Автор: Кирина Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"
Населённый пункт: город Усмань
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Уроки чтения в начальных классах"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ г. УСМАНЬ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета.
Протокол №1 от 29.08.2018 г.
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического
совета.
Протокол №1 от 30.08.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы: _______________
Л.Ф. Алтухова
Приказ № ___ от ___________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЧТЕНИЕ»
1 класс
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочую программу составила:
Кирина Татьяна Валентиновна, учитель
начальных классов
г.
Усмань, 2018 г
1.
Пояснительная записка с указанием цели и специфика предмета
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» 1 класс разработана на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированной основной образовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( вариант I )
на 2017 - 2027 г. г.
Чтение является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является
необходимым
условием
успешной
социализации
обучающихся,
формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации
АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения
особых
образовательных
потребностей
обучающихся,
обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в
современном обществе.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:
развитие устной речи учащихся;
формирование фонематического слуха;
последовательное
изучение
звуков
и
букв,
усвоение
основных
слоговых структур;
развитие памяти, устной речи и познавательных способностей;
воспитание нравственных качеств.
в о с п и т а н и е
у
о б у ч а ю щ и х с я
ц е л е н а п р а в л е н н о с т и ,
р а б о т о с п о с о б н о с т и ,
н а с т о й ч и в о с т и ,
т р у д о л ю б и я ,
самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.
2.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение
чтению
в
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждениях
осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение
ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа
состоит
их
двух
разделов,
соответствующих
добукварному
и
букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.
Основные
задачи
добукварного
периода:
подготовить
обучающихся
к
овладению
первоначальными
навыками
чтения;
привить
интерес
к
обучению;
выявлять
особенности
общего
и
речевого
развития
каждого
ребёнка.
2
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых
навыков,
по
развитию
слухового
и
зрительного
в о с п р и я т и я ,
совершенствованию
произношения
и
пространственной
ориентировки.
Обучение
осуществляется
в
процессе
ознакомления
с
предметами
и
явлениями окружающей действительности, организация дидактических игр и
игровых упражнений.
Развитие
слухового
восприятия
и
речевого
слуха
в
добукварный
период
является
основой
для
усвоения
звуков
речи.
Первоклассники
учатся
различать
звуки
окружающей
действительности,
например
шуршание
листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з). Дети практически знакомятся
с
понятиями
слово,
часть
слога
(слог),
звук.
Они
учатся
составлять
предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков,
по
предложенной
теме;
делить
предложения
на
слова,
слова
на
слоги;
выделять отдельные звуки в начале слова.
Букварный период. В этот период у детей формируется звукобуквенный
анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения чтению
являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение
звука
предполагает
выделение
его
из
речи,
правильное
и
отчетливое
произношение,
различие
в
сочетании
с
другими
звуками,
дифференциацию
смешанных
звуков.
Буква
изучается
в
следующей
последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы
(элементов и их расположения), сравнения с
другими, ранее изученными
буквами. Важным компонентом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется
постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам,
ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при
обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.
3.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В
соответствии
с
Календарным
учебным
графиком
ГБОУ
«Специальная
школа-интернат г. Усмань» курс «Чтение» в 1 классе рассчитан на 3 ч. ( 33
учебные
недели).
Количество
часов
в
неделю,
отводимых
на
изучение
предмета « Чтение»в 1 классе, определено Недельным учебным планом и
составляет 3 часа в неделю.
4.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Чтение»
предполагает
достижение
ими
двух
видов
результатов:
личностных
и
предметных.
В
структуре
планируемых
результатов
ведущее
место
3
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
Необходимых для достижения основной цели современного образования –
введения
обучающихся,
воспитанников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
культуру,
овладение
ими
социокультурным
опытом.
Личностные
результаты
освоения
АООП
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки. Определенные рабочей программой для 1 класса планируемые
личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности
о бу ч а ю щ и х с я ,
в о с п и т а н н и ко в
с
у м с т в е н н о й
о т с т а л о с т ь ю
(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития
в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
предмета.
