о в

и

предложений.

1

Звукобуквенный

анализ

слогов.

Чтение

слов

и

предложений

с

изученными буквами

20

Составление

и

чтение

с л о в

и з

д в у х

усвоенных

слоговых

структур

1

Составление слогов и слов из букв

разрезной азбуки; чтение слогов и

слов

21

Составление

и

чтение

предложений.

1

С о с т а в л е н и е

и

ч т е н и е

предложений

III четверть (27 часов)

1

Звук и буква Зз

1

Знакомство

с

новым

звуком

и

буквой. Воспроизведение звука по

артикуляции. Называние картинки

с изученными буквами.

2

Составление

и

чтение

слов и слогов с буквой

з.

1

Выделение в словах нового звука,

чтение слогов и слов с изученной

буквой.

3

Сравнительный

звукобуквенный анализ

слов

1

Составление слогов и слов из букв

разрезной азбуки; чтение слогов и

с л о в ;

с р а в н и т е л ь н ы й

12

звукобуквенный анализ слов

4

Чтение

предложений

из 2-3 слов и текстов.

1

О т в е т ы

н а

в о п р о с ы

п о

содержанию текста. Соотнесение

содержания

текста

с

сюжетной

картинкой.

5

Звук и буква Р р.

1

Знакомство

с

новым

звуком

и

буквой. Воспроизведение звука по

артикуляции. Называние картинки

с изученными буквами.

6

Слоги и слова с буквой

р.

1

Составление слогов и слов из букв

разрезной азбуки.

7

Дифференциация

звуков р-л.

С о п о с т а в л е н и е

с л о в ,

различающихся одним звуком.

8

Звук и буква й. Чтение

слов с буквой й

1

Определение

места

звука

й

в

словах; составление слогов и слов

из букв разрезной азбуки.

9

С р а в н е н и е

и - й .

Звукобуквенный

анализ слов и слогов.

1

Звукобуквенный

анализ

слов

и

слогов, чтение слов с изученными

буквами.

10

Звук и буква Жж.

1

Знакомство

с

новым

звуком

и

буквой. Воспроизведение звука по

артикуляции. Называние картинки

с изученными буквами.

11

Чтение слов со звуком

ж.

1

Составление

слов

из

букв

разрезной азбуки.

12

Дифференциация ж-ш.

Чтение слогов жи-ши.

1

Чтение

слов

с

изученными

буквами.

13

Чтение предложений и

текстов.

1

Чтение

предложений

и

текстов

букваре

14

Звук и буква Бб. Слова

и слоги со звуком б.

1

Знакомство

с

новым

звуком

и

буквой. Воспроизведение звука по

артикуляции. Называние картинки

с изученными буквами.

15

Составление

и

чтение

слов с буквой б.

1

Составление

и

чтение

слов

с

буквой б.

16

Чтение предложений и

рассказа «Барабан».

1

Чтение текста. Ответы на вопросы

п о

с о д е р ж а н и ю

т е к с т а .

Соотнесение содержания текста с

картинками

17

Дифференциация б-п.

1

С о п о с т а в л е н и е

с л о в ,

различающихся одним звуком.

18

Звук и буква Дд

1

Составление слогов и слов из букв

разрезной азбуки; чтение слогов и

слов с буквой д

13

19

С л о г и

и

с л о ва

с о

звуком д

1

Составление слогов и слов из букв

разрезной азбуки

20

Чтение рассказов.

1

Выделение

звук

д

в

словах,

чтение предложений и текстов в

букваре

21

Звуки

и

буквы

д-т.

Чтение предложений и

текста.

1

С о п о с т а в л е н и е

с л о в ,

различающихся

одним

звуком.

Чтение

предложений

и

текстав

букваре.

22

Звук и буква Гг

1

Выделение

звука

г

в

словах

,

о б о з н а ч е н и е

е г о

б у к в о й .

Составление

и

чтение

слов

с

изученной буквой.

23

Чтение слов со звуком

г

1

Составление

слов

из

букв

разрезной азбуки и чтение их

24

Чтение предложений и

текста.

1

Чтение текста. Ответы на вопросы

по содержанию текста.

25

Звуки

и

буквы

г-к.

Чтение предложений и

текста

1

Сопоставление попарно слогов с

б у к в а м и г

и к.

Ч т е н и е

предложений и текста в букваре

26

Мягкий знак на конце

слова.

1

Чтение слов с мягким знаком —

показателем мягкости.

27

Чтение слов с мягкими

и

т в е р д ы м и

согласными

на

конце

слова.