Планируемые
предметные
результаты
предусматривают
овладение
обучающимися
знаниями
и
умениями
по
предмету
и
представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты:
положительное отношение к школе, к урокам чтения;
проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость и др.;
первоначальные
навыки
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,
опираясь на вопросы учителя;
совместно
с
учителем
оценивать
результаты
своих
действий
и
действий
одноклассников;
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в
условных обозначениях);
с
помощью
учителя
понимать
знаки,
символы,
схемы,
приведённые
в
Букваре, учебных пособиях, учебных материалах;
под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных
формах (текст, рисунок, таблица, схема);
осуществлять
под
руководством
учителя
поиск
нужной
информации
в
Букваре и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких
предложений);
принимать участие в диалоге;
4
принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты подразделяются на два уровня - минимальный и
достаточный.
Учащиеся должны уметь:
достаточный уровень
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и
слогов;
плавно читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям
к тексту;
слушать
небольшую
сказку,
стихотворение,
рассказ
и
отвечать
на
вопросы по содержанию;
минимальный уровень
различать звуки на слух и в произношении;
плавно
читать
по
слогам
отдельные
слова
и
соотносить
их
с
предметными картинками;
слушать
небольшую
сказку,
рассказ
и
отвечать
на
вопросы
по
содержанию.
5.
Содержание учебного предмета.
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение
звуков
окружающей
действительности,
узнавание
их:
определение
источника
звука
(«Кто
позвал?»,
«По
звуку
отгадай
предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука
(«Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного
по его голосу.
Дифференциация
неречевых
звуков:
сходные
звуки
игрушек,
сходные
звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет
волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит
свисток и др.
Слово.
Практическое
знакомство
со
словом
(«Назови
предметы»,
«Повтори
все
слова,
которые
сказали»).
Фиксация
слова
условно-
графическим
изображением.
«Чтение»
зафиксированных
слов,
соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где
предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных
на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
5
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок
повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого
слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение.
Практическое
знакомство
с
предложением
на
основе
демонстрации
действия:
Варя
рисует.
Юра
прыгает.
Фиксация
предложения
условно-графическим
изображением.
«Чтение»
предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их
условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме
с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На
полу
мышка;
У
Веры
шары.
У
Иры
шар;
Это
гриб.
Это
грибок)
с
обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-
ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением.
«Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с
картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та
и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения
в
игре:
«Покатай
ватный
шарик
по
парте»,
«Посчитай,
сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом
— три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких
стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т],
[с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие
умения
слышать
часто
повторяющийся
звук
в
двустишиях,
чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова
при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение
звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с
опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый,
зеленый,
белый,
черный).
Классификация
предметов
по
цвету.
Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по
словесной
инструкции.
Различение
коротких
и
длинных
полосок.
Составление
из
цветных
полосок
изображений
знакомых
предметов
(лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному
образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х,
С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их
последовательное
введение.
Составление
по
образцу
комбинаций
из
разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур
6
изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.).
Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху
—
внизу,
справа
—
слева.
Разложение
предмета,
составленного
из
геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом —
треугольник и квадрат.
Выработка
умения
показывать
и
называть
предметы,
их
изображения
последовательно слева направо.
Узнавание
предмета
по
его
части,
составление
предмета
из
частей
в
сопровождении
речи.
Складывание
и
раскладывание
матрешки,
выкладывание
из
кубиков
(4—6)
картинки
по
образцу,
составление
картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной
характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание
и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок,
разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из
пальчиков
животных
и
других
предметов.
Разучивание
коротких
стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с
мозаикой.
Формирование
графических
умений:
развитие
умения
держать
ручку,
карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в
альбоме.
Вычерчивание
горизонтальных,
вертикальных,
наклонных
прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом,
шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление
карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение
пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных
и
письменных
букв
в
пределах
строки
тетради:
вертикальная
прямая
палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для
вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива,
полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по
трафарету, по образцу.
Букварный период
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в
словах,
выделять
первых
звук
в
начале
слова,
подбирать
слова,
начинающиеся
с
изучаемого
звука,
с
опорой
на
картинки
или
задание
учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и
согласных звуков по мере изучения звуков и букв.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у,у-
а), закрытых (ом , ум, ах, ох) и отрытых (ма, му, ха, хи) слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: ма-на, са-ша.
7
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога:
мох, сом, сын и т.д. Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса
учителя.
2-й этап
Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр. Й. Жж. Бб. Дд. Гг. ь.
Правильное и четкое произнесение звуков.
Характеризовать звук. Соотнесение звука с буквой, определение цвета
буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах са-
за, ша-жа, коза - коса; слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, лы-
ли, ны-ни, мыл-мил и т, д.), а также с и-й (мои – мой).
Чтение
предложений
из
2-4
слов.
Чтение
небольших
текстов
из
2-4
предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение.
Чтение загадок и стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё,
Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое
различение
гласных
и
согласных
букв,
правильное
обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков звонких и глухих, твердых и
мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее
слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в
начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1
—3 слогов.
Чтение
предложений
из
2—5
слов,
их
последующее
воспроизведение
с
имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания:
«Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение
небольших
текстов.
Ответы
на
вопросы.
Соотнесение
слов,
предложений,
текста
с
иллюстративным
материалом;
выбор
нужной
иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение
слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
6. Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-
во час
Содержание, виды деятельности
1 четверть (27 часов)
1
Д е н ь
з н а н и й .
Знакомство с классом и
школой,
с
режимом
д н я .
« П о р я д о к
в
классе». Беседа
1
Изучение правил поведения в
школе.
8
2
«Учитель и ученики»,
« И м я
и
о т ч е с т в о
учителя». «Ученики и
у ч и т е л я
д р у г и х
классов». Беседа.
1
Называние
учителя
по
имени
отчеству,
учеников
по
имени;
составление
рассказа о школе и
классе
3
«
Я
и
моя
семья».
Беседа
1
Беседа о семье каждого ребенка.
Называние по именам (отчествам,
фамилиям) членов своей семьи.
4
Предложение.
Составление
предложений. Деление
простого
предложения
на слова.
1
С о ст авление
п р е д л ож е н и й ;
определение
на
слух
количество
слов в предложении.
5
П о н я т и е
–
з в у к .
Выделение звука «а» в
словах.
1
Выделение звука «а» в словах.
6
Выделение звука «у» в
начале слова.
1
Выделение звука «у» в словах. И.
«Найди звук «у» в слове»
7
Выделение звука «м» в
начале слова.
1
Выделение
звука
«м»
в
начале
слова.
8
Выделение звука «с» в
начале слова.
1
Выделение
звука
«с»
в
начале
слова.
9
П е р е с к а з
с к а з к и
« Р е п к а »
п о
и л л ю с т р а ц и я м
и
вопросам.
1
Пересказ
сказки
«Репка»
по
картинкам и вопросам.
10
З в у к
и
б у к в а
а.
Выделение
звука
а
в
словах.
Чтение
буквы
А а.
1
Выделение
звука
(а)
в
процессе
звукобуквенного анализа с опорой
на предметный рисунок и схему
слова
11
З ву к
и
б у к в а
у.
Выделение
звука у
в
словах
1
Выделение звука (у) в процессе
звукобуквенного анализа с опорой
на предметный рисунок и схему
с л о в а .
Н а б л ю д е н и е
н а д
особенностями
произне сения
звука [у].
12
С л о в а а
у и
уа.
Звукобуквенный
анализ слов
1
Ч т е н и е
с л о в а
у и
уа;
звукобуквенный
анализ
слова
с
изучаемым звуком.
13
Звук
и
буква М
м.
Чтение
слов ам, ум с
протяжным
произношением.
1
Чтение слогов и слов с изученной
буквой.
14
О б р а з о в а н и е
и з
1
Звукобуквенный
анализ
слов
с
9
усвоенных
звуков
и
букв
слов.
Ч т е н и е
слогов с буквой м.
изучаемыми буквами. Выделение
слов
со
звуком
[м]
в
начале,
середине, конце слова.
15
З ву к
и
бу к ва О
о .
Слова,
начинающиеся
с буквы о
1
Выделение звука [о] в процессе
анализа с опорой на предметный
рисунок.
Определение
места
нового звука в слове.
16
Составление
и
чтение
слогов Ом, мо.
1
Звукобуквенный
анализ
слогов
ом,
мо;
составление
и
чтение
слогов ом, мо.
17
Звук и буква Х х.
1
Выделение в словах нового звука,
чтение слогов и слов с изученной
буквой.
18
Составление
и
чтение
прямых
и
обратных
слогов ах, ох, ха, хо.
1
Составление прямых и обратных
слогов в словах ах, ох;
звукобуквенный анализ слов.
19
Чтение слогов и слов с
буквой х
1
Чтение слогов и слов с буквой х;
звукобуквенный анализ слогов
20
Составление
и
чтение
прямых
и
обратных
слогов
с
изученными
буквами.
З н ач е н и е
гласной в слове.