1

Чтение

слов

с

мягким

знаком.

О т в е т ы

н а

в о п р о с ы

п о

содержанию прочитанного текста.

IV четверть ( 24 часа)

1

Звук и буква Ее

1

Определение количества слогов в

словах,

количества

звуков

в

каждом слоге.

2

Чтение

рассказа

«В

лесу»

1

Ч т е н и е

т е кс т а ,

б е с е д а

п о

вопросам.

3

Звук и буква Яя. Буква

я

к а к

п о к а з а т е л ь

мягкости.

1

Игра

«Найди

в

тексте

слова

с

б у к в о й я»,

ч т е н и е

с л о в

и

предложений

4

Чтение слогов и слов с

я .

Ч т е н и е

предложений, текста.

1

Чтение текста, ответы на вопросы

по его содержанию. Определение

места буквы я в словах

5

Звук

и

буква

Юю.

Буква ю как показатель

мягкости.

1

Выделение

звука ю в словах ,

о б о з н а ч е н и е

е г о

б у к в о й .

Составление

и

чтение

слов

с

изученной буквой.

6

Сравнительный

звукобуквенный анализ

1

Чтение слов с буквой ю в начале

слова

14

слогов и слов с буквой

ю.

7

Звук и буква Ёё.

1

Выделение

звука

ё

в

словах

,

о б о з н а ч е н и е

е г о

б у к в о й .

Составление

и

чтение

слов

с

изученной буквой.

8

Чтение

предложений,

текста

1

Чтение текста. Ответы на вопросы

по содержанию текста.

9

З ву к

и

бу к в а

Ч ч .

Чтение слов с ч.

1

Выделяют

звук

ч

в

процессе

звукового анализа, чтение слов

10

Ч т е н и е

с л о в

с о

слогами ча-чу

1

Чтение слов со слогами ча-чу по

букварю

11

Звук и буква Фф

1

Выделение

звука ф в словах ,

о б о з н а ч е н и е

е г о

б у к в о й .

Составление

и

чтение

слов

с

изученной буквой.

12

Чтение предложений и

текста

1

Чтение текста. Ответы на вопросы

по содержанию текста.

13

Дифференциация в-ф

1

Чтение слогов и слов с изученной

буквой.

14

Звук и буква Цц. Слоги

и слова с ц

1

Составление

и

чтение

слов

с

буквой ц

15

Чтение

предложений,

текста

1

Выделение

звук

ц

в

словах,

чтение слов и предложений

16

Звук и буква Ээ. Слоги

и слова с буквой э.

1

Выделение

звука (э) в словах ,

о б о з н а ч е н и е

е г о

б у к в о й .

Составление

и

чтение

слов

с

изученной буквой.

17

Чтение текстов

1

Чтение

слов

с

новой

буквой.

Чтение тексов в букваре.

18

Звук и буква Щщ

1

Выделение

звука (щ) в словах ,

о б о з н а ч е н и е

е г о

б у к в о й .

Составление

и

чтение

слов

с

изученной буквой.

19

Чтение

слогов

ча-ща,

чу-щу

1

Чтение

слов

с

изученными

буквами. Чтение стихотворений и

текстов в букваре.

20

Буква Ъ

1

Чтение

слов

с

разделительным

твёрдым знаком

21

Чтение слов с Ъ и Ь

знаками.

1

Чтение

слов

с

разделительным

м я г к и м

и

р а з д е л и т е л ь н ы м

твёрдым знаком

22

Чтение

рассказа

«Без

терпенья нет ученья»

1

Ч т е н и е

т е кс т а .

Б е с е д а

п о

вопросам по содержанию текста.

15

23

Чтение рассказа «Моя

семья»

1

Чтение текста. Ответы на вопросы

по содержанию текста.

24

Ч т е н и е

р а с с к а з а

«Невидимка»

1

Ч т е н и е

т е кс т а .

Б е с е д а

п о

вопросам.

6.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.

Учебно-методическое обеспечение:

- Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,

реализующих

адаптированную

основную

общеобразовательную

программу

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной

( коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.- 320с.

2. Учебник:

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированную

основную общеобразовательную программу образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

– В 2-х ч.

3. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).

4. Учебно-практическое оборудование:

- касса букв и слогов;

-

раздаточный

дидактический

материал

(муляжи

предметов,

игрушки,

природный материал, геометрические фигуры и тела);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

- слоговые таблицы;

- дидактические игры;

- образцы написания букв;

- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;

16



В раздел образования