1
Составление прямых и обратных
слогов в словах ах, ох;
звукобуквенный анализ слов;
Определение значения гласной в
словах.
21
Звук и буква с. Слоги и
слова с буквой С с
1
Выделение слов с буквами С, с в
текстах;
звукобуквенный
анализ
слов
с
изучаемыми звуками
22
Составление
и
чтение
прямых
и
обратных
слогов
ас,
са.
Чтение
слов и предложений с
буквой с.
1
Составление слогов ас, са;
звукобуквенный анализ слогов,
слов; чтение слов и предложений
с буквой с.
23
З ву к
и
бу к ва Н
н .
Закрытые
и
открытые
слоги
1
Составление прямых и обратных
слогов с буквой н
24
С л о г и
и
с л о в а
с
буквой н. Чтение слов
с буквой Н.
1
Выделение в словах нового звука,
чтение слогов и слов с изученной
буквой.
25
Звук и буква ы.
1
Выделение звука [ы] в процессе
звукобуквенного анализа с опорой
на предметный рисунок и схему
слова
26
Составление
и
чтение
прямых
и
обратных
1
Определение места нового звука в
слове;
составление
и
чтение
10
слогов
с
изученными
буквами.
прямых
и
обратных
слогов
с
изученными буквами.
27
Ч т е н и е
с л о в
и
предложений.
1
Чтение
слов
и
предложений
по
букварю
II четверть (21 час)
1
Звук и буква Л л.
1
Знакомство
с
новым
звуком
и
буквой
Л
л.
Воспроизведение
звука по артикуляции. Выделение
картинки с изученными буквами.
2
Составление
и
чтение
слов
из
усвоенных
слоговых структур
1
Составление
и
чтение
слов
из
усвоенных
слоговых
структур;
деление слов с изученой буквой
на слоги.
3
Звук и буква Вв. Слоги
и слова со звуком в
1
Выделение
звука
в
в
процессе
звукового
анализа,
составление
слогов и слов с буквой в.
4
Составление
и
чтение
слов и предложений из
усвоенных
слоговых
структур.
1
Звукобуквенный
анализ
слогов.
Чтение слов, состоящих из двух-
трёх слоговых структур.
5
З в у к
и
б у к в а
И .
Составление
и
чтение
с л о в
и
с л о го в
с о
звуком и.
1
Выделение
звука
и
в процессе
звукового анализа, составление и
чтение слов и слогов со звуком и.
6
Сравнительный
звукобуквенный анализ
слов.
1
Составление
и
чтение
слов
и
с л о г о в
с о
з в у к о м
и .
Сравнительный
звукобуквенный
анализ слов.
7
Чтение
предложений
из 2-3 слов.
1
Звукобуквенный
анализ
слогов.
Чтение
слов
и
предложений
с
изученными буквами
8
Звук
и
буква Ш
ш.
Составление
и
чтение
слогов и слов с буквой
ш.
1
Выделение звука
ш
в словах.
Характеристика его, обозначение
буквой. Чтение слов с изученной
буквой.
9
Чтение
открытых
и
з а к р ы т ы х
с л о г о в .
Составление
слов
по
первому и последнему
слогу.
1
Составление слов по картинкам.
Нахождение звука
ш
в словах.
Определение его места в слове.
10
Звук и буква П п.
1
Выделение
звука
п
в процессе
звукового
анализа,
составление
слогов с буквой п
11
Слова и слоги с п.
1
С о п о с т а в л е н и е
с л о в ,
11
различающихся
одним
звуком;
составление
слогов
и
слов
с
буквой п
12
Составление
и
чтение
с л о в
и
с л о го в
с о
звуком п.
1
Звукобуквенный анализ слогов и
слов; составление и чтение слов и
слогов со звуком п.
13
Чтение предложений и
текста.
1
Звукобуквенный
анализ
слогов,
слов. Чтение слов и предложений
с изученными буквами
14
Звук и буква Т
1
Выделение
звука
т
в
процессе
звукового
анализа,
составление
слогов и слов с буквой т.
15
Чтение слов с буквой
т
1
Составление слогов, слов из букв
разрезной азбуки.
16
Составление
и
чтение
слов и предложений со
звуком т.
1
Чтение слов, состоящих из двух-
трёх слоговых структур.
17
Звук и буква К к.
1
Знакомство
с
новым
звуком
и
буквой
К
к.
Воспроизведение
звука по артикуляции. Называние
картинки с изученными буквами.
18
Слоги и слова с к.
1
Составление слогов и слов из букв
разрезной азбуки; чтение слогов и
слов с буквой к
19
Ч т е н и е
т е кс т о в
и
предложений.
1
Звукобуквенный
анализ
слогов.
Чтение
слов
и
предложений
с
изученными буквами
20
Составление
и
чтение
с л о в
и з
д в у х
усвоенных
слоговых
структур
1
Составление слогов и слов из букв
разрезной азбуки; чтение слогов и
слов
21
Составление
и
чтение
предложений.
1
С о с т а в л е н и е
и
ч т е н и е
предложений
III четверть (27 часов)
1
Звук и буква Зз
1
Знакомство
с
новым
звуком
и
буквой. Воспроизведение звука по
артикуляции. Называние картинки
с изученными буквами.
2
Составление
и
чтение
слов и слогов с буквой
з.
1
Выделение в словах нового звука,
чтение слогов и слов с изученной
буквой.
3
Сравнительный
звукобуквенный анализ
слов
1
Составление слогов и слов из букв
разрезной азбуки; чтение слогов и
с л о в ;
с р а в н и т е л ь н ы й
12
звукобуквенный анализ слов
4
Чтение
предложений
из 2-3 слов и текстов.
1
О т в е т ы
н а
в о п р о с ы
п о
содержанию текста. Соотнесение
содержания
текста
с
сюжетной
картинкой.
5
Звук и буква Р р.
1
Знакомство
с
новым
звуком
и
буквой. Воспроизведение звука по
артикуляции. Называние картинки
с изученными буквами.
6
Слоги и слова с буквой
р.
1
Составление слогов и слов из букв
разрезной азбуки.
7
Дифференциация
звуков р-л.
С о п о с т а в л е н и е
с л о в ,
различающихся одним звуком.
8
Звук и буква й. Чтение
слов с буквой й
1
Определение
места
звука
й
в
словах; составление слогов и слов
из букв разрезной азбуки.
9
С р а в н е н и е
и - й .
Звукобуквенный
анализ слов и слогов.
1
Звукобуквенный
анализ
слов
и
слогов, чтение слов с изученными
буквами.
10
Звук и буква Жж.
1
Знакомство
с
новым
звуком
и
буквой. Воспроизведение звука по
артикуляции. Называние картинки
с изученными буквами.
11
Чтение слов со звуком
ж.
1
Составление
слов
из
букв
разрезной азбуки.
12
Дифференциация ж-ш.
Чтение слогов жи-ши.
1
Чтение
слов
с
изученными
буквами.
13
Чтение предложений и
текстов.
1
Чтение
предложений
и
текстов
букваре
14
Звук и буква Бб. Слова
и слоги со звуком б.
1
Знакомство
с
новым
звуком
и
буквой. Воспроизведение звука по
артикуляции. Называние картинки
с изученными буквами.
15
Составление
и
чтение
слов с буквой б.
1
Составление
и
чтение
слов
с
буквой б.
16
Чтение предложений и
рассказа «Барабан».
1
Чтение текста. Ответы на вопросы
п о
с о д е р ж а н и ю
т е к с т а .
Соотнесение содержания текста с
картинками
17
Дифференциация б-п.
1
С о п о с т а в л е н и е
с л о в ,
различающихся одним звуком.
18
Звук и буква Дд
1
Составление слогов и слов из букв
разрезной азбуки; чтение слогов и
слов с буквой д
13
19
С л о г и
и
с л о ва
с о
звуком д
1
Составление слогов и слов из букв
разрезной азбуки
20
Чтение рассказов.
1
Выделение
звук
д
в
словах,
чтение предложений и текстов в
букваре
21
Звуки
и
буквы
д-т.
Чтение предложений и
текста.
1
С о п о с т а в л е н и е
с л о в ,
различающихся
одним
звуком.
Чтение
предложений
и
текстав
букваре.
22
Звук и буква Гг
1
Выделение
звука
г
в
словах
,
о б о з н а ч е н и е
е г о
б у к в о й .
Составление
и
чтение
слов
с
изученной буквой.
23
Чтение слов со звуком
г
1
Составление
слов
из
букв
разрезной азбуки и чтение их
24
Чтение предложений и
текста.
1
Чтение текста. Ответы на вопросы
по содержанию текста.
25
Звуки
и
буквы
г-к.
Чтение предложений и
текста
1
Сопоставление попарно слогов с
б у к в а м и г
и к.
Ч т е н и е
предложений и текста в букваре
26
Мягкий знак на конце
слова.
1
Чтение слов с мягким знаком —
показателем мягкости.
27
Чтение слов с мягкими
и
т в е р д ы м и
согласными
на
конце
слова.
1
Чтение
слов
с
мягким
знаком.
О т в е т ы
н а
в о п р о с ы
п о
содержанию прочитанного текста.
IV четверть ( 24 часа)
1
Звук и буква Ее
1
Определение количества слогов в
словах,
количества
звуков
в
каждом слоге.
2
Чтение
рассказа
«В
лесу»
1
Ч т е н и е
т е кс т а ,
б е с е д а
п о
вопросам.
3
Звук и буква Яя. Буква
я
к а к
п о к а з а т е л ь
мягкости.
1
Игра
«Найди
в
тексте
слова
с
б у к в о й я»,
ч т е н и е
с л о в
и
предложений
4
Чтение слогов и слов с
я .
Ч т е н и е
предложений, текста.
1
Чтение текста, ответы на вопросы
по его содержанию. Определение
места буквы я в словах
5
Звук
и
буква
Юю.
Буква ю как показатель
мягкости.
1
Выделение
звука ю в словах ,
о б о з н а ч е н и е
е г о
б у к в о й .
Составление
и
чтение
слов
с
изученной буквой.
6
Сравнительный
звукобуквенный анализ
1
Чтение слов с буквой ю в начале
слова
14
слогов и слов с буквой
ю.
7
Звук и буква Ёё.
1
Выделение
звука
ё
в
словах
,
о б о з н а ч е н и е
е г о
б у к в о й .
Составление
и
чтение
слов
с
изученной буквой.
8
Чтение
предложений,
текста
1
Чтение текста. Ответы на вопросы
по содержанию текста.
9
З ву к
и
бу к в а
Ч ч .
Чтение слов с ч.
1
Выделяют
звук
ч
в
процессе
звукового анализа, чтение слов
10
Ч т е н и е
с л о в
с о
слогами ча-чу
1
Чтение слов со слогами ча-чу по
букварю
11
Звук и буква Фф
1
Выделение
звука ф в словах ,
о б о з н а ч е н и е
е г о
б у к в о й .
Составление
и
чтение
слов
с
изученной буквой.
12
Чтение предложений и
текста
1
Чтение текста. Ответы на вопросы
по содержанию текста.
13
Дифференциация в-ф
1
Чтение слогов и слов с изученной
буквой.
14
Звук и буква Цц. Слоги
и слова с ц
1
Составление
и
чтение
слов
с
буквой ц
15
Чтение
предложений,
текста
1
Выделение
звук
ц
в
словах,
чтение слов и предложений
16
Звук и буква Ээ. Слоги
и слова с буквой э.
1
Выделение
звука (э) в словах ,
о б о з н а ч е н и е
е г о
б у к в о й .
Составление
и
чтение
слов
с
изученной буквой.
17
Чтение текстов
1
Чтение
слов
с
новой
буквой.
Чтение тексов в букваре.
18
Звук и буква Щщ
1
Выделение
звука (щ) в словах ,
о б о з н а ч е н и е
е г о
б у к в о й .
Составление
и
чтение
слов
с
изученной буквой.
19
Чтение
слогов
ча-ща,
чу-щу
1
Чтение
слов
с
изученными
буквами. Чтение стихотворений и
текстов в букваре.
20
Буква Ъ
1
Чтение
слов
с
разделительным
твёрдым знаком
21
Чтение слов с Ъ и Ь
знаками.
1
Чтение
слов
с
разделительным
м я г к и м
и
р а з д е л и т е л ь н ы м
твёрдым знаком
22
Чтение
рассказа
«Без
терпенья нет ученья»
1
Ч т е н и е
т е кс т а .
Б е с е д а
п о
вопросам по содержанию текста.
15
23
Чтение рассказа «Моя
семья»
1
Чтение текста. Ответы на вопросы
по содержанию текста.
24
Ч т е н и е
р а с с к а з а
«Невидимка»
1
Ч т е н и е
т е кс т а .
Б е с е д а
п о
вопросам.
6.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1.
Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
( коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.- 320с.
2. Учебник:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
– В 2-х ч.
3. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).
4. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
-
раздаточный
дидактический
материал
(муляжи
предметов,
игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образцы написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
16